Слайд 1Новая система оплаты труда учителей
- как один из инструментов изменений в
системе образования
Слайд 2Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2006 - 2010 годы
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.
Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования.
Слайд 3Приоритетные направления развития (утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г.
N 803)
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
совершенствование содержания и технологий образования;
повышение эффективности управления в сфере образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования…
Слайд 4КПМО - Комплексный проект модернизации образования
Новая Система Оплаты Труда
Нормативно-Подушевое Финансирование
Региональная Система
Оценки Качества Образования
Развитие Сети
Государственно-Общественное Управление
Организационное обеспечение реализации проекта
Слайд 5Взаимосвязь направлений КПМО
Слайд 6План действий по модернизации общего образования
на 2011 - 2015 годы
Распоряжение
Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р
Переход на новые образовательные стандарты.
Развитие системы поддержки талантливых детей.
Совершенствование учительского корпуса.
Изменение школьной инфраструктуры.
Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Развитие самостоятельности школ.
Слайд 7Развитие
самостоятельности школ
б) обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений на основе внедрения новых
финансово-экономических механизмов хозяйствования
Показатели:
рост количества общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, - с 20 до 100 процентов;
Слайд 8Механизмы финансирования.
Формирование штатного расписания в пределах имеющихся денежных средств;
Обеспечение прозрачности финансовой
деятельности ОУ;
Эффективное использование денежных средств;
Ведение нормативного подушевого финансирования;
Финансирование государственных заданий;
Финансовая самостоятельность ОУ, расширение полномочий;
Слайд 9Ключевые характеристики
новых финансово-экономических механизмов в образовании
НСОТ:
Стимулирующий характер оплаты труда (зарплата
не должна нести функции социальной поддержки на уровне методики, а социальная гарантия фиксируется в МРОТ)
Высокая дифференциация заработных плат учителей в зависимости от результатов
Зависимость размера зарплаты учителя от интенсивности его труда
Зависимость зарплаты директора от средней зарплаты основного работника
Участие управляющих советов в распределении стимулирующей части ФОТ
Слайд 10НСОТ – задачи:
Рост заработной платы педагогов, стимулирующей качество и результативность
труда,
Освоение новых педагогических технологий и методов обучения и воспитания,
Повышение инвестиционной привлекательности, способствующей притоку интеллектуальных ресурсов,
Повышение квалификации педагогов и администраторов образования.
Слайд 11Недостатки тарифной системы оплаты труда учителей.
Много разрядов, но маленькая междуразрядная разница
(830-ПП)
Не нормирована неаудиторная деятельность
Частое индексирование без увеличения надтарифного фонда
Учителя-предметники, а не педагоги
Отсутствие в Москве средств в ФОТ на стимулирующие надбавки
Слайд 12Апробация НСОТ
Приказ Департамента образования города Москвы №78 от 31.01.2011
Рекомендации по разработке
системы оплаты труда руководителей и заместителей руководителей государственных образовательных учреждений
ЗПр = ЗПпср * К1* К2,
ЗПр - заработная плата руководителя;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс,
К1 - коэффициент, определяемый по группам оплаты труда руководителей;
К2 – коэффициент, учитывающий фактическую наполняемость образовательного учреждения.
Слайд 13В общеобразовательных учреждениях
К1 = 1 + (Ч – 275)/550,
где Ч – фактическое количество обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Для дошкольных образовательных учреждений :
К1 = 1 + (Ч – 60)/120,
где Ч – фактическое количество воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
К2 = Ч/ Члиценз,
где Ч – фактическое количество обучающихся в образовательном учреждении;
Члиценз – количество обучающихся в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Слайд 14Пилотный проект
(постановление Правительства Москвы № 86-ПП)
Нормативное финансирование
Основные направления реализации:
Развитие профессионального
сообщества,
Повышение качества обучения и воспитания,
Информатизация
Повышение вовлеченности родителей
Расширение финансовой самостоятельности
Слайд 15Целевые индикаторы
Прирост средней зарплаты учителей
Доля стимулирующей части ФОТ
Доля ФОТ педагогических работников
Доля
уч-ся 9-х – ГИА по 4 предметам
Доля уч-ся 9,11 кл успешно ГИА ,ЕГЭ
Доля уч-ся 4,7 кл участников независимой оценки
Наличие действующего сайта
Наличие УС
Учет и использование индивидуальных достижений уч-ся
Отсутствие обоснованных жалоб
Слайд 16Порядок формирования и структура ФОТ
До 2011 года:
ФОТ оу = ФОТпп
+ ФОТшт + ФОТнад
Закон г. Москвы от 15 декабря 2004 г. N 86
«Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы»
приказ Московского комитета образования от 2 сентября 1996 г. № 373 «О введении типовых штатных расписаний».
Постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 523-ПП
Слайд 17Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-ПП
Об утверждении единых принципов
и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы"
Сроки введения в период с 1 июля 2011 г. по 1 сентября 2012 г. по отраслям по мере обеспечения готовности к переходу
Слайд 18Формирование ФОТ
Объем средств на оплату труда работников ГОУ формируется на календарный
год исходя из объема ассигнований бюджета города Москвы, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Руководитель ГОУ разрабатывает структуру штатного расписания государственного учреждения и утверждает его в пределах выделенного ФОТ по согласованию с учредителем.
Слайд 19Порядок формирования и структура ФОТ
С переходом на НСОТ:
ФОТоу = N*k*D,
где
N
– норматив финансирования
K – количество учащихся
D – доля ФОТ в нормативе определяется самостоятельно ОУ (рекомендуемая 80-90 процентов)
Слайд 20Модельная методика НСОТ
Принципы формирования ФОТ учреждения:
- учреждением самостоятельно на
основе норматива в зависимости от количества учащихся
ФОТоу = N * У * Д – 5% ЦФСР
N – норматив на реализацию госстандарта,
У – количество учащихся,
Д – доля ФОТ в нормативе.
Слайд 21Распределение ФОТ
образовательного учреждения
ФОТоу = ФОТбаз + ФОТстим
(ФОТ стим = 20-40%)
ФОТбаз = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп (ФОТПП = 70% определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением ) при этом:
доля ФОТпп, устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год;
доля ФОТауп, устанавливается, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Слайд 22Стоимость бюджетной образовательной услуги
ФОТпп = ФОТобщ + ФОТспец. (Рекомендуемое соотношение
70:30. Значение с устанавливается ОУ учреждением самостоятельно)
ФОТобщ = ФОТаудз + ФОТнеаудз.(85:15)
Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость вводится условная единица «стоимость 1 ученико-часа».
Слайд 23Виды неаудиторной деятельности
1) консультации и дополнительные занятия с обучающимися;
2) подготовка обучающихся
к олимпиадам, конференциям, смотрам;
3) осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;
4) иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
Слайд 24Стоимость 1 ученико-часа
ФОТаудз х 34
Стп = -------------------------------------------,
(а1 х в1 + а2 х в2 + ... ) х 52
а – кол-во уч-ся в классе,
в – кол-во часов по учебному плану
Слайд 25Оклад учителя
О= Стп х У х Чаудз х К х А
+ Днеаудз
Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаудз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения(ФОТспец);
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога(ФОТспец);
Днеаудз – доплата за неаудиторную занятость.
Слайд 26ФОТстимулирования
поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.)
по согласованию с
органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами
Слайд 27Условия премирования педагогических работников
достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим
периодом, стабильность и рост качества обучения
позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня)
позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций
другие
Слайд 28Общественное участие в управлении
Формализованная система оценки результатов работы учителей
Прозрачный механизм
принятия решений
Участие выпускников (механизм обратной связи)
Периодичность оценки работы и распределения стимулирующих надбавок
Слайд 29Позитивные результаты введения новой системы оплаты труда
Введение стимулирующей части оплаты труда
учителей
Повышение доходов учителей в зависимости от результативности труда
Прозрачность бюджетирования заработной платы
Создание мотивации учителя к повышению качества образования и своей квалификации
Слайд 30Алгоритм введения НСОТ в образовательных учреждениях.
Информационное сопровождение
Проектирование НСОТ
Анализ возможных проблем
Разработка локальных актов образовательным учреждением
Обсуждение и принятие локальных актов в коллективах
Введение НСОТ
Слайд 31Проектирование НСОТ
Анализ зарплаты на дату введения НСОТ:
- отнесение
действующих выплат к базовой и стимулирующей частям ФОТ;
- отнесение действующих выплат в базовой части ФОТ к общей и специальной части(с указанием видов неаудиторной деятельности).
Слайд 32Проектирование НСОТ
Расчет стоимости ученико-часа и расчет основного оклада учителя.
Расчет ФОТ и
его составных частей.
Сравнение новой структуры ФОТ с действующими выплатами.
Расчет штатного расписания.
Анализ ранее производившихся стимулирующих выплат по критериям результативности работы учителя(по достижениям учащихся).
Слайд 34Разработка локальных актов образовательным учреждением
Устав
Коллективный договор
Положения
Дополнение к трудовому договору
Слайд 35Внесение изменений в Устав
Ст.13 ФЗ «Об образовании»:
- п.п.6) структура финансовой
и хозяйственной деятельности образовательного учреждения,
- п.п. 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
- п.п. 8) права и обязанности участников образовательного процесса;
- п.п. 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Слайд 36Коллективный договор
I. Общие положения (стороны договора и их представители, законодательная основа
для его заключения, область и условия его применения).
П. Трудовой договор (требования к содержанию трудовых договоров с работниками).
III. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников (обязательства работодателя по организации системы переподготовки и повышения квалификации в образовательном учреждении, гарантии работников на это время).
IV. Высвобождение работников и содействие их трудоустройству (обязательства работодателя по обеспечению гарантий работников в случае сокращения численности или штата работников, критерии преимущественного оставления на работе и повторного приема на работу при появлении новых рабочих мест).
V. Рабочее время и время отдыха (рабочее время, особенности работы во время каникул и работы особых категорий работников (беременных женщин, женщин, имеющих детей и т.п.), принципы составления графиков и расписаний занятости работников, работа в выходные и праздничные дни, условия, очередность и сроки предоставления отпусков, принципы распределения нагрузки и время исполнения дополнительных обязанностей).
Слайд 37Коллективный договор
VI. Оплата и нормирование труда (система и условия оплаты труда,
сроки и место выплаты заработной платы, иные выплаты, процедура изменения и сроки изменения ставок заработной платы).
VII. Гарантии и компенсации (гарантии и компенсация для работников и условия их получения).
VIII. Охрана труда и здоровья (обязательства работодателя по обеспечению безопасных условий труда и требований техники безопасности, гарантий и компенсаций по обеспечению здоровья, информационное обеспечение охраны труда и здоровья).
IX. Гарантии профсоюзной деятельности (гарантии по обеспечению деятельности представителей выборных профсоюзных органов).
X. Обязательства профкома (обязательства представителей выборных профсоюзных органов по защите прав и интересов работников и контролю за обеспечением гарантий, предусмотренных действующим законодательством и локальными нормативно-правовыми актами учреждения).
XI. Контроль за выполнением коллективного договора. Ответственность сторон (контроль за соблюдением условий договора, ответственность сторон за их нарушение, условия и сроки заключения нового коллективного договора).
Слайд 38Положения
О фонде оплаты труда
Об оплате труда
О стимулировании труда
О повышении квалификации
Об Управляющем
совете
О порядке нормирования и учета дополнительной работы
Положение о формировании экспертной службы (Информ. анализ) для распределения стимулирующей части ФОТ
Положение о специальной части ФОТ педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
Положение о специальной части ФОТ для АУП, УВП, МОП
Положение о мониторинге
Слайд 39Положение о фонде оплаты труда
Общие положения
Порядок формирования, структура ФОТ
Полномочия
Слайд 40Положение об оплате труда
Общие положения
Виды систем оплаты труда различных категорий
Нормы рабочего
времени
Порядок установления доплат
Порядок определения окладов
Порядок определения стажа
Порядок определения уровня образования
Гарантии по оплате труда
Слайд 41Положение о стимулировании труда
Общие положения
Формы стимулирования
Источники финансирования
Виды надбавок и премий
Размеры
Порядок установления
для различных категорий
Показатели
Слайд 42Обсуждение и принятие локальных актов в коллективах
Обсуждение НСОТ со всеми участниками
образовательного процесса:
- поддержка профсоюзов
- поддержка родителей
Слайд 43Принятие локальных актов в коллективах
утверждение Приказом по образовательному учреждению;
утверждение Приказом по
образовательному учреждению, после принятия педагогическим советом;
утверждение Приказом по образовательному учреждению, после принятия коллегиальным органом управления (Советом школы, Собранием и т.п.);
утверждение директором образовательного учреждения;
утверждение директором образовательного учреждения по согласованию (с учетом мотивированного мнения) выборного органа первичной профсоюзной организации (обязательный перечень таких актов на основании трудового законодательства должен быть определен в коллективном договоре);
утверждение директором образовательного учреждения по согласованию с руководителем какой-нибудь службы (охраны труда, пожарной безопасности и т.п.);
утверждение решением педагогического совета;
утверждение решением коллегиального органом управления (Советом школы, Собранием и т.п.).
Слайд 44Общественная польза проекта
Мотивация к эффективной работе
Улучшение взаимоотношения педагогов с учениками, формирование
благоприятного климата
Совершенствование управления образованием – переход от командования к использованию стимулов
Слайд 45Риски
Выигрывают крупные школы, а малые школы не набирают количество часов для
базовой ставки, в дополнение к этому продолжается снижение численности учащихся
Риск возрастания неудовлетворенности учителей в школах, в которых низкая наполняемость классов
Технические сложности расчета оплаты труда в небольших школах
Снижение учебных расходов для обеспечения роста заработной платы учителей
Проблемы нормирования труда во внеаудиторной части, нет нормативной базы для расчета оплаты труда учителей
неготовность к углублению дифференциации
Слайд 46Введение НСОТ
Приказ о введении НСОТ
Выдача уведомлений
Переработка должностных инструкций
Заключение дополнительных соглашений к
трудовому договору