Слайд 1О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключенческая литература
Приключения… Книги о приключениях стали самыми
любимыми
для читающих детей. Почему именно такие?
Слайд 2О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Задачи урока:
Определить, какие произведения можно отнести к
приключенческим,
каковы герои приключенческих книг?
Выделить черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности.
Чему нас учит приключенческая литература?
Слайд 3О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключения…
Что таит для вас это слово?
Слайд 4О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Слайд 5О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Почему мы так любим книги о приключениях?
Слайд 6О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Александр Дюма(Dumas)
французский писатель.
Александр Дюма (Дюма -отец) (1802
— 1870).
Многочисленные авантюрно-приключенческие (на историческом материале) романы с захватывающей интригой:
трилогия “Три мушкетера” (1844), “Двадцать лет спустя” (1845), “Виконт де Бражелон” (т. 1-3, 1848 —1850);
Слайд 7О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Герои романа «Три мушкетёра»
Мушкетёры совершают свои подвиги
во имя Франции,
они патриоты (патриот – тот, кто любит свою родину, предан своему народу),
для их долг превыше личных интересов.
Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.
Слайд 8О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Дружба в романе
Верность,
Доверие и порядочность,
Умение прийти на
помощь,
Преданность друг другу «один за все и все за одного»
А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.
Слайд 9О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Жюль Верн (Verne) 1828 - 1905
французский писатель,
один из создателей жанра научной фантастики.
Автор многочисленных (около 70) произведений,
“С Земли на Луну” (1865),”Дети капитана Гранта” (1867 — 1868), “20 000 лье под водой” (1869 — 1870), “Таинственный остров” (1875).
Некоторые научно-технические фантазии Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность.
Во многих произведениях (роман “Властелин мира”, 1904, и другие) выступал против использования науки в преступных целях.
Слайд 10О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Дети капитана Гранта»
Как он это делает?
Самым увлекательным его произведением был роман «Дети капитана Гранта», где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.
Уже с первых страниц романа «Дети капитана Гранта» Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению.
Слайд 11О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Какими предстают перед нами главные герои романа
«Дети капитана Гранта»?
Смелыми
Отважными
Целеустремлёнными
Спешащими на помощь друг другу
Честными
Любознательными
Слайд 12О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Эдгар Аллан По (Poe) 1809 — 1849
Э. По. Портрет работы Х. Стайнера-Прага в книге "Собрание поэм"
американский писатель-романтик,
классик строгой сюжетной новеллы, преимущественно трагической, “страшной”, “двойнической”, фантастико-приключенческой (в том числе научно-фантастической);
родоначальник детективной литературы
новелла “Убийство на улице Морг”, 1841; повесть “Золотой жук”, 1843.
Слайд 13О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Золотой жук»
Э.По в своей повести «Золотой жук»
повествует о детективном поиске клада;
именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.
Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания
и в этот процесс он вовлекает и читателя.
Слайд 14О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Золотой жук» - самый настоящий приключенческий рассказ
Все
черты жанра налицо:
динамика развития событий,
тайна,
шифр,
поиски клада,
клад
Слайд 15О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Из какого произведения эти строки?
«Я поднялся,
и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем «Испаньолой». Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...».
Слайд 16О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Роберт Льюис
Стивенсон
Роберт Льюис Стивенсон родился
в 1850 году Эдинбурге.
Он был единственным ребенком в семье.
Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал болезнью бронхов и часто был прикован к постели.
Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах.
Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.
Слайд 17О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Остров
Сокровищ»
Остров Сокровищ
Это произошло летом 1881
года. Развлекая пасынка, приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками.
Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты.
И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!
Слайд 18О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Это должна быть книга для мальчиков», -
объявил писатель своим домашним.
«Это должна быть книга для мальчиков», - объявил писатель своим домашним.
После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса (в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил).
Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.
Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.
Слайд 19О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Джим Хокинс
жил в деревушке где-то в самой
глуши,
был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках.
Был даже немного трусоват поначалу.
Самый простой, обыкновенный мальчик.
И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга.
Слайд 20О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
И вот на наших глазах Джим меняется…
Каким
он становится?
Слайд 21О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Он становится ловким, смелым и находчивым,
и
даже - пусть на час - капитаном «Испаньолы».
Слайд 22О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Анатолий Наумович Рыбаков
(1911 – 1998)
Русский писатель.
Опубликованная
в 1948 году повесть «Кортик» была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны.
Это была первая книга
А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель—инженер-автомобилист).
Слайд 23О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Кортик»
Книга построена по всем правилам приключенческого жанра:
В
центре сюжета — загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой.
Слайд 24О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Загадка эта воплощается в старинном кортике,
оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого
Затем комиссар подарил кортик Мише.
Внутри рукоятки кортика — шифр,
ключ – в ножнах,
а ножны у белого офицера, предполагаемого виновника гибели линкора, главаря банды Никитского.
И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются:
слежка,
смутные догадки —
одно таинственное событие влечет за собой другое.
Слайд 25О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Какие они – главные герои повести?
решительный
Миша Поляков,
деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
горячий и болтливый Генка;
то, что три друга узнали о существовании тайны кортика — случайность;
будь они более равнодушными и менее наблюдательными — ничего бы не произошло,
герои А. Рыбакова мужественны.
Слайд 26О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
А мужественность –
это не только храбрость,
это и чувство ответственности за происходящее,
умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.
Слайд 27О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Основные черты произведений приключенческой литературы:
в основе –
приключение,
произведение остросюжетное,
огромную роль играет случай;
характерны описания экстремальных ситуаций;
разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации.
Часто действие происходит в море или на острове.
Герои – обычно смелые, мужественные, добрые, благородные люди,
они отличаются верностью и преданностью,
готовы прийти на помощь попавшему в беду.
Слайд 28О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключенческая литература
учит нас
дружить и любить,
быть
стойкими и храбрыми,
не бояться трудностей;
прививает любовь к путешествиям,
воспитывает тягу к знаниям, к наукам, в первую очередь, к истории и географии.
Слайд 29О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Спасибо за внимание!