Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Предмет и система экологического права. (Тема 1) презентация

Содержание

Предмет и система экологического права Тема 1 Концепция окружающей среды. Понятие экологического права в широком и узком смыслах слова. Предмет экологического права. Объекты экологических отношений. Система, принципы, методы экологического права. Нормы

Слайд 1Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды


Слайд 2Предмет и система экологического права
Тема 1
Концепция окружающей среды.
Понятие экологического права в

широком и узком смыслах слова.
Предмет экологического права.
Объекты экологических отношений.
Система, принципы, методы экологического права.
Нормы экологического права
Источники экологического права.

Слайд 3 Концепция окружающей среды Причины, диктующие необходимость существования экологической концепции в РФ
Отсутствие до

последнего времени четкой государственной политики в области защиты окружающей среды;
Противоречия между экологическими и экономическими интересами общества;
Необходимость перехода человечества к разумно управляемому развитию человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу.

Слайд 4Причины, диктующие необходимость существования экологической концепции в РФ
Необходимость приведения норм экологического

права РФ в соответствие с нормами международного права;
Потребность в координации действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также граждан и юридических лиц по решению проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния ОС.

Слайд 5Основные направления концепции ОС РФ


Слайд 6Основные направления концепции ОС РФ


Слайд 7Методы реализации концепции
увеличение доли средств государственного бюджета, направленных на охрану ОС

и природных ресурсов;
формирование экологического механизма защиты ОС и природных ресурсов;
формирование правового механизма защиты ОС

Слайд 8Понятие экологического права в широком и узком смыслах слова
Экологическое право –

это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Слайд 9Экологическое право разделяют на самостоятельные понятия:
Отрасль права (см. предыдущее определение) –

регулирует три группы взаимосвязанных общественных отношений: природопользование, охрана ОС, обеспечение экологической безопасности (см. пункт «д» части 1 ст. 72 Конституции РФ);

Научная отрасль – возникла в начале 1990-х гг. на базе ранее существовавших отраслей право ОС и природоресурсное право. В задачу этой отрасли науки входит изучение истории возникновения соответствующих правоотношений, исследование их применительно к конкретным историческим периодам, анализ действующего законодательства, в т. ч. и зарубежного опыта правового регулирования схожих отношений, дача рекомендаций по совершенствованию экологического законодательства;

Учебная дисциплина – относится к числу общеобязательных учебных дисциплин при подготовке кадров по специальности «Экология», преподается на основании разрабатываемых программ, которые должны соответствовать обязательному минимуму (см. Государственный Образовательный Стандарт РФ)

Слайд 10Предмет и методы экологического права


Слайд 13Система экологического права


Слайд 14Принципы экологического права
Приоритета охраны жизни и здоровья человека – природопользование должно

осуществляться т.о., чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью;
Разумного сочетания экономических потребностей и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы – человечество будучи вынужденным заниматься постоянным воспроизводством материальных объектов, обречено на потребление природных ресурсов. Это потребление д.б. разумным, неистощительным для природы;
Рационального использования природных ресурсов;
Платности природопользования – компенсация ущербов природопользователем;
Неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений – всякое деяние (действие или бездействие) влечет за собой установленную законом ответственность

Слайд 15Экологические правоотношения : объекты, субъекты, содержание основания возникновения и прекращения
Элементы экологических

правоотношений:

субъекты (участники) правоотношений, т.е. те, кто вступает в соответствующие отношения;

объекты правоотношений – то, вокруг чего либо ради чего складываются отношения между субъектами правоотношений;

эколого-правовые нормы – устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти либо допускаемые ими правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.

Слайд 16Субъекты экологических правоотношений
Публичные. Правовой статус публ. субъектов жестко регламентирован нормами права.

Каждый такой субъект выполняет строго определенные функции, решая при этом конкретные задачи. Например, решение о привлечении к административной ответственности за нарушение правил лесопользования может принять только специально уполномоченное на то должностное лицо гос. лесной службы.
К публичным субъектам относятся:
РФ; субъекты РФ; муниципальные образования; высшие органы гос. власти РФ; федер. органы исполнительной власти, специально уполномоченные в области охр. ОС и природопользования; органы прокуратуры, реализующие свои функции в экологической сфере; представительные и исполнительные органы гос. власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охр. ОС; органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользовани и охр. ОС.


Слайд 17Субъекты экологических правоотношений
Частные. Правовой статус частных субъектов дает им возможность участвовать

в правоотношениях, как правило, по своему усмотрению. Н-р, предприниматель не будет заниматься экологически полезной деятельностью, если это не влечет за собой получение разумной прибыли. Никто не имеет права принуждать его заниматься этим.
В число частных субъектов входят:
граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в т.ч. осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; российские и иностранные юридические лица, юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом; общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в т.ч. российские отделения международных неправительственных организаций.


Слайд 18Объекты экологических отношений
Виды объектов экологических отношений:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса

и иная растительность, животные и др. организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Слайд 19Виды объектов экологических правоотношений


Слайд 20Виды объектов экологических правоотношений


Слайд 21Нормы экологического права
К нормам эк. права относятся правила и предписания, содержащиеся

в законах и подзаконных правовых актах, их подразделяют:
нормы-дефиниции (нормативно закрепленные ключевые понятия, н-р, благоприятная ОС);
нормы-декларации (имеют характер лозунгов и не могут быть подкреплены гарантиями со стороны публичной власти либо влечь за собой к/л ответственность). Н-р, «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОС» (ст. 42 Конституции РФ);
нормы-принципы – это закрепленные в законодательных актах ключевые положения, которыми призваны руководствоваться в процессе своей деятельности участники (субъекты) соотв. правоотношений. Н-р, принцип «НЕДОПУЩЕНИЯ НЕОБРАТИМЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАГР-Я АТМ. ВОЗДУХА ДЛЯ ОПС И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ГОС. РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ЗАГР. В-В В АТМ. ВОЗДУХ И ВРЕДНЫХ ФИЗИЧ. ВОЗД. НА НЕГО» (ст. 3 ФЗ «Об охр. атм. воздуха» ). В соответствии с которым устанавливаются нормативы качества атм. возд, природопользователь несет ответственность, вплоть до уголовной, устанавливаются лимиты на выброс;
нормы-регуляторы – определяют рамки поведения тех или иных субъектов эк. правоотношений. Н-р, нарушение предприятием-недропользователем жестких требований по охране недр м. служить основанием для прекращения его права недропользования.

Слайд 22Источники экологического права
Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ,
международные договоры РФ,

общепризнанные принципы и нормы международного права,
федеральные законы,
договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ,
указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ,
ведомственные нормативные акты,
конституции, уставы субъектов РФ,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.

Слайд 23История развития экологического права
В развитии экологического права можно выделить три

этапа.
Первый этап (1917-1968 г.г.) – возникновение и развитие экологического права в рамках земельного права. На этом этапе превалировал природоресурсный подход: регулирование отношений природопользования и охраны природной среды осуществлялось в отношении отдельных природных объектов (ресурсов). В начале 20-х г.г. были приняты следующие нормативные акты: Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Положение ВЦИК РСФСР о недрах земли и разработке их (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.) и др. В этих актах главным образом внимание было направлено на упорядочение хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов. При этом под защиту закона брались лишь экономически значимые природные объекты.

Слайд 24 Что касается охраны природы от загрязнения, то в этот период она

в основном рассматривалась как санитарная, т.е. чистота природной среды оценивалась с точки зрения ее безопасности для здоровья человека. Это проявлялось, прежде всего, в развитии системы санитарных нормативов качества вод, воздуха, почвы.

Первые специализированные акты об охране природы были приняты в 1957- 1963 гг. Так, в 1960 г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы", содержащий нормы об охране отдельных природных объектов, однако заметной роли в он не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности.


Слайд 25 Процесс накопления правовых актов об отдельных природных ресурсах, конкретизирующих их правовой

статус, привел к дифференциации земельного права, к отделению от него (относительно) самостоятельных отраслей лесного, горного, водного права. Это положение законодательно было закреплено в принятых в 1968 г. основах земельного законодательства СССР, установивших, что лесные, горные и водные отношения регулируются специальным законодательством.
С этого момента начинается второй этап в развитии экологического права – в рамках природоресурсового права.


Слайд 26 Второй этап (1968-1990 гг.). В этот период законодательство о природных ресурсах

кодифицируется. В 70-х – начале 80-х г.г вслед за Основами земельного законодательства принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы законодательства о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.), Закон об охране и использовании животного мира (1980 г.), Закон об охране атмосферного воздуха (1980 г.) и соответствующие республиканские кодексы и законы. Основное внимание в этих законах (за исключением закона об охране атмосферного воздуха) по-прежнему продолжает уделяться вопросам использования природных ресурсов, а охрана сводится к обеспечению их рационального использования и воспроизводства.

Слайд 27 Вместе с тем в этот период начинает осознаваться, что при поресурсовом

подходе невозможно учесть экологические взаимосвязи, существующие между отдельными элементами природы. Необходим комплексный подход, в рамках которого природа рассматривается как единое целое. Этот подход был намечен в основном в подзаконных актах. Так, в 1972 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов", которое содержало требования по развитию экологического нормирования и экологического мониторинга, а также обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов экономического и социального развития. В 1978 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" была введена новая форма предпланового документа – территориальные комплексные схемы охраны природы.

Слайд 28 В 1988 г. было принято новое совместное постановление ЦК КПСС и

СМ СССР - "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", которое предусматривало ряд нововведений: 1) образование специального надведомственного органа в области экологического управления - Государственного комитета СССР по охране природы; 2) введение платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды; 3) введение экологической экспертизы; 4) разработку проекта Закона СССР об охране природы. Эти директивы предстояло выполнить уже в новых экономических условиях.


Слайд 29 Третий - современный - этап в развитии экологического права характеризуется следующим.

Прежде всего, происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты. Земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Переход к рыночным отношениям в экономике затрагивает и природоресурсную сферу: распределительную систему заменяет лицензионно-договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов, устанавливается принцип платности природопользования, происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов. Все эти изменения получают свое закрепление в новых природоресурсных законах: Законе РФ "О недрах" (1992 г.), ФЗ "О животном мире" (1995 г.), Водном кодексе РФ (1995 г.), Лесном кодексе РФ (1997 г.), ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.).

Слайд 30 Активно развивается законодательство комплексного характера. В 1991 г. принимается Закон РСФСР

"Об охране окружающей природной среды", который закрепляет основные принципы охраны окружающей природной среды, экологические права и обязанности граждан и общественных объединений, наряду с мерами и инструментами административно-правового характера устанавливает экономические меры охраны окружающей природной среды, определяет меры юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. В развитие этого, базового, закона принимается ряд иных федеральных законов: "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.), "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), "Об отходах производства и потребления" (1998 г.) и другие.

Слайд 31Экологические права и обязанности граждан
Тема 2


Слайд 33Экологические права граждан и иных физических лиц
Ст. 42 Конституции РФ
Основные

группы экологических прав, в том
числе право на:
благоприятную ОС;
достоверную информацию о состоянии ОС;
возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Слайд 341. Право граждан на благоприятную ОС


Слайд 382. Правовые основы информационного обеспечения охраны ОС


Слайд 44Организационный механизм природопользования, охраны ОПС и обеспечения экологической безопасности
Тема 3
Понятие экологического

управления.
Система функций экологического управления.
Система органов исполнительной власти, осуществляющих функции эк. управления. Специально уполномоченные гос. органы. Гос. органы исполнительной власти, осуществляющей отдельные эк. функции наряду со своей основной деятельностью. Эк. функции органов прокуратуры, внутренних дел и др. правоохранительных органов.

Слайд 45Понятие экологического управления
Управление – это функция органов исполнительной власти, а поэтому

осуществлять его могут только органы, относящиеся к этой ветви власти. Поэтому в дальнейшем управление будет рассматриваться исключительно как функция органов исполнительной власти.

Слайд 48Система функций экологического управления


Слайд 49Система органов исполнительной власти, осуществляющих функции экологического управления


Слайд 50 Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.1998 № 1594 «О специально уполномоченных

гос. органах РФ в области охраны ОПС» и с учетом утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 Структуры федеральных органов исполнительной власти к таковым в настоящее время отнесены:
МПР РФ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство сельского хозяйства РФ;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Слайд 51Министерство природных ресурсов РФ и его сфера деятельности
В ведении МПР России

находятся
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию.
Полномочия МПР России:
Принятие нормативных правовых актов по вопросам, отнесенных к ведению министерства в сферах общественных отношений: изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление гос. фондом недр и лесным хоз-вом, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), ООПТ, а также в сфере охр. ОС (за исключением сферы эк. надзора);
Обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации гос. политики в установленной сфере деятельности;
Организация приема граждан, обеспечение своевременности и полноты рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;

Слайд 52Взаимодействие в установленном порядке с органами гос. власти иностранных государств и

международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Для координации и контроля деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов допускается образование территориальных органов МПР России

Слайд 53Экономический механизм природопользования, охраны ОПС и обеспечения экологической безопасности
Тема 4
Понятие экономического

механизма.
Структура экономического механизма: финансовая экологическая база; экономическое стимулирование, включая плату за природопользование и за загрязнение окружающей среды; формирование экоиндустрии, рынка экологических товаров, работ и услуг

Слайд 54Понятие экономического механизма
Ст. 11 ФЗ «Об охране ОС» гласит: «каждый гражданин

имеет право на благоприятную ОС, на ее защиту от неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью … »
Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер.
Система мер экономического характера охватывается понятием «экономический механизм охраны окружающей среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» в 1991 г.

Слайд 57Структура экономического механизма
Платность природопользования – выражается системой платежей за природные ресурсы

и загрязнения ОПС.
Платными являются все виды природопользования, которые требуют оформления лицензии или разрешения
Платность:
базируется на кадастровой оценке ресурсов;
представляет собой составную часть экономического механизма стимулирования природопользователей;
является формой реализации экономических правоотношений между собственниками природных ресурсов и природопользователем;
взимается вне зависимости от форм собственности;
регулируется отраслевым законодательством.

Слайд 61Экологические требования к хозяйственной деятельности
Тема 5
Общие требования к размещению, проектированию, строительству,

вводу (приемке) в эксплуатацию объектов, их эксплуатации и выводу из эксплуатации.
Экологические требования в промышленности, на транспорте, энергетике, в с/х, к объектам обороны и безопасности, закрытым административно-территориальным образованиям

Слайд 62Контрольные вопросы к семинарскому занятию
Обязанности предприятий, учреждений и организаций в области

охраны ОПС.
Основные направления охраны ОПС в хозяйственной деятельности предприятий.
Правовые меры охраны ОПС в процессе планирования, проектирования, размещения, строительства и сдачи в эксплуатацию предприятий и других объектов.
Правовые меры охраны ОПС в процессе эксплуатации предприятий.
Экологические службы (подразделения) предприятий и их компетенция.
Ответственность предприятий за загрязнение ОПС и нерациональное использование природных ресурсов.
Обязанность предприятий по возмещению вреда, причиненного нарушениями экологического законодательства.
Обязанности сХ предприятий в области охраны ОПС.

Слайд 63Контрольные вопросы к семинарскому занятию
Экологическая приспособленность с/х предприятий.
Правовые меры охраны ОПС

в процессе ведения с/х, мелиорации земель и применения агрохимикатов.
Правовые меры охраны земель от истощения и деградации.
Государственный контроль за охраной ОПС в с\х: система органов и их компетенция.
Ответственность с/х предприятий за вред, причиненный загрязнением ОС и нерациональное использование природных ресурсов.
Правовые меры охраны ОПС в процессе военной деятельности (боевой подготовки и ведения боевых действий).
Общевоинские уставы от обеспечении экологической безопасности.

Слайд 64Правовой режим ООПТ и объектов, рекреационных зон, зон чрезвычайной экологической ситуации

и зон экологического бедствия

Тема 6
Понятие ООПТ и объектов.
Категории и виды ООПТ и объектов.
Правовая охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Красная книга РФ и ее правовое значение.
Понятие, порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия


Слайд 65Правовая охрана ОС в городах и иных поселениях
Тема 7
Экологические требования при

проектировании, строительстве, реконструкции городов и иных поселений.
Правовые меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения городов и иных апоселений.
Правовая охрана защитно-озеленительной растительности, иных природных средоформирующих объектов в городах и иных поселениях.
Экологическая служба города

Слайд 66Правовой режим использования и охраны земель
Тема 8
Объекты земельных правоотношений.
Основные понятия.
Классификация земель

по основному целевому назначению и разрешенному использованию.
Субъекты и содержание земельных правоотношений.
Понятие и система прав на землю.
Правовой режим отдельных категорий и видов земель.
Понятие, задачи и содержание охраны земель (почв)


Слайд 67Правовой режим использования и охраны недр
Тема 9
Юридическое понятие недр. Недра как

родовое понятие для объектов горных правоотношений. Добытые из недр полезные ископаемые как объект правоотношений.
Право пользования недрами.
Соглашения о разделе продукции

Слайд 68Правовой режим использования и охраны вод
Тема 10
Юридическое понятие вод. «Воды» как

родовое понятие для объектов водных правоотношений.
Право водопользования.
Виды права водопользования. Право ограниченного пользования водным объектом или его частью (водный сервитут).
Охрана водных объектов. Общие требования к охране водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения

Слайд 69Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
Тема 11
Юридическое понятие лесов.

«Леса» как родовое понятие для объектов лесных правоотношений.
Участники (субъекты) лесных правоотношений.
Пользование участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование участком лесного фонда. Бездоговорное право лесопользования. Лесорубочный билет. Ордер. Лесной билет.
Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства Группы лесов и категории защитности лесов первой группы и порядок отнесения к ним. Установление возрастов рубок. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения. Порядок перевода лесных земель в нелесные.
Воспроизводство и повышение продуктивности лесов.
Охрана и защита лесов

Слайд 70Правовой механизм использования и охраны животного мира
Тема 12
Юридическое понятие. Объекты. Права

на объекты животного мира. Порядок предоставления животного мира в пользование. Охрана объектов животного мира

Слайд 71Юридическое понятие животного мира
Животный мир – это совокупность живых организмов всех

видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ

Слайд 72Основные понятия
Среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты

животного мира пребывают в состоянии естественной свободы.
Генетические ресурсы животного мира
Использование объектов животного мира – изучение, добывание, объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания или без такового.

Слайд 73 Объекты животного мира в широком смысле:
животный мир в целом и среда

его обитания
Объекты животного мира в узком смысле:
отдельные составляющие животного мира и среды его обитания, например:
звери, птицы, рыбы, рептилии, морские млекопитающие, насекомые;
охотничьи животные;
животные, изымаемые из ОС и не изымаемые;
животные, занесенные в Красную книгу;
отдельные животные или их популяция;
среда и места обитания животных и т. п.

Слайд 74Субъекты правоотношений при пользовании животным миром
Собственники объектов животного мира:
РФ;
субъекты федерации.
Пользователи объектов

животного мира:
граждане РФ;
иностранные граждане и лица без гражданства;
индивидуальные предприниматели;
российские и иностранные юридические лица.

Слайд 75Законодательство о животном мире
ФЗ «О животном мире»;
постановления Правительства РФ:
«О специально

уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания»;
«Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда РФ»;
«Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, трубопроводов, линий связи и электропередачи»;
«О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».
другие

Слайд 76Право пользования животным миром
Животный мир в пределах территории РФ является государственной

собственностью
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности


Слайд 77Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
охота;
рыболовство,

включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;
получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Слайд 78Пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях:
отказа от

пользования;
истечения установленного срока пользования;
нарушения законодательства об охране ОПС и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;
возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
ликвидации предприятия, учреждения, организации – пользователей животным миром

Слайд 79Порядок предоставления животного мира в пользование
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют

пользование животным миром на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Гражданами пользование животным миром осуществляется на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению животного мира.

Слайд 80Приоритетом в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или

акватории обладают российские юридические лица и граждане России:

ранее осуществлявшие в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории;
собственники земель, землевладельцы и владельцы лесного фонда, располагающие соответствующими средствами и специалистами


Слайд 81Долгосрочная лицензия на пользование животным миром
выдается специально уполномоченным государственным органом по

охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Для получения долгосрочной лицензии заинтересованной юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку в орган исполнительной власти субъекта федерации, в которой указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования животным миром;
перечень объектов животного мира;
границы и площади территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
предполагаемый срок пользования животным миром.

Слайд 82Орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение, которое согласовывается с собственниками

земель, землевладельцами, землевладельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченными гос. органами управления и использования лесного фонда. Территория или акватория может предоставляться за плату или бесплатно. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
После этого орган исполнительной власти и пользователь заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
Если несколько претендентов на пользование, тогда устраивается конкурс.

Слайд 83Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования

должна содержать:

сведения о пользователе животным миром;
разрешенные виды пользования животным миром;
перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование;
границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром;
срок действия лицензии;
условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.


Слайд 84Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира
выдаются соответствующим специально

уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и седы их обитания по их заявке в соответствии с установленными порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных лимитов.

Слайд 85Платность пользования животным миром
Размер сбора за выдачу лицензии определяется исходя из

расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии, и поступает на счет специально уполномоченного гос. органа , выдающего лицензию.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Сбор не взимается, если пользование осуществляется в целях:
охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний с/х и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира;
изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ

Слайд 86Охрана объектов животного мира
Основные мера правовой охраны животного мира:
разработка и реализация

гос. программ, предусматривающих специальные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания;
ГЭЭ;
занесение редких и исчезающих видов в Красную книгу РФ;
лицензирование;
меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира; контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний и принятие необходимых мер по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации;
меры, гарантирующие предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.

Слайд 87Предусматривается ответственность за нарушение законодательства о животном мире:
уголовная;
административная;
гражданско-правовая


Слайд 88Правовой режим охраны атмосферного воздуха
Тема 13
Атмосферный воздух как объект правоотношений. Общие

вопросы охраны атмосферного воздуха. Основные требования и меры охраны атмосферного воздуха по действующему законодательству. правовое регулирование выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Разрешение на выброс.

Слайд 89Атмосферный воздух как объект правоотношений. Общие вопросы охраны атмосферного воздуха
Основным законодательным

актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является «Закон об охране атмосферного воздуха»

Слайд 90Виды воздухопользования:
пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;
пользование воздухом для

производственных нужд в качестве сырья;
пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ;
пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

Законодательством установлен разрешительный порядок пользования воздухом, за исключением первого вида, который реализуется в силу самого бытия, существования людей и других организмов

Слайд 91Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
осуществляется Правительством РФ непосредственно или

через специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Минприроды России, которое осуществляет свою деятельность совместно с Минсоцразвития России, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, другими федеральными органами в пределах их компетенции.

Слайд 92Основные требования и меры охраны атм. воздуха по действующему законодательству. Правовое

регулирование выбросов в атмосферный воздух ЗВ

Слайд 93Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) в-в в атм. воздух
Технические нормативы выбросов:
устанавливаются Минприроды

России для конкретного стационарного источника выбросов вредных в-в в атм. воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атм. воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов

Предельно допустимые выбросы:
устанавливаются территориальными органами Минприроды России для конкретного стационарного источника выбросов вредных в-в в атм. воздух и их совокупности (организации в целом)


Слайд 94Стандарты в области правовой охраны атмосферного воздуха
Запрещается внедрение новых техники, технологий,

материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха

Слайд 95Сертификаты в области правовой охраны атмосферного воздуха
Производство и использование на территории

РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и других передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов

Слайд 96Нормы и правила в области правовой охраны атмосферного воздуха
При проектировании, размещении,

строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий

Слайд 97Санитарно-защитные зоны (СЗЗ)
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения

устанавливаются СЗЗ организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций

Слайд 98 Оздоровлению воздушного бассейна в определенной мере способствует закрепленный в законодательстве институт

платы за вредное воздействие на атмосферный воздух. Так, взимается плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками: за выбросы ЗВ в пределах установленных лимитов. Рациональному использованию воздуха способствует установленная законодательством плата за загрязнение атмосферного воздуха и за его пользование в производственных целях. Внесение платы за загрязнение атмосферного воздуха и за его потребление не освобождает природопользователя от выполнения воздухоохранных мероприятий и возмещения ущерба, причиненного нарушением экологических требований.

Слайд 99В целях контроля над состоянием атмосферного воздуха проводятся:
мониторинг атмосферного воздуха;
гос. контроль

за охраной атм. воздуха;
производственный контроль за охраной атм. воздуха;
общественный контроль за охраной атм. воздуха.

Слайд 100Ответственность за нарушение законодательства об охране атм. воздуха
Дисциплинарная – применяется к

должностным лицам, в соответствии с нормами трудового кодекса.
Административная – предусмотрена за виды правонарушений, конкретизированные в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях. К должностным лицам и гражданам в основном применяются предупреждения и штрафы, а к предприятия – штрафы. Также, административными мерами являются: приостановление строительства, реконструкции или расширения объектов промышленного и иного назначения, осуществляемых с нарушением воздухоохранного законодательства, временное запрещение эксплуатации транспортных средств и т.п.
Гражданско-правовая (материальная) наступает в случае, когда загрязнение ОС причинен имущественный вред (материальный ущерб).
Уголовная наступает за совершение особо опасных деяний (действие или бездействие) в рассматриваемой области, признанных уголовным законодательством преступлениями (ст. 251 УКРФ)

Слайд 101Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа РФ
Тема 14
Юридическое

понятие. Природные ресурсы континентального шельфа, участки континентального шельфа, искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфы, как объекты правоотношений. Право пользования участками на континентальном шельфе. Суверенные и исключительные права РФ на континентальный шельф; юрисдикция РФ в отношении защиты и сохранения минеральных ресурсов, промыслов живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов

Слайд 102Морское дно можно разделить на континентальные окраины (т.е. погруженные в воду

края континентов) и собственно дно океана.
Если двигаться от континента вглубь океана, мы увидим следующие сменяющие друг друга части континентальной окраины: континентальный шельф, склон, и в его основании – континентальное подножие. Самый крутой участок – континентальный склон, самый пологий – шельф.

Слайд 103Континентальный шельф –
генетически связан с континентом. Это та часть материка, которая

в настоящее время оказалась затопленной океаном, но в периоды оледенений обнажалась. В эпоху четвертичного оледенения шельф находился выше уровня моря. Ширина шельфа варьирует от 1 км у тихоокеанского побережья Южной Америки до 800 км в наших сибирских морях. За внешнюю границу шельфа обычно принимают изобату 200 м, хотя реально она может располагаться на глубинах 120 – 400 м и даже 800 м (у берегов Антарктиды). Биологическая продуктивность шельфа настолько высока, что, несмотря на малую площадь, именно здесь сосредоточены основные запасы промысловых рыб и беспозвоночных.

Слайд 104Континентальный склон –
следует за шельфом примерно до глубин 3000 м. Характерная

особенность континентального склона – подводные каньоны, которые образуются в результате тектонических процессов и размывания осадков мутьевыми потоками. За счет мутьевых потоков вдоль каньонов обеспечивается наиболее быстрый транспорт осадочного материала на океанические глубины.

Слайд 105Континентальный подъем (материковое подножие) –
возвышение, которое образуется за счет осадочных пород,

соскальзываемых с континентального склона. Расположено между изобатами 3 и 4 км, средний наклон дна здесь на порядок меньше, чем на склоне.

Слайд 106Лицензирование деятельности на участках континентального шельфа
В зависимости от вида деятельности выдаются

лицензии специально уполномоченными на то органами по геологии и использованию природных ресурсов, обороне, оборонным отраслям промышленности, науке и технической политике, таможенному делу, гидрометеорологии и мониторингу ОС. Орган, выдающий лицензию, согласовывает свои действия с иными органами либо оповещает их о выдаче лицензии.
Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны и другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Слайд 107Правовое регулирование природопользования и охраны ОС в зарубежных странах. Международно-правовой механизм охраны

ОС

Тема 15
Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в государствах-членах СНГ, в странах – членах Совета Европы и других Европейских государствах. Правовая охрана окружающей среды в США. Принципы международного сотрудничества в области охраны ОПС. Международные конференции, договоры и организации по охране ОПС. Международная региональная и субрегиональная охрана ОПС.


Слайд 108Международное экологическое право
это отрасль международного права – совокупность правовых норм, регулирующих

отношения между субъектами международного права по экологическим вопросам
Предмет
общественные отношения в сфере взаимодействия человека и природы
Источники
письменные источники с нормами обязательного характера (конвенции, договоры, соглашения);
письменные источники с нормами рекомендательного характера (декларации, другие документы, закрепляющие международные принципы);
обычай (например, по охране вод, по компенсации экологического ущерба);
судебные решения



Слайд 109Рамочные соглашения
Это соглашения глобального характера. Они фиксируют общие обязательства, в рамках

которых могут действовать договаривающиеся государства. Например, Конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, подписанные в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Слайд 111Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в государствах-членах СНГ
В настоящее

время в государствах СНГ на 90 % действуют нормативные правовые акты в области охраны ОПС, разработанные в бытность функционирования СНГ.
Основная природоохранная деятельность в большинстве республик бывшего СССР базируется на Соглашении государств – участников СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны ОПС от 8 февраля 1992 г. Этим соглашением образован Межведомственный экологический совет (МЭС). В состав государств-участников МЭС в 1996 г вошли 10 бывших союзных республик. Не вошли Прибалтийские государства и Украина; Туркменистан участвует на правах наблюдателя. В составе МЭС – руководители природоохранных ведомств государств-участников Соглашения.

Слайд 112Страны-участники МЭС
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан,

Узбекистан


От имени правительств государств-участников МЭС подписано положение о создании Межгосударственного Экологического фонда


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 113Профиль деятельности МЭС
выполнение согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для

ликвидации последствий экологических катастроф

Слайд 114Систематически, не реже 1-го раза в год проводятся сессии МЭС, на

которых:

Подписано положение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания;
Принята Концепция межгосударственной системы экологического мониторинга;
Одобрено соглашение о межгосударственной красной книге и основные принципы создания Центра научно-технической информации в области эк. Мониторинга и научно-технических разработок;
Одобрен проект создания межгосударственной системы массового распространения экологической информации (ТВ ЭКОИНФОРМ)


Слайд 115Двусторонние соглашения МЭС
Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь

в области охраны ОС (июль 1994 г);
Подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о совместном использовании трансграничных водных объектов.

Слайд 116Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в странах – членах

Совета Европы и других Европейских государствах

Система законодательства в этих странах состоит из:
головного закона и
отраслевых природоохранных актов.

Отраслевое природоохранное законодательство имеет четырехзвеньевую структуру:
Законы;
Правительственные постановления;
Нормативные акты министерств и ведомств;
Акты местных органов власти.


Слайд 117Восточная Европа
Характерной особенностью правового регулирования природопользования и осуществления контроля качества ОПС

в восточноевропейских государствах является принцип экологического нормирования количества выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и содержания (ПДК) загрязняющих веществ в ОС, что служит исходной базой при расчетах платежей за причиненный ущерб.
Практически все европейские государства испытывают на себе воздействия трансграничного переноса ЗВ воздушными и водными потоками. Поэтому природоохранная деятельность в этих государствах не может осуществляться и развиваться вне зависимости от международных конвенций и договоров.

Слайд 118Япония
Решается проблема отходов:
Штрафы за всякое зафиксированное нарушение;
Создание искусственных островов в

Токийском заливе;
Сортировка мусора
Разработаны материальные факторы, стимулирующие «правильное отношение к мусору».
Экологическое движение (несколько направлений):
Антипроектное движение (добиваются отмены проектов на своей территории, не соглашаясь на матер. компенсацию);
Движение за получение экологических компенсаций (предпочтение – материальная компенсация за эк. ущерб);
Движение «национальных трестов» (покупают в кооп. Собственность участки, предназначенные для строительства);
Организации альтернативного образа жизни (это экологические кооперативы, привлекают к себе внимание возращением к национальным традициям).

Слайд 119Япония
Япония претендует на лидерство в международном экологическим движении в Рамках Тихоокеанского

региона. В Японии действуют национальные филиалы международных неправительственных организаций «Друзья Земли», «Движение национальных трестов».

Слайд 120Соединенные Штаты Америки
Американское право постепенно реформируется и идет по пути образования

комплексной отрасли, направленной на реализацию модели экологически безопасного развития

В американской правовой системе сильны традиции. Применяется сложившаяся на заре американской истории модель регулирования природопользования через право собственности на землю.

В США официально не проводится научно-теоретического разделения права на отрасли.

В сферу интересов науки экологического права США входят несвойственные для российского права области: производственная безопасность и охран исторических памятников, государственное регулирование демографических процессов.

Слайд 121Темы семинарских занятий


Слайд 122ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Формы взаимодействия общества и

природы и их развитие на современном этапе. 2. Экологический кризис: понятие, причины, формы правления и пути преодоления. 3. Экологические функции государства и права. 4. Принципы экологического права, нормы экологического права, экологические правоотношения. 5. Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Слайд 123Нормативные материалы и рекомендуемая литература
Конституция РФ. М., 1993. Об охране окружающей природной

среды: Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. с изменениями от 21 февраля 1992г. и 2 июня 1993г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ (Далее :Ведомости...). 1992. №10. Ст.457; 1992. №10. Ст. 459; 1993. №29. Ст.1111.
О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992г. с изменениями от 25 декабря 1992г. //Ведомости... 1992. №15. Ст. 769; 1993. №2. Ст.77.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. с изм. от 2 марта 1998 года и 20 декабря 1999 года //Ведомости... 1993. №33. Ст.1318; СЗ РФ.1998. №10.Ст.1143; 1999. №1.Ст.6282.
Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995г. с изм. от 15 апреля 1998 // СЗ РФ. 1995. №48.Ст.4556; 1998.№16.Ст.1800


Слайд 124О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996г. //

СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 141.6.
О мерах по приведению земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2282 // САПП РФ. №52.1993.Ст.5086.
Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окру-жающей Среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994г. №236 //Собрание актов Президента и Правительства РФ (Далее: САПП РФ). 1994. №6. Ст.436.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г. №440 // СЗ РФ. 1996. №15. Ст. 1572

Слайд 125Концепция национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 17 декабря

1997г. №1300 // СЗ РФ. 1997. №52. Ст.5909.
О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной Среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы": Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. №1102 // СЗ РФ. 1995. №46.Ст.4453.
Васильева М.И: Предмет и система экологического права //Вестник Московского универси-тета. Серия Право. 1996. №1. С. 15.
Виноградов В. Сама власть поощряет гибель природы //Закон. 1993. №3. С.69.
Взаимодействие общества и природы: проблема правового регулирования (с научно-практической конференции в Софрино) // Журнал Российского права.1999. №11. С.154.

Слайд 126Габитов Р.Х. Эволюция законодательного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду.//

Экономика и управление.1997.№3.
Злотникова Т. Экологическая безопасность (соотношение экологии, экономики, права) //Экономист. 1996. №10? С.79.
Лопатников С. Цивилизация мусора: об экологическом кризисе в России //Новое время. 1995. №19/20. С.24-26.
Новикова Е.В. О соотношении публично-правовых и частноправовых начал в экологическом законодательстве // Г. и П. 2000. №3. С.59.


Слайд 127Обсуждение проблем национальной Экологической политики Российской Федерации//ГиП. 1994. №1. С.65.
Петров В.

В. Закон РФ об охране окружающей природной среды: концепция механизм реа-лизации //Государство и права. 1992. №1. С.73.
Петров В.В. Экономика и среда обитания //Закон. 1993, №3. С.30.
Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М. БЕК. 1995.
Региональные проблемы охраны окружающей среды (по материалам международной

Слайд 128Литература
Основная:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Закон РСФСР "Об охране окружающей

природной среды" от 19.04.91 с изм. от 2.06.93 // ВВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 (в ред. от 24.12.93) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; 1993.№ 21. Ст.748; САПП. 1993. № 51. Ст. 4935; № 52. Ст.5085
Водный кодекс РФ от 16.11.95 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
Лесной кодекс РФ от 29.01.97 // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
ФЗ "О животном мире" от 24.04.95 // СЗ РФ. № 17. Ст. 1462.
ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
ФЗ "Об экологической экспертизе от 23.11.95 // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.4556.
ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 (ред. от 10.02.97) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808.
ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.


Слайд 129Литература
Ресурсы Интернет:
Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ Закон

о недрах РФ на сайте Министерства природных ресурсов: http://www.priroda-online.ru/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика