Слайд 1ТЕМА ЛЕКЦИИ "РИСКИ. КОМПОНОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ".
Подготовила группа №3
Слайд 2ВИДЫ РИСКОВ, СВОЙСТВЕННЫЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным
финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск — это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Слайд 4Выделяют риски:
неизбежные, которые можно заранее учесть и переложить на страховые компании,
заключив с ними договоры страхования (риски от аварий, хищений, транспортировки товаров, риски от стихийных бедствий, от нарушений обязательств партнеров — «боны гарантии», риски потерь от нечестности и небрежности работников — «боны честности», риски потерь от болезни сотрудников);
риски, связанные с неизбежной неопределенностью (риск потерь от непредсказуемого изменения спроса, изменение конъюнктуры акций и ценных бумаг, изменения моды, достижения научно-технического прогресса и т.д.).
Слайд 5По фактору возникновения риски делятся на три большие группы:
природно-климатические связаны с проявлением
стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.;
политические — связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства;
хозяйственные.
Слайд 6Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
риск случайной гибели
имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида в общем перечне возможных хозяйственных рисков;
риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска;
экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и не достижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия;
Слайд 7ценовой риск - это один из наиболее опасных видов риска, так как
непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия;
маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.;
валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров;
Слайд 8инфляционный риск - это риск того, что денежные доходы, получаемые при росте
инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;
инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в покупку ценных бумаг);
риск неплатежеспособности представляет собой ситуацию, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным;
транспортный риск - это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.
Слайд 9Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия
не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся:
риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей;
потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения;
финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка;
подделки финансовых документов сотрудниками и др.
Слайд 10По длительности воздействия риски подразделяют на:
временные - те, которые угрожают участникам коммерческой деятельности в
течение определенного отрезка времени (транспортный риск);
постоянные - те, которые непрерывно угрожают коммерческой деятельности в данном географическом регионе (районы Северного завоза).
Слайд 11Виды рисков по природе (источникам) возникновения:
хозяйственный риск — риск, непосредственно связанный
с хозяйственной деятельностью торгового предприятия;
риск, связанный с личностью коммерсанта (его компетентностью, опытом, культурой, нравственными качествами);
риск, связанный с недостатком информации о внешней среде — наиболее важный, так как недоступность информации о партнерах, о поставщиках, о финансовом состоянии, о состоянии рынка, о конкурентах может стать источником потерь для участников коммерческой деятельности.
Слайд 12Виды рисков по сфере возникновения:
внутренние - источником является само торговое предприятие (его
менеджмент, некомпетентность);
внешние - источником является внешняя среда, на которую участники коммерческой деятельности не могут оказать влияние, но могут предвидеть и учитывать в своей работе.
Слайд 13Виды рисков по возможности страхования:
Страхуемые - вероятное событие или совокупность событий, на
случай наступления которых осуществляется страхование (риск гибели имущества, последствия пожара, аварий, несчастные случаи с работниками). Страхуемые риски могут быть связаны с:
проявлением стихийных сил природы (наводнения, землетрясения, погодные условия);
целенаправленными действиями человека в товародвижении (техногенные риски);
Не страхуемые - это те, которые страховые компании не берутся страховать из-за большой вероятности собственных потерь. Поэтому участники коммерческой деятельности часто создают специальный страховой фонд. При отсутствии риска этот фонд становится источником прибыли для торгового предприятия.
Слайд 14По масштабам:
локальный — возникает на уровне торгового предприятия;
глобальный - это отражение экономической ситуации
в стране и в отдельных регионах.
Слайд 15По ожидаемым результатам:
чистые (простые) — означают возможность получения только отрицательного или
нулевого результата (природно-климатические, политические и некоторые хозяйственные риски). Чистые риски по типу потери бывают: личные, имущественные, связанные с ответственностью (когда действия одной торговой организации наносят ущерб другому субъекту);
динамические (спекулятивные) - означают возможность получения как положительного, так и отрицательного результата (большинство хозяйственных рисков). Например, если цена закупки товара растет медленнее, чем инфляция, то это может привести даже к увеличению реального дохода.
Слайд 16По степени допустимости:
допустимый - угроза ограниченной потери прибыли от коммерческой деятельности торгового
предприятия в целом, т.е. потери возможны, но они меньше ожидаемой прибыли;
критический - характеризуется потерей прибыли и недополучением предполагаемой выручки. Такой риск обладает опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль;
катастрофический - приводит к банкротству торгового предприятия, т.е. к потере всех средств.
Слайд 17По степени обоснованности (наиболее важный признак):
правомерный - риск, возникающий на законных действиях, соответствующих нормативным
положениям и руководящим документам. Такой риск всегда оправдан и такие действия не связаны с тем, каким оказался результат, даже если он отрицательный. Решение о риске в определенных случаях не несет на себе никакой вины, поскольку коммерсант, принимающий решение, допускает невыгодные последствия от возможного решения, но его действия правомерны. Риск признается правомерным при одновременном наличии следующих условий:
риск должен соответствовать значению той цели, для которой он предпринимается;
цель эта не может быть достигнута обычными, не рискованными средствами;
риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;
объектом риска должны являться материальные, вещественные факторы, а не жизнь и здоровье человека. Нарушение хотя бы одного из этих условий исключает правомерность риска;
неправомерный.
Слайд 18ЭТАПЫ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 19Стратегическое управление - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора
специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс планирования стратегии встречает трудности и сопротивление при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации.
Слайд 20Этап 1. Определение миссии.
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели (миссии) организации, которая
должна быть понятна любому человеку.
Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель.
Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.
Слайд 21Этап 2. Определение целей фирмы.
Цели — это конкретизация миссии организации, это конечное
состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.
Выбор миссии и целей организации является самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
После постановки общей цели осуществляется этап стратегического планирования — конкретизация целей.
Цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если они правильно сформулированы, эффективно представлены, а руководство информирует о них и стимулирует их осуществление во всей фирме.
Слайд 22Этап 3. Анализ окружающей среды (внешней среды).
В общем виде анализ окружающей среды
фирмы — это процесс отслеживания организационного окружения и сопоставления с настоящими и будущими угрозами и благоприятными возможностями, которые могут влиять на способность фирмы к достижению поставленных целей.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Слайд 23Этап 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон.
Внутренняя среда организации является
источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если отсутствует эффективный механизм ее функционирования.
Изучение внутренней среды так же, как и изучение макро- и непосредственного окружения, должно быть направлено на раскрытие тех возможностей и угроз, которые скрываются внутри организации. Это изучение сильных и слабых сторон организации.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
Слайд 24Этап 5. Анализ стратегических альтернатив.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления
и основана на решении вышеописанных задач. Рассмотрим наиболее распространенные, проверенные на практике и достаточно широко освещенные виды стратегий фирм, которые иногда называют базисными или эталонными.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури приводят четыре базовые стратегии:
Ограниченный рост.
Рост.
Сокращение или стратегия последнего средства.
Комбинированная стратегия.
Слайд 25Этап 6. Определение стратегии.
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы:
уяснение
текущей стратегии;
формирование стратегических альтернатив;
выбор стратегии предприятия и ее оценка.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.
При разработке «снизу вверх» каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
Слайд 26Этап 7. Реализация стратегии.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.
После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Организационно процесс реализации стратегии можно представить в виде поэтапной модели:
определение уровня перемен, на которые должно пойти предприятие для реализации принятой стратегии;
анализ формальных и неформальных структур организации;
анализ организационной культуры предприятия;
выбор нужного подхода для реализации стратегии;
собственно реализация стратегии и оценка полученных результатов.
Слайд 27Этап 8. Оценка стратегии.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с
целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.
Слайд 28ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ
Слайд 291. Вид бизнеса и особенности отрасли
2. Состояние внешнего окружения.
Слайд 303. Характер целей
4. Уровень риска
Слайд 315. Внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны
6.Опыт реализации прошлых стратегий
Слайд 33ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Слайд 34возможно несоответствие между стратегией и структурой, и они могут противодействовать друг
другу;
недостаток или отсутствие определенных навыков и потребность их компенсации.
Нежелание управляющих менять стиль работы и приобретать новые навыки;
системы информации и связи могут не отвечать новым требованиям руководства и не давать адекватной оценки происходящим изменениям, поэтому группа высшего руководства организации не будет в полной мере владеть ситуацией;
реализация стратегии включает изменения, которые, в свою очередь, содержат неопределенности и риск, а они могут вызывать настороженность руководителей, нежелание брать ответственность за принятие рискованных решений на себя;
управленческие методы, такие как программа компенсации, развития управленческой структуры и т.д., которые действуют в пределах структурной схемы, могут не соответствовать стратегическим целям.
Слайд 35После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в
определенные периоды оценку их реализации.
Слайд 36УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Слайд 37Успешная реализация стратегии может быть достигнута за счет соблюдения следующих условий
:
участие всего управленческого персонала (а не только представителей менеджмента высшего звена) в процессе реализации;
наличие развитых внутриорганизационных коммуникаций;
наличие полноценного информационного обмена;
использование системой менеджмента фактора организационной культуры, способной стимулировать внедрение стратегических инициатив.
Слайд 40 ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ
Слайд 41 Существует проблема неправильного определения того, где кроются главные причины неудачи:
в неверном плане или в его неадекватной реализации.
Слайд 42 Разрыв между стратегией и результатами
Лидеры компаний настаивают на лучшей реализации,
хотя на самом деле им нужна лучшая стратегия.
Слайд 43Компании редко сравнивают текущие результаты с долгосрочными планами
Высшее руководство не
знает, опираются ли их прогнозы, лежащие в основе капитальных инвестиций и портфельной стратегии, на реальные результаты деятельности.
Слайд 44Феномен «диагональное жалюзи»
Он говорит о том, что Результаты редко соответствуют прогнозам
на протяжении нескольких лет.
Слайд 45Проблемы феномена жалюзи :
высшее руководство не может с уверенностью привязать инвестиции
к стратегическому планированию;
без надежного финансового прогноза руководство не знает, стоит ли конкретный бизнес больше для компании и ее акционеров, чем для потенциальных покупателей;
плохие финансовые прогнозы затрудняют коммуникации с инвестиционным сообществом.
Слайд 46Трудности перевода
Из-за низкого качества финансовых прогнозов в стратегическом плане большинству
компаний не удается реализовать полную потенциальную стоимость стратегии.
Слайд 47«Узкие места» не заметны руководству
Руководители не в состоянии выяснить, были
ли произведены все необходимые действия; использовались точно по расписанию; отреагировали ли конкуренты, как ожидалось и т.д.
Слайд 48Культура "расслабления"
Вместо того, чтобы стараться выполнить взятые на себя
обязательства, менеджеры стремятся защитить себя от последствий.
Слайд 49Таблица И. Ансоффа: «Почему не срабатывает стратегическое планирование»
Слайд 50
СОСТАВ ПРИЛОЖЕНИЙ К СТРАТЕГИЧЕСКИМ И ПЛАНОВЫМ ДОКУМЕНТАМ.
Слайд 51Стратегический план – это комплексный документ, объединяющий в единое целое видение
перспективы, ключевые ценности фирмы, реалистичные оценки изменений внешней и внутренней среды, четко сформулированные стратегии, комплексы целей, задач, сроки их выполнения и финансовое обеспечение, ответственных за реализацию стратегий.
Специфической формой планов сегодня является бизнес-план.
Слайд 52Структура бизнес-плана
1. Резюме (обзорный раздел).
2. Описание предприятия (анализ внутренней среды).
3. Описание
среды реализации проекта (анализ внешней среды).
4. Описание продукции (услуг).
5. Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана.
6. Анализ рынка сбыта и маркетинг.
7. Производственный план.
8. Персонал и управление.
9. Финансовый план.
10. Оценка рисков и страхование.
11. Контроль реализации и процедура внесения изменений.
12. Приложения.
Слайд 53 копии регистрации ИП, или юридического лица,
копии устава,
лицензий, сертификатов, свидетельств, и т.д.
Регистрационные документы компании (заголовок):
Слайд 54патенты на оборудование;
фотографии, чертежи, схемы;
отчеты о проведенных испытаниях;
примеры
использования;
отзывы и комментарии компаний, использовавших данное оборудование, клиентов, конкурентов, и т.д.
Документация на технические характеристики предполагаемого к использованию оборудования (заголовок):
Слайд 55Таблицы, отражающие итоги маркетинговых исследований, мониторинга рынка, итоги социологических опросов, и другие
подобные документы.
Слайд 56Документы, имеющие отношение к Производственному разделу (заголовок):
расчетные этапы строительства производственных площадей
(при необходимости);
описание используемых в производстве или при оказании услуг технологий и технических решений;
необходимые лицензии и другая разрешительная документация на производство или оказание услуг;
обоснование требований по наличию на объекте производства того или иного оборудования, техники, инвентаря;
схемы расположения производственных площадей, расстановки оборудования;
фотографии (и/или видеоматериалы) предлагаемого производства.
Слайд 57Нормативные и правовые документы (заголовок):
общая схема руководящей структуры компании и иерархия
всех ступеней на предприятии;
графики-схемы, отражающие этапы, сроки, и условиях для их выполнения для полной реализации предлагаемого бизнес-плана;
законодательные акты, нормативно-правовые формулировки, выписки из юридических документов, которые имеют отношение к выполнению проекта;
требования, предъявляемые на областном, районном, и муниципальном уровне;
составленное штатное расписание, определение должностных обязанностей всех сотрудников, график времени работы предприятия (желательно составленный на год вперед).
Слайд 58Документация, имеющая отношение к финансовому разделу (заголовок):
различные таблицы, графики, диаграммы, расчеты,
сметы, и другие документы, которые по каким-то причинам (например, объем) не вошли в основную часть финансовой части, но имеют непосредственное отношение к реализации проекта.
Слайд 59Документация, имеющая отношение к минимизации возможных рисков (заголовок):
гарантийные письма клиентов, поставщиков,
подрядчиков, и т.д.;
договора аренды (субаренды), поставок, и т.д.;
оформленные страховые договора, и т.д.
Слайд 60Документы об экологическом воздействии предлагаемого бизнеса на окружающую среду (заголовок):
стратегия экологической
политики предприятия, экологические нормативы, предъявляемые к подобным производствам;
меры, предполагающиеся к использованию для снижения влияния на природу;
штрафы и санкции, налагаемые в результате нарушения экологического равновесия;
заявление о несении ответственности за воздействие на экологическую обстановку.
Слайд 61Биографические сведения руководства предприятия, автора проекта, свидетельствующие об их компетенции в предлагаемой
сфере бизнеса.
Слайд 62Важно помнить (заголовок):
Необходимо ссылаться на приложения в основных разделах бизнес-плана.
Представленный перечень
документов, вносимых в раздел приложений, не является исключительным и может содержать другие документы.
Раздел приложений и дополнений не ограничивается по объему написания. Главное здесь – полезность и полнота отражения всех нюансов.