Слайд 1Рынок. Рыночный механизм.
Спрос и предложение
Слайд 2
Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии
форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.
Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.
Слайд 3
Рынок: совокупность всех отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с
другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Слайд 4
Рынок - определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами,
при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Слайд 5
Условия возникновения рынка:
общественное разделение труда
экономическая обособленность производителей;
самостоятельность производителя.
Слайд 6
Основные признаки рынка:
нерегулируемое предложение (что, как, сколько и для кого производить
– решение производителя)
нерегулируемый спрос (что, где, как и сколько покупать – решение потребителя)
нерегулируемая цена ( цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)
Слайд 7
Функции рынка
посредническая: соединение производителей товаров и их потребителей;
ценообразования: установление равновесной цены,
при которой спрос равен предложению товара;
информационная: предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
Слайд 8
регулирующая: «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
санирующая (оздоровительная):–
предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
Слайд 9
Положительное:
Эффективное распределение ресурсов (формирование структуры производства)
Стимуляция НТП.
Ресурсосбережение в обществе
Создание
материальной заинтересованности в производстве того, в чем есть потребность
Стихийная координация действий людей в процессе экономической деятельности, (принципы саморегуляции, сопоставление экономических интересов)
Слайд 10
Отрицательное:
Отсутствие гарантии решения социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение
экономической безопасности и др.)
Распределение продуктов по результатам конкуренции (социальное неравенство).
Слайд 11
Тенденция к монополизации производства
Не может решить все проблемы, связанные с
неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами
Слайд 12Виды рынков
Легальный (законный) и нелегальный (теневой) (критерий: законодательство)
По товарам и услугам:
потребительских
товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
средств производства;
рабочей силы;
инвестиций (долгосрочных вложений)
иностранных валют
ценных бумаг (фондовые биржи);
научно-технических разработок и инноваций;
информации.
Слайд 13
По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
По типу конкуренции:
чистой (свободной) конкуренции
несовершенной
конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
Слайд 14Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства:
конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм
собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
Слайд 15
Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю)
– исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Слайд 16
Формы монополий
Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и
сбытовых квотах.
Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Слайд 17
Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе
общей финансовой зависимости.
Консорциум - объединение монополий
Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления
Слайд 18
Материальная основа рыночных отношений - движение товаров и денег.
Товар —
это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Деньги - товар, с помощью которого измеряется ценность других товаров.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя.
Конъюнктура рынка - совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий.
Слайд 19
Спрос и предложение: исключительная роль при реализации товаров и услуг.
Слайд 20
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия
субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.