Спрос и предложение презентация

Содержание

План лекции 1. Поведение потребителя. Предельная полезность. Кривая безразличия. Равновесие потребителя. 2. Спрос и его факторы. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. 3. Предложение и его факторы. Закон предложения. Кривая предложения.

Слайд 1Спрос и предложение
Ст.преподаватель кафедры ЭТ СПбГЭТУ Баранова Л.Ю.


Слайд 2План лекции
1. Поведение потребителя. Предельная полезность. Кривая безразличия. Равновесие потребителя.
2. Спрос

и его факторы. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса.
3. Предложение и его факторы. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения.
4. Излишек потребителя и излишек производителя.
5. Взаимодействие спроса и предложения.

Слайд 3Поведение потребителя
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор

товаров с учетом цен и личного бюджета, т. е. собственных денежных доходов.
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости (полезности).






Слайд 4Предельная полезность
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке

используется понятие предельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней единицей товара.
Используя это понятие, немецкий экономист-математик Г. Госсен (1810−1859) сформулировал два закона потребительского поведения, получивших впоследствии его имя: закон убывающей предельной полезности и закон максимума полезности.












Слайд 5Кривая безразличия
Кривая безразличия – совокупность точек на координатной плоскости, каждая из

которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (одинаковую полезность).
Равновесие потребителя – точка касания кривой безразличия с линией бюджетных ограничений. Означает максимальное удовлетворение потребностей при данном бюджете.







Слайд 6Равновесие потребителя
Y


X
D

U
M
M
В положении равновесия (т. D) цена каждого товара пропорциональна его

предельной полезности:




Слайд 7Спрос и его факторы
Спрос - количество товаров или услуг, которое

потребитель готов и в состоянии купить по одной из возможных цен (P ) в течение определенного периода времени при неизменных прочих условиях.
Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и факторами, определяющими его.
Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, π, N)
где Qd – величина спроса, P – цена товара (ценовой фактор),
неценовые факторы: I – доход, Т – вкусы и предпочтения потребителей, Ps- цена товаров-заменителей, Pc - цена товаров-дополнителей, π – инфляционные ожидания, N – число покупателей товара.

Слайд 8Закон спроса
Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена товара.
Величиной

спроса называется то количество товаров QD, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене P.
Существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Она называется законом спроса.
QD = f (P).


Слайд 9Кривая спроса
Зависимость QD от Р представлена в виде графика функции спроса,

называемого кривой спроса.





Слайд 10Индивидуальный и рыночный спрос
Если просуммировать индивидуальный спрос всех покупателей на данный

товар, то получится общий рыночный спрос.


Слайд 11Эластичность спроса и ее виды
Эластичность спроса показывает степень влияния на величину

спроса на конкретный товар определенных изменений какого-либо фактора, а именно: изменения цены товара, уровня доходов потребителей, цен взаимосвязанных товаров. Поэтому выделяют 3 вида эластичности спроса.
Эластичность спроса по цене означает степень изменения величины спроса в зависимости от степени изменения цены. Эластичность спроса по цене ЕРD измеряется как отношение изменения величины спроса на товар Q к изменению его цены Р. Коэффициент эластичности спроса показывает реакцию спроса на изменение цены товара:

Слайд 12
Формула может давать отрицательные значения эластичности, если величина спроса меняется в

направлении, противоположном изменению цены. В этом случае знак «минус» опускается, т. е. значение коэффициента берется по модулю (учитываются положительные значения).
Если ЕРD > 1, то спрос эластичен (на предметы роскоши), если же ЕРD < 1, то спрос неэластичен (на медикаменты, жизненно важные товары). Если ЕРD = 1 (спрос с единичной эластичностью – когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент).
На рис. 3.4 представлена линия эластичного спроса, на рис. 3.5 − линия неэластичного спроса, на рис. 3.6 – линия спроса с единичной эластичностью, на рис. 3.7 – линия совершенно неэластичного спроса (Е = 0), на рис. 3.8 – линия совершенно эластичного спроса (Е = ∞).


Слайд 13Линии спроса различной эластичности

p
D D D
Q
p p


Q Q
Рис.3.7 Рис. 3.8
В зависимости от коэффициента эластичности спроса по цене различают товары высокой, низкой и постоянной (единичной) эластичности.

p

Q


450

Рис. 3.4

Рис. 3.5

Рис. 3.6

D

D

p

Q


Слайд 14
Пример.
Предприниматель снизил цену на свой товар с целью увеличить объем

продаж и свою выручку. Однако в результате он получил сокращение выручки. В чем причина?
Он не учёл, что спрос на товар неэластичен.
Эластичность спроса влияет на выручку фирмы.


Слайд 15
Эластичность спроса по доходу ЕID выражает изменение величины спроса в зависимости

от изменения дохода потребителей.
Коэффициент эластичности спроса по доходу исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции Q, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению дохода I:

Слайд 16
Товары массового спроса, как правило, имеют низкую эластичность по доходу (ЕID

< 1), так как они необходимы в повседневной жизни и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми.
Предметы роскоши и дорогие товары длительного пользования имеют высокую эластичность по доходу (ЕID > 1), поскольку с ростом благосостояния их покупают все больше.
Это примеры нормальных товаров. Для них характерна положительная эластичность спроса по доходу (ЕID > 0) . Товары первой необходимости (0 < ЕID < 1). Товары второй необходимости (ЕID = 1).
Товары малоценные, низкого качества имеют отрицательную эластичность по доходу (ЕID < 0), поскольку с ростом дохода они исключаются из употребления и заменяются другими, более качественными и дорогими.
Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу – признак сокращения производства.


Слайд 17
Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение величины спроса на какой-либо товар в

зависимости от изменения цены на взаимосвязанный товар – либо заменитель (субститут), либо дополняющий товар (комплемент).
Перекрестная эластичность спроса определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар А к процентному изменению цены взаимосвязанного товара В:



Слайд 18Предложение
Предложение – количество товаров или услуг, которое производитель (продавец) готов и

способен произвести и предложить к продаже на рынке по одной из возможных цен в течение определенного периода времени при прочих неизменных условиях.
Функция предложения – это взаимосвязь между предложением и факторами, определяющими его.
Qs = f (P, Ps, Pc, Pres ,T, К, π, N), где
Qs – величина предложения, P – цена товара (ценовой фактор), неценовые факторы: Ps- цены товаров-заменителей, Pc – цены товаров-дополнителей, Pres – цены ресурсов, Т – налоги, субсидии, К – уровень технологии, π – инфляционные ожидания, N – число продавцов данного товара.






Слайд 19Закон предложения
Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая выражает

закон предложения. Такая зависимость величины предложения QS от цены товара выражается функцией:
QS = f (P).
Графически действие закона предложения представлено в виде кривой SS, которая называется кривой предложения (рис.).
Она состоит из точек, которые показывают соотношение цены и количества предлагаемого товара.


Слайд 20
Положительный наклон и выпуклая форма кривой предложения объясняются не только стимулирующим

воздействием на его объемы более высоких цен, но и ростом издержек производителей на единицу продукции при увеличении объемов производства. Так как ограниченность производственных ресурсов, их редкость и невозможность быстрой переналадки производства заставляют подключать к изготовлению данного товара менее эффективные, а значит, и более дорогие ресурсы.

Слайд 21Эластичность предложения
Эластичность предложения показывает степень влияния на величину предложения изменения цены

на данный товар. Она означает реакцию производителей (продавцов) на изменение цены.
Эластичность предложения по цене ЕРS исчисляется как процентное изменение предлагаемого количества товара QS , отнесенное к процентному изменению цены Р:

Предложение может быть эластичным (если ЕPS > 1), неэластичным (ЕPS < 1) и имеющим единичную эластичность (ЕPS = 1).
Анализ предложения показывает, что оно более инерционно по сравнению со спросом.


Слайд 22Эластичность предложения в разных периодах времени
Эластичность предложения зависит от того, насколько

быстро производитель приспособится к изменившейся цене. Поэтому огромное значение здесь имеют два фактора: время и мобильность факторов производства.
Выделяют три периода, в течение которых производитель приспосабливается к изменению цен: мгновенный, короткий и длительный.


Слайд 23Излишек потребителя и излишек производителя  
Разность между тем, что потребитель фактически заплатил

за товар, и тем максимумом, который он готов заплатить за него, называется потребительским излишком (разность между рыночной ценой и максимальной ценой потребителя).
Разность между тем, что фактически получает продавец за товар, и тем минимумом, по которому он с готовностью продаст этот товар, называется излишком производителя (разность между рыночной ценой и минимальной ценой производителя).


Слайд 24Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие, дефицит и избыток
Взаимодействие спроса и

предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно интересы продавца и покупателя.
Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения товара. В точке Е достигается равенство QD = QS.



Слайд 25
Координатами точки рыночного равновесия Е являются равновесная цена РЕ и равновесный

объем QЕ.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок окажется несбалансированным.
Если реальная рыночная цена окажется ниже равновесной Р1 < РЕ (см. рис. 3.12), тогда величина спроса QD′ окажется больше величины предложения QS′, т.е. товар станет дефицитным.


Слайд 26
Если реальная рыночная цена будет выше равновесной, т. е. Р2 >

PE (см. рис. 3.12), при такой цене величина спроса QD′′ будет меньше величины предложения QS′′. В этом случае возникает избыток предложения этого товара.
В случаях дефицита или избытка на товарном рынке будут происходить изменения объемов спроса, предложения и цены, пока не установится новое рыночное равновесие.
Роль механизма, обеспечивающего установление нового рыночного равновесия, выполняет конкуренция.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика