Слайд 1Потоцкая Т.И.
Машиностроение
Лекция 6-7
Слайд 2Отраслевая структура машиностроения
Металлоизделия
и заготовки
Тяжелое
машиностроение
Общее
машиностроение
Среднее
машиностроение
Точное
машиностроение
Слайд 3Тяжелое машиностроение
(Производство сложных, габаритных и металлоемких изделий)
Металлургическое оборудование
Горно-шахтное оборудование
Подъемно-транспортное оборудование
Энергетическое оборудование
Кузнечно-прессовое
оборудование
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
металлургическая база + специализированный потребитель
Слайд 4Общее машиностроение
(Производство и сборка простых и крупногабаритных конструкций)
Транспортное машиностроение (кроме автомобилестроения)
Локомотивостроение
(Ф: транспорт + металлургическая база)
Вагоностроение (Ф: транспорт + металлургическая база + лес)
Судостроение (Ф: акватория)
Авиаракетостроение (Ф: высококвалифицированная рабочая сила)
Сельскохозяйственное машиностроение (кроме тракторостроения)
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Потребитель
Технологическое оборудование (кроме оборудования для пищевой и легкой промышленности)
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Потребитель
Слайд 5Среднее машиностроение
(Производство и сборка среднегабаритных изделий)
Станкостроение
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Потребитель
(машиностроение) + квалифицированная рабочая сила
Автомобилестроение
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Потребитель + квалифицированная рабочая сила
Тракторостроение
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Металлургическая база + сельскохозяйственный район
Слайд 6Точное машиностроение
(Трудоемкое производство мелкогабаритных изделий)
Радиоприборостроение
Электротехника
Электроника
Робототехника
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Высококвалифицированная рабочая
сила (наукоемкое пр-во)
Дешевая рабочая сила (сборка)
Слайд 7Металлоизделия и заготовки
Заготовки
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли:
Сырье (металлургическая база)
Металлоизделия
Факторы, влияющие
на размещение предприятий отрасли:
Потребитель (машиностроение)
Слайд 8Региональные особенности развития машиностроения
Концентрация отрасли в экономически развитых странах (75% производства
в развитых странах, 25% производства в развивающихся странах)
Классификация стран по особенностям развития машиностроения:
1. США, Япония, ФРГ, Великобритания
Полная структура отрасли
40% обрабатывающей промышленности
Более 50% экспорта
2. Франция, Италия, Испания, Канада, Р.Корея
Неполная структура отрасли
30% обрабатывающей промышленности
Около 30% экспорта
3. Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Финляндия, Австрия
Узкая специализация
Отрасль экспорториентирована
4. Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина, Китай, НИС и др.
Зависимость от иностранного капитала
Отрасль экспорториентирована
Слайд 9Американский центр машиностроения
– 33% производства мира (внутренний рынок)
Станкостроение
США (10% мира)
– «Юнова», Бразилия
Судостроение (военное)
США - «Дженерал дайнамикс»
Автомобилестроение (22% легковых автомобилей мира)
США – «Дженерал моторс», «Форд моторс», «Крайслер»
Канада, Бразилия, Аргентина – автосборка
Точное машиностроение
Информационные технологии (50% мира) - США - «Интел», «АТТ», «Майкрософт», «АйБиЭм», «Моторола»
Электротехника – США - «Дженерал электрик», «Вестингауз»
Бытовая техника – США (13% мира), Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико
Авиастроение (66% гражданской авиации мира)
США – «Боинг» + «Макдонелл-Дуглас», «Локхид Мартин», «Юнайтед Технолоджиз» (ракетостроение)
Канада - авиасборка
Слайд 10Европейский центр машиностроения –
25 – 30% производства мира (внутренний рынок
+ мировой рынок)
Станкостроение (около 40% мира)
ФРГ (20% мира) – «Тиссен Крупп Стилл», «Триумф групп» ; Великобритания, Франция, Швейцария
Точное машиностроение
Робототехника
ФРГ - «Кука», Италия – «Комау Групп», Швеция/Швейцария - «ЭйБиБи»
Информационные технологии (15% мира) - ФРГ – Сименс, Франция – «Алкатель», Финляндия – «Нокиа»
Элетротехника - ФРГ – Сименс
Бытовая техника – Италия, ФРГ, Испания
Авиастроение (30% гражданской авиации мира)
«Эйрбас индастри» («Аэроспасьаль» - Франция + «Бритиш Аэроспэйс» - Великобритания + «КАСА» - Испания + «Даймлер Бенц Аэроспэйс» - ФРГ)
Автомобилестроение (44% легковых автомобилей мира)
ФРГ – «Фольксвагенверк», «Даймлер Бенц», «БМВ», Франция – «ПСА», «Рено», Италия – «Фиат», Чехия - «Шкода», Бельгия - автосборка
Судостроение (10-12% мира)
Италия, ФРГ, Нидерланды, Польша, Испания, Норвегия, Дания
Слайд 11Азиатский центр машиностроения
– 20% производства мира (экспорториентировно)
Станкостроение (более 30% мира)
Япония
(23% мира) – «Ямасаки», «Окума», Р.Корея, Тайвань, Китай
Судостроение (80% мира)
Япония (35%), Р.Корея (35%), Китай
Автомобилестроение (33% легковых автомобилей мира)
Япония – «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Судзуки»; Р.Корея - «Хёндэ», «Киа»; НИС – сборка
Точное машиностроение
Роботехника - Япония(70% мира) - «Фанус», «Яскава», «Кавасаки», «Панасоник», «Тошиба», «Мицубиси», «Ямаха», «Хитачи»
Информационные технологии (15% мира)– Япония - «Фудзицу», «ЭнТТ» , «Сони», «Мацушита», «Тошиба», «Нэк»
Бытовая техника – Япония (40% мира), Китай, Индия, Турция, НИС
НИС - сборка
Слайд 12Тенденции развития машиностроения мира
Машиностроение – самый сложный по составу и диверсифицированный
комплекс мировой индустрии. Под влиянием НТР происходит дальнейшее его усложнение
Зарождение всех отраслей комплекса в экономически развитых странах, с последующей миграцией первоначально сборки, а затем и полного производства в развивающиеся страны из-за трудоемкости. Реализуется через деятельность ТНК
Отраслевая структура комплекса:
- Снижение доли транспортного машиностроения (за счет ж/д состава) в развитых странах и увеличение его доли в развивающихся горнодобывающих странах
- Миграция с/х машиностроения в развивающиеся страны
- Миграция судостроения в развивающиеся страны Восточной и Юго-Восточной Азии
- Миграция производства приборов длительного пользования в развивающиеся страны
- Концентрация наукоемкой продукции комплекса (ВПК, авиаракетостроение, станкостроение, информационные технологии и др.) в экономически развитых странах