Слайд 1Бельгия и Франция
Стиль модерн в архитектуре и дизайне
Автор Денисова Ирина Николаевна,
преподаватель Пу-1 города Удомли Тверской области
Предмет Эстетическое воспитание
Слайд 2Одним из первых архитекторов в Бельгии, работавших в стиле модерн, был
Слайд 3Он любил использовать металлические конструкции, стекла и витражи
Слайд 4Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX
века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров. Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.
Слайд 5Средневековые своды, отделанные современными материалами, каменные панно и деревянные конструкции –
большое разнообразие материалов
Слайд 6 Особняк Тасселя — небольшая четырехэтажная постройка, выходящая на красную линию
застройки торцовым фасадом, втиснутая между соседними зданиями и основным своим телом уходящая в глубину.
Слайд 7Интерьер особняка Тасселя
Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший с улицы
человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами.
Слайд 8Лестница, ведущая на второй этаж, поражает изяществом изогнутых маршей и напоминает
ручей, извивающийся среди травы и деревьев. «Я спрашивал себя, — говорил мастер, — почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта — живой, органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма.
Слайд 9 На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся
ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на зоны
Слайд 10Зная, что ковры быстро истираются, Виктор Орта повторил их рисунок в
мозаике на полу
Слайд 11В особняке Сольве во внешнем фасаде, имеющем два эркера по бокам,
а в центре широкие тройные окна, в отделке оконных переплетов и решеток, построенных на ритме изгибающихся линий, в инкрустации пола, где эти же гнутые линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся, Орта добивается еще большей изысканности.
Слайд 12Солнечные лучи проникают в особняк Сольве через стеклянный потолок, заливая лестницу,
которая служит его центральным, организующим элементом.
Слайд 14Отель Ван Этвельде
Брюссель
Гостиная
Слайд 16Музей Орта находится в здании, которое являлось собственным домом архитектора
Слайд 17Эктор Гимар
Эктор Гимар родился 10 мая 1867 года в Лионе. В
период окончания учебы за успехи он был награждён поездкой в Англию и Бельгию. Молодой мастер вернулся во Францию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя, построенного Виктором Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.
Слайд 18__В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена.
Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г.
Слайд 19Улицы Парижа украсили странные изогнутые колючие сооружения, похожие на огромные ювелирные
украшения.
Слайд 20Металл прихотливо изгибался, превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных насекомых
- бабочек, стрекоз или жуков.
Слайд 21Многие искусствоведы на протяжении уже более чем ста лет спорят: что
вдохновило Эктора Гимара на создание его произведений – столь необычных и грациозных. Кто-то сравнивает стойки светильников с берцовой костью, кто-то видит схожесть формы красных фонарей с головой кузнечика...
Слайд 23Московское метро
Станция выполнена в стиле Ар-нуво, очень напоминающем очертания Парижского метрополитена.
В больших углублениях свода размещены кованые металлические орнаменты из листьев и ветвей (автор И. Лубенников).
Слайд 24 Известно, что Виктор Орта - бельгийский архитектор говорил Гимару -
"В элементах отделки зданий я люблю брать не цветок, но его стебель" - действительно - не цветочный орнамент, а именно извивы стеблей - это самый популярный мотив архитектуры ар нуво...
Слайд 25Фрагмент здания по проекту Гимара
Слайд 26Анри Ван де Вельде (1863 – 1957)
Один из основоположников стиля модерн
в Бельгии был богато одаренным музыкантом, художником, архитектором и литератором.
Слайд 27.
Анри ван де Велде родился в Брюсселе в семье преуспевающего фармаколога.
Сильное желание заниматься живописью привело будущего архитектора в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, а затем он отправился в Париж, где учился в 1884—1885 гг. Особенно его привлекал неоимпрессионизм
Слайд 28Вернувшись в столицу Бельгии, ван де Велде продолжил занятия живописью.
В 1892
г. художник женился, и это событие изменило его дальнейшую судьбу, заставив задуматься, в каком доме будет жить семья. «Я сказал себе, что никогда не допущу, чтобы моя жена и семья находились в „аморальном" окружении. Но в это время всё, что можно было купить на рынке, отличалось безвкусицей, „лживостью форм"».
Слайд 29Ван де Велде возвёл в 1895 г. дом «Блюменверф» в местечке
Уккеле под Брюсселем. Впоследствии он говорил, что именно этот дом толкнул его на путь архитектуры. Ван де Велде придумал проект здания, интерьеры, мебель, посуду, мелочи быта, даже модели своих костюмов и платьев жены
Слайд 31Вскоре ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда
работать
Слайд 32В Веймаре он основал Высшее техническое училище прикладных искусств.
Слайд 33Вернувшись на родину, Ван де Велде организовал в Брюсселе Высший институт
декоративного искусства и возглавлял его в течение многих лет.
Слайд 34 Ван де Велде представляет «абстрактное» направление модерна; стилизованному растительному орнаменту
т. н. «флореального» направления он противопоставляет динамический линейный орнамент, как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности.
Слайд 35Эмиль Галле (1846-1904)
Эмиль Галле - один из знаменитых стекольных мастеров эпохи
модерн - родился в французском городе Нанси в семье гончаров и стеклодувов. Отец производил керамику и художественное стекло, добившись в этом деле значительных успехов.
Слайд 36. Галле усовершенствовал нетрадиционные методы обработки стекла: использование многоцветных наслоений, рельефное
декорирование и травление кислотой.
Слайд 38К излюбленным приемам Эмиля Галле относятся введение фольги и пузырьков воздуха
в горячую стеклянную массу, декоративные трещинки, использование "техники лунного света" - подкраска стекла оксидами кобальта, в результате чего оттенок стекла становится сапфировым
Слайд 39Японские мотивы - хризантемы, ирисы, водяные лилии, стрекозы, бабочки, морские животные,
- великолепно переведены им на язык стеклоделательных технологий.
Слайд 40 Схема довольно проста: из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и
после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое.
Слайд 43Галле открыл собственную мастерскую в Нанси в 1874 г., а в
1884 г. расширил дело и начал производство мебели
Слайд 46С 1884 г. он начал выпускать даже особую серию "говорящих" стеклянных
изделий с цитатами их Ф.Вийона, Ш.Бодлера, П.Верлена.
Слайд 47Техника врезки разных пород дерева в мебель называется маркетри
Слайд 48Что послужило первоначальным объектом для фантазии художника?
Слайд 49Наблюдательность художника позволила ему создать кувшин, на котором жук-листорез выглядит совсем
как живой.
Слайд 50А вот и стрекоза – любимый объект дизайнеров эпохи модерна
Слайд 53Две жардиньерки в египетском стиле
Слайд 54Эта ваза не зря называется «Морские глубины»: мы ощущаем таинственную, загадочную
жизнь обитателей морского дна, видим поднимающиеся на поверхность пузырьки
Слайд 55Что видел перед собой художник, создавая эту вазу? Может быть, тающие
под весенним солнцем сосульки? Или оплывающую свечу?
Слайд 59Список литературы
Энциклопедия для детей Аванта Искусство т.7 часть2.Москва 2000
Википедия