Слайд 1Дисциплина «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Лектор ЛАРИСА СЕМЕНОВНА ДАНИЛИНА
К.т.н.,доцент
Кафедра экономической теории каб.Б511
Слайд 2ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
ЭКОНОМИКА: ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ
Слайд 3ПЛАН
1. Место экономики в системе наук
2. Потребности и способы их
удовлетворения
3. Классификация ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Слайд 4ИСТОЧНИКИ
Основной:
Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Экономика: Учебник для бакалавров/ Дашков и
К 2015 г. (ЭБС Книгофонд – http://www/knugafund.ru).
Дополнительный:
Экономическая теория: учебник для бакалавров/ И.К. Ларионов и др.— М.: Дашков и К, 2015 (ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/11011.html)
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы (свойства этих
предметов), способные удовлетворять потребности
Слайд 6Потребности – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания
жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.
Вида потребностей
Первичные:
Материальные;
Производственные;
Действительные;
Личные.
Вторичные:
Духовные;
Непроизводственные;
Абсолютные;
Общественные.
Слайд 7Факторы, формирующие потребности:
Биологическая природа человека;
Духовный мир человека;
Природно-климатические условия жизни;
Социально-экономические условия жизни;
Уровень
развития производства, НТП и т.д.
Слайд 8Экономические блага
Блага – это все то, что удовлетворяет потребности людей.
Экономические блага
– блага, создаваемые процессе производства.
Особенности:
Их объем недостаточен для удовлетворения потребностей;
Их объем может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;
Их приходится тем или иным способом распределять.
Слайд 9Связь между благами и потребностями:
Рост экономического потребления постоянно обгоняет производство благ;
Экономические
блага ограничены, т.е.производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов – основное противоречие экономической теории.
Слайд 10Экономическая теория – наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными
ресурсами решает что, как и для кого производить.
Она исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Слайд 11Ресурсы
Ресурсы – потенциальные источники создания экономических благ.
Экономические ресурсы – все виды
ресурсов, используемые в процессе производства других благ, т.е.это производственные ресурсы или факторы производства или факторы экономического роста.
Слайд 12Виды экономических ресурсов
Вещественные факторы:
Капитал (К) – во всех формах.
Природные ресурсы (Т)
– земля, недра, водные и т.д.;
Личные факторы:
Труд (L) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей;
Предпринимательские способности или предпринимательство (Е).
Слайд 13Ресурс земля:
Неограниченный срок жизни и не воспроизводится по желанию;
Природный фактор, а
не продукт человеческой деятельности;
Не поддается перемещению;
При рациональном использовании не изнашивается и улучшает свою продуктивность;
Количество ограничено;
Разнокачественна.
Слайд 14Ресурс труд:
Влияют неденежные факторы – сложность и престижность работы, условия труда
и т.д.;
Большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;
Институциональные структуры, влияющие на рынок труда – профсоюзы, трудовые законодательства, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и т.д.
Слайд 15Ресурс капитал:
Физический капитал – произведенные товары длительного пользования , используемые для
производства других товаров (сооружения, оборудование и т.д.);
Денежный капитал;
Человеческий капитал.
Слайд 16Предпринимательство:
Предпринимательские способности – целесообразная деятельность людей, направленная на рациональное и наиболее
эффективное сочетание ресурсов для производства экономических благ с целью получения прибыли.
Функции:
Соединение факторов производства в одном производственном процессе;
Нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов, позволяющих максимизировать прибыль;
Принятие на себя материальной ответственности, риска.
Слайд 17Свойства ресурсов:
Ресурсы взаимопереплетены;
Ресурсы мобильны;
Ресурсы взаимозаменяемы.
Слайд 18Модель Кобба-Дугласа
Q=AKαL β
Q – объем производства;
K – размер капитала;
L – затраты
труда (в стоимостном выражении);
α и β – показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду;
А – функция.
Слайд 19Необходимость постоянного выбора ярко
демонстрирует модель «кривая производственных
возможностей».
Производственными возможностями
называют возможности
по производству благ.
Альтернативная стоимость
(издержки упущенных возможностей) –
это то, от чего приходится отказаться, чтобы получить
желаемое.
Слайд 20А
B
C
D
E
M
0
1
2
3
4
8
6
4
2
10
Все точки, лежащие на кривой, относятся к экономике полной занятости. В
точке М экономика расходует ресурсы не полностью, такое состояние называется экономикой неполной занятости.
Слайд 21Закон замещения:
При полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличения производства одного
продукта приводит к сокращению производства другого продукта. Отсюда выделяют:
-экономика полной занятости;
-экономика неполной занятости.
Слайд 22Закон убывающей отдачи:
Непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным
количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него.
Слайд 23Закон возрастающих альтернативных издержек:
Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной
единицы продукции именуют законом возрастания альтернативных издержек.
Слайд 24СВЯЗЬ МЕЖДУ БЛАГАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ
1. Рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство
экономических благ.
2. Экономические блага ограничены, т.е. производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов – это основное противоречие экономической теории.
Слайд 25
Экономическая теория – наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными
ресурсами решает, что, как и для кого производить.
Экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Слайд 27Важнейшие экономические школы мировой цивилизации.
богатство общества это деньги
Слайд 31Поздний меркантилизм возник после великих географических открытий,когда не торговать было невозможно
и поэтому:
Слайд 32
XVI век – ранний М. (монетаризм) - политика на увеличение количества
денег в стране любым путем.
Слайд 36Физиократы
Первыми представителями классической
политической экономии являются физиократы (власть природы) Франция.
Слайд 38Классическая экономическая наука.
Разложение меркантилизма и зарождение классической экономии XVIII
век – период развития отдельных отраслей промышленности и называемый “мануфактурным периодом капитализма” .
Появились новые проблемы, связанные с процессом производства и требовавшие своего решения.
Слайд 39Вильям Петти
Родоначальник классической экономии в Англии. Появление экономической статистики и
методов вычисления национального дохода.
Слайд 42Адам Смит (1723 – 1790)
Две задачи экономической науки:
1) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей ее развития.
2) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства.
Слайд 43ВЫВОДЫ
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных
ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. При этом потребности людей непрерывно растут.
В производственном процессе взаимодействуют основные ресурсы (факторы производства) - труд, капитал, земля, предпринимательство.
Производственные возможности общества – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов.