Слайд 1Национальные традиции в обучении декоративно-прикладному искусству
на уроках обслуживающего труда
Автор: Пискунова З.В.,
учитель обслуживающего труда
школы №2, пгт Сафоново
Мурманской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
© Пискунова З.В., Сафоново, Мурманская область, 2007 г.
Слайд 2АННОТАЦИЯ
Декоративно-прикладное творчество – одно из направлений народной культуры,
изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством. Занятие декоративно-прикладным творчеством приобщает детей к национальной культуре, воспитывает эстетический вкус, художественное восприятие произведений.
Слайд 3ВОПРОСЫ ПРОЕКТА
Основополагающий:
Почему надо сохранять традиции?
Проблемные:
Как связаны цвет и символ в саамском
орнаменте и поморской вышивке.
Каково влияние религии, быта на традиции народа?
Учебные предметы: краеведение, ИЗО, МХК, обслуживающий труд
Участники: учащиеся 5 - 11 классов.
Слайд 4Дидактические цели
Знакомство с культурой и бытом жителей Кольского севера ( поморы,
саамы);
Формирование навыков вышивки бисером, украшающими швами, вязания спицами и крючком с использованием традиционных поморских орнаментов;
Практическая реализация знаний и умений в изделиях;
Воспитание патриотических чувств у обучающихся к своей малой Родине, Кольскому северу.
Слайд 5Методические задачи
Способствовать обеспечению оптимальных условий для развития творческого потенциала каждого
ребенка и оказанию помощи в развитии его способностей в духе народных традиций.
Познакомить учащихся с символами и знаками саамского и поморского орнаментов;
Научить выполнять национальный саамский и поморский орнамент на изделиях (девичья перевязь, игольница, кошелек варежки, носки и т.д.);
Слайд 6Возможные темы проектов
и исследования учащихся
Веселый клубок. Носки с орнаментом.
Бисерные россыпи.
Рукавички
для сестрички.
Поморская вышивка.
Поморское полотенце.
Традиционный поморский орнамент в варежках.
Саамская вышивка бисером.
Результаты представления исследования:
учебные проекты для защиты,
участие в городских выставках
по декоративно-прикладному творчеству,
экзаменационные работы,
презентации и буклеты.
Слайд 7ПОМОРСКАЯ ВЫШИВКА
В ПОЛОТЕНЦАХ
В
русской культуре, традиционных обрядах полотенца имели особую роль: в полотенце входил в жизнь новорожденный, полотенцем соединяли венчавшихся молодоженов, на полотенцах опускали в могилу.
Слайд 8Обереговая вышивка в одежде
По мнению древних, следовало так
или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии.
Слайд 9Цвет и символы в вышивке.
Тончайшим кружевом ложился красный
узор на белый холст полотенца, нарядной рубахи или подзорника. Склонность к изображению сказочных птиц-пав не утратилась, так как они издавна являлись символами семейного счастья.
Слайд 10 Женская фигура с поднятыми кверху
или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.
Слайд 11 Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и
веселье, благополучие.
Слайд 12Национальный саамский костюм
Яркое зрелище представляет собой одежда саамов
в дни Рождества, Колядок, живописные национальные наряды: сине – голубые длинные рубахи с красным орнаментом. Алые ленты различной ширины нашиты на плечи, грудь. Алыми полосами украшены полы одежды, обшлага, шапки.
Слайд 13
ШАМШУРА - ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СААМОВ
Головы
саамов, по его словам, украшали унизанные бисером назатыльники из красного сукна, Девушки носили шелковые повязки, на шее - бусы из красного бисера или недорогого местного жемчуга
Слайд 14 В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок
с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
Слайд 15Экспонаты музея- хорошая основа для выполнения оригинальных творческих проектов учащихся
(койбицы, девичья
перевязь, игольницы)
Слайд 16Использованная литература
1. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.- Мурманск:
МГПИ, 1993.
2. Журнал «Школа и производство» № 4, 2003, №2, 2004.
3. Материалы методической темы.
4. Материалы творческих проектов учащихся.
5. Фото экспонатов Мурманского краеведческого музея, фотографии творческих и экзаменационных работ учащихся.
6. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.