Слайд 1Тема 11. Научные основы формообразования в дизайне пространственной среды.
Форма и
пространство как объект дизайна. Факторы, определяющие предметную и пространственную форму. Ее смысловое назначение и функции: ориентационная, познавательная, репрезентативная, идентификационная, моделирующая поведение.
Слайд 2Тема 11.
Утилитарно-практические функции формы. Смысловая и знаковая конструкция среды. Свойства,
используемых пространственных элементов: полей, зон, ячеек, сегментов, подпространств и фрагментов среды.
Слайд 3Тема 11.
Мировые научные школы дизайна и архитектуры. Чикагская школа. ВХУТЕМАС
и Баухауз: возникновение, теоретические основы, цели и задачи, методы обучения. Сходства и различия. Национальные традиции.
Слайд 4Тема 11.
. Деятельность В. Кандинского и П. Клее как ученых-художников
и преподавателей Баухауза. Их педагогический кодекс, научные и творческие работы. Деятельность В. Гропиуса – основателя Баухауза. Его педагогический принципы, научные и творческие работы.
Слайд 5Тема 11.
Баухауз под руководством Мис Ван дер Роэ. Структурная грамматика
пространства как научная основа современной архитектуры. Значение Баухауза и его роль в развитии архитектуры и дизайна. Понятие художественной формы в творчестве Ле Корбюзье. Его основные научные работы.
Слайд 6Тема 11.
Зрительное восприятие формы и пространства. Перспектива и зрительные иллюзии.
Оптическая коррекция формы и пространства. Эмоционально-чувственные основы дизайна. Венская школа искусствознания. Г. Вельфлин, К. Зедльмаер, Г. Янцен и др.
Слайд 7Тема 11.
Понятие отвлеченной композиции в дизайне среды. Целостность и единство
формы и содержания. Принципы содержательной связи элементов в композиции, понятие о гармонии. Методы измерений. Квалиметрия. Формальное и содержательное в композиции. Средства гармонизации композиции.
Слайд 8Тема 11.
Ответ, повтор, отзвук, реминисценция. Смысл, вкладываемый в понятия: симметрии,
диссиметрии, асимметрии. Теоретические основы статики и динамики форм. Теория И. Араухо. Статика и динамика восприятия. Теория Р. Арнхейма. Метр и ритм. Целое и часть. Пропорциональность. Архитектоника и конструктивность.
Слайд 9Тема 11.
Масштаб и масштабность. Контраст, нюанс, тождество. Экзистенциональная теория Хр.
Норберг-Шульца. Цветовые гармонии: контрастные, нюансные. Виды, семантика, области применения и художественная ценность орнаментов. Виды декора. Национальные виды орнаментов как культурная норма.
Слайд 10Тема 11.
Иерархические закономерности построения ансамбля. Соподчиненности в ансамбле предметной среды.
Коллаж как антитеза ансамблю. Теоретические основы коллажа в концепции К. Роу.