Развитие классической школы политэкономии после А. Смита. (Лекция 4) презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ Развитие КПЭ в начале XIX в.: а) экономические воззрения Ж.Б. Сэя и Т.Р. Мальтуса; б) экономическая теория Д. Рикардо. Завершение КПЭ в середине XIX века: а) экономическая теория

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 4
Развитие классической школы политэкономии после А. Смита


Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Развитие КПЭ в начале XIX в.: а) экономические воззрения Ж.Б.

Сэя и Т.Р. Мальтуса; б) экономическая теория Д. Рикардо.
Завершение КПЭ в середине XIX века: а) экономическая теория Дж.С. Милля; б) экономическая теория К. Маркса.




Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Труд (не торговля) – источник и мерило богатства
Общественный продукт

(не денежный доход) – воплощение богатства
Базовые абстракции КШ:

3 фактора производства (Труд – Земля – Капитал)
к к к к
3 общественных класса (Рабочие – Зем/соб – Вл/капитала)
к к к к
3 вида доходов (Зарплата – Рента – Прибыль)

Слайд 4О ТЕРМИНЕ «СТОИМОСТЬ»/ «ЦЕННОСТЬ»

Действительная цена товара, или стоимость / ценность -

- value (англ.), Wert (нем.), valeur (фр.)
Стоимость как объективно обусловленная ценность
Стоимость - выражение богатства как единой субстанции, измеряемой единой мерой

Слайд 5О меновой стоимости и потребительной стоимости
Меновая стоимость – как «возможность приобретения

других предметов, которую дает обладание данным предметом» (А. Смит)
Потребительная стоимость – как выражение полезности предмета
При оценке величины меновой стоимости в расчет принималась ее «естественная» норма (естественная цена в противовес фактическим ценам)


Слайд 6О естественной и рыночной цене товаров
Естественная цена – естественный уровень действительной

цены, или сумма естественных цен факторов, центр колебаний рыночных цен (отражают объективные условия производства и не зависят от спроса и предложения)-мир классической п/э
Рыночная цена – фактическая цена рынка, отражает соотношение спроса и предложения

Слайд 7ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ (для простого товарного производства)
«… если у народа охотников

убить бобра обычно стоит вдвое большего труда, чем убить оленя, один бобр должен был бы естественно обмениваться на двух оленей, или быть равноценным двум оленям»

=

+


Слайд 8СТОИМОСТЬ КАК СУММА ДОХОДОВ (для капиталистического производства)
Стоимость = Зарплата + Прибыль +

Рента
(теория издержек производства)

Вопрос 1: цену выводим из цен (факторов)?
Вопрос 2: как быть с затратами капитала?
Ответ Смита: «Может показаться, что необходима ещё четвёртая часть для возмещения капитала... Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трёх частей... И потому, хотя в цену хлеба должна входить оплата цены и содержания лошади, в целом цена всё же сводится - непосредственно или в конечном счёте - к трём составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»

Слайд 9Жан-Батист СЭЙ (1767-1832): «Трактат по политической экономии»
Жан-Батист Сэй горячий поклонник и

популяризатор идей А. Смита во Франции.
Критиковал Смита за то, что «он приписывает одному только труду способность производить стоимость. …стоимость обязана своим происхождением соединенному действию труда человека, сил природы и капитала».


Слайд 10Сэй Ж.Б.: теория трех факторов производства
Рыночная цена определяется стоимостью товара, величина

которой зависит от полезности.
В производстве полезных вещей участвуют 3 фактора производства.
Каждый из факторов вносит свой вклад в создание полезности и стоимости и получает соответствующее вознаграждение.

Слайд 11Жан-Батист СЭЙ и его ЗАКОН РЫНКОВ (СБЫТА)
«Общий спрос на продукты всегда

равен сумме имеющихся продуктов... Нельзя представить, чтобы продукты труда всей нации стали когда-либо избыточными, если один товар даёт средства для покупки другого».

Слайд 12ЛОГИКА, СЛЕДСТВИЕ и ПАРАДОКС «закона СЭЯ»
Если, по А. Смиту, Q год.прод.

= w + p + r (т.е. сумме доходов), то совокупное предложение = совокупному спросу - такова позиция Ж-Б. Сэя !
Следствие – общие кризисы перепроизводства невозможны !

Но кризисы вскоре дали о себе знать!


Слайд 13Гэлбрейт Дж. К. «Экономические теории и цели общества»
«К 30-м годам XX

столетия идея, что производство само создает достаточный для себя спрос, уже больше ста лет была святой истиной в области экономики. Ее формальным выражением стал закон рынков Сэя. Принятие или неприятие человеком закона Сэя было до 30-х гг. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков».

Слайд 14ТОМАС Р. МАЛЬТУС (1766-1834 )
«Опыт о законе народонаселения в связи с будущим

совершенствованием общества» (1798)
Исследовал причины существования бедности
Разрыв между динамикой народонаселения (геометрическая прогрессия) и динамикой производства продовольствия (арифметическая прогрессия)
Закон убывающего плодородия почвы



Слайд 15Томас Роберт Мальтус
«Закон убывающего плодородия почвы»: при ограниченности плодородных земель рост

производства продовольствия может достигаться лишь путем улучшения ранее занятых земель, но эффект от этого улучшения будет постепенно ослабевать.
Для ограничения рождаемости: препятствия разрушительные (плохое питание, война и т.д., препятствия предупредительные.

Слайд 16Т.Р. Мальтус: «железный закон заработной платы»
Уровень з/п min: рост численности населения

и рост предложения труда и снижение з/п ниже прожиточного min.
Показал, что проблема перенаселения может быть реальной.
«…будем иметь 2 млрд. китайцев через 20 лет …»
«..новая индустриальная революция – это еще одна крупнейшая тенденция мировой экономики и политики, порождающая резкое увеличение потребности в первичных ресурсах, то есть в сырье, и во вторичных ресурсах, продовольствии».

Слайд 17Мальтус: проблема реализации совокупного продукта
Низкий уровень заработной платы - нехватка потребительского

спроса на рынке
Капиталисты значительную часть дохода сберегают (капитал нельзя увеличить иначе как путем сбережений)
Совокупного спроса капиталистов и рабочих будет недостаточно для реализации всей продукции
Люди не только производители, но и потребители. Спрос – отдельная экономическая проблема!



Слайд 18ТОМАС Р. МАЛЬТУС
Следствие: весь продукт внутри страны продать нельзя – кризисы

неизбежны!
Нехватку спроса должны покрывать доходы «третьих лиц» (непроизводительные классы – земельные собственники, государственные чиновники и т.д.)


Слайд 19Дэвид Рикардо

(David Ricardo) 1772-1823

«Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)

Стремление проникнуть вглубь экономики с помощью метода научной абстракции
Трудовая теория стоимости
Теория ренты
Разработка теории сравнительных преимуществ во внешней торговли


Слайд 20РЕЗЮМЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ РИКАРДО
«Подавляющее большинство всех благ, являющих-ся предметом желаний, доставляется

трудом»
Область приложения теории - цены воспроизводи-мых товаров, преобладающей части рыночных благ
Труд, затраченный на средства производства (затраты капитала) – участвует в создании стоимости товара.
Единственный источник стоимости - труд – живой труд работника и труд, овеществленный в средствах производства.

Слайд 21РЕЗЮМЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ РИКАРДО
Стоимость, созданная трудом – основа для формирования доходов

всех классов общества.
Прибыль и рента – вычеты из полного продукта труда работника (капитал и земля – не являются самостоятельными источниками стоимости).
Стоимость не складывается из доходов, а распадается на них (размер получаемых доходов зависит от величины созданной стоимости) – противоречие м/д экономическими интересами рабочих и предпринимателей.

Слайд 22Дэвид Рикардо: теория ренты
Исторический контекст: полемика в Англии вокруг «хлебных законов»
Принцип

убывающего плодородия
Теория ренты (дифференциальной ренты как дополнительного дохода с лучших участков)
Рента с худших участков (абсолют-ная рента) предполагается = 0
Цена на продукты земли соответ-ствует условиям производства на худших участках (где рента = 0)

Слайд 23Рента и теория стоимости

Продукт
(зерно)
Ценообразующий участок - k1
«Не потому хлеб дорог, что

платится рента: рента платит-ся потому, что хлеб дорог»
Логика «зерновой модели» и политические выводы

Теоретический вывод:
В теории меновой стоимости от ренты можно абстрагиро-ваться
Главный вопрос этой теории – распреде-ление чистого дохода между зарплатой и прибылью


Слайд 24ВЫВОД ИЗ ТЕОРИИ РИКАРДО


Продукт
(зерно)
Тенденции в распределении доходов
рента растет...
прибыли падают...
Угроза «стационарного состояния»

!

Слайд 25ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
АНГЛИЯ для производства

ПОРТУГАЛИЯ
вина -120 чел вина - 80 чел.
сукна – 100 чел сукна – 90 чел.
т.е. абсолютное преимущество у Португалии
НО (сравнительные преимущества):
В Англии: 1ед.вина=120/100 ед.сукна=1,2 ед. сукна
1ед.сукна=100/120 ед.вина=0,83 ед.вина
В Португалии: 1ед.вина=80/90 ед.сукна = 0,88 ед. сукна
1 ед.сукна=90/80 ед. вина = 1,25 ед.вина.
А-П сукно: за 1ед.сукна = 1,25 ед.вина (у себя 0,83 ед.вина)
П-А вино: за 1 ед.вина = 1,2 ед.сукна (у себя 0,88 ед.сукна)

Слайд 26Нассау-Уильям СЕНИОР(1790-1864)
«Теория воздержания»:
Издержками производства стоимости являются 2 элемента: труд и

капитал.
Труд – жертва рабочего, теряющего досуг и покой.
«Воздержание» от непроизводительного потребления своего капитала – жертва капиталиста


Слайд 27ФРЕДЕРИК БАСТИА (1801-1850)
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРМОНИИ»
Теория «услуг» : под услугой понимает не только

реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое вообще усилие, которое прилагается кем - либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется.

«УСЛУГА капиталиста» - авансирует капитал – «отсрочка» в потреблении

Слайд 28Рикардианство как «большая теория»


Слайд 29Джон Стюарт Милль «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения

к социальной философии» (1848)

«Одна из главных интеллектуальных фигур XIX века» Й. Шумпетер

Проводит разграничение между законами производства и законами распределения.
Законы производства – «в них нет ничего, зависящего от воли, ничего такого, что можно было бы изменить».


Слайд 30Д.С. Милль
«Общество может подчинить распределение богатства любым правилам, какие оно считает

наилучшими» - возможность реформ (кооперативные предприятия на основе добровольных вкладов рабочих, налог на дар, наследство (ограничить рост крупных состояний…)
«Только в отсталых странах мира рост производства - всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах - так это лучшее распределение»
«Но наилучшим состоянием человечества было бы такое, когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед».


Слайд 31Карл МАРКС
2001 г. – Великобритания, Интернет-рейтинг ВВС «Великие мыслители»:

Карл Маркс - 1 место
2002 г. – Германия, рейтинг «Великие немцы»: Карл Маркс – 3 место (после К. Аденауэра и М. Лютера, впереди Баха, Гёте и Эйнштейта)
2002 г. – Россия, рейтинг «Великие экономисты» по опросу студентов ведущих экономических вузов: Карл Маркс – 3 место (после А.Смита и Д.Кейнса, впереди А.Чубайса и Б.Гейтса)

Слайд 32Карл Генрих МАРКС (1818–1883)
Родился в г. Трир, Германия
Учился в

университетах Бонна и Берлина
1842-43 – редактор «Рейнской газеты»
1848 – соавтор «Коммунистического манифеста»
1859 – публикация работы «К критике политической экономии»
1864-72 – руководство Первым Интернационалом
1867 – публикация «Капитала» (1-й том)

Слайд 33Карл МАРКС: философская теория истмата
Общественная формация - определенная совокупность общественных отношений
«Базис»

общ. отнош. - экономика - определяется уровнем развития техники (производительных сил-ПС)
«Надстройка» - все общественные отношения (политические, культурные)
Техника(ПС) - определяет характер экономики -экономика определяет характер надстройки
Революционный путь смены общественных формаций

Слайд 34Карл МАРКС: учение о двойственном характере труда
Товар, во-1-х, способен удовлетворять потребности

людей (потребительная стоимость), во-2-х, производится для обмена (стоимость)
Как создатель потребительной стоимости труд всегда конкретен (токарь, пекарь)
Как создатель стоимости, тот же труд есть труд вообще, абстрактный, общественно необходимый.

Слайд 35ОТ ТОВАРА К КАПИТАЛУ


Неустойчивость общества товаропроизводителей
и Расслоение товаропроизводителей

к
Превращение законов собственности (гипотети-ческого) простого товарного производства в законы капиталистического присвоения (от свободного и эквивалентного - в среднем - обмена товарами к купле-продаже рабочей силы).
От системы типа Т– Д –Т к системе Д –Т– Д1

Слайд 36ВСЕОБЩАЯ ФОРМУЛА КАПИТАЛА
Т - Д - Т ⇨

Д - Т - Д1

Слайд 37ДЕЛЕНИЕ КАПИТАЛА


Слайд 38ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ
А. Смит: Р =

w + p + r

K.Маркс: P = c + v + m

а) отсутствие r ( ренты )
б) появление c (затрат постоянного К)
в) переопределение: - v (переменного капитала) и - m (прибавочной стоимости)

Слайд 39ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Особенность капиталистического производства – наличие особого товара –

РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Стоимость товара рабочая сила = жизненным средствам на её поддержание
Потребительная стоимость товара рабочая сила (для покупателя, т.е. владельца капитала) – способность создавать больше стоимости, чем она стоит сама
Прибавочная стоимость – разница между вновь созданной стоимостью и стоимостью товара рабочая сила

Слайд 40СЦЕНАРИИ ЭВОЛЮЦИИ КАПИТАЛИЗМА
Сценарий I тома «Капитала»: Накопление капитала и трудовая частная

собственность вытесняется частной собственностью, основанной на эксплуатации чужой рабочей силы и конкуренция капиталов, их концентрация и централизация и параллельное развитие кооперативной формы труда ицентрализация средств производства достигает такого пункта, когда становится несовместимыми с их капиталистической оболочкой.... Экспроприаторов экспроприируют
и Капиталистическое производство порождает ... свое собственное отрицание. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе кооперации и общего владения землей и… средствами производства

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика