Предмет современной экологии. Краткий очерк ее развития. (Лекция 1.1) презентация

Содержание

Назначение, задача и цели учебной дисциплины «Экология»   1. Каждый человек, специалист, тем более, должен осознавать, что дальше загрязнять окружающую природную среду нельзя – это крайне опасно для здоровья и жизни

Слайд 1
.
Мы не унаследовали Землю наших отцов.
Мы взяли ее в долг

у наших детей.

Экология (современное представление)
– наука и практика взаимоотношений человека и природы, целью которых является выбор путей выживания человечества.


Слайд 2Назначение, задача и цели учебной дисциплины «Экология»
 
1. Каждый человек, специалист, тем

более, должен осознавать, что дальше загрязнять окружающую природную среду нельзя – это крайне опасно для здоровья и жизни человека на Земле. Изучение дисциплины формирует понимание, что мы не унаследовали Землю наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей.
2. Рассмотреть воздействие загрязненной окружающей среды на здоровье населения и гигиеническое нормирование химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания.

3. Изучить экологические аспекты профессиональной деятельности, организацию контроля за охраной окружающей среды в пограничных органах ФСБ России.

4. Изучить основы экологического права, международно-правовой охраны окружающей среды, в том числе в Арктике, в морской среде, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ, особо охраняемых природных территориях.

 






Слайд 3Структура учебной дисциплины «Экология»:
 
Модуль 1. Теоретические основы экологии (лекций 6 ч.,

сем. 4 ч.)

Модуль 2. Качество окружающей среды (лекций 6 ч., сем. 4 ч.)

Модуль3. Обеспечение экологической безопасности в пограничных органах; (лекций 6 ч., сем. 4 ч., пз-4часа)

Модуль 4. Основы экологического права и международное
сотрудничество (лекций 4 ч., сем. 4 ч.)
Реферат по дисциплине , ВНО
 
Всего: ауд. Зан.-42 часа. лекций – 22 ч. (11 лекций)
семинаров – 16 ч. (4 семинара)
ПЗ -4 часа

Зачет: 2 часа





Слайд 4Экология по Геккелю– учение (слово) о доме (среде обитания)
Взаимодействие общества

и природы не обеспечивает гармонии, а характеризуется конфликтом(проблемами). Глобальные экологические проблемы – проблемы №1 для человечества.

Слайд 5
Основная задача экологии – обоснование технических условий и санитарно-гигиенических требований к

деятельности человека.
Охрана окружающей среды – система государственных и общественных мер, обеспечивающих гармоничное взаимодействие общества и природы на основе:
- сохранения и воспроизводства природных богатств;
- рационального использования природных ресурсов;
улучшения качества окружающей человека среды.
Экология дает научные основы ООС, формирует требования к деятельности человека. В то же время охрана окружающей среды рассматривается как прикладная экология.







Слайд 6





Лекция 1.1 Основы общей экологии

Учебные вопросы: 1. Предмет современной экологии.

Краткий очерк ее развития.
2. Экология человека.
3. Экологические проблемы в России, в том числе в Калининградской области.

Актуальность и цели занятия:

Изучение очерка развития экологии и ее основной сущности;

Изучение соотношений природы и человека, влияние ОС на жизнедеятельность человека;

Ознакомление с экологическими проблемами России и нашего региона.

Слайд 7а) основная литература:
1. СУХОБЕЦКИЙ А.И.,КОВАЛЕНКО И.Ф. ЭКОЛОГИЯ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ-КАЛИНИНГРАД: КВИ ФСБ

РФ, 2009.-158С.
2.Гарин В.М. и др. Экология для технических вузов.- Ростов на Дону: Феникс,2001.-384 с.
б) дополнительная литература:
1.Акимова Т.А.,Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 1999.-455 с.
2.Дубовик О.Л. и др.Экологическое правоУчебник.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-768 с.
3.Сподобаев Ю.М., Кубанов В.П.Основы Электромагнитной экологии.- М.: Радио и связь,2000.-240 с.
4.Снакин В,В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник.-М.: Академия,2000.-384 с.

Слайд 8ОПОРНАЯ СХЕМА 1-ГО В. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЕЕ РАЗВИТИЯ.


Краткий очерк ее развития
Конференции ООН(1972г.-предупреждение об опасности неограниченного влияния
человека на ОС, 1992г.-экологические проблемы- глобальные проблема№1)

Структура современной экологии (общая экология, био- и геоэкология
и макроэкология(экология человека и прикладная экология)






Структура макроэкологии
Экология человека включает экологию человеческих популяций,
экологию народонаселения, цивилизаций, а также эволюционную экологию человечества.
Прикладная экология включает инженерную, сельскохозяйственную, биоресурсную
и промысловую экологию, экологию поселений и медицинскую экологию.
 



Структура природных ресурсов
Энергетические ресурсы, атмосферные и водные ресурсы, ресурсы, литосферы,
растений продуцентов, консументов и редуцентов, климатические и рекреационные ресурсы,
познавательно-информационные ресурсы, ресурсы пространства и времени.

Методы экологии
Методы регистрации и оценки состояния среды, мониторинг, количественного учета исследования влияния
факторов среды, методы изучения взаимоотношений между организмами, методы математического
Моделирования приобретают все большее значение в экологии. Быстро развивается приемы глобального
моделирования на основе проблемно-прогнозного подхода (прогноз «Ядерной зимы» – модель Н.Н.Моисеева).


Слайд 9Краткий очерк развития экологии.
1 этап – до конца 19 века. Английский

ученый Ч.Дарвин (1809- 1882), немецкий естестствоиспытатель Э.Геккель, профессор МГУ К.Рулье (1814-1858) завершили оформление экологии, как части биологической науки. Э.Геккель в работе «Общая морфология организмов» (1866) дал определение экологии как науки, которая изучает все связи организма с окружающим миром.
2 этап – первая половина 20 века. Биоэкология дополняется другими науками: о климате Ю.Ганн, А.Воейков); о почвах и покровах земли (А. Гумбальт, В. Докучаев); ландшафтах (Л.Берг); биосфере (В.Вернадский). В экологии добавляются гигиенисты – медики, агрономы, лесоводы, инженеры и т.д.
Стали отрабатываться нормативы взаимодействия человека и ОС, принципы инженерного подхода к защите среды.
3 этап – вторая половина 20 века. Американские экологи Ю.Одум, Б.Коммонер, российские академики С.Шварц, Н.Н.Моисеев и др. способствовали развитию биоэкологи, экологии систем, экологии человека и др. видов экологии.

Слайд 10ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ
1952 год- лондонский смог унес жизни более 4

тыс. человек (первая существенная реакция природы на ее загрязнение человеком).
Стокгольм, 1972г.- конференция ООН по окружающей среде и развитию указала на угрожающие последствия неограниченного антропогенного воздействия на биосферу планеты и на тесную связь экологических, экономических и социальных проблем.
Рио –де Жанейро, 1992г. - конференция ООН выдвинула экологические проблемы на I место среди глобальных проблем человечества.


Слайд 11
Структура экологии
Общая экология создает единый научный фундамент:
-теорети-ческая;
-Экспери-ментальная
-прикладная
части

Биоэкология:
-системная
(особи, виды, популяции);
экология организмов (бактерии,

грибы, флора,фауна)
Эволюцион-ная экология

Экология человека:
экология чел.популяций;экология народонасе-ления;
экология цивилизаций;
эволюционная экология

Приклад-ная экология:
Инженерная ;
Сельскохозяйственная;
Биоресурсная; и промысловая;
Экология поселений; медэкология

Геоэко-логия:
Экология сред;
Экология природных зон;
Экология регионов,
стран, континентов


Слайд 12




Современная экология включает:
общую экологию,
биоэкология;
геоэкологию,
экологию человека
прикладную экологию.
1)Общая

экология включает : а) учение о биосфере, об экосистемах); эволюционную экологию.
2) биоэкология (растения, животные, микроорганизмы, водные организмы): системную экологию (экологию особей, видов (аутоэкологию); экологию популяций (демэкологию); многовидовых сообществ, биоценозов (синэкологию).
3)Геоэкология изучает взаимоотношение организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности.
Она включает: экологию сред, природно-климатических зон, а также экологическое описание регионов, стран, континентов.


Слайд 13




4) Экология человека исследует взаимоотношение человека как биологической особи и социального

субъекта с окружающей его природной и социальной средой.
Она включает экологию человеческих популяций, экологию народонаселения, цивилизаций, а также эволюционную экологию человечества.

5)Прикладная экология исследует вопросы охраны ОС – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой.
Она формирует экологические критерии, технические условия и санитарно-гигиенические требования к деятельности человека, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружающую человека среду, следит за ее качеством и разрабатывает технические средства охраны окружающей среды.
Прикладная экология включает инженерную, сельскохозяйственную, биоресурсную и промысловую экологию, экологию поселений и медицинскую экологию и др..
 


Слайд 14Главные категории учебной дисциплины

Биосфера
-наружная область планеты Земля, в которой не только

существует жизнь, но которая в той или иной степени видоизменена или сформирована жизнью. Она включает в себя тропосферу, гидросферу и литосферу (мощность 30 – 40 км)
Техносфера
-часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и опосредованного воздействия технических средств в целях соответствия социально-экономическим потребностям человечества.
Ноосфера
-этап эволюции биосферы, характеризующийся ведущей ролью разумной сознательной деятельности человеческого общества в ее развитии.
Два подхода в экологии
1)правила взаимоотношений устанавливает человек (строить техносферу на основе экономических принципов)
2)правила взаимоотношений устанавливает природа (строить ноосферу на основе интересов природы и человека)






Слайд 15Основные экологические категории организмов.

Продуценты синтезируют органические вещества из неорганических с использованием

внешних источников энергии. Продуценты делятся на фототрофы (используют энергию солнца) и хемотрофы (используют химическую энергию).
К фототрофам относят зеленые растения, к хемотрофам – бактерии.

Консументы – организмы, не способные строить себя из неорганических веществ и нуждающиеся в готовой органической пище (все животные, некоторые растения). Консументы подразделяются на сапрофагов (питаются мертвыми растительными остатками), фитофагов (потребляют живые растения), зоофагов (нуждаются в живой пище), некрофагов (трупоядные животные).

Редуценты (деструкторы)– организмы, использующие в качестве пищи органическое вещество и подвергающие его минерализации (бактерии, грибы).

Слайд 16




Фундаментальные понятия экологии
 
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества,

на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Окружающая человека среда – совокупность абиотической (неживой), биотической (живой) и социальной сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.

Природная среда – совокупность объектов и условий природы, в окружении которых протекает деятельность какого-либо субъекта.

Природные ресурсы – это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных благ, воспроизводству трудовых ресурсов.


Слайд 20ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Природные русурсы включают ископаемые, почву, растительность и животный

мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию.
Проблемы использования природных ресурсов:
-загрязнение ОС: воздуха, водных источников,почвы;
-ограниченность исчерпаемых ресурсов;
-малое использование неисчерпаемых ресурсов;
-разрушение природных богатств: почв, лесов.

Слайд 21




Методы экологии 
Методы регистрации и оценки состояния среды: метеорологические наблюдения; измерение температуры,

прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды; измерения освещенности; радиационного фона; химической, бактериальной загрязненности среды и т.д.
Мониторинг – периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды. Технология экологического мониторинга использует физико-химического и химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии и компьютерной обработки данных. Используется тактика биомониторинга и биоиндикации (использование особо чувствительных к изменению среды и появлению загрязнений некоторых особей).
МОНИТОРИНГ = наблюдение — оценка прошлого и настоящего — прогноз будущего
Методы количественного учета организмов и методы оценки биомассы и продуктивности растений и животных лежат в основе природных сообществ.

Слайд 22




Методы экологии
 
Исследование влияния факторов среды на жизнедеятельность организмов путем наблюдения и

экспериментов для определения оптимальных или граничных условий существования, основ экологического нормирования, устойчивости экосистем и изучение адаптаций растений, животных и человека к различным условиям среды.

Методы изучения взаимоотношений между организмами во многовидовых сообществах составляет часть системной экологии.

Методы математического моделирования приобретают все большее значение в экологии. Быстро развиваются приемы глобального моделирования на основе проблемно-прогнозного подхода (прогноз «Ядерной зимы» в результате термоядерной войны – модель Н.Н.Моисеева).


Слайд 23 ОПОРНАЯ СХЕМА 2-ГО В. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Эволюция рода человеческого
20-кратный рост энергопотребления за

последние 100 лет- основная причина
экологического кризиса

Среда жизни современного человека
Человеку необходимо 250 м2 территории (жилье, служебные и
производственные помещения, дороги), 750 м2 леса, 2800 м2 пашни, 3200 м2
пастбищ, т.е. всего 7000 м2.

Влияние ОС на здоровье человека
За последние полвека смертельных болезней на Земле стало вчетверо больше
и приблизительно 60% вирусов люди получили от животных.

Здоровый образ жизни
ЗОЖ- это культура здоровья и лечения, питания и движения, общения и отдыха


Основные правила ЗОЖ
1(иметь цель жизни;2)положительное отношение к жизни;3)чувство самоуважения;
4)движение 10-14 км в сутки;5)соблюдение правил питания, труда и отдыха

Вредные привычки
Курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания


Слайд 24






Экология человека
Эволюция рода человеческого

Современный человек произошел от африканской ветви прогрессивного неандертальца

как подвид Homo sapiens, причем все современное человечество имеет единую генотипическую принадлежность.
Примерный «возраст» современного человека составляет 150 тыс. лет, а возникновение людей современного физического типа осуществилось 40-50 тыс. лет назад.
С расселением Homo sapiens в разных природно-климатических зонах люди приспосабливались к экологическим факторам, в результате чего образуются расы. Темная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных условий, светлая кожа пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, а узкий выступающий нос способствует согреванию вдыхаемого воздуха.

Слайд 25




Эволюция экологических ниш человека

Экологические ниши человека постоянно изменялись, увеличиваясь с нарастающей

скоростью вместе с этапами исторического развития человечества.

1 этап – ниша первобытных собирателей растений и рыболовов с минимальным биологическим энергопотреблением (200 тыс. лет, удельная расходуемая мощность человека была близка к 2 Вт/кг, теплоотдача – 75 Вт/м2, потребность в пище – до 1/12 массы тела в сутки);

2 этап – ниша примитивного земледелия, скотоводства и охоты (10 тыс. лет, энергопотребление в 2 раза больше);
3 этап – ниша традиционного земледелия с рабочим скотом (1000 лет, пятикратный рост потребление энергии);
4 этап – ниша индустриального мира (100 лет, 20-ти кратное энергопотребление).

Такое ускорение роста энергетики, а также значительный рост народонаселения – главная причина экологического кризиса, что ведет к существенному ухудшению качества ОС

Слайд 27Канцерогены
Не канцерогены
Компоненты выбросов, занимающие первые 10 ранговых мест по степени опасности


Первое

место по экотоксичности – химические соединения выбросов нефтегазовой промышленности (30-40% загрязнения воздуха)


Слайд 28




Среда жизни современного человека
Окружающая человека среда состоит из четырех взаимосвязанных компонентов-подсистем:
а)

собственно естественной природной среды;
б) порожденной агротехнической среды – «второй природы»- внешнее пространство населенных мест;
в) искусственной среды – «третьей природы»-техносфера;
г) социальной среды.
Основные факторы окружающей среды:
энергетическое состояние среды
- химический и динамический состав и характер атмосферы;
- водный компонент;
- характер поверхности земли;
- растительный, животный и микробный мир;
- климат;
плотность населения и др.
Все факторы природной и социальной сред взаимосвязаны между собой и определяет качество жизни человека.


Слайд 29 КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Средняя
продолжительность
жизни, размер ВВП
на

душу населения
( по паритету
покупательной
способности)

Уровень образования,
уровень культурного
развития

Состояние охраны окружающей среды(ВОЗ считает- здоровье
на 25% зависит от ОС, из-за некачественной ОС в России ежегодно умирает
около 500 000 чел., 40 млн. чел. россиян проживают в неблагополучной
природной среде, из-за потребления некачественной воды
продолжительность жизни уменьшается на 5-7 лет, на 1 год- грязный воздух)

Права человека,
возможность его участия
в общественной жизни,
уровень преступности

Качество системы
здравоохранения






Слайд 30ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ


Слайд 31





Потребности человека

Потребности человека можно разделить на 6 категорий: биологические, психологические, этнические,

социальные, трудовые, экономические.
В целом в сутки человек должен потреблять 85-90 г белка, 80-100 г жира, 350-450 г углеводов, 2,5-3 л воды, 8 г натрия, 4 г хлора, 3 г калия, 0,8 г кальция, 20 мг железа, 2 г фосфора и т.д.
Для удовлетворения первичных потребностей человека необходимо 250 м2 территории (жилье, служебные и производственные помещения, дороги), 750 м2 леса, 2800 м2 пашни, 3200 м2 пастбищ, т.е. всего 7000 м2.

Социальные потребности:
- наличие традиций культуры, нравственных норм и правил общения между людьми;
- наличие определенного общественного порядка, социальной структуры, иерархии и организации;
- наличие общественных норм, правил, законов и институтов, гарантирующих соблюдение гражданских прав и свобод;
- уверенность в завтрашнем дне.

Слайд 33Рост численности населения мира


Слайд 34Коэффициенты рождаемости- измерители уровня рождаемости, определяемые как отношение числа живорождённых детей к

соответствующему числу населения(‰) 

Слайд 35
млн.чел


Слайд 36






Здоровье – состояние нашего физического, духовного и социального благополучия. Утрата здоровья

выражается в показателях заболеваемости и инвалидности и показывает нарушения, происходящие в структурах и функциях организма, а также изменение адаптивных возможностей.

Главные индикаторы уровня и качества жизни, здоровья населения страны – рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни. По всем этим показателям состояние уровня и качества жизни в России за период 1992-2005 гг. резко снизилось. В настоящее время эти показатели улучшаются, правда, медленнее, чем бы хотелось.

Слайд 37

ЗДОРОВЬЕ



Генетические
факторы, наследственность

Трудовая
деятельность


Медицина
15-20%

Факторы, определяющие вероятность нарушений здоровья

человека

Слайд 39ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
1.Ежегодно число природных катастроф в мире растет

на 20%,что привело к увеличению погибших за последние 10 лет с 600 тыс. до 1,2 млн.чел.
2.Более чем в половине городов планеты концентрация ВВ превышает установленные ПДК. Около З млн. чел. ежегодно умирает из-за плохой воды.
3.В России загрязнение ОС приводит к смерти примерно 500 тыс. чел.(наихудший результат в Европе).Около 15% территории страны, где проживает 2/3 населения –экологически неблагополучны.
4. Для населения в отсталых странах представляют участившиеся в последнее время новые инфекции, передающиеся дикими животными, а в развитых — вспышки заболеваний, вызванных патогенными вирусами и микроорганизмами, стойкими к антибиотикам, а также новые заболевания, ставшие результатом химической обработки пищевых продуктов.

Слайд 405. В новые регионы, где вызывают массовые вспышки прежде редких болезней.

Так, пандемия СПИДа, предположительно возникшая из-за контакта человека с шимпанзе в Центральной Африке, привела к более чем 65 млн инфицирований практически во всех странах мира, а недавние вспышки атипичной пневмонии, переносчиками которой, по мнению специалистов, стали летучие мыши в Китае, уже обошлись мировой системе здравоохранения в 100 млрд долл
6. За последние полвека смертельных болезней на Земле стало вчетверо больше и приблизительно 60% вирусов люди получили от животных.
7. Второй по значению глобальной проблемой здравоохранения, по мнению многих экспертов, все больше становится приобретаемая возбудителями устойчивость к лекарственным препаратам(прежде всего к антибиотикам),из-за чего около 20% случаев заболеваний самыми распространенными болезнями не поддаются излечению. В результате туберкулез и кишечные инфекции, вызываемые патогенными формами кишечной палочки, все стремительнее распространяются по всему миру, в том числе и в самых богатых странах, и современные лекарства не в силах этому помешать.
8.В России практически нет пропаганды здорового образа жизни.

Слайд 41ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОС ВЕДЕТ К УХУДШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ:
-протекание типовых болезней более сложно;
-появляются новые

боле-
зни (птичий и др. грипп);
-множественность пато-
логии человека;
-«омоложение» патологий
-высокий уровень ОРЗ,
болезней ССС, отравле-
ний пищей, водой и т.п.;
-нет пропаганды ЗОЖ.

Слайд 42
Здоровый образ жизни
Здоровый
дух
Здоровое
тело
Четкая цель жизни и психологическая устойчивость в

различных жизненных ситуациях

Выработка в себе положительного отношения к жизни, восприятие каждого дня жизни как счастье и радость;

Развитие в себе чувства самоуважения, осознание того, что все свои проблемы вы решите успешно; беззлобность, доброта

Каждый должен примерно знать крепость своего здоровья и владеть культурой лечения

Культура движения, питания, гигиены, режим труда и отдыха, очистка организма

Отсутствие вредных привычек- наркомания, алкоголизм, курение


Слайд 43ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни
А. Здоровый дух(«У здорового Духа – здоровое

тело»:
1)четкая цель жизни и психологическая устойчивость в различных жизненных ситуациях;
2)выработка в себе положительного отношения к жизни, восприятие каждого дня жизни как счастье и радость;
3)развитие в себе чувства самоуважения, осознание того, что все свои проблемы вы решите успешно; беззлобность, доброта;
Б. Здоровое тело(движение, питание, гигиена, режим труда и отдыха, очистка организма)
В. Отсутствие вредных привычек- наркомания, алкоголизм, курение(ежегодно курение является причиной смерти одного миллиона человек)

Слайд 44ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Образ жизни может быть нездоровым, стихийным, неорганизованным, а может

быть приближен к здоровому, совершенному. Здоровый образ жизни есть ценность, ценность не только личная, но и важная для социума.
Каждый наш современник должен примерно знать крепость своего здоровья: показатели кровяного давления, частоту пульса, уровень гемоглобина, время восстановления дыхания при физической нагрузке, функциональное состояние желудка и кишечника, венечных сосудов, печени, почек. То же — о возможностях нервной системы.
Культура движения. Жизнь без движения невозможна. Поэтому — хотя бы 20–30 минут гимнастики в день (это примерно 1000 движений), лучше с гантелями весом 2–5 кг. В качестве добавки к физкультуре желательно ходить быстрым шагом по пути в школу, на работу и обратно хотя бы по одному километру.


Слайд 45ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Культура питания — важнейший компонент здорового образа жизни, что

предполагает сбалансированность, умеренность, регулярность питания. Умеренность в еде есть признак культуры, здорового образа жизни. Недаром в наше время стало модным следить за стройностью своей фигуры.
Культура общения. Каждый из нас практически ежедневно общается с большим кругом людей — родные, друзья, соседи, одноклассники, педагоги и т.
Острее и чаще испытывают одиночество самые молодые — 12–16 и 16–20летние. Каждый из нас остро нуждается не только в периодическом уединении, но и в регулярной смене ближайшего окружения.

Культура отдыха. Традиционному сознанию людей прошлых эпох свойственно было противопоставление работы и досуга. Досуг включает два совершенно разных вида деятельности: потребление, уже созданное культурной традицией, и создание нового, т. е. творчество


Слайд 46ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ- КУЛЬТУРА ЛЕЧЕНИЯ








Возникновение и распространение «болезней от лекарств» вошло

в явное противоречие с сущностью и предназначением медицины. Вопросы безопасности лекарственного лечения перерастают в глобальную проблему и вызывают все большую тревогу. По результатам исследований, проведенных в разных странах, до 15–20% пациентов обращаются к врачу в связи с лекарственными осложнениями.


Слайд 47ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ- КУЛЬТУРА ЛЕЧЕНИЯ
В России, по данным Научного центра экспертизы

средств медицинского применения, частота побочных отрицательных реакций при приеме лекарственных средств составляет 30%; в 5% случаев это является причиной летального исхода. Трудно учитываемыми являются такие отсроченные последствия, как аллергизация, иммунодепрессия, метаболические болезни, дисбактериоз и др.
Сегодня, по имеющимся данным, в России15–30% супружеских пар не способны дать потомство, а бесплодием страдают 5,5 млн супружеских пар. Эксперты ВОЗ утверждают, что 15%ный показатель является пределом, после которого можно говорить о бесплодии как о социальной проблеме.
Если имеет место прогноз самопроизвольного выздоровления, можно повременить с лекарственными средствами и использовать психофизиотерапию, другие виды не медикаментозного лечения, при неясных ситуациях необходимо наблюдение, а не использование сразу всего имеющегося арсенала терапевтических средств.
Больной не должен отказываться от многих возможностей, заложенных в нем самом. Ну и, конечно, даже самые лучшие лекарственные и нелекарственные средства не помогут, если в режиме, питании, профессиональных занятиях, плохих привычках будут сохраняться причины, вызывающие заболевание.


Слайд 49




К вредным привычкам относят: употребление алкоголя, наркотиков, курение, игромания. К вредным

привычкам очень быстро привыкают, но очень и очень сложно от них избавиться.

Алкоголь губит здоровье человека, умственные способности, благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство – Л.Н.Толстой.

Курение – одна из форм токсикомании. Никотин, угарный газ, синильная кислота, сероводород, аммиак и т.п. постоянно отравляют не только курильщика, но и окружающих (пассивные курильщики). Курение разрушает нервную систему, ССС, вызывает бронхиты, разрушает эмаль зубов и голос (особенно у женщин). В настоящее время курит около 50% мужчин и более 30% женщин, что особенно пагубно для будущих детей.
Ежегодно курение является причиной смерти одного миллиона человек.
Наркомания – тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиков, вследствие приобретенного патологического пристрастия к ним (опий, гашиш, эфедрин, кокаин и др.). Наркоман живет 4-4,5 года, его возраст не более 30 лет.

Слайд 58ГРУППИРОВКА ФАКТОРОВ РИСКА ПО ИХ ДОЛИ ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ


Слайд 59ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОКРАЩЕНИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Слайд 60Окружающая среда и здоровье человека

Неблагоприятное действие чужеродных для человека загрязнителей окружающей

среды (ксенобиотиков) опосредуется через миграцию химических веществ по нескольким экологическим цепям: с воздухом; с водой; с продуктами питания. Причем, считается, что из ядов, регулярно попадающих в организм человека, около 70% поступает с пищей, 20% - из воздуха и 10% - с водой.

В продуктах питания современного человека присутствуют пестициды, тяжелые металлы, синтетические химические соединения, нитраты и нитриты, радионуклиды, токсины микроорганизмов и лекарственные средства.

В России осуществляется контроль за содержанием в пищевых продуктах 14 химических элементов, наиболее опасными и токсичными считаются кадмий, ртуть и свинец.

Слайд 61ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ
минимум вредных веществ, регулярность,
калорийность, высокие органолептические свойства ,разнообразие

пищи
Загрязнители продуктов питания:
-природные компоненты самих продуктов;
химические и биологические загрязнители
Рекомендации по исключению попадания вредных веществ в пищу:правильный выбор продуктов; термическая обработка; контроль с помощью приборов; соблюдение условий хранения и технологий приготовления пищи




Слайд 62"Листок жизни" Основной экознак, который используется отечественными сертифицирующими компаниями Москвы и

Санкт-Петербурга.

"Северный лебедь" Наиболее популярная экомаркировка непищевой продукции.

"Голубой ангел". Символ, который используют для обозначения экологически чистых товаров и продуктов немецкого производства

"Цветок ЕС" (страны Евросоюза). Экознак, который проставляют на товарах в странах Европейского Союза, где система экологического маркирования продукции охватывает практически все группы то-варного ассортимента.

"Экологически чисто и безопасно". Так назвали свой экознак, которым маркируются экологически чистые продукты, украинские сертификационные лаборатории


Слайд 63"Экологический сертификат Санкт-Петербурга". Этот знак присваивается товарам различных групп, которые прошли

экологическую сертификацию Санкт-Петербургской системы "Марка качества" и признаны экологически безопасными для здоровья человека.

"Экологичный продукт". Знак отличия продуктов отечественного производства, которые были произведены из сырья, полученного без применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений, гормональных препаратов, генетически модифицированных добавок

"ЭКО Тест-Плюс". В основе сертификации продукции на получение этого экознака лежит оценка товаров по критериям экологичное™ в соответствии с национальными и международными стандартами.


Слайд 64




Чужеродные вещества в продуктах питания человека

Кадмий в продукты питания попадает через

почву, загрязненную сточными водами и другими отходами промышленных предприятий, связанных с производством специальных сплавов, радиотехнических устройств и т.п., а также при использовании фосфорных удобрений и пестицидов; загрязнение воздуха кадмием происходит при сжигании пластмассы. Наибольшее количество кадмия содержится в грибах (0,1-5 мг/кг), зерновых (0,03-0,9 мг/кг).

Особенно они опасны беременным женщинам, т.к. могут привести к церебральному параличу, задержке психомоторной активности у родившихся детей.

Свинец, накапливаясь в организме человека, способен вызвать свинцовое отравление. Его признаки: бессонница и повышенная активность, которые сменяются утомляемостью, депрессией, нарушением деятельности кишечника, сердечно-сосудистой системы и т.д. Нельзя пользоваться свинцовой посудой (лужение посуды должно выполняться оловом, в котором свинца не более 1%)

Слайд 65





Состояние здоровья людей в России характеризуется следующим:

1)Рост заболеваемости и инвалидности в

детском возрасте (в 4-5 раз у новорожденных и 2-3 раза в возрасте 1-4 лет).
Более 80% школьников хронически больны;
2)В последние годы складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка: растут кишечные инфекции, туберкулез, венерические заболевания, в т.ч. СПИД и др.
3)Более 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса, что ведет к увеличению психических заболеваний, психозов, неврозов, депрессий, алкоголизма, наркомании (около 2 млн. чел.).
4)Прирост уровня смертности от несчастных случаев, отравления, травм гораздо выше, чем от болезней систем кровообращения, органов дыхания и пищеварения, занимающих недавно лидерство среди причин смертности.
5)Растет смертность от болезней, причинно связанных с ухудшающейся экологической ситуацией (ОРЗ, врожденные аномалии, анемия, лейкемия, новообразования.

6)В России практически нет пропаганды здорового образа жизни.

Слайд 66




ВЫВОДЫ: Влияние состояния окружающей среды
на здоровье людей
- наблюдаются новые закономерности

в распространении и характере патологии человека;
- иначе протекают демографические процессы;
- ускорился темп динамики всех показателей, характеризующих здоровье (заболеваемость, инвалидность, смертность, физическое развитие);
- определился ряд заболеваний, имеющий высокий уровень (болезни системы кровообращения, органов дыхания, отравления, травмы, несчастные случаи и т.д.).
- выделилась группа важных, ранее редко встречающихся заболеваний (эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы);
- возросла заболеваемость инфекционными болезнями;
сложилась тенденция формирования множественной патологии.
В России практически нет пропаганды здорового образа жизни.


Слайд 67ОПОРНАЯ СХЕМА 3-ГО В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, В Т.Ч. КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ


Роль России в глобальных проблемах экологии
Россия входит в 8 стран, состояние природной среды в которых определяет
состояние биосферы в целом, занимает 3-е место по объему выбросов ВВ

Экологические проблемы в России
Проблема обеспечения экологической безопасности, значительное загрязнение
ОС в местах проживания 40 млн.чел., недостаточно эффективная эколого-
экономическая госполитика, опасность расхищения природных ресурсов,
Низкая экологическая культура населения


Региональные экологические проблемы
Загрязнение водоемов, атмосферы в Калининграде, утилизация ТБО


Пути решения региональных проблем
Строительство городских очистных сооружений, ограничение ввоза старых
автомобилей, ликвидация несанкционированных свалок ТБО

Направления решения экологических проблем в России
1.Внедрение инновационных технологий производства и переработки ТБО.
2.Проведение эффективной госполитики в области ООС, совершенствование
нормативно-правовой базы и ее эффективного использования.
3.Повышение экологической культуры населения страны.


Слайд 68Особенности отношений человечества и ОС
1.Объем антропогенного влияния на ОС приблизился к

пределу устойчивости биосферы:
-резко сократились площади ненарушенных естественных экосистем, за последние 100 лет исчезли 25 тыс. видов животных,15 тыс.-растений;
-потребление возобновимых природных ресурсов стало превышать скорость их возобновления;
-быстро уменьшаются запасы невозобновимых природных ресурсов
-отходы жизнедеятельности человека загрязняют ОС, изменяют ее, что создает угрозу здоровья человека.
2.Природа отвечает на антропогенное давление непредвиденными изменениями, опасными для человека:
-химическое и радиационное загрязнение ОС ускоряет мутацию, опасную для человека;
-исчезновение отдельного живого приводит к неконтролируемым цепным реакциям, нарушениям устойчивости экосистем.
3.Человек оказался в противоречии с природой, что ухудшает условия его проживания и прежде всего его здоровье.
4. Для решения экологических проблем современности в 1987 году Международной комиссией по ОС и развитию (МКОСР) была принята концепция устойчивого развития.

Слайд 69КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
1.Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, не

лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности при условиях:
-справедливости в реализации права людей на экологическую безопасность;
-рациональном расходовании невозобновимых природных ресурсов;
-сохранении необходимого качества ОПС;
-прекращения и преодоления утраты генофонда человечества и природы.
2.В основе КУР лежит бережное отношение к ОПС, предусматривающее сочетание разумного и достаточного в комфорте, экономике и экологии.
3.Нищета не является неизбежной. Богатые должны делится с бедными технологиями, ресурсами и т.п.
4.Основной принцип КУР «Мы не унаследовали Землю наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей».


Слайд 70НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Факторы беспокойства
Устойчивое развитие человечества
Экономическое
развитие
Охрана
окружающей
среды
Социальный
прогресс

Ухудшение
качества

среды
обитания человека,
как биологического
вида

Нищета,
неравенство
богатых и бедных
(75% населения
выживает)

Истощение запасов
природных ресурсов.
Внедрение энерго-
и ресурсо-
сберегающих
технологий

Снижение антропогенной
нагрузки на природные
экосистемы.
Повышение устойчивости
природных экосистем.
Восстановление
нарушенных экосистем.

Обеднение видового
разнообразия,
генетического фонда.
Расширение ООПТ
(заповедники,
нац. парки и др.)

Расточительное
потребление
природных ресурсов




Пути повышения устойчивости развития


Слайд 71




Экологические проблемы России
Роль России в глобальных проблемах экологии

Россия входит в 8

стран, состояние природной среды в которых определяет состояние биосферы в целом ( США, Китай, Россия Япония, Германия, Индия, Индонезия и Бразилия).

Россия занимает 3-ое место в мире по абсолютной величине вредных загрязнителей.

Россия занимает 4-ое место в мире по видовому разнообразию наземных экосистем. Она имеет 99 заповедников и 33 национальных парка.

По показателю здоровья население Россия занимает 35-40-е место, по средней продолжительности жизни женщин – 100-е место, а мужчины – 135-е место.

Слайд 72




Экологические проблемы в России
1)Проблема обеспечения экологической безопасности страны

Уровень экологического

сознания
Экологическая = (образования и бытовой культуры)
безопасность численность и уровень
населения

2)Отсутствие достаточно последовательной государственной экологической и эколого-экономической политики.
3)Превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду в местах концентрации промышленности в крупных индустриальных центрах.

4)Состояние здоровья населения ухудшается под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий. Разработка государственной программы «Экология и здоровье человека».


Слайд 73ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ
5)Опасность потерь и расхищения природных ресурсов при переходе

к рыночной экономике.

Доля России в мировых запасах природных ресурсов составляет: природного газа-35%; леса-22%;поверхностных пресных вод-20%; нефти -12%; каменного угля-12%.

Потери при добыче составляют: леса – 40%, хромовых руд – 28%, калийной соли – 61%, соли поваренной – 46%, угля – 15%, нефти извлекается только 30%. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд. м3 природного газа.

Экспорт составляет 25% леса и природного газа, 30% - пиломатериалов, 40% нефти и аммиака, 50% - синтетического каучука; 60% - проката черного металла, 80% - минудобрений и целлюлозы, 70-90% цветных металлов.


Слайд 74ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Состояние окружающей среды в современной России-неудовлетворительное, а по

ряду показателей катастрофическое.
Крайне неблагополучная экологическая ситуация сложилась
почти в 40 регионах РФ ( 1/7 часть территорий), где сосредоточены основная часть населения и производства.





Основные экологические проблемы:
загрязнение атмосферы;
загрязнение поверхностных, подземных и морских вод;
загрязнение почвенного покрова отходами.



Слайд 75


Региональные экологические проблемы
В пределах России наиболее неблагоприятные экологические ситуации отмечаются на

площади около 2,5 млн. км2 (15% всей территории). Сюда входят зоны аварии АЭС, Северный Прикаспий, прибрежные зоны Черного и Азовского морей, Московский регион, промышленная зона Урала, Кузнецкий бассейн, нефтегазопромысловые районы Западной Сибири, Норильский промышленный район и т.д.

Наиболее неблагополучные по остроте экологической ситуации являются регионы Южного Урала, Кузбасса и Норильска. Выбросы в атмосферу одного только диоксида серы АО «Норильский никель» ежегодно составляет около 2-2,5 млн. т (23-28% выбросов этого газа по стране).


Слайд 76




Янтарный край глазами эколога-эксперта
Проблемы(весомость в баллах)
1.Загрязнение водоёмов и ухудшение качества питьевой

воды 9,86
2.Низкая экологическая культура 9,44
3.Загрязнение воздушной среды в г. Калининграде 8,89
4.Снижение плодородия и заболачивание почв 7,43
5.Рост числа свалок не утилизированных отходов 6,84
6.Разрушение морских берегов 6,17


Слайд 77
Пути решения экологических проблем янтарного края(весомость в баллах)
1.Строительство очистных сооружений ,г.

Калининград 9,87 
2.Развитие системы экологического мониторинга 8,67
3.Ограничение ввоза старых автомобилей , перевод транспортных средств на экологически более чистое топливо 8,53
 4.Утилизация техногенного сырья (в т. ч. взрывчатых веществ) - создание регионального центра “Конверсия-Балтика” 8,12 
5.Совершенствование природоохранного законодательства 7,88 
6.Выполнение мелиоративных работ , в т.ч. в лесах и на польдерных землях 7,33
7.Ликвидация неконтролируемых свалок отходов 7,13 


Слайд 78РЕКОНСТРУКЦИЯ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
 
Очистные сооружения возводятся на пятнадцатом километре

Балтийского шоссе и предназначены для очистки городских сточных вод Калининграда. Этот объект входит в число наиболее значимых для развития инженерной инфраструктуры города. Строительство очистных сооружений ведется в рамках Федеральной целевой программы развития области на период до 2014 года и входит в план действий по Балтийскому морю Хельсинкской комиссии по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) в Калининградской области.

Слайд 79ДО НАЧАЛА РЕКОНСТРУКЦИИ:


Слайд 81ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ:


Слайд 82




Направления решения экологических проблем в России
координация деятельности федеральной и региональной властей

в области природопользования и охраны ресурсов;
ведение государственных кадастров и государственного учета природных ресурсов, их комплексной оценки как части национального богатства страны;
обеспечение соблюдения законов и норм, касающихся эксплуатации и охраны ресурсов; совершенствование правовых механизмов в управлении ресурсами;
проведение единой государственной политики в вопросах изучения и использования ресурсов, разработка государственных перспективных программ рационального природопользования;
- организация государственной и общественной экспертизы в области пользования природными ресурсами и др.

Слайд 83ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
1.Подготовить письменные ответы на вопросы:
-оценить

и указать основные правила ЗОЖ;
- оценить и указать опасность вредных привычек для службы;
- оценить и указать основные экологические проблемы РФ и КО;
- оценить и указать основные условия гармонии человека и природы.
2 .Подготовить устные ответы на вопросы:
- техносфера или ноосфера. Ваши за и против;
-проблемы использования природных ресурсов в России;
-сущность, содержание и взаимосвязь категорий ЭКОЛОГИЯ и ООС.
Литература для работы
1. Акимова Т.А.,Хаскин В.В. Эколог8ия: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 1999.-455 с..
2.Гарин В.М. и др. Экология для технических вузов.- Ростов на Дону: Феникс,2001.-384 с.
3.СухобецкийА.И. и др. Экология. 2009.-208.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика