Слайд 1Тема. Потребительский выбор и спрос
Эффекты изменения цены
Слайд 2Эффекты изменения цены
Что происходит вследствие изменения цены товара?
Эффект замещения: товар становится
относительно дешевле, так что потребитель увеличивает его потребление вместо тех товаров, которые теперь относительно более дорогие.
Слайд 3Эффекты изменения цены
Эффект дохода: при том же бюджете потребитель может купить
больше данного товара (реальный доход вырос), что равнозначно чистому эффекту дохода, который увеличивает спрос.
Слайд 4Эффекты изменения цены
x2
x1
Первоначальный выбор (x1,x2)
Бюджет потребителя I ден. ед..
Слайд 5Эффекты изменения цены
Более низкая P1 цена товара x1
поворачивает бюджетную кривую
вправо
Бюджет потребителя
I ден. ед..
Слайд 6Эффекты изменения цены
x1
Более низкая P1 цена товара x1
поворачивает бюджетную кривую
вправо.
Бюджет потребителя
I ден. ед..
x2
Для приобретения первоначального набора теперь требуется только I’ ден. ед.,
что равнозначно росту дохода на величину ∆I = (I – I’).
Бюджет потребителя I ден. ед..
I
I’
Слайд 7Эффекты изменения цены
Изменения объема спроса благодаря этому ∆I –
‘дополнительному доходу’
–
есть эффект дохода вследствие изменения цены.
Изменение дохода, независимо от знака,
называется компенсирующим: ∆IK = (I – I’).
Слайд 8Эффекты изменения цены
Слуцкий открыл, что изменение спроса из-за изменения цены товара
всегда представляет собой сумму
чистого эффекта замещения и
эффекта дохода
Слайд 9Изменение реального дохода
Слуцкий утверждал, что при новых ценах,
если требуется меньший
доход для покупки первоначального набора товаров, то “реальный доход” вырос
если требуется больший доход для покупки первоначального набора, то “реальный доход” уменьшился
Слайд 10Эффекты дохода и замещения по Слуцкому
Эффект дохода -- разность между общим
изменением объема спроса на товар при изменении его цены и эффектом дохода
Эффект замещения – изменение объема спроса на товар при изменении его цены и сохранении покупательной способности потребителя на исходном уровне за счет соответствующего изменения номинального дохода
Вывод: для определения эффекта замещения определить изменение дохода и нивелировать его, т.е. вычесть из общего эффекта.
Слайд 11Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая
и первоначальный выбор потребителя
Слайд 12Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая и выбор потребителя
Новая кривая
бюджетного ограничения
Слайд 13Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая и выбор потребителя
Новая кривая бюджетного ограничения
Реальный
доход вырос
Вспомогательная кривая бюджетного ограничения с новым P1/P2
Слайд 14Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая и выбор потребителя
Слайд 15Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая и выбор потребителя
Новая кривая бюджетного ограничения
Слайд 16Изменение реального дохода
x1
x2
Первоначальная бюджетная кривая и выбор
Новая кривая бюджетного ограничения
Реальный доход
упал
Слайд 17Чистый эффект замещения
Слуцкий выделяет изменения в спросе за счет изменений относительных
цен с помощью вопроса:
“Как изменится объем спроса на товар, если неизменный номинальный доход потребителя будет истрачен при новых ценах на первоначальный набор?”
Слайд 18Чистый эффект замещения
x2
x1
x2’
x1’
Первоначальное равновесие потребителя
E1
U1
Слайд 19Чистый эффект замещения
x2
x1
x2’
x1’
Кривая бюджетного ограничения переместилась вправо: цена P1 снизилась
E1
Слайд 20Чистый эффект замещения
x2
x1
x2’
x1’
Кривая бюджетного ограничения переместилась вправо: цена P1 снизилась
Вспомогательная кривая
бюджетного ограничения переместилась параллельно влево: P1/P2 – const; номинальный доход тот же для покупки E1
E1
Слайд 21Чистый эффект замещения
x2
x1
x2’
X2’’’
x1’
x1’’
Новый набор E2 при прежнем номинальном доходе, но выросшем
реальном при новой цене P1..
Уровень полезности
больше!
Изменение MRSx1 при переходе из т. E1 в т. E2– эффект замещения.
E1
E2
Слайд 22E2
Чистый эффект замещения
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
Снижение цены p1 делает
товар 1 относительно
более дешевым и
вызывает эффект замещения
товара 2 товаром 1
(x1’,x2’) → (x1’’,x2’’)
чистый эффект замещения
E1
Слайд 23Эффект дохода
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
E3(x1’’’,x2’’’)
E1
E2
(x1’’,x2’’) → (x1’’’,x2’’’).
Слайд 24Изменения спроса
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
x1’’’
Изменения спроса благодаря более низкой
цене p1 – сумма эффектов
дохода и замещения,
(x1’,x2’)→ (x1’’’,x2’’’).
E3
x2’’’
Слайд 25Эффект Слуцкого
для нормальных товаров
Большинство товаров – нормальные (т.е. спрос растет при
росте дохода).
Эффекты дохода и замещения усиливают друг друга при изменении цены товара.
Слайд 26Эффект Слуцкого
для нормальных товаров
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
(x1’’’,x2’’’)
Товар 1 – нормальный, т.к.
более высокий доход увеличивает
Слайд 27x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
(x1’’’,x2’’’)
Товар 1 – нормальный, т.к.
более высокий доход увеличивает спрос, и
эффекты дохода и замещения усиливают друг друга
Эффект Слуцкого
для нормальных товаров
Слайд 28Поскольку оба эффекта увеличивают спрос при снижении цены на товар, кривая
спроса на нормальные товары имеет отрицательный наклон.
Закон спроса, т.е. отрицательно наклоненной кривой спроса, всегда соответствует нормальным товарам.
Эффект Слуцкого
для нормальных товаров
Слайд 29Эффект Слуцкого для некачественных товаров (по доходу)
Некоторые товары являются некачественными по
доходу (т.е. спрос сокращается при более высоком доходе).
Эффекты замещения и дохода противоположны друг другу при изменении цены на эти товары.
Слайд 30Эффект Слуцкого для некачественных товаров (по доходу)
x2
x1
x2’
x1’
E1
Слайд 31ET
Эффект Слуцкого для некачественных товаров (по доходу)
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
Чистый эффект замещения как для
Слайд 32Эффект Слуцкого для некачественных товаров (по доходу)
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
E2
Чистый эффект замещения как для
нормальных товаров.
Но эффект дохода – положительный (т.е. обратного направления – цена снизилась, объем спроса снизился).
E1
ET
Товар 1 – некачественный,
т.к. увеличение дохода ведет
к уменьшению спроса.
Слайд 33Эффект Слуцкого для некачественных товаров (по доходу)
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
E2
E1
ET
Общий эффект –
сумма эффектов
Слайд 34Товары Гиффена
Иногда для сильно некачественных товаров (по доходу), эффект дохода может
быть больше, чем эффект замещения,
что ведет к снижению спроса при увеличении дохода за счет снижения цены на данный товар.
Такие товары называются товарами Гиффена.
Слайд 35Эффект Слуцкого для товаров Гиффена
x2
x1
x2’
x1’
x1’’’
x2’’’
Снижение p1 приводит
падению x1
E1
E2
Слайд 36Эффект Слуцкого для товаров Гиффена
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
x1’’’
x2’’’
Эффект замещения
Эффект дохода
Снижение p1 приводит
падению x1
E2
E1
Слайд 37Эффект Слуцкого для товаров Гиффена
Разделение эффекта Слуцкого при изменении цены товара
на:
эффект замещения и
эффект дохода
объясняет, почему закон отрицательной кривой (наклоненной вправо вниз) не выполняется для некачественных товаров с сильным обратным эффектом дохода.
Она положительна!
Слайд 38Маршалианская кривая спроса и кривая компенсированного спроса по Слуцкому
В связи с
эффектом потребителя при изменении цен по Слуцкому,
а также в связи с важностью выделения из общего эффекта замещения,
следует различать обычную (маршаллианскую) кривую спроса и кривую компенсированного спроса.
Слайд 39Маршалианская кривая спроса и кривая компенсированного спроса
Маршалианская кривая спроса выражает зависимость
между ценой и величиной спроса с учетом как эффекта замещения, так и эффекта дохода.
Она строится при
фиксированном номинальном доходе потребителя I = const
и неизменных ценах на родственные товары.
Кривая компенсированного спроса отражает зависимость между ценой и величиной спроса с учетом только эффекта замены.
Слайд 40Кривая компенсированного спроса по Слуцкому
При построении кривой спроса по Слуцкому
эффект дохода элиминируется посредством фиксации первоначального набора благ, приобретаемых потребителем.
Компенсированный спрос по Слуцкому
( ХСS) есть функция от цен товаров при фиксированном наборе покупаемых благ:
Слайд 41Изменения спроса
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
x1’’’
Изменения спроса благодаря более низкой
цене p1 – сумма эффектов
дохода и замещения,
(x1’,x2’)→ (x1’’’,x2’’’).
E2
x2’’’
ET
E1
U2
U1
UT
Слайд 42Изменения спроса
x2
x1
x2’
x2’’
x1’
x1’’
x1’’’
Изменения спроса благодаря более низкой
цене p1 – сумма эффектов
дохода и замещения,
(x1’,x2’)→ (x1’’’,x2’’’).
E2
x2’’’
E1
ET
Слайд 43Два вида кривых компенсированного спроса
Различают два вида кривых компенсированного спроса:
кривую
Слуцкого
кривую Хикса.
Это связано с различающимся подходом авторов к понятию реального дохода.
Эффект замещения по Хиксу и кривая компенсированного спроса по Хиксу будут рассмотрены позже…
Слайд 44y
Кривая компенсированного
спроса по Слуцкому
Маршалианская кривая спроса
Получение кривой
компенсированного спроса
по
Слуцкому
Px
Кривые спроса
пересекаются в точке eT
e1
e2
eT
Px1
Px2
X
Слайд 45Взаимное расположение маршаллианской кривой спроса (D) и кривой компенсированного спроса (DC)
для нормальных товаров
E1
X
DC
D
PX
Поскольку эффект замещения изменяет объем спроса в направлении, обратном изменению цен, кривая компенсированного спроса всегда имеет отрицательный наклон
Слайд 46Взаимное расположение маршаллианской кривой спроса (D) и кривой компенсированного спроса (DC)
для некачественного товара
Поскольку для товаров низшей категории общий эффект изменения цены меньше эффекта замещения, кривая компенсированного спроса по этим товарам более полога, чем маршаллианская кривая спроса
PX
x
DC
D
E1
Слайд 47Уравнение Слуцкого
Общий эффект изменения цены ΔX равен алгебраической сумме
эффекта дохода
ΔxI и
эффекта замещения ΔxS:
Δx = ΔxS+ ΔxI.
! Но не показывает количественной зависимости между величинами изменения цены, с одной стороны, и величиной эффектов дохода и замещения – с другой.
Слайд 48Уравнение Слуцкого
Δx = ΔxS+ ΔxI.
Абсолютная величина ΔxI выражает эффект дохода
в форме изменения величины спроса.
Можно выразить эффект дохода в форме изменения реального дохода.
Когда цена товара снижается на ΔР, реальный доход возрастает на величину ΔR = – ΔРx1.
За счет этого спрос изменяется на величину ΔxI .
Слайд 49Снижение цены -> эффект дохода
ΔIR = – ΔРx1
если цена единицы
товара Х снижается на 5 руб., т.е. ΔР = - 5,
а объем его первоначального потребления составляет 100 ед., т.е. X1 = 100,
то реальный доход (ΔR) повышается на 500 руб., то есть ΔIR = -(-5) • 100 = + 500.
Слайд 50Уравнение Слуцкого
Мы могли бы добиться такого же повышения реального дохода и
без изменения цен – путем повышения номинального дохода на величину
ΔIR = – ΔР•x1.
Отсюда – изменение величины спроса за счет эффекта дохода ΔxI .
Слайд 51Уравнение Слуцкого
Изменение величины спроса за счет эффекта дохода ΔxI .
Слайд 52Уравнение Слуцкого
Заменим в
на
при PY = const и IK =
I + ΔPx1;
Слайд 53Уравнение Слуцкого
представляет собой уравнение Слуцкого в форме относительных изменений:
насколько изменилась величина
спроса при изменении цены на ΔР (общий эффект изменения цены).
Слайд 54Уравнение Слуцкого
показывает, насколько изменилась величина спроса при изменении цены на ΔР
за счет эффекта замещения при фиксированном реальном доходе.
Слайд 55Уравнение Слуцкого
показывает, насколько изменилась величина спроса при изменении цены на ΔР
за счет того, что реальный доход изменился на ΔI – эффект дохода.
Слайд 56Уравнение Слуцкого
в дифференциальной форме:
Слайд 57Обобщение уравнения Слуцкого для прямого и перекрестного изменения цены
Если i
= j оба уравнения показывают прямые эффекты цены, дохода и замещения.
Если i ≠ j уравнения показывают взаимосвязь перекрестных эффектов.
Слайд 58Обобщение уравнения Слуцкого для прямого и перекрестного изменения цены
Если
товары x
и y – независимые
Перекрестные эффекты не симметричны, когда
Более того, для некоторых товаров перекрестный эффект дохода может изменить тип товара для потребителя: из комплементов товар может стать заменителем.
Слайд 59Анализ перекрестного эффекта
Перекрестный эффект дохода для нормальных товаров отрицателен, то есть
действует в направлении, обратном изменению цены.
Перекрестный эффект замещения обычно действует в направлении изменения цены.
Слайд 60Анализ перекрестного эффекта
Для более точного анализа применяют тот же прием, что
и для прямых эффектов: элиминируют эффект дохода.
Если перекрестный эффект замещения
то товары - чистые заменители.
Слайд 61Анализ перекрестного эффекта
Если перекрестный эффект замещения
то товары - дополняющие.
Слайд 62Анализ перекрестного эффекта
Изменение компенсированного спроса по связанным товарам равны
то есть
перекрестный эффект замещения симметричен.