Слайд 1
Контроль за соблюдением норм и правил охраны труда
Слайд 2Основные виды контроля за состоянием охраны труда
контроль, осуществляемый
органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов;
административно-общественный (трёхступенчатый контроль);
контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
оперативный контроль руководителями и других должностных лиц;
ведомственный контроль
Слайд 3Органы государственного надзора и контроля за соблюдением норм и правил охраны
труда
Согласно статье 462 ТК РБ систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
Слайд 4Государственные органы надзора и контроля
Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и
соц. защиты - надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) Министерства по чрезвычайным ситуациям - надзор за безопасным ведением работ в промышленности;
Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор) - надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт);
Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Госсаннадзор) - надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
Слайд 5
Государственная экспертиза по условиям труда Министерства труда и соц. защиты РБ
- контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда;
Главное управление военизированной пожарной службы (Госпожнадзор) - надзор за обеспечением пожарной безопасности;
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) - надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования
ГАИ - контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
и др.
Слайд 6Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право
беспрепятственно осуществлять проверки
соблюдения законодательства об охране труда, получать от нанимателей и должностных лиц необходимые документы
выдавать должностным лицам предписания
приостанавливать работу предприятий, цехов, производственных участков, эксплуатацию станков, машин, иного оборудования, транспортных средств, если такая производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;
налагать на должностных лиц штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
в необходимых случаях направлять в установленном порядке представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об охране труда, к уголовной ответственности.
Слайд 7Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ
Полномочия департамента
определены Положением, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22.
Департамент осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности
заслушивает уполномоченных должностных лиц республиканских органов государственного управления, нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, требует от них объяснения по фактам выявленных нарушений;
приостановление, отмена действия противоречащих законодательству нормативных правовых актов, местных исполнительных распорядительных органов, нанимателей.;
привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о труде;
контролирует проведение РО и м. исп. органами обучения и проверку знаний руководителей и специалистов по законодательству о труде и охране труда (внеочередной проверки);
приостановление действия или аннулировании разрешения (лицензии), свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случае выявления нарушений требований законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих.
Слайд 8Функции
Проверяет работу РО, иных гос. организаций, подчиненных Правительству, и нанимателей.
Выявляет факты
нарушения, налагает штрафы, привлекает к ответственности .
Осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции объектов производства.
Проводин специальное расследование н.с. и участвует в расследовании проф. заболеваний.
Согласовывает проекты нормативно технических документов в пределах компетенции.
Слайд 9(полномочия Госпромнадзор)
Полномочия определены Указам Президента Республики Беларусь от 12.11. 2007 г.
№565.
Слайд 10Основные задачи:
осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в
области промышленной, технической безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
выполнение иных задач по поручению МЧС.
Слайд 11Государственный надзор
За производственными объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред;
За Металлургическими
производствами,
За оборудованием и системами газоснабжения, нефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;
За горными работами, подземными и гидротехническими сооружениями, за работами по геологическому изучению недр, за геолого-маркшейдерским обеспечением (в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения);
За перевозкой грузов автомобильным, воздушным, речным транспортом.
Слайд 12Полномочия Департамента по надзору
за безопасным ведением работ в промышленности
и
атомной энергетике МЧС (Проматомнадзора)
в пределах своей компетенции проводить проверку поднадзорных организаций, производств, объектов;
выдавать поднадзорным организациям, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения указания и предписания об устранении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запрещении работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления поднадзорной продукции, технических устройств;
опечатывать оборудование, технические устройства, объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, если не обеспечивается соблюдение правил и норм промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов;
изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сертификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безопасности, охраны и рационального использования недр;
Слайд 13Полномочия Департамента по надзору
за безопасным ведением работ в промышленности
и
атомной энергетике МЧС (Проматомнадзора)
привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, охраны и рационального использования недр;
аккредитовывать в установленном порядке специализированные предприятия для выполнения экспертной оценки технического состояния поднадзорного оборудования, специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, работы по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах, производствах, осуществления подконтрольных видов деятельности;
вносить в установленном порядке представления руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законодательства, требований нормативно-технических документов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, не прошедших обучения правилам безопасности, систематически не выполняющих требований обеспечения безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов.
Слайд 14Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности
Ст. 3 Закона Республики Беларусь
от 15 июня 1993 г. № 2403-ХН "О пожарной безопасности" определяет, что государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется:
Советом Министров Республики Беларусь;
органами государственного пожарного надзора Республики Беларусь;
местными Советами депутатов;
местными исполнительными органами;
местными распорядительными органами.
Слайд 15функции
Надзор за соблюдением требований системы противопожарного нормирования и стандартизации.
Утверждают нормы и
правила пожарной безопасности.
Участвуют в комиссиях при приемке объекта в эксплуатацию, и осуществляют пожарно-техническое обследование объектов.
Содействуют и оказывают помощь внештатным пожарным формированиям.
Осуществляют статистический контроль в результате надзорной деятельности
Слайд 16Ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
установлена:
Законом Республики Беларусь "О пожарной безопасности»;
Уголовным кодексом Республики Беларусь;
Кодексом об административном правонарушении (КоАП);
Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Слайд 17Государственный санитарный надзор
Основная задача согласно Закону Республики Беларусь "О
санитарно-эпидемическом благополучии населения" осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Слайд 18Состав санитарно-эпидемических служб
Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в Республике
Беларусь, составляют единую систему:
Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь и его заместители;
Главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городе и их заместители;
иные должностные лица и специалисты органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Слайд 19Функции санитарно-эпидемических служб
вызывать должностные лица и граждан для рассмотрения материалов по
фактам нарушений санитарного законодательства Республики Беларусь и санитарных правил;
рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания;
передавать материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным;
предъявлять требования к физическим и юридическим лицам о возмещении в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью населения, и компенсации дополнительных расходов лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и противорадиационных мероприятий при возникновении профессиональных и групповых заболеваний и отравлений людей;
Слайд 20Функции санитарно-эпидемических служб
получать бесплатно и без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений,
организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения задач, возложенных на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;
отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;
беспрепятственно посещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при предъявлении служебного удостоверения) предприятия, учреждения и организации с целью проверки соблюдения санитарного законодательства Республики Беларусь и санитарных правил;
приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил.
Слайд 21Государственный энергетический надзор
Цели государственного энергетического надзора:
обеспечение безопасности жизни и здоровья людей;
обеспечение
устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.
Слайд 22Задачи государственного энергетического надзора
контроль за соблюдением потребителями величин и режимов
потребления электрической и тепловой энергии, а также договорных условий по снабжению энергией;
контроль за проведением энергоснабжающими организациями мероприятий по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей, соблюдением установленных норм качества электрической и тепловой энергии;
контроль за техническим состоянием электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условиями их эксплуатации и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок;
контроль за техническим состоянием автономных энергоисточников потребителей (кроме блок-станций);
контроль за соблюдением потребителями требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных нормативными документами по стандартизации.
Слайд 23Органы, осуществляющие
государственный энергетический надзор
управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического
концерна
предприятия "Энергонадзор" производственных объединений энергетики и электрификации.
Слайд 24Функции органов, осуществляющих
государственный энергетический надзор
контроль за соблюдением потребителями правил устройства
электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;
контроль за соблюдением потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией;
контроль за обеспечением оптимального уровня компенсации реактивной мощности в электрических установках промышленных и приравненных к ним потребителей электроэнергии;
контроль за правильностью установления и выполнение норм качества и возврата конденсата;
контроль за состоянием технических средств коммерческого учета производства и потребления электрической и тепловой энергии;
контроль за правильностью применения тарифов за электрическую и тепловую энергию и т.д.
Слайд 25Государственный комитет
по стандартизации, метрологии и сертификации
в области охраны труда
Цель:
общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда согласно Законам Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации", "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" и Положению о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь .
Слайд 26
Республика Беларусь принимает участие в работе технических комитетов по стандартизации ISO
и IEC в трех формах:
со статусом наблюдателя (О-член) получает информацию о новых международных стандартах по мере их разработки и принимает ее к сведению, а работу над текстом документа и голосование по стандарту осуществляет на добровольной основе;
со статусом активного члена (Р-член) участвует в разработке проектов международных стандартов и голосовании по ним;
ведение секретариата рабочей группы одного из технических комитетов по стандартизации ISO с активным участием в разработке конкретного направления стандартизации и активным влиянием на стратегию стандартизации в данном направлении.
Слайд 27Создание технических комитетов по стандартизации в Республике Беларусь - приоритетное направление
Системы технического нормирования и стандартизации
Технический комитет по стандартизации - общественное объединение заинтересованных национальных органов по стандартизации или предприятий и организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки стандартов, а также для проведения иных работ в области стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.
Слайд 28
Технический комитет по стандартизации выполняет следующие функции:
организует разработку и пересмотр
государственных стандартов в своей области деятельности;
рассматривает проекты государственных и межгосударственных стандартов или готовит предложения об отклонении проектов;
сотрудничает с техническими комитетами по стандартизации в смежных областях деятельности;
обеспечивает интересы Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами по стандартизации других государств;
участвует в разработке международных стандартов;
взаимодействует с органами исполнительной власти, различными организациями и физическими лицами.
Слайд 29
Указ Президента Республики Беларусь от 2009 «О
совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ»
Слайд 30
В соответствии со ст.463 ТК РБ общественный контроль за соблюдение законодательства
о труде осуществляют профсоюзы в порядке установленном Правительством РБ.
Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза, а также у индивидуальных предпринимателей у которых работают члены профсоюза.;
Слайд 31
Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства
о труде в организациях которых работают.