Место экономической науки в системе экономических знаний презентация

Содержание

Экономика - наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом Предмет экономической науки Хозяйственная система,

Слайд 1Тема 1. Место экономической науки в системе экономических знаний
Вопросы:
Предмет экономической

науки
2. Методология и методы в экономической науке.
3. Основные этапы развития
экономической науки.

Слайд 2Экономика - наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов

с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом

Предмет экономической науки

Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение
потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ

Совокупность экономических (производственных) отношений
между людьми, складывающихся в процессе производства,
распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг

Наука о выборе наиболее эффективных (рациональных)
способов удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами. Экономикс


Слайд 3
Экономические законы и категории
Экономический закон – причинно-следственная, устойчивая, повторяющаяся
связь между

явлениями, процессами в хозяйственной жизни общества

От юридических законов экономические
отличаются тем, что действуют объективно,
независимо от сознания людей и имеют
общественный и исторический характер

Примеры:
- закон стоимости
- закон спроса
- закон предложения
- закон денежного обращения

Экономические законы выясняются с помощью
экономических категорий - понятий, обобщенно
выражающих сущность каких-либо явлений и процессов



Основные экономические категории

цена

рынок

спрос

прибыль

налоги

издержки

деньги

доход

капитал


Слайд 4Научная и общественная значимость экономической науки







функции
Методологическая
Практическая
Прогностическая
Научно-познавательная




МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ


Слайд 5Функции экономической науки
Методологическая функция – выступает в качестве теоретического

фундамента всех других экономических наук: отраслевых, функциональных и межотраслевых.




Отраслевые экономические науки:
экономика промышленности
экономика с/х
экономика строительства
и др.



экономика
(экономическая теория)
фундаментальная методологическая
наука

Специальные или
функциональные науки:
экономика труда
бухгалтерский учет
финансы, кредит и
денежное обращение

историко – экономические науки:
история народного хозяйства
история экономических учений
и др.

информационно – аналитические
науки:
экономико – математические методы
статистика
анализ хозяйственной деятельности


Слайд 6Функции экономической науки
Практическая функция– является разработка принципов и методов рационального

хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства

Разрабатывается Концепция социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу

Слайд 7Функции экономической науки
Прогностическая функция– разработка научных представлений о том, что

может произойти в экономике в будущем.

Экономическая наука наряду с другими социально-экономическими науками участвует в разработке прогнозов (проектов, планов) экономического и социального развития стран, регионов.
Проект от лат. «Prjectus» («прэктус») – брошенный вперед;
План от лат. «planum» («планум»)- плоскость, образ задуманного дела


Слайд 8
Мировоззренческая – формирует экономическое мышление, т.е интеллектуальное свойство человека осмысливать

экономические явления происходящие в жизни человеческого общества. Оно вооружает человека целостным видением сложного мира экономики, позволяет постигать закономерность ее развития и функционирования, что является необходимой предпосылкой формирования экономических знаний, без которых невозможна успешная профессиональная деятельность в любой сфере человеческого общества.

Функции экономической науки


Слайд 9Метод - способ познания явлений природы и общественной жизни
с целью

построения и обоснования системы знаний

Методы экономики

Диалектический –всеобщая связь и взаимозависимость
процессов м явлений в экономике.
2. Метод научной абстракции.
3. Метод анализа и синтеза.
4. Метод индукции и дедукции.
5. Экономико-математическое моделирование. Модель –
абстрактное, упрощенно представление экономических
процессов.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты - искусственное создание
экономических процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к хозяйственной деятельности,
с целью их изучения и практического применения.


Слайд 10

Нормативный и позитивный аспекты экономической науки
Изучает факты и зависимости между ними,


исходя из накопленных знаний и опыта

Исследует, что должно быть и как надо
действовать для достижения желаемых
результатов

Позитивная экономика

Нормативная экономика

Отвечает на вопросы: что есть в экономике?

Ее продукт - знания, факты, обобщение
результатов наблюдения. Она описывает,
анализирует, но не дает рекомендаций

Дает рекомендации, рецепты действий

Оперирует категориями, рецептами,
содержащими слова: необходимо, следует

Экономическая
действительность –
реальное состояние
экономики

Экономическая политика - совокупность
мер, предпринимаемых правительством
для достижения конкретных целей
экономического развития

Теория экономики и прикладная экономика





Слайд 11Уровни изучения экономики
Микроэкономика
изучает экономические отношения между
хозяйствующими субъектами, их деятельность
и

влияние на национальную экономику

Мезоэкономика

Макроэкономика

Мегаэкономика

изучает экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство,
как единую систему, в которой органически
соединяются все звенья материального
и нематериального производства

изучает экономические явления и процессы,
охватывающие все промежуточные
системы или отрасли народного хозяйства

объектом выступает сумма национальных
экономик, связанных МРТ, мировым
рынком, системой межгосударственных
хозяйственных связей

уровень фирмы,
предприятия,
отдельного
человека

отрасль,
ОПК, АПК

национальная
экономика
в целом

мировая
экономика


Слайд 12Экономические учения Древнего мира
Коренной переворот во взгляде на хозяйственную деятельность. Объявило

самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.

Древняя Индия

Древний Китай

Вавилония

Древняя Греция

Христианство

"Законы Ману"
(IV-III вв. до н.э.)

Законы Хаммурапи
(18 в. до н. э.)

Конфуций
(551-479 гг. до н.э.)

существование общественного РТ,
отношений господства и подчинения

жесткая регламентация
натурально-хозяйственных основ

различение умственного и физического труда,
первый – монополия "высших" слоев,
а второй - удел "простолюдинов"

Ксенофонт
(430-354 гг. до н.э.)

«Домострой» как искусство
ведения домашнего хозяйства

Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)

ввел термин «ЭКОНОМИКА»
разделял "экономику" (естественная
хозяйственная деятельность, связанная с
производством) и "хрематистику" (искусство
наживать богатство);
вещи между собой несоизмеримы, а это
делается только с помощью денег;
деньги - результат соглашения между людьми;
идея о полезности как об основе ценности
благ, правильном обмене хозяйственных благ
как об обмене эквивалентов и др.


Слайд 13Меркантилизм

.
● золото - выражение сути богатства
● статический взгляд на

мир - он
располагает ограниченным
количеством богатства;
● богатство одной страны могло
увеличиться только за счет
обнищания другой;
●регулирование внешней торговли
для обеспечения притока в страну
золота и серебра


Идейно к меркантилизму
близка экономическая
политика протекционизма

То́мас Мен
(иногда Мэн, Ман,) английский экономист, работал с 1620 до 1641 года в Англии, Европе


Слайд 14Меркантилизм
В 1615 году А.Монкретьен выпустил «Трактат о политической экономии» (Traite d’economie

politique)
Определил экономическую науку (политическую экономию) как науку о законах, управляющих общественным хозяйством.. ( от греческого «politeca» – общественное устройство, «oikos» и «nomos» – как наука об управлении национальным хозяйством на государственном уровне
. А. Монкретьен ни до этого, ни после экономических работ не писал.

Слайд 15Физиократы (греч. - власть природы, XVIIII в.)
А. Тюрго (1727-1781) - закон


убывающего плодородия почвы

● источник богатства нации – с/х. В нем создается
дополнительный продукт (превышение произведенного над
потребленным), за счет которого образуется богатство нации;
● промышленность – "бесплодная сфера", она только
перерабатывает продукты земледелия;
● основы теории общественного воспроизводства

Ф. Кенэ (1694-1774) разработал концепцию естественного
порядка - моральные законы государства, т.е. интересы
отдельного лица не могут идти вразрез с интересами
общества. «Экономическая таблица»


Слайд 16Классическая политэкономия (конец XVIII-нач. XIX вв.)
● учении о трудовой теории

стоимости
● в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами
("экономический человек"), преследуя личные цели, но направляемые
"невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и
общества в целом. "Невидимая рука" - стихийное действие объективных
экономических законов
● рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее
благоприятные условия для развития производства
● предмет изучения - сфера производства
● цель предпринимательской деятельности - получение
максимальной прибыли
● экономический рост достигается путем производительного труда в
сфере материального производства
● деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами

У. Петти
(1623-1687)

А. Смит
(1723-1790)

Д. Рикардо
(1772-1823)


Слайд 17Марксистская политэкономия
Продукт создается только трудом наемного работника, а присваивается собственником капитала
Вывод

о непримиримости противоречия между пролетариатом и буржуазией, неизбежности революционного крушения капитализма и приходу к социализму
Рынок следует заменить планом, всей экономической жизнью общества должно руководить государство
Предметом политэкономии являются производственные отношения, т.е. отношения между людьми в процессе производства, распределения «обмена» и потребления благ и услуг на основе отношений собственности.

К. Маркс 1818-1883 гг.
«Капитал» 1 том (1867 г.)


Слайд 18 Маржинализм (лат. марго – предел), XIX в
У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас
.
● предмет исследования

- поведение отдельных
субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения
● последние руководствуются в своей деятельности
собственными, субъективными оценками выгод и
затрат, возникающих в процессе экономической
деятельности
● концепция предельных величин

Слайд 19Кейнсианство
Рынок в условиях монополий самостоятельно не может успешно регулировать экономические процессы

и решать социальные проблемы.
Двигателем экономики является не предложение, а спрос, для повышения совокупного спроса государства должно проводить активную бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
Обосновал формы и методы государственного регулирования экономики
Создал основы макроэкономического анализа

Джон Мейнард Кейнс
1883-1946
«Общая теория занятости
процента и денег» 1936 г.


Слайд 20Неоклассический синтез
Существующая рыночная самонастройка должна дополняться осторожным государственным регулированием.
В рыночной экономике

важно добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.
Автор первого учебника «Экономикс», в котором впервые предложена структура учебной дисциплины «Экономика», состоящей из вводного раздела. А также разделов «Микроэкономика» и «Макроэкономика»

Пол Самуэльсон
1915-2009 гг.
«Экономикс» 1948 г.



Слайд 21Школа социальной рыночной экономики
Государство должно защищать свободную конкуренцию и частную собственность,

контролировать условия ценообразования и деятельность монополий.
Государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя частичное перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих.
Обоснование концепции социального рыночного хозяйства (социального государства)

Людвиг Эрхард
1897-1977 гг.
«Благосостояние для всех» 1958 г.



Слайд 22Институционализм
Рассматривают экономику, как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не

только экономическими, но и неэкономическими факторами (моральными, этическими, культурными, психологическими и т. д.)
Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация и профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления и как юридические нормы.
Идея «социального контроля» над экономикой (теория фирмы, теория контрактов, теория прав собственности и т.д.
Создание новой учебной дисциплины «Институциональная экономика»


Торстейн Веблен
1857-1929 гг.
«Теория праздного класса», 1899 г.



- сформировался на рубеже XIX и XX вв.(от лат. «institutio» -обычай, образ действия, наставление)

Джон Гэлбрейт 1908-2006 гг.
«Новое индустриальное общество», 1961 г.




Слайд 23Монетаризм, 80 –е гг. XX века

М. Фридмен
● главное внимание уделяют денежному

фактору, количеству
денег в обращении;
● ● главный способ воздействия на экономику – государственное
● регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоги

Слайд 24Связь экономической науки с другими гуманитарными и социальными науками

является общественной наукой,

изучающей хозяйственную (экономическую) сторону жизни общества в целом, т.е. изучает проблемы экономической жизни общества не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. В кругу всех экономических наук экономическая теория является головной, так как служит основой, фундаментом конкретных экономических дисциплин;
тесно связана с другими гуманитарными, социальными и естественно-техническими науками, историей, социологией, политологией, философией, психологией, культурологией, юриспруденцией, математикой, статистикой, демографией и др.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика