Слайд 1Нет для нас краше
Байдаров наших!
Слайд 2«На трассе Курган-Пресногорьковское стоит село Байдары, точной даты образования этого поселения
пока установить не удалось. Это было одним из первых поселений в наших краях, так как занимало удобное место на тракте. Помимо этого здесь два больших озера и хорошие земли, первыми жителями были киргизские племена, которые кочевали в этих местах. Но в начале XIX века они были выселены первыми русскими людьми (переселенцами и служилыми). Очень интересные толкования названия села. Есть два варианта: дескать, когда-то один из местных казахских баев подарил кому-то эту местность. («Бай» - богач, «дар» - подарок.) Другие же связывают название поселения со словом «байдара» (речное судно), которое одинаково звучит и толкуется на татарском, башкирском и русском языках. Но о каких-то морских и речных судах говорить не приходится, так как рек на территории Половинского района просто нет. В 1847 г. сюда приходит большая группа переселенцев из Псковской губернии и, опасаясь обмана со стороны старожилов- сибиряков, отделилась от них в особый участок. В документах конца прошлого века «Материалы по статистике», Тобольская епархия» значатся уже два как бы самостоятельных селения под одним названием - Байдарская I и Байдарская II ».
Слайд 4 « В который раз с болью в сердце
просматриваю скорбный список половинской Книги памяти. Смотрю и благоговею перед именами солдат, моих земляков, дорогих и близких людей, павших на полях сражений в суровые и героические годы Отечественной войны. В Книге моих односельчан- байдарцев 98. Многих я знал в лицо, по имени-отчеству, с некоторыми вместе рос, учился, жил на одной улице, мы были друзьями-сверстниками…
…Истоки мужества, в общем-то, понять не трудно. Байдары нашей юности были большим, многолюдным и красивым селом. Мы любили его, любили окрестные поля, леса, вековую березовую рощу с вечным грачинником, озера полноводные, чистые, богатые рыбой и птицей. По-детски искренне радовались появлению у нас Народного дома, кино, радио, ШКМ, радовались появлению колхозов, тракторов, автомашин. Привязанность к родным местам со временем переросла в глубокую и сильную любовь к большой Родине – России, Советскому союзу.
Наше поколение воспитывалось в духе высокого патриотизма. Байдарцы шли на войну и воевали как патриоты.»
А.Севастьянов, член Союза журналистов,
«Новый мир», 7 июля, 1995 г.
На фото: обелиск в центре села в память о погибших и вернувшихся, тех людях, что защищали нашу страну в боях Великой отечественной войны. Обелиск обновлен в 2005 г. руками байдарского умельца Олега Андреева.
Слайд 6Хочу представить вам байдарцев – Шатилова Ивана Васильевича (1882 г.р.) и
Наталью Борисовну(1879 г.р). (на фото – с внучкой Галиной). Это дядя и крестная моей прабабушки – Шатиловой-Воинковой Анны Ефимовны, отец которой погиб в гражданскую войну. Жили большой семьей – 16 человек, в пятистеннике, который цел до сих пор. (В нем проживает Умнова В.С.)
На обороте фотографии надпись: «Племянницам на память. Наверное, нам с вами более не увидеться. Старость нас застала на чужой стороне» - дело в том, что в 1929 г. они добровольно уехали в Сибирь, в Красноярский край. Там дед Иван гнал деготь, шил обувь, выделывал кожи, ловил рыбу – тем и жили. Свидеться с родными удалось, Шатиловы приезжали в Байдары в 1950 г. в гости. Иван Васильевич прожил 95 лет, Наталья Борисовна – 102 года.
Слайд 10 «Байдарское, село Байдарской волости Курганского уезда. Церковь во имя Покрова
Пресвятой Богородицы.
Село Байдарское при одноименном озере, на земском тракте.
Строительство церкви в селе Байдарское начато крестьянами деревень Байдарской, Второ-Байдарской (впоследствии село Байдарское), Ново-Байдарской, относившихся к приходу церкви в селе Спорновском, и Марайской, относившейся к приходу церкви в селе Половинском. Причиной для постройки нового храма явилась отдаленность приходских церквей и «неудобство к сообщению с ними в весеннее время».
В 1889 г. Тобольской духовной консисторией выдана храмозданная грамота. Церковь строилась на средства прихожан и добровольные пожертвования. В 1894 г. подрядчиком - крестьянином Иваном Косыгиным закончено строительство деревянного здания. В следующем году екатеринбургским мещанином Василием Лазаревым устроен иконостас. 4 ноября 1897 г. храм освящен благочинным Курганских окружных сетей священником Иоанном Редькиным.
Прихожанами особо почитались иконы Святой Мученицы Параскевы. Икона написана по желанию прихожан в Москве в 1905 г., в августе этого же года она принесена крестным ходом в село Байдарское со станции Варгаши Сибирской железной дороги. В день девятой пятницы все прихожане являлись в храм, принося с собой пожертвования деньгами, холстом, шерстью, льном и пр. В этот день в селе устраивали крестный ход. Но площади, окружавшей храм, служили молебен.
На 1913г. в приход Покровской церкви села Байдарского входили деревни: Байдарская, Ново-Байдарская(Заводская), Марайская, Дмитриевская, Золотинская, Сумская».
А. Михайлов «Курганские храмы от А до Я».
«На основании декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23.10.18» церковь лишена юридического права, прекратила свое существование в 30-е годы. Документы церкви сданы на постоянное хранение 25.03.27 в количестве 34 ед.хр. за 1888 – 1924 гг. »
Архивист 1 категории Н.В. Буденкова.
Предисловие к описи №1 на фонд 150 Покровской церкви села Байдарского
На фото то самое здание, ранее бывшее храмом. Пусть, пока это еще клуб, но мы верим, что вскоре восстановится историческая справедливость и округа вновь услышит колокольный звон!
Слайд 16 Как поется в песне о нашем селе: «И народ в
Байдарах замечательный, каждый труженик, каждый герой…» Я могла бы рассказать о любом человеке…
Например, Сорокин Алексей Васильевич, родился в 1930 г., в Тамбовской области. В 1940 г. по спецпереселению с родителям переехали в с.Байдары. Родителям, Василию Фроловичу и Софье Ивановне пришлось «убавить» годы в документах, потому, что пожилым людям переселяться было нельзя.
Семья была большая, у Алексея были братья Иван(1924 г.р) , Михаил (1926 г.р) и сестра Анна (1932 г.р.)
Причиной переезда было «многолюдие» на прежнем месте жительства, да и условия жизни были плохие: печи топили не дровами, а корнями подсолнуха, сухим навозом, блины пекли, подкидывая в печь пучки соломы.
Когда приехали сюда, семьи переселенцев (вместе с Сорокиными приехали еще 4 семьи) расселили по квартирам, жили в чужом доме, пока отец не вырыл землянку. Из этой землянки старших братьев на фронт и забрали… Оба не вернулись.
Алексей, закончив 2 класса, пошел работать в колхоз.
Вся жизнь Алексея Васильевича связана с наши селом. Здесь женился( три года назад с женой Анастасией Викторовной отметили золотую свадьбу,), всю жизнь работал(трудовой стаж – более 40 лет), в Байдарах родились и живут дети, внуки, правнуки…
Слайд 18 Женгура Анна Гавриловна,родилась в Байдарах, в 1929 г., мать –
Жарова Таисья Тимофеевна, отец – Жаров Гавриил Дмитриевич(погиб на войне)
Анна Гавриловна в 1943 г. пошла работать телятницей, с 1946 по 1954 гг. работала на тракторе, потом до пенсии – в телятницей в профилактории, в 1984 г. пошла на пенсию, но еще 4 года молоко у частников собирала.
До сих пор Анна Гавриловна ни дня не сидит без дела, постоянно занята работой – и шерсть прядет для односельчан, и огородом занимается – в 80-летнем возрасте увлечена цветоводством.
Анна Гавриловна обладает прекрасной памятью, может рассказать много интересных фактов и историй из жизни села.
Родственники бабушки Анны проживают в Кургане, но она редко бывает одна – ее часто навещают односельчане. Вот и Дениска Костылев «пришел в гости»…(на фото)
Слайд 20 «Основу производства составляют крестьянско-фермерские хозяйства и ЛПХ. В личных подсобных
хозяйствах сельчане держат 220 голов крупно-рогатого скота, в т.ч. 110 коров, 125 свиней, 243 овцы и козы, 12 лошадей и 1000 птиц.» «Вестник района» 30.04.2009
Делами байдарцы всегда славились. Усердие в труде особенно заметно в отношении хлебопашества. И раньше, и в настоящее время основным занятием моих односельчан является сельское хозяйство, а конкретно – растениеводство.
На фото: Воинков Юрий Леонидович, мой папа, представитель благородной профессии хлебороба, награжденный орденом Трудовой Славы III степени.
Значение выращивания зерновых культур сложно переоценить, так как хлеб – не только продукт непосредственного употребления и переработки на предприятиях, но и ресурс для животноводства.
Слайд 22 В разные годы урожайность бывает различной… В самые лучшие и
благоприятные сезоны вырастает вот такая славная пшеница, высотой более метра!
Слайд 24 Российские села в настоящее время переживают не лучшие времена –
разрушение коснулось и наших Байдаров. Улица 40 лет Победы(Молодежная) ушла в прошлое, оставив после себя разрушенные здания, да и те вскоре сотрутся с лица земли… Но это не повод расстраиваться, ведь всем известно о существовании Закона сохранения энергии – если где-то чего-то стало меньше, прибудет в другом месте.
В подтверждение этого- фото, на котором вы видите последние дома исчезнувшей улицы и новое сельскохозяйственное орудие – дискатор, как символ надежды на обновление…
Слайд 26А так отдыхают в зимнее время от трудов праведных «старички»: комбайны,
автомобили и тракторы.
Слайд 28И вновь про «исчезнувшую» улицу…
Пусть нет домов, но жизнь
идет, продолжается…Пусть и в виде одинокой красивой яблони, которая так выглядит зимой…
Слайд 30…А так – в мае!
Главное заметить, увидеть окружающую тебя
красоту, порой в самых неожиданных местах – например, на «несуществующей» улице…
Слайд 32 В подтверждение тезиса о том, что красота окружает каждого, важно
только внимательно посмотреть, следующее фото – на нем моя мама, Светлана Викторовна, которая любит и умеет видеть мир через фотообъектив, чему научила и меня.
Еще одним увлечением мамы является краеведение и родоведение – на фото рядом с мамой – выставка самых старых фотографий из нашего семейного альбома и «Книга рекордов БАЙДАРинесса», придуманные и изготовленные к Дню села- 2008.
Слайд 34 «На территории сельсовета располагаются: Байдарская основная школа, ФАП, Дом культуры,
библиотека, лесничество, муниципальный пожарный пост, отделение Сбербанка, почтовое отделение, три магазина(в т.ч. два частных), с прошлого года работает КОЦ»
«Вестник района» 30.04.2009»
Народ байдарский не только работать умеет – знаменательные для села события празднуем мы широко и интересно!
Кадр прошлого Дня села – «Колясочный парад» у клуба, подтверждает, что веселится и стар и млад!..
Слайд 36Вернемся к архивным данным… В экстракте по селу Байдарскому Покровской церкви
Курганского уезда Тобольской епархии за 1900 год числилось на 1 сентября 1899 г. прихожан
мужчин – 1177,
женщин – 1222.
Прибыло:
через рождение: муж. пола – 151
жен. пола - 162
через бракосочетание муж. пола - -
жен. пола – 4
по другим причинам мужчин – 86
женщин – 66
через смерть: мужчин – 94
женщин – 98
через бракосочетание мужчин - -
женщин- 7
по другим причинам мужчин – 3
женщин – 2
Осталось на 1 сентября 1900 года: м – 1317
ж – 1347
Священник Македон Волков псаломщик Полиен Яковлев
ГАКО ф.150 о.1 д.2
1914 г. аналогичные данные на конец года: м – 2101
ж – 2086
ГАКО ф.150 о.1 д.24
Слайд 38Конечно, мы понимаем, что это данные не по одному нашему селу,
а по приходу, но тем не менее, масштабы впечатляют… А что сейчас?... Сегодня в Байдарской школе немногим больше сорока учеников. Печальные цифры. Но школу закрывать нельзя! Посмотрите на этих ребятишек – Лизу и Виталика Умновых. Школа – это сердце села!
Слайд 40В Байдарах сохранились «памятники архитектуры» дореволюционного времени. Например, дом Николая Алексеевича
Шохирева, доставшийся ему в наследство от дедушки, Шохирева Григория Кузьмича. Но мне неизвестны факты о том, когда точно и кем был построен дом. Эти вопросы нужно выяснить…
Слайд 42 На следующем снимке – дом Федоровой Зинаиды Васильевны. Ей 78
лет, но на фасаде дома красуется табличка «Дом образцового порядка». О хозяйке дома можно рассказывать много и долго. Например, то, что она 27 лет проработала дояркой, а сейчас живет одна, при этом занимаясь садом и огородом, в меру сил.
Слайд 44А этот кадр иллюстрирует аномальное явление – 2 мая 2008 года
был сильный снегопад.
Дом, превратившийся в «сказочный», принадлежит Масленкиной Любови Ивановне, наше замечательной певунье. Интересна и судьба дома – изначально он был построен в Поспеловке для священника, позже был разобран и перевезен на ст.Сумки, где его и купили Масленкины в 1972 г., превезли в Байдары и построили.
Кстати, этот дом тоже содержится в образцовом порядке!
Слайд 46На фото – «новорожденный» дом семьи Федоровых, Бориса Викторовича и Светланы
Леонидовны. Строительство было длительным – почти 10 лет.
В тяжелое нынешнее время постройка нового дома подвиг, достойный восхищения!
Слайд 48 Байдары хороши в любое время года, но весной наше село
просто великолепно! Ведь все расцветает – и яблони в садах сельчан, и сирень на центральной улице.
Кстати, эти кустарники были посажены воспитанниками байдарского детского дома еще в 40-х годах.
Детдом был расформирован в 1953 году, подопечные разъехались, следы их затерялись, а чудесная сирень до сих пор радует глаз!
Слайд 50 Но в цвету весной не только земля, небо над Байдарами
тоже бывает поразительно красивым!
Слайд 52 Как и в любых населенных пунктах, в Байдарах есть коренные
жители и переселенцы. К таким «временным» жителям относятся и эти красавцы – ласточата. Эти птицы рождаются и вырастают в средней полосе, а при наступлении неблагоприятных погодных условий улетают в теплые края. Но в следующем сезоне вновь возвращаются домой! Так и люди – покинув малую родину по разным причинам, уехав в поисках лучшей доли и «теплого местечка», всегда с любовью и трепетом вспоминают родные края…
Слайд 54 Коль я провела параллели между людьми и птицами, нельзя не
сказать о постоянных, бессменных жителях – воробушках. Они символизируют терпение и стойкость жителей села, ведь несмотря ни на что, они справляются с трудностями, переживают все невзгоды и стараются держаться вместе!
В своем фоторепортаже я попыталась отобразить некоторые стороны жизни села. Получилось это или нет, судить не мне, но односельчане, которым я показала фото, были в восторге!..
Слайд 56Количество фотографий – 26.
Спасибо за внимание!..
С уважением, автор.
Анна Воинкова