Слайд-лекция По дисциплине История и теория дизайна На тему Арабская культура Для студентов специальности 050421 Дизайн Разработал: ст.преподаватель Фомина Т.Н. презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Религиозно – мифологические представления. Архитектура. Культура быта. Мебель. Декоративно – прикладное искусство арабов. Одежда. Арабский

Слайд 1Инновационный Евразийский университет кафедра «Архитектура и Дизайн»
Слайд-лекция

По дисциплине
«История и теория дизайна»
На

тему «Арабская культура»
Для студентов специальности 050421 «Дизайн»




Разработал: ст.преподаватель Фомина Т.Н.


Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ

Религиозно – мифологические представления.
Архитектура.
Культура быта. Мебель.
Декоративно – прикладное искусство арабов.
Одежда.
Арабский стиль в интерьере.
Вывод. Достижения материальной культуры Арабов.


Слайд 31.РЕЛИГИОЗНО – МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В VII в. в районе городов Мекка и

Медина возникло мусульманское вероучение, которое стало знаменем объединения Аравии, а затем завоевательных войн. В короткий срок арабы заняли Сирию, Ирак и Египет, распространили здесь свою веру и свой язык; с тех пор население этих стран стало арабским. В VIII в. арабской стала вся Северная Африка. Иран и Средняя Азия тоже были обращены в ислам, но не стали арабскими странами. Грузия, Армения и Испания также были подчинены арабам, но населению этих стран, исповедовавшему христианство, удалось отстоять свою веру. Огромная держава простиралась от Пиренейского полуострова до Индии.
Изначальная родина арабов - Аравийский полуостров. По рельефу это обширное плоскогорье, расположенное в зоне жаркого пустынного климата. Одна пустыня сменяет другую. Красный, почти малинового цвета песок образует огромные, порой достигающие стометровой высоты дюны. Песчаные холмы и дюны напоминают то огромные амфитеатры, то многочисленные мечети с тысячами куполов. Здесь в океане песочных волн встречаются зыбучие пески ослепительной белизны, которые сменяются песками сероватого и желтоватого цвета.

Слайд 4Перевеиваемые ветром пески издают звуки, напоминающие звучание арфы. Эти таинственные звуки,

по старинным арабским преданиям, исходят из «душ неверных», поглощенных песками в наказание за их неверие в учение пророка Мухаммеда. На этой территории обитают кочевники-скотоводы, которые в средние века составляли значительную часть населения Аравии. Оседлое население сосредоточено в узкой приморской полосе и в оазисах.
IX в. - эпоха расцвета мусульманской культуры. Повсюду распространяется арабский язык, создаются обширные библиотеки, разрабатываются научно-философские вопросы. К этому периоду относится арабская обработка сказок Шехерезады «Тысяча и одна ночь».
Бог представляется в религии ислама всемогущим, всевластным, от его воли зависит решительна всё. Над человеком висит непреодолимый рок (мектуб), и это принуждает к смирению, исповеданию фатализма.

Слайд 5
Само по себе божество не поддается разгадке, считали мусульмане, но мир

может быть предметом изучения. Мир- это как бы некий «склад вещей», созданный на потребу человеку. Они воспринимали его как пещеру, наполненную настроением сказки: дьявол и злые духи угрожают человеку, ангелы и феи защищают его. Существуем мир силою постоянного чуда, осуществляемого богом. В сущности, мир - чистая видимость, истинная жизнь открывается только в загробном мире; там ожидают праведников отрады и утехи, цветущий сад с водообильными реками, прекрасными женщинами, доставляющими плотские наслаждения. В своей земной жизни человеку дозволено пользоваться умеренными радостями.
Главной добродетелью человека должна быть безвольная покорность («ислам» в пер. с арабск. «покорность»), непоколебимая вера. Человек не смеет что-либо спрашивать у бога в молитве. Молитва у мусульман - это перекличка аллахова воинства. Знаменитый черный камень кубической формы в Мекке воспринимается всеми мусульманами как высший, божественный символ. Зеленый цвет — священный для арабов, это цвет плаща Мухаммеда и правоверных

Слайд 6Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а

также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. К началу VIII в.н.э. арабы подчинили себе Иран, Ирак, Сирию, Палестину, Египет, часть территории Северной Африки, Закавказья, Испании. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой. На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII – IX вв. После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках.

Слайд 7С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи

огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы.



Слайд 8
Утварь арабов обычно отличалась большой роскошью. В домах было много ковров,

циновок из тростника, больших канделябров, диванов и подушек, крытых богатыми материями, шелковых занавесей и т. п. Все это способствовало развитию ряда важных отраслей ремесла. Арабы не имели кроватей и спали на коврах или больших подушках, которые на день убирались в шкаф.

Дворцы халифов подобны миражам, возникающим среди пустыни, с обязательными тенистыми водоемами, прохладой и прочей сказочной роскошью и комфортом.


Слайд 9
В формировании мусульманского искусства нашли отражение традиции различных художественных школ и

течений. Наследие Передней Азии сказалось в архитектурных формах, кирпичной кладке, поливных изразцах. Из Египта были заимствованы колонные залы. Из Византии - искусство мраморной облицовки и мозаики. Сасанидский Иран оказал большое влияние, передав мастерам искусство возводить огромные купола и стрельчатые арки. Арка, которой пользуется мавританская архитектура, имеет обычно подко­вообразную форму. Она отличается от полуциркульной арки тем, что, будучи несколько больше полукруга, оставляет впечатление как бы срезанного круга. Ее незаконченность и подвижность, нарушающие логику конструкции, казались мусульманским зодчим особенно привлекательными.
Через все зодчество ислама проходит стремление к созданию бесконечных вариаций одного мотива. Композиция допускает истолкование каждого мотива в различных смыслах. Художественное произведение - это загадка со многими решениями. Оно занимает зрителя, как головоломная математическая задача, и иссушает его ум, не радуя отгадками.

2.АРХИТЕКТУРА


Слайд 10Излюбленные цвета мусульманских мастеров: яркий кобальт, изумрудно-зеленый и дополнительные к ним

цвета - красный и желтый. Краски «режут» глаз, вызывают раздражение. Вся украшенная плоскость сохраняется в состоянии ровного возбуждения. Это чисто мусульманское представление о постоянно изменчивой жизни, об ее мерцающем многообразии. Логика форм окончательно уничтожается расцветкой и пестротой: мерцание пятен без начала и без конца.
Храмы. У мусульман существовало два типа храма: мечеть и медресе. Они глубоко различны, так как характеризуют две разные стороны художественного мировоззрения ислама. Колонная мечеть служит выражением созерцательного, философского отношения к миру. Медресе выражает догматическое отношение, послушание, идею силы в исламе.
Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало "дворовому", или "колонному", типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).
В мечети верующие собирались по несколько раз в день для несложной молитвы.
Требовалось, чтобы молитвенная ниша точно обозначала направление к

Слайд 11священной Мекке. Ради этого сооружалась стена, к которой могли прислониться молящиеся.

Из-за палящего солнца перекрывали галереи вокруг дворов. Так складывается тип колонной мечети, который вытесняет купольные мечети (христианские базилики, которыми завладели мусульмане).
Королевская мечеть (Испания) в плане представляла собой прямоугольник: в ней множество дверей, главный вход не выделен. Пространство двора разделено на две неравные части. Меньшая часть образует открытый двор с бассейнами и редко посаженными деревьями. Здесь происходило священное омовение. Вторая половина представляет собой огромное полутемное пространство, сплошь заставленное многочисленными рядами колонн, обозначающими направление, в котором должна была совершаться молитва. Восемьсот колонн выстроились длинными рядами в направлении, куда правоверные должны склоняться, обращая молитвенный взор к михрабу. Этот порядок, усугубленный сплошной двухрядной аркадой и перекрестной композицией, сбивает с толку находящегося в мечети человека, порождая страшное чувство бесконечности и необозримости.
Второй тип храма — медресе. Культовое назначение здания сочетается с помещениями учебного характера. Композиция медресе сходна с композицией дворцов. В плане - открытый прямоугольный двор, обнесенный стеной, с открытым бассейном посередине. Двор окружен помещениями для учащихся. В середине каждой стены высятся купольные или сводчатые помещения, так называемые айваны. Они обращены к четырем сторонам света и символизируют четыре толкования корана. По углам медресе обычно вздымаются стройные башни-минареты, с которых голосистые муэдзины по несколько раз в день призывают правоверных к молитве. Фасады открываются огромными стрельчатыми арками порталов.

Слайд 12Дворцы халифов подобны миражам, возникающим среди пустыни, с обязательными тенистыми водоемами,

прохладой и прочей сказочной роскошью и комфортом. Пример тому – знаменитая, Альгамбра в Гранаде.
Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало "дворовому", или "колонному", типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).
Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

Слайд 13Жилище. Кочевники-бедуины жили в переносных шатрах, натянутых на деревянные колья черных

шерстяных полотнищ со свисающими стенками. Колья врыты в землю и закреплены веревками, привязанными к небольшим колышкам в нескольких шагах от шатра. В холодное время шатер со всех сторон зашпилен деревянными булавками, в жаркое - боковые стенки подняты для циркуляции воздуха. Шатер делится куском ткани или узорным палам на мужскую и женскую половины. Обстановку мужской половины составляют шкуры и паласы для сидения, махровые седла, женской — очаг и посуда, мешки и бурдюки с припасами, постельные принадлежности, вьючные сундучки с одеждой, ткацкий станок и другая утварь. Традиционное жилище оседлой части населения строилось из глины, необожженного кирпича или пальмовых циновок. Дома чаще всего были однокомнатными, причем единственная комната служила не только кухней и спальней, но и ночным пристанищем для скота. Дополнительным жилым, и хозяйственным помещением служила плоская, окруженная невысоким парапетом крыша: в теплое время здесь спали, работали, сушили фрукты и зерно. В таком доме не было мебели: хозяева работали, ели и спали на полу на пальмовых циновках.

Слайд 14С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта и Сирии

было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).







Валетта, Мальта. Интерьер медресе, Андалузия, михраб
Самарканд (молельная ниша)

Слайд 15Мечети строились следующим образом: В плане они имели прямоугольные очертания. Перед

входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных); мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба — ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий. Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой.

Слайд 16
Мечеть Jame'Asr Hassanil Bolkiah

Бруней Андалузия
Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость.

Слайд 17Жилище. Кочевники-бедуины жили в переносных шатрах, натянутых на деревянные колья черных

шерстяных полотнищ со свисающими стенками. Колья врыты в землю и закреплены веревками, привязанными к небольшим колышкам в нескольких шагах от шатра. В холодное время шатер со всех сторон зашпилен деревянными булавками, в жаркое - боковые стенки подняты для циркуляции воздуха. Шатер делится куском ткани или узорным палам на мужскую и женскую половины. Обстановку мужской половины составляют шкуры и паласы для сидения, махровые седла, женской — очаг и посуда, мешки и бурдюки с припасами, постельные принадлежности, вьючные сундучки с одеждой, ткацкий станок и другая утварь.(3) Традиционное жилище оседлой части населения строилось из глины, необожженного кирпича или пальмовых циновок. Дома чаще всего были однокомнатными, причем единственная комната служила не только кухней и спальней, но и ночным пристанищем для скота. Дополнительным жилым, и хозяйственным помещением служила плоская, окруженная невысоким парапетом крыша: в теплое время здесь спали, работали, сушили фрукты и зерно. В таком доме не было мебели: хозяева работали, ели и спали на полу на пальмовых циновках.
В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине.

Слайд 18Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон

по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.


Слайд 19Так как большая часть арабских стран расположена в жарком климатическом поясе,

основной задачей при постройке жилищ у людей было спастись от невысимой летней жары.
Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук, используемый для хранения одежды, и множество подушек. Стульев, конечно же, не было – сидели прямо на полу, в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение. Стол вносили только во время еды, уже накрытым, причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.

Небольшой стол, 17 век, золото, эмаль, драгоценные камни

3. Культура быта. Мебель.


Слайд 20Общее стремление жителей Азии к роскоши повлияло в то время и

на арабов. Побеждая, они стали пользоваться ремеслами побежденных. Заведя новые торговые отношения, из Китая и Индии арабы получали редкие материи и ткани, из России – меха, из Африки – шкуры, павлиньи перья, слоновую кость, из Испании – золото и драгоценные камни. Местное мануфактурное производство шелковыми, льняными, бумажными пряжами и тканями совершало чудеса. Арабы первые ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее, моющееся платье из полотна.
После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых

Слайд 21иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией

из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы

Слайд 22Утварь арабов обычно отличалась большой роскошью. В домах было много ковров,

циновок из тростника, больших канделябров, диванов и подушек, крытых богатыми материями, шелковых занавесей и т. п. Все это способствовало развитию ряда важных отраслей ремесла. Арабы не имели кроватей и спали на коврах или больших подушках, которые на день убирались в шкаф.
В жизни мусульман мебель играла незначительную роль. Они не нуждались в мебели для сидения: по восточному обычаю мусульмане сидели на коврах или подушечках, а для сна использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов они пользова­лись стенными нишами с дверцами, которые имели решетку из точеных деревянных палочек. Столы были низкими, маленькими, богато украшенными резьбой, круглой четырех-, шести и восьмиугольной формы. Столешницы выполнялись из древесины с интарсией или из чеканной меди. Кроме того в обстановку жилищ входили сундуки, ширмы и этажерки.

Слайд 23Инкрустация мебельных форм. Пропильная резьба.


Слайд 24Пристенный туалетный столик, инкрустированный резьбой.


Слайд 25
Современный интерьер в арабском стиле.


Слайд 26Пристенный туалетный столик с зеркалом, инкрустированный благородным металлом.


Слайд 554.ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской культуры

живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность создания какой бы то ни было животной формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись лишенным огромной отрасли художества – скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор. Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.

Слайд 56
Орнамент


Слайд 57
Современный логотип, разработанный Hobok


Слайд 58
Обложка книги, пример исламского искусства


Слайд 59Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню,

дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества

Пример исламского декоративного искусства


Слайд 60Гравировка на серебре


Слайд 61
Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в

виду наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на Майорке (отсюда название майолики).

Гравировка по меди, серебру, латуни, древнеиранским методом


Слайд 62Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь уже

была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии.

Слайд 63Лампа для масла, предположительно созданная в Сирии или Египте


Слайд 64Арабская латунная астролябия, Севилья, южная Испания.


Слайд 65Латунный подсвечник, инкрустированный серебром.


Слайд 66Настенный светильник, декорированный нитями из бус.


Слайд 67Светильники, инкрустированные пропильной резьбой цветочного орнамента и декорированные нитями из бус.


Слайд 71Фонтаны, декорированные мозаикой.
Пристенный

Центральный Угловой

Слайд 72Арабский орнамент.
В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический – "гирих"

и растительный – "ислими". Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы вместе. "Гирих" – в переводе с арабского означает "узел". Строится гирих на "сетках", образующих "узлы". Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на "сетке". Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника.

Пример схемы построения орнамента


Слайд 73Гирих


Слайд 74В так называемом "цветочном стиле" философы средневекового Востока видели возможность, пусть

даже в сказочной, "неземной" форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье. На рубеже между растительными и геометрическими орнаментами стоят некоторые фигуры: медальоны. Розетки, фигурные арочки, мадохили, каймы. Кроме них, арабский орнамент использовал и другие мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (луна, солнце, звезды), животный эпос древности, сцены охоты, священное древо жизни.
В архитектуре арабов были распространены так называемые сталактиты – сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты выполнялись из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Деревянные ножки, спинки, локотники немногочисленных форм мебели обрабатывались с применением различных геометрических типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка.

Слайд 75Орнамент


Слайд 76Использование арабески в архитектуре


Слайд 77
Культовая форма геометрического арабского орнамента.


Слайд 79Культовая форма в конструкции фонтанов.


Слайд 81Использование орнамента на предметах быта.


Слайд 82Композиция геометрического орнамента


Слайд 85Инкрустация крышки стола и табурета растительным орнаментом и Арабески.


Слайд 86Каллиграфия
В Иране, как и в других мусульманских странах, высоко ценилась каллиграфия

— искусство художественного письма. Написанное слово получает значение талисмана, а процесс письма превращается в магическое действо. Известно, что ранние Кораны были написаны почерком, получившим название куфи. В дальнейшем складывается традиционная арабская шестерка почерков (ситта). На основе шести арабских классических почерков с их прямолинейными и криволинейными начертаниями букв в Иране были разработаны свои почерковые стили, которые в течение нескольких столетий совершенствовались и отшлифовывались.

Калиграфическая карточка


Слайд 87Камень. В области резьбы по камню мусульманское искусство отличает склонность к

сложному линейному декору. Резьба по камню с использованием белой, желтой, синей и красной красок - основной вид архитектурного декора. Каменные фасады мечетей и порталы медресе покрыты замечательным резным, растительным завитком и обрамлены каймой эпиграфического узора. Ажурная резьба по камню образует орнаментальные решетки, но для ажурного декора окон применялся главным образом стекло.
К прославленным памятникам декоративной скульптуры относятся сталактитовые капители Гранады и Фонтан Львов внутреннего двора в Альгамбре: двенадцать львов, поддерживающих чашу фонтана. Камень использовался также для изготовления больших декоративных куполов яйцевидной формы с ребристым или украшенным арабесками туловом.
Резьба по слоновой кости. Резьба по слоновой кости представлена ларцами с орнаментом из арабесок и листьев. Шкатулки, покрытые тонкой резьбой, в лучших своих образцах демонстрируют роскошь и высокий художественный вкус.

Камень


Слайд 88 Андалузия. Работа по Ганчу.


Слайд 89Керамика. Отличительными чертами керамики мусуль­манских стран являются плоскостной, лишенный объемности рисунок

и безграничная фантазия линейных узоров. Производилась неполивная и поливная гончарная посуда. Местные мастера имитируют китайские изделия, но при этом употребляют фиолетовую раскраску на марганцевой основе. Наиболее распространенный мотив — птица с гребнем в виде пальметты и высокодекоративные черно-коричневые надписи по белому фону. Встречаются и сосуды, целиком покрытые надписями.
Изготовлялась также керамика, украшенная люстровыми росписями с металлическим отблеском. Тонкий глиняный черепок покрывался плотным слоем оловянной глазури; после первоначального обжига художник-керамист расписывал изделие красками, составленными из окислов металлов, преимущественно меди.
Изготовлялись также сосуды с изображением животных, парусных судов, зданий и всевозможные изразцы: Прямоугольные и звездообразные; украшенные китайским фениксом, птицами и цветами; декорированные надписями и растительными завитками. Известны облицовочные изразцы «асулехо» с эмалевой росписью из Испании.*4
Стекло. Мусульманская культура оставила довольно много образцов художественного стеклоделия. В Египте и Сирии производились изделия из выдувного стекла с декором в виде сетки, равномерно покрывающей форму, бокалы

Слайд 90с налепными украшениями, флаконы для духов, кубки с цветным люстровым декором

или с резьбой, имитировавшей обработку горного хрусталя. Выполнялись также изделия из стекла с эмалевыми рос­писями белого, красного, желтого, синего, золотого цветов, бутыли и чаши на высоких ножках. Очень интересны кубки своеобразной формы: сильно расширяющаяся кверху ггорловина и очень узкое основание. Некоторые из них украшены эмалевой росписью и позолотой, другие, на высокой ножке, окаймлены по краю рельефной надписью и украшены рельефной птицей на тулове. Среди образцов испанского производства особенно выделяется ткань, орнамент которой состоит из павлинов, хвосты которых, вздымаясь над их спинами и почти смыкаясь, образуют подобие аркады. Еще один пример выдающегося декоративного эффекта - шелковая парча красного, синего; зеленого и золотого цветов, узор которой состоит из переплетений, звезд и медальонов; вытканная на них надпись бесконечно повторяющимися красными буквами по золотому фону выражает пожелание счастья христианскому монарху. В мавританских тканях широко использовался красный цвет и мотив растительных переплетений, зачастую единственный орнамент - надписи, например, «Слава султану, нашему повелителю» или «Аллах даровал султа­ну могущество и неизменное благополучие».


Слайд 91Ковры являются одним из важнейших видов искусства мусульманского мира. Они заключали

в себе сложную символику, выражаемую в рисунке и в красках. Характерные мотивы - пальметта, древо жизни и птицы, симметрично расположенные по обе стороны от него, и два мотива ки­тайского происхождения - иероглиф «шоу» и облако «чжи», которое в Иране обозначало бессмертие. Кипарис являлся схематическим изображением древа жизни. В коврах часто использовался священный зеленый цвет. В целом заметно преобладание цветочных и анималистических мотивов. Любимые темы ковров - сказочный сад и сцены охоты. Одной из разновидностей ковров были молитвенные коврики, которые позволяли правоверному простереться ниц, где бы ни застал его час молитвы, и расположить относительно Мекки узор своего ковра. Эти изделия, нет большие по размеру, не превышали 1,3 х 2,2 м и имели в центре особый узор в виде арки, а также часто изображение лампады и иногда кувши­на с водой, напоминающего о ритуальных омовениях. Бор­дюр молитвенного ковра часто состоял из семи полос (символическое число).

Слайд 92Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани - сирийские, египетские,

мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры.
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.
Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали

Слайд 935.ОДЕЖДА
Одежда кочевников-бедуинов состояла из едва достигающих лодыжек штанов, полностью закрывающей их

длинной и широкой рубахи, а у более состоятельных — также кафтана. Рубаха или кафтан стянуты поясом, к которому прикреплен кривой нож или кинжал. Теплой одеждой служил распашной шерстяной плащ — аба, часто с укороченными рукавами или совсем без рукавов. Традиционный головкой убор — куфния, или сумада, - представляет собой квадратный (130 х 130 см) кусок ткани, сложенный по диагонали и надетый на голову так, чтобы один конец спускался на затылок, а два других свисали на плечи или прикрывали от ветра и холода нижнюю часть лица. Платок придерживался толстым черным или коричневым шерстяным шнуром — уколем, дважды или трижды закрученным вокруг головы. Бедуинский головной платок (белый или клетчатый) шелк является как бы символом арабизма. Традиционная обувь — кожаные сандалии с петлей, зажимаемой между пальцами ног. У женщин штаны длиннее, головной платок больше, завязан под подбородком и придерживается налобной повязкой; рубаха, кафтан и плащ украшены вышивками. В Дороге бедуинки закрывали лицо подобием маски с прорезями для глаз (бурка), защищаясь от ветра и холода.

Слайд 94В период завоеваний арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных

народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку изо льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с рукавами, пояс из пестрой шали и верхний рас - халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Костюм дополняла шапка в форме усеченного конуса из черных смушек или чалма. На ноги надевали Одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренным носком.(5).
В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное Покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные Ювелирные украшения.

Слайд 95Женский костюм был очень красочен и живописен: белые или цветные очень

широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей или спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху - распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль. Верхней одеждой служит халат, очень красивы были женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетались в косы и перевивались шелком.
Средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации. Из византийских, египетских, персидских и римских элементов она создала новое искусство. Произведения архитектуры и декоративного искусства в лучших своих образцах демонстрируют роскошь и высокий художественный вкус. Чудо, достойное удивления, - сказочные дворцовые ансамбли в Гранаде и Севилье, где все покрыто тончайшим орнаментом.

Слайд 96Названия городов Дамаск, Багдад вместе с шелком и парчой вошли во

все современные европейские языки. Тисненая кордовская кожа, дамасская сталь и украшенная инкрустацией мебель, называемая в Венеции чертизианской, стала предметом подражания. Арабо-мавританский стиль обогатил западное средневековье многочисленными дотоле неизвестными фантастическими, декоративными элементами. Этот стиль оказывал влияние еще на протяжении многих столетий. В XIX в., в период эклектики, в модном неомавританийском стиле оформлялись курительные и кофейные комнат в особняках европейских буржуа. Загадочность Востока и сейчас неисчерпаемый источник для творчества.

Слайд 102 6. Арабский стиль в интерьере
Арабский интерьер – это нечто гораздо

большее, чем просто обстановка или набор пестрых экзотических предметов. Это мировоззрение.
Оно начало зарождаться в VII в., когда появился ислам. Став одной из самых влиятельных мировых религий и объединив разрозненные арабские племена в сильную нацию, ислам оказал огромное влияние на жизнь и культуру побежденных народов (римляне, византийцы, египтяне), в свою очередь, перенимая отдельные их черты. Экзотика и загадочность Востока, получившая наименование «стиль сарацинов», поразила умы европейцев и оказала большое влияние на искусство Европы. Для него характерны яркие, насыщенные цвета, активное использование растительных и геометрических мотивов, всевозможных арабесок. Украшенные таким образом стены выглядели как великолепные персидские ковры, которые также составляли убранство дома. Они могли быть и обтянуты тканью (шелк, бархат, парча) или обиты деревом. Дверные проемы же часто оформлялись в виде высоких арок в обрамлении плетеных рам.

Слайд 103Арабский стиль как таковой формировался исключительно под воздействием исламской религии. Канон

запрещал изображать Бога, людей и животных, а потому художественные искания восточных художников воплотились в сложной изысканной орнаментике, которая и по сей день считается чуть ли не «визитной карточкой» арабского стиля.

Слайд 114Для создания в своем интерьере арабского стиля, используйте аксессуары:
кувшины с

высоким и узким горлышком, покрытые чеканкой;
светильники – украшенные длинными нитями из разноцветного бисера и чеканными пластинками;
при желании потолок и стены можно украсить мозаикой, коврами,
росписью

Слайд 115Светильники


Слайд 116Потолок, украшенный Арабески.


Слайд 1177. ВЫВОД: ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Первым знаменем войска Мухаммеда была чалма,

которую сам пророк распустил и прикрепил к шесту.
2.Страх на неприятеля арабы наводили, пуская в их ряды огненных всадников на огненных конях. Для этого на всадника надевали войлочный кафтан, предварительно делая его огнеупорным при помощи винного уксуса, рыбного клея и сандараковой смолы. Поверх этого огнеупорного кафтана надевался плащ, увешанный пучками паклив и насквозь пропитанный репейным маслом. На голову всадника надевался - железный шлем, который покрывали куском войлоки, пропитанного асфальтом и горевшего ярко-красным пламенем. Подобным же образом была снаряжена и лошадь. 3.Арабы узнали порох в XII в. они изобрели легкое огнестрельное оружие — заряжавшиеся порохом железные трубки.
4.Арабы выделывали превосходную дамасскую сталь, характерные признаки которой: переливчатый блеск, волнистый узор, возникает во время охлаждения металла в тигле.
5.Благодаря им Европа познакомилась с сахаром, хлопком и парусиной.
6.В VIII в, арабы раскрыли секрет бумаги, и в 793 г. в Багдаде построили первую бумажную фабрику.

Слайд 118КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Дать краткую характеристику религиозно-мифологического представления Арабов.
Раскрыть основные культовые сооружения Арабов.

Дать характеристику арабской архитектуры.
4. Дать краткую характеристику быта Арабов.
5. Дать краткую характеристику видов декорирования мебели.
6.Дать краткую характеристику основным орнаментальным композициям Арабов.
7. Дать краткие рекомендации по организации интерьерного пространства в Арабском стиле.
8. Раскрыть выдающиеся достижения материальной культуры Арабов.

Слайд 119РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М: Наука, 1982.
2.

Каминская Н.М. История костюма. М.:Лёгкая индустрия, 1977.
3. Всеобщая история искусств. В 6тт. //Под ред.А.В.Алпатова. М: Искусство. 1956-1966.
4. Страны и народы. Научно –популярное географическое издание в 20 тт. М.: Мысль, 1980-1983.
5. Анри де Моран. История декоративно – прикладного искусства.(пер.с франц.). М.,1982.
6. Каминская Н.М. История костюма. М.: Лёгкая индустрия, 1977.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика