Слайд 1О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключенческая литература
Приключения… Книги о приключениях стали самыми
                                                            
                                    любимыми
 для читающих детей. Почему именно такие? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Задачи урока:
Определить, какие произведения можно отнести к
                                                            
                                    приключенческим,
каковы герои приключенческих книг?
Выделить черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности.
Чему нас учит приключенческая литература?
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключения… 
Что таит для вас это слово?
                                                            
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Почему мы так любим книги о приключениях?
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Александр Дюма(Dumas)
французский писатель.
Александр Дюма (Дюма -отец) (1802
                                                            
                                    — 1870).
Многочисленные авантюрно-приключенческие (на историческом материале) романы с захватывающей интригой: 
трилогия “Три мушкетера” (1844), “Двадцать лет спустя” (1845), “Виконт де Бражелон” (т. 1-3, 1848 —1850); 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Герои романа «Три мушкетёра»
Мушкетёры совершают свои подвиги
                                                            
                                    во имя Франции, 
они патриоты (патриот – тот, кто любит свою родину, предан своему народу),
для их долг превыше личных интересов.
Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Дружба в романе
Верность,
Доверие и порядочность,
Умение прийти на
                                                            
                                    помощь,
Преданность друг другу «один за все и все за одного»
А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Жюль Верн (Verne) 1828 - 1905
французский писатель,
                                                            
                                    один из создателей жанра научной фантастики. 
Автор многочисленных (около 70) произведений, 
“С Земли на Луну” (1865),”Дети капитана Гранта” (1867 — 1868), “20 000 лье под водой” (1869 — 1870), “Таинственный остров” (1875). 
Некоторые научно-технические фантазии Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность. 
Во многих произведениях (роман “Властелин мира”, 1904, и другие) выступал против использования науки в преступных целях.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Дети капитана Гранта»
Как он это делает?
 
                                                            
                                    Самым увлекательным его произведением был роман «Дети капитана Гранта», где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.
Уже с первых страниц романа «Дети капитана Гранта» Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Какими предстают перед нами главные герои романа
                                                            
                                    «Дети капитана Гранта»?
Смелыми
Отважными
Целеустремлёнными
Спешащими на помощь друг другу
Честными
Любознательными 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Эдгар Аллан По (Poe) 1809 — 1849
                                                            
                                    Э. По. Портрет работы Х. Стайнера-Прага в книге "Собрание поэм"
американский писатель-романтик,
классик строгой сюжетной новеллы, преимущественно трагической, “страшной”, “двойнической”, фантастико-приключенческой (в том числе научно-фантастической);
родоначальник детективной литературы 
новелла “Убийство на улице Морг”, 1841; повесть “Золотой жук”, 1843. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Золотой жук»
Э.По в своей повести «Золотой жук»
                                                            
                                    повествует о детективном поиске клада; 
именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.
 Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания
и в этот процесс он вовлекает и читателя.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Золотой жук» - самый настоящий приключенческий рассказ
Все
                                                            
                                    черты жанра налицо:
динамика развития событий,
тайна,
шифр,
поиски клада,
клад
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
 Из какого произведения эти строки?
	«Я поднялся,
                                                            
                                    и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем «Испаньолой». Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Роберт Льюис 
Стивенсон 
Роберт Льюис Стивенсон родился
                                                            
                                    в 1850 году Эдинбурге. 
Он был единственным ребенком в семье. 
Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал болезнью бронхов и часто был прикован к постели. 
Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. 
Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Остров 
	Сокровищ»
Остров Сокровищ 
Это произошло летом 1881
                                                            
                                    года. Развлекая пасынка, приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. 
Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты.
И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Это должна быть книга для мальчиков», -
                                                            
                                    объявил писатель своим домашним. 
«Это должна быть книга для мальчиков», - объявил писатель своим домашним. 
После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса (в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил). 
Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.
Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Джим Хокинс
жил в деревушке где-то в самой
                                                            
                                    глуши, 
был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. 
Был даже немного трусоват поначалу. 
Самый простой, обыкновенный мальчик. 
И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
И вот на наших глазах Джим меняется…
Каким
                                                            
                                    он становится?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Он становится ловким, смелым и находчивым, 
и
                                                            
                                    даже - пусть на час - капитаном «Испаньолы». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Анатолий Наумович Рыбаков 
(1911 – 1998)
Русский писатель.
Опубликованная
                                                            
                                    в 1948 году повесть «Кортик» была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны.
 Это была первая книга 
  А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель—инженер-автомобилист). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
«Кортик»
Книга построена по всем правилам приключенческого жанра:
В
                                                            
                                    центре сюжета — загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
 
Загадка эта воплощается в старинном кортике,
                                                            
                                    оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого 
Затем комиссар подарил кортик Мише. 
Внутри рукоятки кортика — шифр, 
ключ – в ножнах, 
а ножны у белого офицера, предполагаемого виновника гибели линкора, главаря банды Никитского.
И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются:
слежка, 
смутные догадки — 
одно таинственное событие влечет за собой другое.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Какие они – главные герои повести? 
решительный
                                                            
                                    Миша Поляков, 
деликатный и все подвергающий сомнению Слава, 
горячий и болтливый Генка;
то, что три друга узнали о существовании тайны кортика — случайность;
будь они более равнодушными и менее наблюдательными — ничего бы не произошло,
 герои А. Рыбакова мужественны.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
А мужественность – 
это не только храбрость,
                                                            
                                    
это и чувство ответственности за происходящее, 
умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Основные черты произведений приключенческой литературы:
в основе –
                                                            
                                    приключение, 
произведение остросюжетное,
огромную роль играет случай;
характерны описания экстремальных ситуаций;
разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации.
Часто действие происходит в море или на острове.
Герои – обычно смелые, мужественные, добрые, благородные люди,
они отличаются верностью и преданностью, 
готовы прийти на помощь попавшему в беду.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Приключенческая литература 
учит нас
дружить и любить,
 быть
                                                            
                                    стойкими и храбрыми, 
не бояться трудностей;
прививает любовь к путешествиям, 
воспитывает тягу к знаниям, к наукам, в первую очередь, к истории и географии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29О.В.Лазуркина, МОУ "Гимназия № 46"
Спасибо за внимание!