Слайд 1Подготовка внутренних аудиторов систем энергоменеджмента
Семинар
Слайд 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Для
стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности в Республике Казахстан 13 января 2012 года был принят Закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», также были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.
Согласно статье 10 «Энергоменеджмент» действующего Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», «субъекты государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 1500 и более тонн условного топлива в год, обязаны создать, внедрить и организовать систему энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта по энергоменеджменту». Контроль над созданием, внедрением и совершенствованием системы энергоменеджмента возлагается на первых руководителей субъектов государственного энергетического реестра.
Слайд 3Мировая практика показывает, что повышение энергоэффективности достигается большей частью за счет
организационных изменений в системе управления энергохозяйством, то есть за счет улучшения системы энергоменеджмента. Поэтому для решения вопросов повышения энергоэффективности на предприятиях вводится система энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001.
Слайд 51 Область применения ISO 50001:2011
Цель стандарта заключается в том, чтобы дать
организациям возможность создания систем и процессов, необходимых для улучшения энергетических параметров, в том числе энергетической эффективности, энергоиспользования и энергопотребления.
Внедрение стандарта должно привести к:
- сокращению финансовых затрат;
- выбросов парниковых газов и других отрицательных воздействий на окружающую среду.
Стандарт устанавливает требования к системе энергоменеджмента по реализации энергетической политики, постановке целей, задач и плана мероприятий, в которых учитываются правовые требования и информация, относящаяся к значительному использованию энергии.
Слайд 61 Область применения ISO 50001:2011
Стандарт основывается на принципе PDCA
Слайд 72 Термины и определения
Границы (boundaries): физические или территориальные пределы и/или организационные
ограничения, определяемые в организации.
Постоянное улучшение (continual improvement): повторяющийся процесс по повышению энергетических параметров и улучшению EnMS.
Коррекция (correction): действия по устранению выявленного несоответствия
Корректирующие действия (corrective action): действие по устранению причины выявленного выявленного несоответствия.
Слайд 82 Термины и определения
Энергия (energy): электричество, топливо, пар, тепло, сжатый воздух
и другие подобные средства
Базовый уровень потребления энергии (energy baseline): количественная оценка, обеспечивающая основу для сравнения энергетических параметров
Потребление энергии (energy consumption): количество использованной энергии
Энергоэффективность: характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта
Слайд 92 Термины и определения
Система энергоменеджмента, EnMS (energy management system): комплекс взаимосвязанных
и взаимодействующих элементов организации по формированию энергетической политики, постановке целей и достижению этих целей
Группа энергоменеджмента (ednergy management team): лицо или группа лиц, ответственных за эффективное внедрение EnMS и повышение энергетических параметров
Энергетическая цель (Energy objective): установленный результат или достижение поставленных задач для реализации энергетической политик и организации, связанные с повышением энергетических параметров.
Энергетические параметры (energy performance) : измеряемые результаты, связанные с энергоэффективностью, использованием энергии и потреблением энергии
Слайд 102 Термины и определения
Индикатор энергоэффективности, EnMS (energy performance indicator): количественный показатель
или измерение энергоэффективности, определенный организацией.
Энергетическая политика (energy policy): общие намерения и направления деятельности организации, связанные с ее энергетическими параметрами, официально выраженные высшим руководством
Энергетический анализ (energy review): определение энергетических параметров организации, основанных на данных и другой информации, ведущих к определению возможностей улучшения.
Энергетические услуги (energy services): деятельность и результаты, связанные с обеспечением и/или использованием энергии
Слайд 112 Термины и определения
Энергетические задачи (energy target) : детальное и выраженное
количественно требование к энергетическим параметрам, применимое к организации или его отделам, возникающее из энергетических целей, которые необходимо определить и выполнить для достижения этой цели.
Использование энергии (energy use): способ или вид применения энергии.
Область применения (scope): объем мероприятий, оборудования и решений, которые рассматривает организация посредством EnMS, включающая несколько границ
Внутренний аудит (internal audit): систематический, независимый и документированный процесс получения фактов и объективное оценивание с целью определения степени выполнения требований.
Значительное потребление энергии (): использование энергии с учетом существенного потребления энергии и/или с предложением значительной возможности для улучшения энергетических параметров.
Слайд 123 Внутренний аудит систем энергоменеджмента
Организация должна проводить внутренние аудиты EnMS через
запланированные интервалы времени для обеспечения того, что EnMS:
- соответствует запланированным мероприятиям по энергоменеджменту, в том числе требованиям стандарта;
- соответствует установленным энергетическим целям и задачам;
- эффективно внедрена, поддерживает и улучшает энергоэффективность.
Слайд 133 Внутренний аудит систем энергоменеджмента
План и график проведения аудита должны разрабатываться
с учетом статуса и степени важности процессов и проверяемой области деятельности, а также с учетом результатов предыдущих аудитов.
Отбор аудиторов и проведение аудита должно обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита.
Записи результатов аудита должны поддерживаться в рабочем состоянии и направляться высшему руководству.
Слайд 144 Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента
Стандарт ISO 19011:2011 устанавливает
требования, в нем представлены инструкции по управлению программой аудита, относительно планирования и проведения аудита системы управления, а также по компетентности и оценке аудитора и группы аудита.
Этот стандарт предназначен для организаций, нуждающихся в проведении внутренних или внешних аудитов систем управления или управления программой аудита.
Используемые в стандарте установки являются гибкими и могут различаться в зависимости от размера и уровня совершенства СМ , от характера деятельности и сложности организации, а также от целей и сферы применения аудита.
Слайд 166 Управление программой аудита
Организация, которая требует проведения аудита, должна разработать программу
аудита, которая способствует определению результативности СМ объекта аудита. Программа аудита может включать аудиты на основе одного или нескольких стандартов на СМ, которые проводятся отдельно или в сочетании.
Высшее руководство должно обеспечивать установление целей программы аудита и назначить одно или несколько компетентных лиц для управления программой аудита.
Слайд 176 Управление программой аудита
Программой аудита надо охватывать информацию и ресурсы, необходимые
для результативной и эффективной организации и проведения аудитов в установленные сроки, а также, по возможности, следующее:
цели программы аудита;
объем/количество/типы/деятельность/график аудитов;
методики программы аудита;
критерии аудита;
методы аудита;
формирование группы аудита.
необходимые ресурсы, в т.ч. Командировочные и проживание;
процессы решения вопросов относительно конфиденциальности, защиты информации, гигиены и безопасности труда, других подобных вопросов.
Слайд 187 Установление целей
Высшее руководство должно обеспечивать установление целей программы аудита, исходя
из которых надо планировать и проводить аудиты, а также обеспечивать результативное выполнение программы аудита. Цели программы аудита должны быть согласованы с политикой и целями системы управления, а также должны поддерживать их.
Слайд 197 Установление целей
Цели программы аудита могут быть установлены на основе:
a) приоритетов
управления;
b) коммерческих и других хозяйственных намерений;
c) характеристик процессов, продукции и проектов, а также любых изменений в них;
d) требования системы менеджмента;
e) правовых и контрактных требований, а также других требований, которые организация обязуется соблюдать;
f) Необходимости оценки поставщиков;
g) Потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, в частности заказчиков;
h) Уровня действенности объекта аудита, который отражает отказ или инциденты или жалобы заказчика;
i) Рисков для объекта аудита;
j) Результатов предыдущих аудитов;
k) Уровня совершенства системы управления, аудит который надо проводить
Слайд 208 Формирование программы аудита
Лицо, руководящее программой аудита должно:
- установить объем программы
аудита;
определить и оценить риски, связанные с программой аудита;
установить ответственность за аудиты;
установить методики для программы аудита;
определить необходимые ресурсы;
обеспечить выполнение программы аудита, в частности установить цели аудита, сферу и критерии отдельных аудитов, определить методы аудита, сформировать группу аудита и оценить аудиторов;
обеспечить управление протоколами по программе аудита и их ведение;
осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
Лицо, которое управляет программой аудита, должно проинформировать высшее руководство о содержании программы аудита и, при необходимости, представить ее на утверждение.
Слайд 218 Формирование программы аудита
П.5.3.2 Компетентность лица, которое управляет программой аудита.
Лицо, руководящее
программой аудита должно иметь необходимую компетентность для результативного и эффективного управления программой и связанными с ней рисками, а также знания и умения:
- принципов, методик и методов аудита;
- стандартов на СМ и документов СМ;
- видов работ, продукции и процессов объекта аудита;
- применяемых правовых и иных требований, уместных для видов работ и продукции объекта аудита;
- заказчиков, поставщиков и других заинтересованных сторон объекта аудита, если это применимо.
Лицо, руководящее программой аудита должно участвовать в деятельности по постоянному повышению надлежащей профессиональной квалификации, чтобы поддерживать необходимый уровень знаний и умений для управления программой аудита.
Слайд 229 Выполнение программы аудита
Лицу, которое управляет программой аудита, нужно выполнять программу
аудита с помощью:
- представления информации уместным сторонам о соответствующей части программы аудита и информирования их о ходе ее выполнения;
- определение целей, сферы и критериев каждого отдельного аудита;
- координирования и составления графиков проведения аудитов и других видов работ, уместных для программы аудита;
- обеспечения формирования групп аудита с необходимой компетентностью;
- обеспечение групп аудита необходимыми ресурсами;
- проведение аудитов в соответствии с программой аудита и в согласованные сроки;
- обеспечение протоколирования аудиторской деятельности, надлежащего управления этими протоколами и их ведение.
Слайд 2310 Мониторинг программы аудита
Лицу, которое управляет программой аудита, необходимо осуществлять мониторинг
ее выполнения, учитывая потребность по:
- оценке соблюдения программ аудита, графиков и целей аудита;
- оценки действенности членов группы аудита;
- оценки способности членов группы выполнять план аудита;
- оценке отзывов от высшего руководства, объектов аудита, аудиторов и других заинтересованных сторон.
Некоторые факторы могут определять потребность во внесении изменений в программу аудита.
Слайд 2411 Критический анализ программы аудита
Лицо, руководящее программой аудита, должно критически проанализировать
программу аудита, чтобы оценить достижение целей. Опыт, приобретенный из критического анализа программы аудита, надо использовать как входные данные в процесс постоянного улучшения программы.
Во время критического анализа программы аудита надо рассмотреть:
a) Результаты мониторинга программы аудита и выявленные в ходе аудита тенденции;
b) Соответствие методикам программы аудита;
c) Изменяемые со временем потребности и ожидания заинтересованных сторон;
d) Записи по программе аудита;
e) Альтернативные или новые методы аудита;
f) Результативность мероприятий по устранению рисков, связанных с программой аудита;
g) Вопросы конфиденциальности и защиты информации, связанные с программой аудита.
Слайд 2512 Улучшение программы аудита
Лицо, руководящее программой аудита должно критически проанализировать:
- общее
выполнение программы аудита;
- постоянное повышение квалификации аудиторов;
- отчитаться перед ВР о результатах анализа программы аудита.
Слайд 2613 Осуществление аудита
Начало аудита (установление связи с объектом аудита; возможности осуществления
аудита;
Подготовка к аудиторской деятельности (критический анализ документов при подготовке к аудиту; подготовка плана аудита; определение рабочих задач для группы аудита; подготовка рабочих документов);
Проведение аудита (проведение предварительного совещания; критический анализ документов при проведении аудита; обмен информацией во время аудита; определение ролей и ответственности сопровождающих и наблюдателей; сбор и проверка информации; подготовка данных аудита; подготовка выводов аудита; проведение заключительного совещания)
Слайд 2714 Начало (инициатива) аудита
После того, как аудит начат, ответственность за проведение
аудита несет назначенный руководитель группы по аудиту, пока аудит не будет завершен.
Начальная связь с объектом аудита для проведения аудита может быть неформальной или формальной, она должна устанавливаться руководителем группы аудита.
Нужно установить возможность проведения аудита, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что цели аудита могут быть достигнуты
Слайд 2815 Подготовка к аудиторской деятельности
Критический анализ документов при подготовке к аудиту
Подготовка
плана аудита
Определение рабочих задача для группы аудита
Подготовка рабочих документов
Слайд 2916 Проведение аудита
Проведение предварительного совещания
Критический анализ документов при проведении аудита
Обмен информацией
во время аудита
Определение ролей и ответственности сопровождающих и наблюдателей
Сбор и проверка информации
Подготовка данных аудита
Подготовка выводов аудита
Проведение заключительного совещания
Слайд 3017 Подготовка и представление отчета об аудите
Руководителю группы аудита необходимо отчитываться
о результатах аудита в соответствии с процедурами программы аудита.
В отчете об аудите необходимо подать полное, точное, краткое и четкое описание аудита, а также подать непосредственно или привести ссылку на: цели, область аудита; заказчика; идентификацию группы аудита; даты и места проведения аудита; критерии аудита; данные аудита и соответствующие доказательства; выводы аудита; подтверждение степени соблюдения критериев аудита и др.
Отчет об аудите должен быть составлен в согласованные сроки, датирован, критически проанализирован и одобрен (если это целесообразно) , после чего передан получателю.
Слайд 3118 Завершение аудита
Аудит считается завершенным, если выполнены все работы по плану
аудита или было достигнуто согласие относительно этого с заказчиком аудита.
Документы об аудите надо сохранять или уничтожать по соглашению сторон-участников.
Группа аудита и лицо, которое руководит программой аудита, не должны разглашать содержание документов и любую информацию, полученную в ходе аудита, без согласия со стороны заказчика аудита.
Опыт, приобретенный во время аудита, надо использовать для постоянного улучшения СМ организации
Слайд 3219 Выполнение дальнейших действий по результатам аудита
В зависимости от целей аудита
в выводах аудита может быть указано о необходимости внести исправления или принять корректирующие меры или улучшающие действия. Эти действия обычно определяет и реализует объект аудита в течение согласованного срока. Если целесообразно, объект аудита должен проинформировать лицо, которое руководит программой аудита и группу аудита о состоянии выполнения этих действий.
Полноту выполнения и результативности этих действий нужно проверять. Эта проверка может быть частью следующего аудита.
Слайд 3320 Определение компетентности аудиторов
Доверие к процессу аудита и способность достигать
его целей зависит от компетентности персонала, привлеченного к планированию и проведению аудитов, в частности аудиторов и руководителей групп аудита.
Компетентность следует оценивать, используя:
- личные качества;
- способность применять знания и умения;
- опыт работы;
- аудиторской подготовленности и опыта проведения аудитов.
Компетентность аудитора должна удовлетворять потребностям программы аудита.
Слайд 3421 Установка критериев оценки аудиторов
Критерии оценки аудитора могут быть установлены
как в качественном выражении (продемонстрированные личные качества, знания и практические навыки во время учебы или на рабочем месте) или в количественном выражении (количество лет опыта работы и обучения, количество проведенных аудитов, количество часов аудиторской подготовки).
Слайд 3522 Проведение оценки аудиторов
Информацию, собранную об аудиторе, надо сравнивать с установленными
критериями. Если лицо, назначенное участвовать в программе аудита, не удовлетворяет критериям, необходимо обеспечить дополнительное обучение, приобретение дополнительного опыта работы или опыт проведения аудитов и после провести повторную оценку.
Слайд 3623 Подтверждение и улучшение компетентности аудиторов
Аудиторам и руководителям групп по аудиту
необходимо постоянно улучшать свою компетентность. Аудиторам нужно поддерживать свою компетентность относительно осуществления аудитов, регулярно участвуя в аудитах систем управления и постоянно повышая квалификацию.
Лицо, управляющее программой аудита, должно установить подходящий механизм для постоянной оценки действенности аудиторов и руководителей групп аудита.
В мероприятиях по постоянному повышению квалификации необходимо учитывать:
- изменения в потребностях отдельной личности и организации, ответственных за проведение аудита;
- практику осуществления аудитов;
- уместные стандарты и другие требования
Слайд 3724 Установление требований к процедуре проведения внутреннего аудита систем энергоменеджмента
Организация должна
установить требования к проведению внутреннего аудита EnMS чтобы обеспечить соответствие EnMS:
- запланированным мероприятиям по энергоменеджменту, в том числе требованиям стандарта;
- установленным энергетическим целям и задачам.
Для этого следует разработать и внедрить документированную процедуру.
Слайд 3825 Разработка и внедрение процедуры проведения внутреннего аудита системы энергоменеджмента
Процедура проведения
внутреннего аудита разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными в п. 4.6.3 ISO 50001:2011 и ISO 19011:2011. При этом должны учитываться специфические особенности организации, ее структура.
Слайд 3926 Общие требования
Организация должна:
- разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем
состоянии EnMS и постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
- определить и документально подтвердить область применения и границы своей EnMS;
- определить способ выполнения требований стандарта с целью достижения постоянного улучшения энергетических параметров и EnMS.
Слайд 4026 Ответственность руководства
Высшее руководство должно продемонстрировать свою приверженность и поддержку EnMSи
постоянно повышать эффективность посредством:
определения, разработки, внедрения и поддержания энергетической политики;
назначения представителя руководства и создания рабочей группы по энергоменеджменту;
обеспечения ресурсами, необходимыми для разработки, внедрения, поддержки и улучшения EnMS и полученной энергоэффективности;
определение области применения и границ действия EnMS;
уведомления организации о важности энергоменеджмента;
обеспечение постановки энергетических целей и задач;
обеспечение соответствия EnPIs для организации;
рассмотрения энергетических параметров в долгосрочном планировании;
обеспечения возможности измерения результатов и предоставления сведений в определенные интервалы;
проведение анализа EnMS
Слайд 4126 Ответственность руководства
Высшее руководство должно назначить представителя руководства с соответствующей квалификацией
и профессиональной подготовкой, определенным кругом ответственности и полномочий для:
разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения EnMS;
определения лиц(а), уполномоченных соответствующим уровнем руководства для работы с ПР СЭнМ в поддержку деятельности энергоменеджмента;
предоставления отчета высшему руководству по энергоэффективности;
предоставление отчета высшему руководству по показателям EnMS;
планирования деятельности энергоменеджмента для выполнения энергетической политики организации;
определение обязанностей и передачи полномочий, а также доведение информации о них в целях содействия эффективному энергоменеджменту;
определение критериев и методов, необходимых для обеспечения эффективности как работы, так и управления EnMS;
повышение осведомленности об энергетической политике и целях на всех уровнях организации
Слайд 4227 Энергетическая политика
Энергетическая политика должна указывать на приверженность организации повышению энергоэффективности.
Высшее руководство должно определить энергетическую политику и обеспечить, чтобы она:
а) соответствовала характеру и масштабам использования и потребления энергии организации;
в) включала обязательства по постоянному улучшению в области энергоэффективности;
с) включала обязательства по обеспечению доступности информации и необходимых источников для достижения поставленных целей и задач;
d) включала обязательства по соблюдению всех законодательных и других требований;
е) обеспечивала основу для постановки и обзора энергетических целей и задач;
f) поддерживала приобретение энергоэффективных товаров и услуг и план улучшения энергоэффективности;
g) документировалась и доводилась до сведения персонала на всех уровнях в рамках организации;
h) регулярно пересматривалась и актуализировалась по необходимости
Слайд 4428 Энергетическое планирование
Организация должна осуществлять и документировать процесс планирования. Энергопланирование должно
быть согласовано с энергетической политикой и должно приводить к деятельности, постоянно улучшающей энергоэффективность.
Энергопланирование должно включать анализ деятельности организации, влияющей на энергоэффективность.
Слайд 4529 Законодательные и другие требования
Организация должна определить, реализовать и иметь доступ
к применяемым законодательным и другим требованиям, которые приняты организацией относительно использования, потребления и эффективности энергии.
Организация должна определить способы применения всех требований, чтобы обеспечить их выполнение
Законодательные и другие требования должны пересматриваться с определенным интервалом времени.
Слайд 4630 Энергетический анализ
Организация должна разработать, регистрировать и поддерживать в рабочем состоянии
энергетический анализ. Методология и критерии, используемые для разработки энергетического анализа, должны документироваться, чтобы выполнять следующее:
а) анализировать использование и потребление энергии на основе измерений и других данных (определить источники энергии, оценить предыдущее и настоящее использование и потребление энергии);
в) определить места значительного потребления энергии (помещения, оборудование, системы, процессы и персонал; определить текущую их энергоэффективность);
с) определить, установить приоритеты и записать возможности для повышения энергоэффективности.
Энергетический анализ должен обновляться через определенные интервалы времени, а также в связи с существенными изменениями в приборах, оборудовании, системах и процессах.
Слайд 4731 Базовый уровень потребления энергии
Организация должна установить базовый уровень потребления энергии
при помощи информации первоначального энергетического анализа, рассмотрев период данных, приемлемые для использования и потребления энергии организации. Изменения в энергоэффективности должны измеряться относительно базового уровня потребления энергии.
Поправки в базовый уровень потребления энергии должны быть выполнены в следующих случаях:
EnMS не отражают использование и потребление энергии организацией;
произошли большие изменения в процессах, оперативных структурах или энергетических системах.
Базовый уровень потребления энергии должен записываться и поддерживаться в рабочем состоянии.
Слайд 4832 Индикаторы энергоэффективности
Организация должна определить показатели энергоэффективности EnPIs, подходящие для мониторинга
и измерения ее энергоэффективности. Методика определения и обновления EnPIs должна документироваться и периодически пересматриваться.
EnPIs должны пересматриваться и сравниваться с базовым уровнем потребления энергии соответственно.
Слайд 4933 Энергетические цели и задачи
Организация должна сформулировать, внедрить и поддерживать документированные
энергетические цели и задачи на соответствующих функциональных уровнях, процессах и объектах организации. Необходимо устанавливать сроки для достижения целей и задач.
Цели и задачи должны согласовываться с энергетической политикой. Задачи должны соответствовать целям.
При постановке целей и задач организация должна учитывать законодательные и другие требования, значительное потребление энергии и возможности улучшения энергоэффективности, указанные в энергетическом анализе. Онат также должна учитывать свои финансовые, оперативные условия и условия ведения бизнеса, технологические возможности и мнения заинтересованных сторон.
Слайд 5034 Планы мероприятий по энергоменеджменту
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать планы
мероприятий для достижения своих целей и задач. Планы мероприятий должны включать следующее:
определение ответственности;
средства и сроки исполнения;
изложение метода, по которому должно осуществляться повышение энергоэффективности;
изложение метода подтверждения результатов.
Планы мероприятий должны документироваться и обновляться через определенные интервалы времени.
Слайд 5135 Компетентность, обучение и осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы все работающие сотрудники
или лица, работающие от ее имени, связанные со значительным потреблением энергии, были компетентными на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, навыков и опыта. Организация должна определять потребности в подготовке кадров, связанных с контролем значительного потребления энергии и функционированием EnMSОрганизация должна обеспечить подготовку и предпринять другие меры для удовлетворения этих потребностей.
Соответствующие записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Слайд 5235 Компетентность, обучение и осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы все сотрудники, работающие
в ее интересах или от ее имени, было осведомлены о:
важности выполнения энергетической политики, процедур и требований EnMS;
своих функциях, ответственности и полномочиях, способствующих выполнению требований EnMS;
преимуществах повышения энергоэффективности;
фактическом и потенциальном влиянии их действий, применительно к использованию и потреблению энергии и о том, как их действия и отношение вносят вклад в достижение энергетических целей и задач, а также о возможных последствиях отклонения от установленных процедур
Слайд 5336 Обмен информацией (связь)
Внутренний обмен информации в организации применительно к ее
энергоэффективности и EnMS должен быть организован в соответствии с размером организации.
Организация должна установить и внедрить процесс, в котором все сотрудники, работающие в организации или от ее имени, могли вносить предложения по улучшению EnMS.
Организация вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости и целесообразности обмена информацией со сторонними организациями по EnMS и энергоэффективности. Данное решение должно быть задокументировано
Слайд 5437 Требования к документации
Организация должна разрабатывать, внедрять и обеспечивать сохранность документов,
в которых содержатся ключевые моменты EnMS и их взаимодействие.
Документация EnMS должна включать:
область применения и границы EnMS;
энергетическую политику;
энергетические цели, задачи и планы мероприятий;
документы, в том числе записи, требуемые стандартом;
другие документы, определенные организацией как необходимые.
Слайд 5538 Управление документацией
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру по управлению
документацией для:
проверки документов на их адекватность;
периодического анализа и, при необходимости, обновления;
выявления внесенных изменений и действующих редакций документов;
обеспечение доступности соответствующих версий применимых документов в местах пользования;
обеспечение простоты и четкости идентификации информации;
отслеживание документов внешнего происхождения;
предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и обеспечения их подходящей идентификации в случае их сохранения для каких-либо целей
Слайд 5639 Операционный контроль
Организация должна определить и планировать работы и мероприятия по
техническому обслуживанию, связанные со значительным потреблением энергии, согласованные с энергетической политикой, поставленными целями, задачами и планами мероприятий, с тем, чтобы обеспечить их выполнение при определенных условиях, при помощи следующего:
разработки и установления критериев эффективной работы и поддержания уровня потребления энергии там, где отсутствие контроля может привести к значительному отклонению от энергоэффективности;
эксплуатации и обслуживания оборудования, процессов, систем в соответствии с установленными критериями;
надлежащим обменом информацией по операционному контролю лицам, работающим в организации или от ее имени.
Слайд 5740 Проектирование
Организация должна рассмотреть возможности улучшения энергоэффективности и операционного контроля при
разработке, модификации и обновлении производств, оборудования, систем и процессов, которые могут оказывать значительное воздействие на энергоэффективность.
Результаты оценки энергоэффективности, где это возможно, должны включаться в спецификацию, проектную и закупочную документацию соответствующих проектов.
Результаты деятельности по проектированию должны регистрироваться.
Слайд 5841 Закупки энергетических услуг, товаров, оборудования и энергии
При закупках энергетических услуг,
продукции и оборудования, которые оказывают или могут оказать влияние на значительное потребление энергии, организация должна довести до сведения поставщиков, что закупки оцениваются с точки зрения энергоэффективности.
При закупках продукции, оборудования и услуг, использование которых оказывает значительное влияние на энергоэффективность, организация должна установить и внедрить критерии оценки сипользования и потребления энергии, а также энергоэффективности в течение планируемого или предполагаемого эксплуатационного срока службы.
Для эффективного использования энергии организация, если это применимо, должна определить и документировать спецификации по закупке энергии.
Слайд 5942 Мониторинг, измерения и анализ
Организация должна обеспечить отслеживание, измерение и анализ
ключевых характеристик производственных процессов, определяющих энергоэффективность, через запланированные интервалы. Ключевые характеристики должны включать, по меньшей мере, следующее:
a) значительное потребление энергии и другие результаты энергетического анализа;
b) соответствующие показатели, связанные со значительным потреблением энергии;
c) EnMS;
d) эффективность планов мероприятий по достижению целей и задача;
e) оценку фактического потребления энергии по сравнению с ожидаемым.
Результаты мониторинга и измерений ключевых характеристик должны записываться.
Необходимо определить и внедрить план измерений энергии, соответствующий размеру и сложности организации, учитывая также оборудование организации для проведения мониторинга и измерений.
Слайд 6042 Мониторинг, измерения и анализ
Организация должна определять и периодически пересматривать необходимость
измерений. Организация должна обеспечить точность и воспроизводимость данных для оборудования, используемого при мониторинге и измерении ключевых характеристик. Необходимо вести учет калибрования и других средств установления точности и воспроизводимости.
Организация должна исследовать и реагировать на значительные отклонения энергетических параметров.
Результаты настоящих мероприятий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Слайд 6143 Оценка соответствия законодательным и другим требованиям
Через запланированные интервалы времени организация
должна оценивать соответствие законодательным и другим требованиям, с которыми связаны использование и потребление энергии.
Записи результатов оценки соответствия должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Слайд 6244 Несоответствия, коррекция, корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна рассматривать выявленные и
потенциальные несоответствия путем внесения коррекций и осуществления корректирующих и предупреждающих действий, в том числе:
a) анализ выявленных или возможных потенциальных несоответствий;
b) определение причин несоответствий или возможных несоответствий;
c) оценка необходимости действия, обеспечивающего исключение случая несоответствия или его повторения;
d) определение и реализация соответствующего необходимого действия;
e) поддержание в рабочем состоянии записей корректирующих или предупреждающих действий;
f) Пересмотр эффективности предпринятого корректирующего или предупреждающего действия.
Слайд 6345 Управление записями
Организация должна установть и поддерживать в рабочем состоянии записи,
чтобы демонстрировать достигнутые результаты энергоэффективности и соответствие своей EnMS требованиям стандарта.
Организация должна установить и внедрить процедуру для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, сохранении и изъятии записей.
Записи должны быть отчетливыми, легко распознаваемыми и прослеживаемыми в соответствующей деятельности.
Слайд 6446 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы
EnMS с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности.
Записи анализа со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Слайд 6547 Входные данные для анализа со стороны руководства
Входные данные анализа включают:
a)
предпринимаемые действия, определенные предыдущими проверками;
b) обзор энергетической политики;
c) обзор энергетических параметров (EnPIs);
d) результаты оценки соответствия законодательным требованиям и изменениям в законодательных и других требованиях, с которыми организация соглашается;
e) уровень, которому соответствуют энергетические цели и задачи;
f) результаты аудита EnMS;
g) статус корректирующих и предупреждающих действий;
h) планируемая энергоэффективность на следующий период;
i) рекомендации по улучшению
Слайд 6648 Выходные данные для анализа со стороны руководства
Выходные данные для анализа
со стороны руководства должны включать все решения и действия, связанные с:
a) изменениями в энергоэффективности организации;
b) изменениями энергетической политики;
c) изменениями в EnMS;
d) изменениями целей, задач и других элементов EnMS
e) изменениями в распределении ресурсов.