Слайд 1В.Я. Брюсов — гимназист.
Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря
1873 в Москве .
Русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед. Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, дед со стороны матери - поэт-самоучка А.Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.
Слайд 2В.Я. Брюсов. Фотография приложена к прошению Брюсова о приеме в Московский
университет
Окончив московскую гимназию Л.И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем - на историческом (окончил с дипломом 1 степени).
Слайд 3В.Я. Брюсов — студент.
Уже в ранней юности в личности Брюсова
парадоксально проявились два антиномичных начала - самоотдача стихиям жизни (игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.
Слайд 4В.Я. Брюсов (1900)
В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты»,
состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.
Слайд 5В.Я. Брюсов. Фото 1900-х
Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими
стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни.
Слайд 6В.Я. Брюсов. Фото 1900-х
Книги стихов 1900-09 - «Tertia vigilia» («Третья стража»,1900),
«Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) - определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью.
Слайд 7В.Я. Брюсов. Фото начала 1910-х
После 1910 намечается поворот к большей
простоте формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.
Слайд 8В.Я. Брюсов (1903)
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей
Брюсова (знакомство с К.К. Случевским, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом, Н.М. Минским, К.М. Фофановым, Ф.К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства».
Слайд 9В.Я. Брюсов (1906)
В 1904-09 был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным
органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912).
Слайд 10В.Я. Брюсов. Фото 1910-х
Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных
фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны.
Слайд 11В.Я. Брюсов
Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого,
принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный ангел» (1907-08) и «Алтарь победы» (1911-12) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий.
Слайд 12В.Я. Брюсов со своим воспитанником Колей Филипенко
В годы Первой мировой войны
поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.
Слайд 13В.Я. Брюсов. Фото 1923
Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в
истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения.
Слайд 14В.Я. Брюсов
В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял комитет
по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-м МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова.
Слайд 15
В.Я. Брюсов
В последних стихотворных сборниках - «Дали» (1922), «Mea»
(«Спеши»,1924) - пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.
Слайд 16В.Я. Брюсов. Одна из последних фотографий
В.Я.Брюсов умер 9 октября 1924 года
в Москве .
Слайд 17Автор разработки:
Алексеева Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №
4