Слайд 1Выполнила магистрантка 1 курса ИСиР
кафедры экономической социологии и регионального управления
Кузнецова
Марина
Ростов-на-Дону - 2017
САНКЦИИ
Слайд 2САНКЦИИ
ограничения, устанавливаемые
Международными организациями
Группой стран
Отдельными государствами
Другое государство или часть его территории,
отдельные отрасли экономики или группы товаров, определенный список конкретных физических или юридических лиц
Экономические цели
Политические цели
Слайд 3Экономические санкции против России представлены в табл. 1.1. Они касаются в
первую очередь нефтяной и газовой отраслей экономики, финансовой и банковской сфер, а также оборонно-промышленного комплекса. Кроме этого были введены персональные санкции в отношении отдельных компаний и физических лиц Российской Федерации, а также инициирован запрет инвестиционных проектов и поставки оборудования для двух новых субъектов Российской Федерации: Крыма и Севастополя
Слайд 4Причины санкций против России можно разделить на
политические и экономические
Причины санкций
1.
Первая причина- геополитика. В середине марта 2014 г., после того как Россия поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла ее предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Данные меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, входящими в данные списки. Помимо указанных ограничений было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Российской Федерацией и российскими организациями в различных сферах.
Слайд 52. Дальнейшее расширение санкций было связано с обострением ситуаций на юго-востоке
Украины. Страны Запада и Евросоюза обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в особенности в поставке оружия пророссийски настроенным сепаратистам.
Следующий этап наращивания санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, являются действия повстанцев, поддерживаемых Россией с использованием специальных видов оружия, поставляемых, по их мнению, Российской Федерацией.
Следует отметить, что данные санкции обладают точечной направленностью в отношении главных отраслей российской экономики. Ограничения затрагивают не государство в целом, а отдельных резидентов страны: физические лица и коммерческие структуры. Если ознакомиться с отраслевой структурой санкций, то можно заметить, что они направлены против главных конкурентоспособных на данный момент отраслей российской экономики: нефтяной, газовой, банковской.
Слайд 6Этапы антироссийских санкций
Слайд 15С экономической точки зрения наиболее значимыми являются «секторальные» санкции, введенные США
и ЕС. Кратко перечислим основные из таких санкций.
США
С 16 июля введен запрет на долговое финансирование ряда российских банков и компаний сроков свыше 90 дней, а также на приобретение акций этих эмитентов, выпущенных после введения санкций. С 12 сентября расширены как список подпадающих под санкции банков в него теперь попадает любое долговое финансирование на срок свыше 30 дней.
Объектом санкций стали банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и Внешэкономбанк, а также компании, в первую очередь энергетического сектора: «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть» и ВПК: «Ростех», «Алмаз-Антей», Объединенная строительная корпорация и др.
Слайд 16Запрещены поставки в Россию оборудования для глубиной добычи ( свыше 152
метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления. Введена обязательная проверка конечного получателя технологий нетрадиционной добычи энергоносителей, с возможностью отказа в лицензировании.
Приостановлена выдача лицензий на экспорт и ре-экспорт товаров в Россию, запрещен экспорт высокотехнологичных оборонных товаров и услуг, а также отменены существующие лицензии в данной сфере.
Санкции США таким образом затронули более 90 % российского нефтяного сектора и почти всю российскую газодобычу.
Слайд 17Европейский Союз.
С 31 июля установлены ограничения на долговое финансирование ряда российских
банков и компаний , с 12 сентября ограничения усилены. В настоящее время запрещено долговое финансирование на срок более 30 дней банков с госучастием: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Внешэкономбанк, компаний топливно- энергетического сектора: «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть» и компаний ВПК : «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «ОАК» и др.
Введено эмбарго на экспорт и импорт оружия и продукции военного назначения, экспорт товаров и технологий двойного назначения.
Экспортеров обязали получать разрешение на экспорт ряда нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих технологий в Россию (включая высокотехнологичное оборудование для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти путём гидроразрыва) , а также на предоставление сопутствующих услуг.
Слайд 187 августа 2014 года Правительство России ввело ответные санкции, запретив ввоз
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Запрет распространяется на мясо и мясопродукты, рыбу и морепродукты, молоко и молочную продукцию (включая сыры и творог), фрукты и овощи.
Слайд 19Финансовые санкции
Негативные последствия.
Главная проблема – запрет на кредитование российских банков
и компаний в западных банках. Это резко сократило доступ российского бизнеса к «дешевым» деньгам. По данным PricewaterhouseCoopers, если в 2013 году только на рынке еврооблигаций российские эмитенты привлекли $46,4 млрд, то в 2015- м – лишь около $5 млрд.
В европейских и американских банках было выгодно перекредитоваться, не отвлекая на выплату процентов по старым кредитам основные средства. В результате, компании могли инвестировать их развитие. Эксперты Института народохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в 2015 году подсчитали, что «российская экономика вынуждена восполнить $160-200 млрд выпадающих заемных ресурсов». То есть, эти деньги нужно либо искать в азиатских банках, что невозможно сделать быстро, либо брать из собственных оборотных средств. В итоге, деньги, которые можно было бы направить на развитие бизнеса, часто уходят на выплату процентов по старым кредитам.
В тоже время, запрет кредитовать российские компании сказался и на европейских банкирах. Эксперты ИНП РАН прогнозировали «ежегодные потери европейских институтов в $8 -10 млрд» - речь не о полученных процентах по не выданным кредитам. Недавнее исследование австрийского Института экономических исследований (WIFO), опубликованное в Der Standart, подтвердило эти цифры даже «с перехлестом»: только за 2015 год европейцы упустили 17 млрд евро выгоды.
Слайд 20
Позитивный эффект.
Российский бизнес начал искать альтернативные пути и выходить на
азиатские финансовые рынки, его ранше зачастую не делали просто из-за привычки брать деньги в « удобных» западных источниках.
Например, «Газпром» в 2015 году впервые привлек $1,5 млрд от консорциума китайских банков, а в прошлом году догоорился с Bank of China о кредите на 2 млрд евро. В начале февраля этого года компания US Rusal выразила намерение разместить на Шанхайской бирже облигаций на 10 млрд юаней ($1,5 млрд).
Российские компании доказали, что могут найти стратегических инвесторов не только в США и Европе. Показательный пример- продажа 19,4 % акций «Роснефти». Многие аналитики до последнего сомневались, что в условиях, когда западным инвесторам запрещено вкладываться в акции «Роснефти», она вообще найдет инвестора. Но акции купили международный консорциум Glencore и суверенный фонд Катара.
Еще один положительный момент: в ответ на попытки ограничить расчеты ряда банков в системах Visa и MasterCard, в России была успешно запущена национальная платежная системы «Мир».
Слайд 21Вопрос о санкциях как средстве глобальной конкуренции заслуживает особого внимания. Как
известно, санкции представляют собой систему политико- правовых мер, заменяющих военные действия ( их суррогаты), применяемые ООН в целях принуждения государства- правонарушителя(делинквента) к прекращению нарушений и выполнению обязательств. Применением санкций экономика государства , ее хозяйственная, финансовая, социально-экономическая системы и другие сферы жизнедеятельности технологично разрушаются извне неэкономическими средствами. Институт санкций в его глобальном контексте с точки зрения правовой и социальной целесообразности выглядит, по меньшей мере, неубедительно.
Слайд 22Прежде всего вопрос о применении санкций решает Совет Безопасности ООН, представляющей
более 190 государств. Однако, в их числе действуют и успешно лоббируют собственные интересы известные доминирующие центры международного влияния, сконцентрировавшие глобальные финансовые, военные и прочие ресурсы. Фактически решения о санкциях (как и прочие решения) в ООН диктуются отнюдь не интересами мирового сообщества, а собственными политическими и корпоративными интересами субъектов, представляющих доминирующие центры международного влияния. Практика недобросоветсного представительства формирует симуляры, т.е. обеспечивает подмену интересов мирового сообщества интересами доминирующих центров и ТНК, которые достаточно вольно используют нормы международного права. Кстати, норма, согласно которой решения о санкциях должны приниматься Советом Безопасности ООН, в отношении России постоянно нарушается, санкции вводятся странами произвольно и такая практика не пресекается.
Слайд 23Справедливости ради отметим, что и спорадические ответные санкции России столь же
произвольны. Более того, в ряде случаев под видом импортозамещения они освобождают российские рынки от импорта, создавая необоснованные, с точки зрения потребностей населения, преференции отечественным корпоративным структурам.