Слайд 1Бытие человека загадочно,
и эта загадочность весьма похожа
на бессмыслие
М.
Горький
Слайд 2«Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол!
И спрашивать
себя про это не надо. Живи, и все тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда»
Слайд 3Максим Горький (Алексей Максимович Пешков; 16.03.1868 — 18.07.1936) - русский, советский
писатель, общественный деятель. Роль Горького в культуре, идеологической борьбе, литературно-художественном процессе полна противоречий так же, как и весь исторический период, в котором он жил и работал. Мастер слова, социалист, романтик, литератор запустивший в жизнь термин "социалистический реализм", Горький был посредником и связующим звеном между двумя мирами - между старой и новой Россией.
Слайд 4«В карете прошлого никуда не уедешь».
Слайд 5Краткая хроника жизни
1868, 16 (28) марта - A. M. Горький родился
в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти "в люди"; работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
1884 - попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа.
1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции.
1891, весна - A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа.
Слайд 61892 - A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом
"Макар Чудра". Вернувшись
в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в "Волжском вестнике", "Самарской газете", "Нижегородском листке" и др.
1895 - "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе".
1897 - "Бывшие люди", "Супруги Орловы", "Мальва", "Коновалов".
1899 - роман "Фома Гордеев".
Слайд 71900-01 - роман "Трое",
личное знакомство с Чеховым, Толстым.
Слайд 81901- "Песня о Буревестнике".
Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода,
Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
Слайд 91902 - A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы "Мещане",
"На дне".
1904-05 - A. M. Горький пишет пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".
Слайд 10М. Горький читает свою пьесу "Дети солнца". Художник И. Репин. 1905
Слайд 11Знакомится с Лениным.
За революционную прокламацию и в связи с расстрелом
9 января
арестован, но затем под давлением общественности освобожден.
Слайд 121906 - A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты
о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу "Враги", создает роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет "Исповедь" (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками.
1908 - пьеса "Последние", повесть "Жизнь ненужного человека".
1909 - повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина".
Слайд 13
1913 - A. M. Горький редактирует большевистские газеты "Звезда" и "Правда"
, художественный отдел большевистского журнала "Просвещение", издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет "Сказки об Италии ".
1912-16 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник "По Руси", автобиографические повести "Детство", "В людях". "Мои университеты" были написаны в 1923 г.
Слайд 14«Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров».
Слайд 151918-19 - A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу,
критикует "методы" большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции.
1919-20 - A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как "осуществляется" "Власть Советов ".
Слайд 161921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по
настоянию Ленина уехал лечиться за границу.
с 1924 - A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине.
1925 - A. M. Горький выпускает роман "Дело Артамоновых". 1928 - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают "достижения", которые нашли свое отражение в цикле очерков "По Советскому Союзу".
Слайд 171931 - Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький
получает "социальный заказ" - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу.
Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы "Егор Булычев и другие"(1932), "Достигаев и другие"(1933).
Слайд 181934 - Горький "проводит" 1-й съезд советских писателей, выступает на нем
с основным докладом.
Слайд 19Плакат к Первому съезду
Союза советских писателей.
1934
Слайд 201925-36 - A. M. Горький пишет роман
" Жизнь Клима Самгина",
который так и не был окончен.
Слайд 21
1936, 18 июня - A. M. Горький умер в Москве, похоронен
на Красной площади.
Прощание народа с М. Горьким. Москва.
У Дома Союзов. Фото 20 июня 1936
Слайд 23Музей-квартира М. Горького в Москве. Бывший особняк С. Рябушинского
Слайд 24Музей-квартира М. Горького в Москве. Библиотека писателя
Слайд 25Памятник М. Горькому в Санкт-Петербурге
Слайд 26Памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде
Слайд 27«Жизнь тасует нас, как карты,
и только случайно - и то
не надолго - мы попадаем на свое место».
Слайд 29«Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».
Слайд 30Максим Горький видит и все ощущает пером. Это видно по заметкам
<Горького> о Толстом.
Перо не инструмент, а орган писателя.
Франц Кафка, 1920.
Слайд 31 Личный эгоизм - родной отец подлости.
Самолюбие - худший вид зависимости.
Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду.
Чтобы жить - надо уметь что-нибудь делать.
Когда труд - удовольствие, жизнь хороша! Когда труд - обязанность, жизнь рабство!
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества.
Бедные люди - красивее, а богатые - сильнее...
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются...
Для свободных - все высоты достигаемы.
Ум имей хоть маленький, да свой.
Дети - это завтрашние судьи наши.
Доброта - она превыше всех благ.
Не чувствовать в себе желаний - значит, не жить.
Не пишите на чистых страницах вашего сердца чужими словами.
Сила познания - в сомнении.
Красота и мудрость - в простоте.
Для человека нет и не может быть ничего ближе человека.
Самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям.
Любовь - это желание жить.
Если враг не сдается, его уничтожают.
Безумство храбрых - вот мудрость жизни.
Учитесь у всех, не подражайте никому.
Предрассудки - обломки старых истин.
Превосходная должность - быть на земле человеком!
Человек - это звучит гордо!
Высота культуры определяется отношением к женщине.
Хозяин тот, кто трудится.
Дети - живые цветы земли.
Всему хорошему во мне я обязан книгам.
Смех - превосходный возбудитель энергии.
Никогда не поздно быть счастливым.
Слайд 32«В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь»
«Жизнь
без любви - не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить.»
«Жизнь сводится, в сущности, к возне человека с самим собою»
«Мы все живём без достаточного к тому основания»
«На день надо смотреть как на маленькую жизнь.»
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком... Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Слайд 33«На дне»
Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву. Но тема бессолнечной жизни в пьесе осталась — в песне, возникающей, рождающейся в душах людей, разуверившихся в мечте, в правде. «Затягивай любимую!» — скажет Бубнов. И звучат слова песни:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите, стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю,
Цепь порвать я не могу.
Слайд 34Вот как описывает Горький декорации к 3 акту пьесы «На дне»:
«Пустырь - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его - высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него - кусты бузины. Направо - темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной - узкий проход. В серой стене два окна: одно - в уровень с землей, другое - аршина на два выше и ближе к брандмауеру».
Слайд 35
Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903
Слайд 36Афиша о гастролях берлинской труппы актеров с постановкой пьесы "На дне"
в городах Германии, Австрии, Голландии, России. 1903
Слайд 37Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с
работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: «Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха».902
Слайд 38Двор ночлежки. Карандашная зарисовка, присланная Горьким Московскому Художественному театру в связи
с работой над постановкой пьесы "На дне". Надписи Горького: « 3-й акт. Эту пристройку необходимо повернуть к зрителю" и «Бубнов, Лука, Настя, Наташа,Барон, Клещ» -расположение персонажей». 1902
Слайд 39Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с
работой над постановкой пьесы "На дне". Надпись Горького: "Костюмы. Грим Костылеву". 1902
Слайд 40Типаж-группа стариков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с
работой над постановкой пьесы "На дне". Надпись Горького: "Костюм для Луки. Не забыть - Лука лысый". 1902
Слайд 41Типаж. В центре барон Бухгольц. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Надпись Горького: "Барон Бухгольц, босяк. Грим и костюм для Барона". 1902
Слайд 42Актер — Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин. Фото 1903
Слайд 43Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902
Барон
— И. Хетланд. Спектакль театра Альмы
и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Слайд 44Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам.
Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Васька Пепел — Э. Суонимо. Финский Национальный театр, Гельсингфорс. Фото 1903
Слайд 45Лука – И. Москвин, Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного
театра. Фото 1902
Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра. 1902
Слайд 46Лука — И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания
(ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Слайд 48Наташа — М. Андреева. Спектакль Московского Художественного театра.
Фото 1902
Слайд 49Сатин — Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания
(ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903
Слайд 51Акт II. Художник Д. Шмаринов. 1932