Вторая пол. XVIII в. –
классическая школа
концепция экономического
либерализма
1929 – 1933 гг. –
Великая депрессия
"кейнсианская революция"
Вторая пол. 70-х гг. –
неоклассицизм
80-е гг. - тэтчеризм и рейганомика
Два ведущих методологических подхода к вопросу
государственного регулирования рыночной экономики
Д.Кейнс и последователи – государство должно
постоянно следить за состоянием параметров
рынка. Любое нарушение равновесия должно
быть зарегистрировано и на базе встроенных
стабилизаторов направлено на траекторию
равновесного сбалансированного роста
Неоклассическая школа –
вмешательство государства в
экономику должно быть
ограничено, и осуществляться
в случае, когда этого требует
экономическая ситуация
В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе
экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы,
обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями
Достижения
♦ С 1983 г. - 7-летний хозяйственный подъем
♦ Глубокая структурная перестройка экономики, связанная с новым этапом НТР
♦ Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, связь,
контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно на 13 %
♦ В целом возросли доходы населения, снизилась инфляция и уменьшилась безработица
• завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения
обновления и расширения основного капитала
• устойчивый рост реального объема личного потребления
• стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне, что позволило привлечь
в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран
Главные факторы экономического подъема 1983- 1989 гг.
В 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономике США
▪ Дефицит государственного бюджета 152 млрд дол., 5 % ВНП
▪ Расходы по обслуживанию государственного долга составили почти 5% ВНП
▪ Доходы богатых американцев (1% населения) почти удвоились, а у 70 % - возросли гораздо меньше
▪ Уступили некоторым странам по показателю ВНП на д.н.
▪ Средняя ЗП к нач. 90-х гг. была на самом низком уровне за последние 30 лет - 14,8 дол.
▪ После 1980 г. страна из чистого кредитора превратилась в чистого должника
▪ Ускоренное вовлечение США в МХ связи, переход от относительно "автономной" к более "открытой"
экономике с более высокой степенью зависимости от общих тенденций и противоречий МХ
Экономическая основа государства в выполнении своих функций –
государственный сектор – совокупность форм и методов непосредственного
участия государства в производстве, распределении, обмене товаров и услуг
Административное регулирование экономики включает меры
по лицензированию, квотированию, ценообразованию с
помощью системы административных мер, осуществляющих
государственный контроль над доходами, ценами, кредитными
ставками, состоянием окружающей среды
Экономические методы предполагают воздействие на характер
рыночных связей и расширение рыночного поля, через
предположение степень концентрации капитала, структуру
экономики. Для этого используется бюджетная, фискальная
политика, денежно-кредитная политика, прогнозирование,
планирование
Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных
и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное - определить ситуации, где
применение того или иного метода наиболее целесообразно
Существуют ограничения для регулирования государством экономики.
Недопустимы действия государства, разрушающие рыночный механизм
(напр., абсолютный контроль над ценами), государство не должно
своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке
Методы
1. Прямые (дирижистские) – административно-правовые способы
воздействия на субъекты хозяйствования: а) антимонопольная политика;
б) экология; в) установление "правил игры" и контроль их выполнения;
г) поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;
д) защита национальных интересов в МХ
2. Косвенные: а) кредитно-денежная политика; б) бюджетная политика
Средства
1. Административно–правовые инструменты:
а) юридически оформленные правила ведения хозяйствования
б) административный контроль над учреждениями рыночной инфраструктуры
в) аудит – контроль финансовой деятельности фирм
2. Фискальная система – сбор государственных доходов
3. Кредитно-денежная система.
4. Финансовая система, где главный инструмент – государственный бюджет
5. Государственная собственность: а) отрасли, обеспечивающие существование
экономической системы и контроль над ней (связь, транспорт, энергетика);
б) убыточные, но необходимые отрасли (судостроительная, угольная);
в) капиталоемкие отрасли; г) фундаментальная наука; д) ВПК
Объекты
Инвестиционный процесс, государственные закупки, воздействие на
рынок труда, НИОКР, жилищное строительство
Формы
Краткосрочное регулирование
долгосрочное регулирование
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть