Экология и экономика презентация

Содержание

1. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. В силу того, что в основе любого экономического развития краеугольными камнями являются ресурсная база (трудовые и природные ресурсы) и искусственно созданные средства

Слайд 1 Тема № 8. Экология и экономика
1. Эколого-экономический учет природных ресурсов и

загрязнителей.
2. Лицензия, договор и лимиты на природопользование.
3. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.
4. Концепция устойчивого развития.
5. Экологический менеджмент и его составляющие.
6. Основные нормы экологического права.
7. Основы экономики природопользования.
8. Экологический контроль и экспертиза.
9. Экологические нормативы и стандарты.


Слайд 21. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей.
В силу того, что

в основе любого экономического развития краеугольными камнями являются ресурсная база (трудовые и природные ресурсы) и искусственно созданные средства производства, экономический механизм природопользования должен быть ориентирован на:
- создание экологически безопасных условий, определяющих качество жизни людей и существенно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;
- сохранение необходимого качества природных ресурсов, в т.ч. непосредственно вовлеченных в экономические процессы;
- снижение воздействия на окружающую среду искусственно созданных средств производства;
- стимулирование экологизации хозяйственной деятельности отдельных ее субъектов.
В указанном контексте следует различать общие теоретические подходы, рассматриваемые в макроэкономике и конкретные подходы, осуществляемые в отдельных государствах, формирующих собственные экономические механизмы.

Слайд 3Основными экономическими инструментами во многих странах являются налоговая политика, которая реализуется

через экологические налоги, а также неналоговые платежи, взимаемые за природопользование и негативное воздействие на окружающую природную среду.

Слайд 42. Лицензия, договор и лимиты на природопользование.
Лицензия (разрешение) на комплексное

природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы. В лицензию на комплексное природопользование включают:
— перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
— нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
— нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
— экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.
Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования.


Слайд 5Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих

веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т. д.

Слайд 6Количественный переход по цепочке «нормативное воздействие – воздействие в пределах лимитов

– сверхлимитное воздействие» обуславливает автоматическое увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время это соотношение составляет 1:5:25.

Слайд 73. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.
Расчет платы за негативное воздействие

на окружающую среду в настоящее время производится согласно Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2008 № 182 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА № 204 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.


Слайд 8При расчетах как ущерба по средам, так и интегрального ущерба, используются

различные коэффициенты (коэффициент экологической ситуации, коэффициент экологической значимости, коэффициент индексации и др.).

Слайд 9
С момента регистрации Вашего юридического лица или Вас в качестве индивидуального

предпринимателя возникает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку организация, имеет в штате с момента регистрации минимум 1 человека – директора, и предприятие с этого момента становится источником образования (и последующего размещения) отходов IV класса опасности (9120040001004) Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) при удельной норме образования в расчёте на одного сотрудника учреждения 0.25 м3 (0.05 т) в год.
При этом применяемая в настоящее время статья 8.41. КоАП РФ предусматривает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Слайд 10
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется

всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ,
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,
размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.


Слайд 11Расчет представляется плательщиками в территориальные управления Федеральной службы по надзору в

сфере природопользования по субъектам Российской Федерации, по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия (далее – стационарный объект) и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия (далее - передвижной объект). По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный Расчет. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Слайд 12
Расчет состоит из:
Титульного листа; Расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду;
Раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
Раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
Раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;
Раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Расчёт платы является основанием для осуществления платежей в бюджет, которые по своей природе не являются налоговыми платежами, а являются компенсационной выплатой на восстановление условий благоприятной окружающей среды, нарушаемых в связи с хозяйственной деятельностью.

Слайд 13Расчет платы


Слайд 14Величины Рi рассчитываются отдельно для каждого загрязняющего вещества, затем для получения

окончательного размера выплат за загрязнение все величины Рi суммируются. Если Vf  < Vn , то в первое слагаемое формулы подставляется величина Vf , а второе слагаемое не рассчитывается. Если Vf  > Vn , то имеют место сверхлимитные выбросы или сбросы и рассчитываются оба слагаемых.



Слайд 15Пример расчета платежей по приведенной формуле.
Задача
Определите сумму платежей предприятия за загрязнение

окружающей среды за год, если известно, что в течение года оно выбросило 120 т диоксида азота (NO2 ) и 30 т сероводорода (H2S ). Установленные предприятию значения ПДВ составляют соответственно 70 т для NO2 и 40 т для H2S . Нормативы платы в пределах ПДВ составляют для диоксида азота 415 руб./т и для сероводорода 2065 руб./т. Коэффициент экологической ситуации равен 1,5.
Решение
Для диоксида азота объем фактических выбросов превышает величину ПДВ, поэтому в формуле (1) рассчитываются оба слагаемых.
P1 (NO2 ) = 1,5 [ 415 × 70 + 5 × 415 (120 — 70)] = 199200 руб.
Для сероводорода объем фактических выбросов не превышает установленной величины ПДВ, поэтому в первое слагаемое формулы (1) следует подставить величину фактических выбросов (30 т), а второе слагаемое в этом случае не рассчитывается, поскольку сверхлимитные выбросы не имеют места.
P2 (H2S ) = 1,5 × [2065 × 30] = 92925 руб.
Для расчета окончательного размера платежей за загрязнение ОС суммируем оба значения выплат за выбросы диоксида азота и сероводорода:
P = P1 + P2 = 199200 руб. + 92925 руб. = 292125 руб.


Слайд 16
Основными методами экономического стимулирования природопользователей, осуществляющих природоохранную деятельность, являются:
льготное налогообложение;
льготное кредитование

природоохранных мероприятий, например, строительства очистных сооружений;
льготное ценообразование для продукции, полученной по экологически чистой технологии;
дополнительное налогообложение товаров, получаемых с помощью технологий, загрязняющих ОС.
экологическое страхование.

Слайд 174. Концепция устойчивого развития.
В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому

развитию» сказано, что движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Цели перехода к устойчивому развитию – сохранение биосферы и выживание человечества – определяют его основные принципы, которые в обобщенном виде сводятся к следующим.


Слайд 18
Во-первых, это уже выше рассмотренный принцип сохранения биосферы и связанный с

ним биоцентризм (в отличие от современного антропоцентризма).
Во-вторых, это принцип коэволюции общества и природы, т.е. их совместного развития, когда человечество может неопределенно долго существовать на планете, а биосфера, благодаря существенному снижению антропогенного давления, сохранит свою устойчивость и будет эволюционировать по своим законам.
В-третьих, это принцип равных возможностей в удовлетворении своих жизненно важных потребностей (в том числе в экологических условиях и природных ресурсах) для нынешних и будущих поколений.
В-четвертых, это принцип справедливости в широком смысле слова, который нередко в документах ООН считается главным принципом устойчивого развития.
Наконец, пятый принцип – приоритет нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными является уже специфически ноосферным принципом. Именно он отличает устойчивое развитие в его современном понимании от его ноосферного видения.


Слайд 195. Экологический менеджмент и его составляющие.
Менеджмент, как известно, есть совокупность

принципов, методов, средств и форм управления производством. В этом аспекте экологический менеджмент должен рассматриваться как управление природоохранной и природопользовательской деятельностью. Он включает правовой и экономический механизмы охраны природы, систему государственных и региональных методов управления, деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.


Слайд 20Понятие “система экологического менеджмента” впервые было четко определено и разъяснено в

Стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 году.
Система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Функционирование системы экологического менеджмента.


Слайд 21Экологический менеджмент должен рассматриваться как управление процессами изменения экологического состояния общества,

страны, региона посредством экологически безопасного управления промышленными, сельскохозяйственными, военно-промышленными и иными производствами.

Слайд 22 6. Основные нормы экологического права.
Юридические основы регулирования описанного выше экономического механизма

ООС установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Эти требования законодательно закрепляют изложенный выше экономический механизм рационального использования природных ресурсов и ООС.
Таким образом, в России создан экономический механизм рационального природопользования и ООС, базирующийся на законодательной основе и имеющий двухуровневую систему платежей.


Слайд 23 7. Основы экономики природопользования.
Экономический механизм природопользования должен быть ориентирован на:
создание экологически

безопасных условий, определяющих качество жизни людей и существенно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;
сохранение необходимого качества природных ресурсов, в т.ч. непосредственно вовлеченных в экономические процессы;
снижение воздействия на окружающую среду искусственно созданных средств производства;
стимулирование экологизации хозяйственной деятельности отдельных ее субъектов.


Слайд 24
В неоклассической экономике природопользования различают три основные вида капитала:
1. Искусственно созданный

(антропогенный) капитал, представляющий собой средства производства и другие искусственно созданные ценности. Он может увеличиваться или уменьшаться по воле общества, оказывая определенное воздействие на окружающую среду.
2. Критический природный капитал (озоновый слой, глобальный климат, биоразнообразие, незатронутые хозяйственной деятельностью и особо охраняемые природные территории и т.д.) включает в себя необходимые для жизни природные блага, которые не могут быть замещены или заменены антропогенным капиталом.
3. Прочий природный капитал – возобновляемые природные ресурсы и некоторые исчерпаемые минеральные ресурсы, которые могут быть полностью или частично восполнены или заменены антропогенным капиталом.


Слайд 258. Экологический контроль и экспертиза.
Экологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку

соответствия предпроектной и проектной документации на вновь создаваемые или реконструируемые объекты, а также намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям и правилам обеспечения экологической безопасности.
В настоящее время применяется многоуровневая система экологического сопровождения процесса создания техники, включающая: 1) задание требований по экологической безопасности, 2) экологическую экспертизу проектов и 3) контроль выполнения заявленных экологических характеристик при испытаниях опытных образцов.


Слайд 26Содержание экологической экспертизы


Слайд 27
Основным мероприятием второго этапа экологической экспертизы является оценка воздействия объекта на

окружающую природную среду (ОВОС), в ходе которого эксперты изучают представленные материалы, устанавливают их соответствие требованиям природоохранительного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей природной среды. Процедура подготовки ОВОС предусматривает моделирование и расчет показателей воздействий объекта на природные объекты, оценку эффективности природозащитных мероприятий и прогноз отдаленных последствий. В основе любой ОВОС лежат элементы экологического прогнозирования.
Прогнозом называют вероятностное суждение о состоянии чего-либо или о проявлении какого-либо события в будущем. Любой прогноз по определению поливариантен, так как основан на выборе наиболее вероятных из ряда возможных событий. Иногда научно-технический прогноз подменяют экстраполированием того или иного показателя во времени.

Слайд 28Формы экологической сертификации


Слайд 29
Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает:
государственный экологический контроль, который

осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов;
производственный экологический контроль, который осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности в целях соблюдения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения соответствующих требований, установленных природоохранительным законодательством;
- ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли;
муниципальный экологический контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.


Слайд 30 9. Экологические нормативы и стандарты.
Одной из важных частей природоохранного законодательства является

система экологических стандартов. Под стандартизацией понимают установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы норм и требований Стандарты могут быть государственными, отраслевыми и заводскими.
Более важными экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика