Презентация на тему Региональная политика: мезоуровень

Презентация на тему Презентация на тему Региональная политика: мезоуровень, предмет презентации: Экономика. Этот материал содержит 32 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Лекция 7: Региональная политика: мезоуровень

План:
Вопрос 1. Методы и формы реализации РЭП
Вопрос 2. Функциональные направления РЭП
Вопрос 3. Особенности социально-экономической политики субъектов РФ
Вопрос 4. Ретроспективные и перспективны задачи регионального развития


Слайд 2
Текст слайда:

1.Региональная политика может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами.

Прямые методы региональной политики: государство или другой субъект управления напрямую финансирует достижение конкретных целей в регионах.
Федеральное правительство предоставляет таким регионам трансферты, субвенции и другие финансовые средства, выделяемые для целевого программного финансирования бюджетов субъектов РФ.
Трансферты и субвенции бывают как текущими, так и инвестиционными. Такое финансирование осуществляется в основном в России и редко - за рубежом.


Слайд 3
Текст слайда:

Косвенные методы региональной политики:

государство и другие субъекты управления создают благоприятные условия для развития регионов. Эти методы преобладают за рубежом и широко применяются в России.
Реализоваться они могут путем:
нормативного регулирования, установления общих правил (например, в налоговом законодательстве);
оперативной корректировки конкретных условий развития в соответствии с реальными задачами (например, изменяя региональную ставку налогов, предоставляя частные льготы);
координации частных и общих направлений деятельности регионов, содействия их успешному осуществлению;
определения приоритетов развития и стимулирования этих направлений в регионе.


Слайд 4
Текст слайда:

Формами реализации федеральной региональной политики

являются общероссийские прогнозы и программы, где особое место должно быть отведено региональному аспекту, федеральные целевые программы социально-экономического развития конкретных регионов.
На их основе регионами должны разрабатываться планы социально-экономического развития на перспективу.


Слайд 5
Текст слайда:

Эффективными формами реализации региональной политики являются:

выполнение эффективных инвестиционных проектов с использованием конкурсной и контрактной систем их реали­зации с участием государства;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
конкретная поддержка производств и развитие высоких технологий;
финансовое содействие активизации международных экономических связей регионов РФ;
создание условий для формирования научно обоснованных свободных экономических зон и технополисов в инфраструктуре с последующей ответственностью за конечные результаты;
содействие малому и среднему бизнесу с материальной ответственностью за использованные средства.


Слайд 6
Текст слайда:

2. Функциональные направления общегосударственной и локальной региональной политики выступают государственными рычагами управления

Главная цель ценовой политики региона заключается в сохранении покупательной способности населения на товары и услуги и рентабельности ввоза и вывоза товаров в соответствии с политикой развития региона.
Ценовая политика
заключается в контроле и регулировании всех видов цен и тарифов при постоянном мониторинге рыночного ценообразования,
ценообразовании продукции предприятий монополистов, а также продукции и услуг государственных институтов и учреждений.
Контроль и регулирование осуществляются Федеральной антимонопольной службой Министерства экономического развития Российской Федерации.


Слайд 7
Текст слайда:

Региональными структурами (в случае необходимости при поддержке федеральных органов власти) могут использоваться следующие инструменты ценообразования:

введение в действие дотационных цен;
ограничение предельного уровня рентабельности в ценах на отдельные виды товаров монополий и олигополии;
декларирование изменения цен на товары повседневного и постоянного спроса;
введение коэффициентов изменения цен в связи с инфляцией на отдельные виды товаров и услуг;
ограничение посреднических надбавок к ценам на товары в пределах нормативного уровня рентабельности на розницу.


Слайд 8
Текст слайда:

Кредитно-денежная политика региона

Регион, обладая финансовыми ресурсами, формируемыми в соответствии с государственной налоговой политикой и политикой эффективного управления региональным капиталом, может предоставлять на различных условиях хозяйствующим субъектам на своей территории кредиты, ссуды, дотации, субсидии, субвенции и т.д., влияя на структурную составляющую регионального хозяйства.


Слайд 9
Текст слайда:

Налоговая политика региона

В области налоговой политики регион обладает определенной самостоятельностью. Налоги - основа (до 80%) бюджетов, из которых финансируются все направления деятельности федеральной и региональной власти.
Поэтому в регионах необходима разработка своих моделей реализации политики за счет всех видов налогов (федеральных, субъектов Федерации и местных), с учетом стимулирующих функций, льготного налогообложения и полного или частичного освобождения от отдельных видов налогов.
В настоящее время налоговая политика РФ является скорее фискальной, т.е. принудительной.
Решающую роль в стимулирующем налогообложении играют государственные и негосударственные фонды поддержки предпринимательства социальной сферы и инфраструктуры региона.


Слайд 10
Текст слайда:

Трансфертная политика

Образование и расходование финансовых средств на нужды региона должны быть прозрачными и легко проверяемыми. Этому способствует трансфертная политика государства, когда субъект РФ может получить финансовую поддержку из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП).
И только потом уже Региональный фонд трансфертных платежей может стимулировать рациональное и эффективное использование средств своими региональными образованиями.


Слайд 11
Текст слайда:

Региональная инновационно-инвестиционная политика

опирается на научно-технические достижения отечественной инноватики и на прорывные направления традиционных, национальных, обусловленных наличием природно-сырьевых ресурсов, профилем научных и научно-производственных учреждений, профессионализмом кадров.

В соответствии с государственной политикой инвестиции распределяются по общефедеральным стратегическим целевым программам, в конечном счете, и по региональным целям по достижению стандартных параметров качества жизни населения, по обеспечению эффективных стратегических зон хозяйствования и разработке инновационных мероприятий и проектов национального и регионального значения.

Инвестиционная политика на всех уровнях управления должна обеспечивать конкурентоспособность региональной продукции на мировом рынке и стимулирование дальнейшей инновационной активности регионов.


Слайд 12
Текст слайда:

Социальная политика региона

определяется потребностью обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося в трудных жизненных условиях (дети, пенсионеры, инвалиды и т.д.), развития социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, жилищно-бытовое и коммунальное хозяйство и т.д.) и социального партнерства между работодателями и работниками и социальной ответственности управляющего механизма региона перед своим населением.


Слайд 13
Текст слайда:

Региональная экологическая политика

заключается в определении направлений по защите окружающей среды от вредных воздействий жизнедеятельности человека, в сохранении растительного и животного мира, гидросферы, атмосферы и улучшении экологических условий обитания людей.


Слайд 14
Текст слайда:

Структурная хозяйственная политика

предусматривает пропорциональное и системное развитие хозяйственного комплекса региона во взаимодействии с национальной хозяйственной системой.
Этому должна содействовать практика балансового ведения хозяйства по системе национального счетоводства, в том числе планирование развития региона по системе межотраслевого баланса.


Слайд 15
Текст слайда:

Институциональная политика региона

предусматривает совершенствование механизма управления собственностью в регионе за счет приватизации государственного имущества и национализации неэффективных институтов, с целью создания более эффективных институтов, обеспечивающих конкурентные преимущества развития всех отраслей хозяйственного комплекса региона.


Слайд 16
Текст слайда:

3. Особенности социально-экономической политики субъектов РФ

Конституция РФ определяет полномочия РФ, пределы совместного ведения РФ и ее субъектов, но не содержит в явном виде перечень полномочий регионов. Конкретизация полномочий регионов содержится в ряде других законодательных актов, например, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Органы власти регионов в соответствии с предоставленными им полномочиями имеют право принимать собственные нормативные акты, которые, однако, не должны противоречить нормативным актам федерального уровня.


Слайд 17
Текст слайда:

Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов РФ среди прочих полномочий в сфере социально-экономической политики следующие:

обеспечение деятельности органов госуправления;
организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);
поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;
организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;
организацию социального обслуживания и социальной помощи населению;
организацию правового обеспечения (адвокатской помощи, нотариата, мировых судей);
предупреждение техногенных и природных катастроф, пожаров;
установление региональных налогов, формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации;
организацию деятельности средств массовой информации, архивных фондов и др.


Слайд 18
Текст слайда:

Экономическую основу деятельности органов власти субъектов Федерации

составляет собственность региона в виде материальных объектов, денежных средств и другого имущества.
Основным средством реализации региональной политики является бюджет субъекта РФ. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.


Слайд 19
Текст слайда:

Бюджетным кодексом РФ для всех регионов страны

устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты.
Проекты региональных бюджетов разрабатываются органами исполнительной власти (правительствами, администрациями) регионов и утверждаются органами представительной власти (думами, законодательными собраниями и др.) регионов.


Слайд 20
Текст слайда:

Для стимулирования экономической деятельности власти субъектов РФ могут использовать следующие механизмы:

предоставление налоговых льгот;
предоставление гарантий возврата кредитов, получаемых хозяйствующими субъектами в коммерческих банках;
установление порядка пользования земельными участками или приобретения их в собственность;
долевое участие в финансировании за счет бюджетных средств отдельных инвестиционных проектов с последующим оформлением собственности региона.


Слайд 21
Текст слайда:

Вопрос 4. Ретроспективные и перспективны задачи регионального развития

В 1996 - 2000 гг. произошли изменения в федеративном устройстве страны, реализация его конституционных основ.
Отчасти были решены и решаются следующие задачи:
защита и обеспечение интересов РФ в целом, сохранение единства и территориальной целостности;
децентрализация власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и повышение их ответственности перед населением;
выравнивание реальных прав и компетенций субъектов РФ;
осуществление мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки с государственным стимулированием экономической активности регионов на всей территории РФ;
реальное обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства;
четкое определение круга полномочий федеральных органов государственной власти регионов;
повышение роли местного самоуправления в развитии федеративных отношений.


Слайд 22
Текст слайда:

Установившееся многообразие форм собственности, новое геополитическое положение России

изменяет современные критерии рациональности территориальной организации производства, специализации регионов и размещения предпринимательства.

Повышение уровня самостоятельности регионов требует дальнейшего совершенствования взаимоотношений каждого региона с федеральным Центром.

Главная цель второго десятилетия (2000 - 2010) - не только стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, но и повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок новаторского типа для укрепления позиций РФ в мире.


Слайд 23
Текст слайда:

Усилия органов государственной власти на перспективу сконцентрированы на решении следующих задач:

укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
содействие развитию и углублению экономической реформы путем формирования во всех регионах многоукладной экономики, за счет этого становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала и развитие институциональной и рыночной инфраструктуры;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов путем поэтапного создания и укрепления в них собственной экономической базы, а за счет этого повышение уровня благосостояния населения;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение их жизнеспособности в рыночных условиях, рационализация системы расселения;


Слайд 24
Текст слайда:

Продолжение

развитие межрегиональных инфраструктурных систем (дорог, транспорта, связи, информатики и др.);
стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;
оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, с демографическими и миграционными проблемами;
разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики, Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и т.д.);
совершенствование системы экономического районирования страны.


Слайд 25
Текст слайда:

Стратегические задачи регионального развития

реконструкция проблемных регионов путем:
конверсии оборонных отраслей, модернизации инфраструктуры, выполнения инвестиционных программ, диверсификации, интеграции;
преодоление депрессивного состояния множества агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока путем экономического возрождения малых городов, сел за счет развития местной производственной перерабатывающей промышленности и социальной инфраструктуры;
стабилизация социально-экономического развития регионов с экстремальными природными условиями (районы Крайнего Севера и приравненные к ним) путем специализации на добыче сырья, полуфабрикатов животного и растительного происхождения;


Слайд 26
Текст слайда:

Такие конкретные задачи поставлены государством вследствие того, что почти вся территория РФ относится к разного рода проблемным регионам:

регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;
регионы, зависимые от поставок продовольствия (Север), сырья (Магнитогорск - горы уже нет, а руда из КМА), продукции производственно-технического назначения (легкая промышленность в Иваново, хлопок и машины);
регионы с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам, тарифам, условиям реали­зации и т.д.);
регионы с критической экологической обстановкой, требующей закрытия многих производств (ЦБК на Байкале) и особых мер по социальной защите.

Для РФ характерна гиперурбанизация (рост крупнейших городов), возникает перегруженность ряда регионов производственными объектами.
Имеется и ложная урбанизация, когда регион не способен обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой. Ставятся задачи по развитию городского образа жизни во всех типах поселений.


Слайд 27
Текст слайда:

При переходе к рыночной экономике основными признаками особой уязвимости регионов явились:

высокая концентрация производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
удаленность производства от основных экономических центров (транспортные тарифы выросли в 5 -10 тыс. раз);
производства, получавшие ранее из федерального бюджета постоянные дотации, планово-убыточные предприятия.


Слайд 28
Текст слайда:

В РФ наблюдаются признаки дезинтеграции регионов,

т.е. усиление замкнутости и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Для нормального развития всех отраслей должно быть обеспечено рациональное сочетание регионализации и интеграции.
В понятие регионализации включают разработки программы развития с учетом имеющейся специфики региона, а понятие интеграции - это механизм вертикальных и горизонтальных взаимо­действий регионов (по основным интегрирующим системам: транспорт, связь, энергетика, внешнеэкономическая деятельность).


Слайд 29
Текст слайда:

В рамках интеграции территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов РФ могут обеспечиваться следующими методами:

модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;
содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические системы;
обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых регионах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;
обеспечение научного государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего, в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйствования в различных районах страны.


Слайд 30
Текст слайда:

Продолжение

формирование транснациональных территориальных производственных комплексов, промышленных узлов в северных и восточных регионах за счет приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья;
стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств;
формирование технополисов, технопарков, свободных экономических зон, офшорных зон и т.д.;
переспециализация приграничных регионов, развитие присущих им специализированных функций;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики);
повышение уровня и качества жизни населения всех регионов до установленных стандартов.


Слайд 31
Текст слайда:

Основные направления региональной политики в развивающихся странах почти идентичны:


происходит интеграция всех регионов в единый национальный рынок;
смягчаются региональные диспропорции;
наблюдается подъем экономики особо отсталых аграрных регионов;
сглаживаются противоречия между городом и деревней, регулируется процесс урбанизации;
происходит более полное освоение природных и людских ресурсов;
ведется процесс рационального размещения новых промышленных проектов.


Слайд 32
Текст слайда:

Общие черты региональной политики развитых стран:

освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;
децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;
образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений.
*****************************************************************************
Таким образом, региональная политика РФ отчасти согласуется с направлениями решения этой проблемы как в развивающихся странах, так и в развитых.
Пока еще не ставятся задачи по образованию новых промышленных узлов и поселений, но это - возможные перспективные задачи.
Существование множества нерешенных региональных проблем ведет к осуществлению региональных разработок как на федеральном уровне, так и в рамках региональных объединений и образований.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика