Основы теории потребительского поведения презентация

Содержание

План Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения Карта кривых безразличия. Бюджетное ограничение потребителя. Условия равновесия потребителя.

Слайд 1Лекция: Основы теории потребительского поведения
Водопьянова Наталья Александровна,
к.э.н., доцент,
каф. экономики

и менеджмента «ВолгГМУ»
vnam@inbox.ru


Слайд 2План
Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения
Карта кривых безразличия.
Бюджетное ограничение потребителя.


Условия равновесия потребителя.

Слайд 31.Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения


Слайд 4Потребители – это
те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и

услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.



Слайд 5Аксиомы потребительского поведения :
Потребитель рационален.
Цель потребителя – извлечь максимальную пользу

от потребления товаров и услуг.

Потребитель ограничен
семейным бюджетом,
ценами,
ассортиментом предлагаемых товаров


Слайд 62. СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Владелец любых видов ресурсов самостоятельно принимает решения, связанные с

распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Слайд 73. Субъективность предпочтений;


Слайд 84.Потребности ненасыщаемы.
Потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.
А
В
С
D


Слайд 95. Предпочтения транзитивны


Слайд 106. Упорядоченности предпочтений
Потребитель способен если не оценивать, то точно ранжировать предпочтения

по полезности

Слайд 11Кардиналистская (количественная) теория полезности
Её разработали в последней трети XIX в.
У.

Джевонс (1835-1882),
К. Менгер (1840-1921) и
Л. Вальрас (1834-1910)

Кардиналисты, пытаясь измерить полезность, вводят условную единицу - ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности
(utility - англ, полезность).
.

Слайд 12Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность - это удовлетворение, которое получают

от потребления определенного набора единиц товара.
TU=f(Q1,Q2,….Qn)


Предельная полезность – это прирост полезности вызванный увеличением потребления блага на одну единицу.

MU= ΔTU/ ΔQ.


Слайд 13Общая и предельная полезность блага


Слайд 14Полезность графически: общая

предельная



TU

MU

Q

Q

max

max

0 1 2 3 4 5 6

195

190

180

160

130

80



80

50

30

20

10

5

0

-5

0 1 2 3 4 5 6


Слайд 15Первый закон Госсена – закон убывающей полезности
по мере того как потребитель

увеличивает потребление блага в одном непрерывном акте потребления, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага сокращается.


Герман Генрих Госсен (1810-1859) - немецкий экономист, представитель математической школы.


Слайд 16Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной

полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы товара лишь при условии снижения их цены.

Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса


Слайд 17Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на

основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, то есть описать поведение потребителя путем ранжирования.

Концепция кривых безразличия разработана итальянским
ученым В. Парето в начале XX в., затем в 1939 г.
английский ученый Д.Р.Хикс углубил ее.


Слайд 182.Карта кривых безразличия


Слайд 19На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из

которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.

Корзина А Корзина В

5000 ютилей = 5000 руб.

4000 ютилей = 4000 руб.


Слайд 20Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для

потребителя, называется кривой безразличия (U).

Яблоки (кг)

Груши(кг)


Слайд 21Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий.



Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности.



Слайд 22
показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заменить один товар

другим (товар X товаром Y) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение полезности.





Предельная норма замещения (МRS)


Слайд 23Значения MRS всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного

блага предполагает уменьшение потребления другого.

MRS уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого

Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия

Яблоки (кг)

Груши (кг)


Слайд 24Карта кривых безразличия
Для того чтобы иметь представление о вкусах конкретного покупателя,

изображают целую серию кривых безразличия, которая называется картой кривых безразличия.
Она показывает норму замещения двух товаров при любых уровнях потребления этих товаров.

Яблоки (кг)

Груши (кг)

TU1

TU2

TU3

TU4


Слайд 25Свойства кривых безразличия


Слайд 26TU1
TU3
TU2
TU3
TU2
TU1


Слайд 27TU1
TU2
TU3
TU1
TU2
TU3


Слайд 283.Бюджетное ограничение потребителя


Слайд 29показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной

величине денежного дохода и существующих ценах.

,

Y=P1Q1+P2Q2,

где Y – доход потребителя;
P1, P2 – цена товаров А и Б;
Q1, Q2 – количество товаров А и Б

Y=4000 руб.
P1 =200 руб.
P2 =100 руб.
Покупаем только яблоки, тогда
4000=200* Q1 +0
Q1 =20 (кг) – яблок.

Покупаем только груши, тогда
4000=0+100* Q2
Q2 =40 (кг) груш

Линия бюджетного ограничения

Груши (кг)

Яблоки (кг)


Слайд 30Расположение бюджетной линии зависит от:
величины денежного дохода;
изменения цен на товары.


Слайд 324. Условия равновесия потребителя


Слайд 33Потребитель - разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом,

чтобы получить максимальную совокупную полезность.

Потребитель окажется в равновесии в точке E, в которой бюджетная линия касается максимально удаленной из доступных кривой безразличия.

Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны:

MU x / P x=MU y / P y.


Слайд 34Второй закон Госсена
Максимум полезностей от потребления заданного набора благ потребитель получит

при условии равенства предельных полезностей всех потреблённых благ



Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.


Слайд 35Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика