История экономических учений как наука. Экономическая мысль в рабовладельческой и феодальной эпохе презентация

Содержание

Методологические аспекты дисциплины История экономических учений Предмет изучения ИЭУ Эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теория и школ Объект изучения ИЭУ Экономическая мысль Ключевые

Слайд 1Тема 1. История экономических учений как наука. Экономическая мысль в рабовладельческой

и феодальной эпохе

Вопросы:
Методологические аспекты дисциплины «История экономических учений»;
Экономические учения древнего мира;
Экономические учения эпохи феодализма.




Слайд 2Методологические аспекты дисциплины История экономических учений
Предмет изучения ИЭУ

Эволюция взглядов на

экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теория и школ

Объект изучения ИЭУ


Экономическая мысль

Ключевые понятия дисциплины

Взгляды

Течения в экономической науке

Экономические школы

Направления экономической науки

Суждения вытекающие из анализа экономических процессов, отражающие их сущность, причинно-следственные и функциональные взаимосвязи, характерные тенденции и внешние проявления

Совокупность согласованных и устоявшихся взглядов, отражающих как основные, так и менее существенные, второстепенные положения

Содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методологии.

Не строго обозначенное единство взглядов и концепций, не концептуальную общность представителей научной школы, а, как правило, более обобщенный и в известной степени размытый «соединительный» критерий (напр. Либеральное, консервативное и др.)


Слайд 3Особенности экономики государств Древнего Востока (Шумеры, Аккад, Египет, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия)

Основа хозяйства – земледелие (по несколько урожаев в год)
▲ Развивалось ремесло: гончарное, ювелирное, текстильное
▲ Преобладание коллективной собственности –
общинная, государственная и храмовая
(необходимость ведения коллективных работ,
связанных с орошением: каналы, запасы воды)
▲ Государство – собственник ирригационных
сооружений
▲ Крестьяне платили государству налоги, выполняли повинности, осуществляли государственные работы (строительство храмов, пирамид)
▲ Большая армия чиновников – для контроля хода работ
▲ Храмовые земли обрабатывались крестьянами в порядке исполнения трудовой повинности
▲ В основном используется труд свободных крестьян –
общинников и ремесленников. Труд рабов не был
преобладающим. Формы эксплуатации свободных
граждан и рабов были схожи
▲ Формирование жестких тоталитарных моделей хозяйствования – контроль производства и распределения не только необходимого, но и прибавочного продукта


Слайд 4Экономические учения Древнего мира
Древний Египет
«Речение Ипувера"
(ХVIII в. до н.э.)
Выражение точки

зрения господствующих сословий страны. Простолюдины, которые стали богатыми – разбойники, грабители. Возрождение деспотически-бюррократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта (Идеальный деспот)

Вавилония





Законы Хаммурапи
(ХVIII в. до н. э.)

Жесткая регламентация натурально-хозяйственных основ. Законы регулируют все стороны общественной жизни, защищают права собственности. Действует принцип «око за око, зуб за зуб». Цель законов – защита собственности царя и создание условий, чтобы сильный не притеснял слабого.

1. Суд (ст.ст.1-5);
2. Собственность (ст.ст.6-124);
3. Брак и семья (ст.ст.126-195);
4. Преступления против личности (ст.ст.196-214);
5. Договоры найма (ст.ст.215-282).


Слайд 5Экономические учения Древнего мира
Древний Китай
Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Мэн Цзы

(372-289 гг. до н.э.)
Ли Куй (390 – 338 гг. до н.э.), Лао-цзы (4-5 в. до н.э.)

Основные труды «Сборник Лунь юй» и «Гуаньцзы». Проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям. Различение умственного и физического труда, первый – монополия "высших" слоев, а второй - удел "простолюдинов«. Рассматривались основы государственного управления и налогового обложения. Течение Легистов в противовес конфуцианцам.

Древняя Индия

«Артхашастра"
(III - II вв. до н.э.)

Автор – советник императора Чандрагупты - Каутилья. Существование общественного РТ, отношений господства и подчинения по кастовому принципу. Общий свод рекомендаций по градостроительству, государственному управлению, ведению хозяйства. Учение формировалось по традиции индуизма. Кастовое деление:
Брахманы (ученые, жрецы);
Кшатрии (правители);
Вайшии (купци, торговцы);
Шудры (работники).

Разделы:
1.Философия — санкхья, йога и локаята.
2. «Учение о трёх Ведах».
3. Учение о хозяйстве.
4. Учение о государственном управлении.


Слайд 6Особенность
Спарты –
илоты
Особенности античной экономики (Др. Греция и Др. Рим)
Более

развитые частнособственнические отношения

Труд рабов - основа существования общества, он вытеснял труд свободных граждан. В Др. Греции труд рабов применялся в ремесле (эргастерии). В Др. Риме рабы активно использовались в с/х

Полис – каждый гражданин имел право владеть небольшим участком земли, крупное землевладение не допускалось

Формирование товарно-денежных отношений В Др. Риме – введение единой монеты, зачатки банковских операций

На завоеванных землях - наличие крупных хозяйств, обслуживаемых трудом рабов – латифундий

Развитие судостроения и морской торговли


Слайд 7Экономические учения Древнего мира
Древняя Греция
Ксенофонт
(430-354 гг. до н.э.)
Основные труды: «Домострой»,

«Экономикос», «О земледелии». Главная сфера занятости – сельское хозяйство. Ремесло не самое достойное занятие. Раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Анализ ценности товара. Первый рассмотрел два свойства товара (потребительная и меновая стоимость)

Экономические взгляды Платона (427-347 до н. э.)

Основные труды – «Государство» и «Законы»

Отдельным сословиям запрещено иметь частную собственность и сбережения.

Основа занятости сельское хозяйство, менее почетное ремесло, торговля непочетное

Уравнительная система распределения потребления

Рабство – естественная форма эксплуатации

ЧС могут иметь лица не способные к политической деятельности

В «Законах» гражданам запрещалось иметь золото, серебро, заниматься ростовщичеством, вести роскошный образ жизни

Ставил общественную собственность в приоритет перед частной


Слайд 8Экономические взгляды Аристотеля (384-322 до н. э.)
Идеолог натурально-хозяйственных отношений
Ввел в оборот

понятие "экономика" ("ойкос"- дом; "номос" – закон)

Естественные законы природы обуславливают деление людей на свободных и рабов, а их труда – на физический и умственный

Учение о богатстве: это и совокупность жизненных благ, и деньги. Наука о создании 1-го вида– экономика (земледелие, ремесло и мелкая торговля). Наука о приобретении денежного богатства посредством торговли и ростовщичества - хрематистика

Защищал частную собственность

Неприятие крупной торговли и ссудных операций

Проблема справедливого обмена. Обмена не может быть без равенства, а равенства - без соизмеримости. Начала соизмеримости товаров видел в деньгах; они - мерило соизмеримости и ценности товаров

Деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения между людьми

Исследовал стоимость и полезность товаров, т.е. ценность благ


Слайд 9Экономические учения Древнего мира
Древний Рим
Катон Марк Порций
(234-149 гг. до н.э.)
Трактат «О

земледелии» (162 главы). Рассматривал прикладные основы ведения домашнего хозяйства (выбор имения, ведение хозяйства, управление рабами).

Тиберий и Гай Гракхи




Закон об ограничении объема владения земельными наделами (125 га). Излишки земли возвращаются государству и распределяются среди нуждающихся.


Слайд 10Кризис рабовладельческой системы
Причины кризиса
● Рост только за счет экстенсивных факторов (захват

новых земель и рабов)
● Стал сокращаться приток новых рабов, которые стали более дорогими
● Деградация с/х. Возвращение от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, земли забрасывались или превращались в пастбища
● Возникновение массы пролетариев – свободного населения, живущего за счет государства
● Рим захватил столько, что не мог удерживать провинции под контролем.
● разлагалась победоносная римская армия. Солдат стали набирать из варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать

Рим пал под ударами
варваров в V в. н.э.


Крупные собственники делят земли на мелкие участки (пекулии), выделяя их своим рабам. Раб ведет хозяйство самостоятельно, платит оброк хозяину

Землевладельцы сдавали участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор - колон

Попытки выхода из кризиса

В недрах рабовладельческого строя зарождаются феодальные отношения: пекулий и колонат были уже формами,
соответствующими феодальным отношениям


Слайд 11Основные черты феодализма
Слабо развитое общественное разделение труда, рутинное состояние техники
Существование трех

сословий: дворяне, духовенство и крестьяне

Сосредоточение земельной собственности в руках класса феодалов

Крестьяне - держатели земли на определенных условиях

Подчинение крестьян власти феодалов, личная и поземельная зависимость производителя от землевладельца, внеэкономическое принуждение

Главную роль в экономике играл аграрный сектор

Вместе с крупной феодальной собственностью существовала и единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда

Прекарий Коммендации


Слайд 12Характеристика феодальных отношений в Западной Европе
Прибавочный продукт целиком потреблялся феодалом, поэтому хозяйство

носило натуральный характер

Земля феодала – вотчина

Феодал имел право взимать феодальную ренту – часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем за пользование землей. Право получения ренты фиксировалось законом

Крестьяне имели право распоряжаться предоставленной землей, передать по наследству, продать (с обязательством платить ренту). Феодал не мог отобрать землю у крестьян

Формы ренты: а) отработочная (барщина);
б) натуральная – продуктами;
в) денежная – производитель сам реализует продукт

Замена барщины и натурального оброка денежной рентой – коммутация. Это способствовало разложению натурального хозяйства


Слайд 13Особая роль марки – сельской общины
Феодальные отношения возникли на почве распада

рабовладельческого строя (Римская империя), а также на основе первобытнообщинного строя (германские племена)

Превращение вождя племени в наследственного правителя, окруженного военной верхушкой

В ходе завоеваний наряду с общинной возникала и частная собственность: аллод – земли, которые король за службу раздавал своим дружинникам

Аллод заменяется бенефицием – земля, дававшаяся не в собственность, а в пользование при условии несения военной службы (в России - поместье)

Со временем бенефиций превращается в наследственную феодальную собственность при условии принятия вассальной присяги – феод (лен)

Окончание закрепощение крестьян – сер. IX в., когда по закону каждый свободный франк должен был найти себе сеньора

Эволюция феодализма в Западной Европе


Слайд 14Экономические идеи Фома Аквинского (1225-1274)

Боролся против праздности, выступал за укрепление

нравственности

Восхвалял королевскую власть и государственное управление экономикой

Оправдывал существование феодальной знати, защищал частную собственность, критиковал идеи общности имущества

Натуральное хозяйство - основа благополучия людей

Делил богатство на естественное (землю, здания, предметы питания, одежду) и искусственное (золото и серебро, которые не могут быть целью деятельности человека

Учение о справедливой цене: возмещая издержки производителя, и обеспечивая ему прибыль, она должна быть доступной для потребителя

Одобрял торговлю, но постыдным, если она осуществлялось только лишь для извлечения выгоды

Осуждал взимание ссудного %, называя это продажей того, чего нет (но считал, что должник все же обязан каким-либо образом проявлять благожелательность к ростовщику)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика