Рыночная система. Основы теории спроса и предложения презентация

Содержание

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмен и потребления. Он выступает в качества сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно -

Слайд 12. Рыночная система. Основы теории спроса и предложения.

2.1. Рынок: сущность, структура, функции. Модели

рыночной экономики.
2.2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия.
2.3. Эластичность спроса и предложения.

Слайд 2Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства,

распределения, обмен и потребления. Он выступает в качества сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно - денежных отношений и финансово – кредитной системы.

2.1. Рынок: сущность, структура, функции. Модели рыночной экономики.


Слайд 3РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
ПРЕИМУЩЕСТВА
Способствует более эффективному использованию ресурсов
Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро

адаптироваться к изменяющимся условиям производства
Создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров внедрении новых технологий, методов организации и управления производством
Обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей
Yацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг

НЕДОСТАТКИ
Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов
Отрицательно сказывается на защите окружающей среды
Не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного использования(дамбы, общественный транспорт)
Не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования и т.д.
Не гарантирует прав ну труд, отдых, доход
Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости
Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен


Слайд 4



Ф
У
Н
К
Ц
И
И

Р
Ы
Н
К
А





Функция саморегулирования товарного производства
При росте спроса объема производства расширяются, при снижении

– уменьшаются. Регулирование происходит через куплю – продажу товаров и услуг.

Стимулирующая функция
Пробуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшим затратами и получения более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений.

Функция учета затрат на производство продукции
На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров.

Регулирующая функция
Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения

Функция демократизации хозяйственной жизни
С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.


Слайд 5СТРУКТУРА РЫНКА
По экономическому назначению рынка
По товарным группам
По пространственному признаку
По степени ограничения

конкуренции

По характеру продаж

По соблюдению законности

Рынки товаров и услуг
Рынки средств производства
Рынки труда
Рынки научно – технических разработок
Рынки ценных бумаг

Рыкни товаров производственного назначения
Рынки товаров народного потребления
Рынки продовольственных товаров
Рынки факторов производства

Внутрирегиональные
Межрегиональные
Республиканские
Межреспубликанские
Международные

Монопольные
Олигопольные
Свободные
Смешанные

Рынки оптовой торговли
Рынки розничной торговли
Рынки госзакупок сельскохозяйственной продукции

Легальные, официальные рынки
Нелегальные, “теневые”, ” черные” рынки


Слайд 6МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Слайд 7Функция спроса
Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости

от влияющих на него различных факторов.

Qd = F(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)

где
P – цена;
I – доход;
Z – вкусы;
W – ожидания (waiting);
Psub – цена на товары субституты (заменители);
Pcom – цена на товары комплементарии (дополняющие товары);
N – количество покупателей;
B – прочие товары.

2.2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия.

Qd = F(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)


Const


Слайд 8Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество блага (товара)

готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Qd = F(P)
где
Qd – величина спроса (demand);
P - цена (price).

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Qd

Q

P

0


Слайд 9Функция предложения (supply function) – функция, определяющая предложение в зависимости от

влияющих на него различных факторов.

Qs = F(P, Pr, K, T, N, B)
где
P – цена;
Pr – цены ресурсов;
K - характер применяемой технологии;
T - налоги и субсидии;
N - количество продавцов;
B - прочие факторы.

Qs = F(P, Pr, K, T, N, B)


Const


Слайд 10Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического

блага (товара) готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Qs = F(P)
где
Qs – величина предложения (supply);
P - цена (price).

Qs

Q

P

0

Закон предложения (law of supply) – прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта.

Qs

Q

P

0

Pmin


Слайд 11Анализ рыночного равновесия
Qs
Q
P
0
Qd
E
P1
Pe
P2
Qe

Избыток товара

Дефицит товара
Qd 1
Qs1
При цене равной P1 объем предложения

Qs1 превышает объем спроса Qd1, возникает избыток товаров в количестве Qs1-Qd1

При цене равной P2 объем спроса Qd2 превышает объем предложения Qs2, возникает избыток дефицит товаров количестве Qd2-Qs2

При цене равной Pe объем предложения Qse равняется объему спроса Qd, на рынке устанавливается равновесие Qse = Qde

Qd 2

Qs2


Слайд 12Qs
Q
P
0
Qd
Qs
Q
P
0
Qd


Слайд 13Qs
Q
P
0
Концепции формирования равновесной цены
Qs
Q
P
0
Qd
Qd
Q1
Q2
По Л. Вальрасу
(Краткосрочный период)
Избыток спроса
P2
Pe
P1
E
P2
Pe
P1
Qe
Q1
Q2
Qe
E
По А. Маршаллу
(Долгосрочный период)


Слайд 14Паутинообразная модель
Qs
P
0
Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие
в паутинообразной модели и регулярные

колебания (б) вокруг него

E

Qst = S(Pt-1)
где
Qst – объем предложения в период времени t;
Pt-1 – фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Qd

Q

Qs

P

0

Q

Qs

P

0

E

Qd

Q

Qd

а)

б)

в)


Слайд 15Изменение спроса и изменение объема спроса




Изменение величины спроса

Изменение спроса

Слайд 16Установление точки равновесия спроса и предложения под влиянием неценовых факторов
Qs
Q
P
0
Qd
E
Qs
Q
P
0
Qd
E
Qs1
Q
P
0
Qd1
E
Qs
Q
P
0
Qd
E
Qs
Qs1
Qd1
Qd
Qd1
Qs1
E1
E1
E1
E1
P0
P1
P0
P0
P0
P1
P1
P1
Q1
Q0
Q0
Q0
Q0
Q1
Q1
Q1


Слайд 17Понятие выигрыша покупателя и выигрыша продавца
Qd
Q
P
0









1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Qs
Pe = 50 руб/ед


Слайд 18Qs
Q
P
0
Qd
E
Выигрыш (излишек) покупателя – разница между той ценой которую потребитель готов

был заплатить за данный объем товара и той ценой которую он заплатит. (S∆ABE)

A

B

C

Выигрыш (излишек) продавца – разница между той ценой по которой продавец готов был продать данный объем товара и той ценой, по которой он продаст данный объем товара. (S∆AEC)


Слайд 19Индивидуальный и совокупный спрос.
Графическое сложение кривых спроса
Q
P
0
Qd
5
10
Qd1
Q
P
0
5
Qd2
Q
3
5
10
3
3+5=8
Q
Qdсовокупный
10


Слайд 20Влияние фактора времени на рыночное равновесие
(Кратчайший, краткосрочный и длительный рыночные периоды)

Кратчайший

рыночный период – все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышения (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

Краткосрочный рыночный период – некоторые факторы (сырье, РС и другие ресурсы) являются переменными, повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

Длительный период – все факторы переменные (включая ПМ), увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.



Слайд 21Фиксированные цены
(черный рынок)



P
0
Qd
Q
E0

Pфис.
Pчерного рынка
Qчерного рынка
Qds
P
0
Qd
Q
E0

Pфис.
Pчерного рынка
Qчерного рынка
Qds


Слайд 222.3. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand)

– кривая, которая показывает, какое количество экономического блага (товара) готовы продать производители по разным ценам в

P

0

Qd

Q

P1

P2

Q1

Q2

∆P

∆Q


Слайд 23Точечная эластичность
Дуговая эластичность
Если Q = a – b*p


Qd
P
Q
P0
Q0


Слайд 24Взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки


Слайд 25Qd1
P
Q
Qd2
P
Q
P
Q

Qd
P
Q
Qd
P
Q
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5


Слайд 26P
Q
0
Qd
Qs
Pe
Qe
C
B
A
E
Первоначальная ситуация:

1. Равновесие устанавливаете в точке E

2. Выигрыш покупателя - S∆ABE

3.

Выигрыш продавца - S∆AEС

4. Выигрыш общества- S∆BEС

Влияние налогов и дотаций на рыночное равновесие


Слайд 27P
0
Qs
Qd
C
B
A
E
Qs1
E1
F
L
M
N
Q
Qe1
Pe1
Налог
После введения налога:

1. Равновесие перемещается в точку E1

2. Выигрыш покупателя сокращается

до - S∆FBE1

3. Выигрыш продавца сокращается - S∆LMС

4. Налоговые сборы S FE1ML
(S FE1NA – «оплачивает» потребитель;
S ANML – «оплачивает» производитель)

4. S∆E1EM - потери общества от налогообложения

Слайд 28P
Q
0
Qd
Qs
Pe
Qe
C
B
A
E
Первоначальная ситуация:

1. Равновесие устанавливаете в точке E

2. Выигрыш покупателя - S∆ABE

3.

Выигрыш продавца - S∆AEС

4. Выигрыш общества- S∆BEС

Слайд 30P
Q
0
Qs
Qd
Qe1
B
A
E
Qs1
C
E1
Дотация
F
L
N
Pe1
Qe
Pe
После введения дотации:

1. Равновесие перемещается в точку E1

2. Выигрыш покупателя увеличивается

до - S∆FBE1

3. Выигрыш продавца увеличивается- S∆CLN

4. Дотационные выплаты S LNE1F
(S AEE1F – «присваивает» потребитель;
S ALNE – «присваивает» производитель)

4. S∆ENE1 - потери

Слайд 31P
Qd
Q
E
Pe1
Qs
Qs1
0
Pe2
Pea
E1
B
A
Q2
Q1
P
Qd
Q
E
Pe1
Qs
Qs1
0
Pe2
Pea
E1
B
A
Q2
Q1
P
Qd
Q
E
Pe1
Qs
Qs1
0
Pe2
Pea
E1
B
A
Q2
Q1
P
Qd
Q
E
Pe1
Qs
Qs1
0
Pe2
Pea
E1
B
A
Q2
Q1
Налог
Налог
Налог
Налог
Налоги и эластичный спрос
Налоги и неэластичный спрос
Налоги и эластичное предложение
Налоги и

неэластичное предложение

Слайд 32
Изменение эластичности при движении по Qd


Слайд 33P
0
Q
Q
TR = P * Q
0

TR
Qd


Слайд 34Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность (cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо

относительно цен на другое благо


> 0 для товаров заменителей (субститутов).

< 0 для товаров комплементариев (дополняющих товаров).


Слайд 35

Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса относительно дохода (income elasticity of demand)

– показывает как изменится объем покупок в зависимости от изменен я дохода потребителя при неизменной цене

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика