Слайд 1
Московский городской психолого-педагогический университет
Психологическая безопасность: образование, практика, супервизия
Василюк Ф.Е., Вихристюк
О.В., Прокопишин Р.А.
Слайд 2Основные направления деятельности МГППУ в области психологической помощи:
Подготовка кадров
Научное
обеспечение
Повышение квалификации
Практика психологической помощи
Супервизорское обеспечение
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 3
Факультеты МГППУ
Факультет "Социальная психология"
Факультет "Психология образования"
Факультет "Психологическое консультирование"
Факультет "Клиническая и специальная психология"
Факультет
"Юридическая психология"
Факультет "Экстремальная психология"
педагогика"
Факультет повышения квалификации по психологии
Факультет Дистанционного обучения
Факультет "Социальная Факультет "Социальная Факультет "Государственное и муниципальное управление"
Факультет "Иностранные языки"
Факультет "Информационные технологии"
Факультет "Социальная коммуникация"
Слайд 4
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МГППУ
РАЗРАБОТАНЫ И
ПРЕПОДАЮТСЯ ДИСЦИПЛИНЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕШЕНИИ ШИРОКОГО СПЕКТРА ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Слайд 5
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 6
Факультет Юридической психологии
Слайд 7
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Слайд 8
Обеспечение психологической безопасности
в практике МГППУ
Центр «Практический психолог»
Центр Игры и игрушки
Центр
«Перекресток»
Центр «Одаренные дети»
Центр экстренной психологической помощи
Университетский детский центр
и другие …
Слайд 9Центр социально-психологической адаптации
и развития подростков «ПЕРЕКРЕСТОК»
Центр создан для помощи подросткам,
которых традиционно называют «трудными»
Специалисты «ПЕРЕКРЕСТКА» помогают:
подросткам,
родителями,
специалистам, работающим с молодежью
В Центре не ждут, когда обратятся за помощью…
Слайд 10Центр социально-психологической адаптации
и развития подростков «ПЕРЕКРЕСТОК»
…а сами идут навстречу подростку
и его родителям.
Для этого специалистами проводятся:
уличная социальная работа,
социальный патронат семей (в т.ч. консультирование на дому),
работа с подростками, совершившими преступление и попавшими в суд,
специальные проекты в формате клубов («Территория свободного общения», «Родительский клуб», супервизии и интервизии для специалистов),
ежегодный летний палаточный лагерь,
ежегодная научно-практическая конференция.
Слайд 11 Центр экстренной психологической помощи
МГППУ осуществляет:
научно-практическое сопровождение деятельности образовательных учреждений города Москвы по вопросам создания психологически безопасной образовательной среды;
экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования;
психологическую помощь детям, пострадавшим в результате психотравмирующих событий.
Слайд 12Центр осуществляет научное руководство опытно-экспериментальной деятельностью 37 образовательных учреждений по проблеме
экспертизы психологической безопасности образовательной среды:
выявляются риски и угрозы психологической безопасности для участников образовательного процесса,
оказывается методическая поддержка по созданию комфортной среды в образовательном учреждении,
разрабатывается «Паспорт психологической безопасности образовательного учреждения».
Слайд 13Телефон доверия для детей и подростков
оказывает экстренную психологическую помощь детям, родителям
иным взрослым,
психологическое консультирование по вопросам развития, обучения,
воспитания ребенка
8 (495) 624-60-01
Слайд 14Семейная проблематика – 15%;
Отношения со сверстниками – 14%;
Проблемы взаимоотношений полов, учебные
проблемы – по 11%;
Травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 7%;
Суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%;
Другое – 26%.
С сентября 2008 г. по май 2011 г. психологами и юристом «Детского телефона доверия» принято более
30 000 обращений от абонентов.
Слайд 15В рамках реализации плана общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению
с детьми на территории России в Москве введен единый номер детского телефона доверия.
С 1 июня 2011 года «Детский телефон доверия» Московского городского психолого-педагогического университета подключен
к единому Общероссийскому номеру детского
телефона доверия 8-800-2000-122.
Общероссийский номер детского Телефона доверия
Слайд 16Научная деятельность. Проведение Всероссийской научно-практической конференции по специфике работы детских телефонов
доверия.
Образовательная деятельность. Организация обучения специалистов Всероссийского детского телефона доверия по программам «Специфика и техники детского телефонного консультирования» и «Психологическая поддержка специалистов, работающих в области детского телефонного консультирования.
Слайд 17Специфика оказания экстренной
психологической помощи детям
и подросткам
Эффективная экстренная
психологическая помощь
возможна при:
Учете возрастных и личностных особенностей ребенка
Согласии родителей (или законных представителей интересов ребенка) на вмешательство психолога и их содействии
Взаимодействии психолога с ближайшим окружением ребенка (семья, школа, друзья)
Своевременности психологической помощи
Согласованном межведомственном взаимодействии специалистов
Слайд 18По России:
Волгодонск (1999);
пос. Видяево (2001);
Северный Кавказ;
Республика
Дагестан
(2002);
г. Ессентуки (2003);
г. Беслан (2004);
Надтеречной район Чеченской республики (детский приют);
Южная Осетия (2008);
Детский реабилитационный центр для детей Южной Осетии (2008-2009);
Детский оздоровительный лагерь «Московия» (2006-2009).
Слайд 19 В Москве
с 1999 года помощь оказывалась пострадавшим,
их родственникам и другим категориям населения:
от взрывов жилых домов (теракты, аварии техногенного характера);
от организованных террористами взрывов: в переходе на Пушкинской площади; у на Тушинском аэродроме; ст. м. Рижская; в поезде метро (перегон м/у станциями Автозаводская – Павелецкая);
заложникам «Норд-Ост» на Дубровке;
после обрушения крыши в «Трансвааль-Парке»;
при взрыве в жилом доме на ул. Корабельникова;
в больницах Москвы после пожара в «Хромой лошади» г. Перми;
в больницах Москвы после взрывов на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры», в аэропорту «Домодедово»;
в образовательных учреждениях (после несчастных случаев и случаев насилия).
Слайд 20
Работа психологов ЦЭПП МГППУ
в Южной Осетии
Слайд 21Формы оказания экстренной психологической помощи детям и их семьям
Непосредственное оказание помощи
ребенку и семье в кризисной ситуации
Консультирование психологов образовательных учреждений по организации и проведению реабилитационных мероприятий
Обучение педагогов, психологов, родителей практическим приемам помощи и самопомощи
Методическая поддержка деятельности школьных психологов
Слайд 22Основные направления оказания экстренной психологической помощи детям и их семьям
Работа с
детьми и семьями
Работа с педагогами, психологами образовательных учреждений
Работа с антикризисными подразделениями окружных психолого-медико-социальных Центров (ППМСЦ)
Супервизия случаев помощи
Слайд 23Профилактика экстремизма и ксенофобии в подростковой и молодежной среде
Психологический анализ социальной
ситуации экстремизма и/или ксенофобии
Проведение тренингов для администрации и психологов образовательных учреждений
Разработка практических рекомендаций по профилактике экстремизма среди учащихся для администрации и психологов образовательных учреждений
Проведение профилактических мероприятий с учащимися групп риска в школах, колледжах, интернатах
Слайд 24Цели и результаты оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам
Кризисная психологическая
помощь и последующее сопровождение пострадавших детей, семей и ближайшего окружения направлена на:
Преодоление психической травмы,формирование совладающего поведения, повышение психической устойчивости к травмирующему фактору
Создание оптимальных психологических и педагогических условий для выхода из психической травмы
Снижение риска развития связанных с травматическим опытом психогенных расстройств и психических паталогий
Предотвращение эффектов «психического заражения» психотравмирующими переживаниями
ближайшего окружения ребенка
и/или коллектива образовательного учреждения
Клинический и социально-психологический
прогноз групповых и индивидуальных исходов
психотравмирующих и/или кризисных ситуаций
Слайд 25СУПЕРВИЗИЯ
В МГППУ развивается методология и практика супервизии как организованного консультативного и
обучающего процесса для осмысления профессионального опыта в контексте теории
Слайд 26Программы супервизорского сопровождения и обучения МГППУ:
Образовательная программа "Супервизия трудных случаев в
работе психолога-консультанта" для психологов г. Москвы
Супервизия специалистов Телефона неотложной психологической помощи МСПП
Супервизия специалистов Детского телефона доверия Центра экстренной психологической помощи МГППУ
Супервизия специалистов Центра психолого-педагогической помощи молодежи "Юнивита" Департамента семейной и молодежной политики г.Москвы
Учебные курсы "Психотерапевтическая супервизия" и "Супервизорский практикум" на факультете психологического консультирования
Слайд 27В МГППУ разработаны инновационные формы супервизии
«СУПЕРВИЗОРСКИЙ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР» -
новая форма рефлексии опыта консультирования
Творческие методы презентации случая
«ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ - участие супервизоров разных психотерапевтических школ, философов, юристов, священников, врачей и др.
Слайд 28Перспектива:
«Межведомственный супервизорский центр»
Задачи и функции:
Менеджмент "случая" – координация действий команды специалистов
разного профиля и разных ведомств
Обучение через рефлексию опыта
Поддержка в работе со сложными случаями
Помощь в преодолении трудностей специалиста в работе (страхи, сомнения, неуверенность)
Развитие профессионального мышления специалистов
Экспертиза уровня компетенции специалистов
Помощь специалистам в адаптации к профессиональным, этическим и правовым стандартам практики
Научная и методологическая рефлексия психологической практики в области обеспечения психологической безопасности
Слайд 29Наши предложения
Издание специального выпуска журнала «Консультативная психология и психотерапия», посвященного проблемам
психологической безопасности
Создание «Межведомственного супервизорского центра»
Повышение квалификации, стажировки по дисциплинам клинического и консультативного цикла
Слайд 30Тел.: 8-495-632-94-33,
8-495-632-90-77
E-mail: rectorat@mgppu.ru
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Благодарим
за внимание!