Слайд 1 Лучшие книги по культуре и искусству
по рейтингам
издательств и интернет сайтов.
О культуре серьезно
Слайд 2Если я во что и верю, так только в культуру. Культура,
если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства.
Арнолд М.
Указ Президента РФ В.Путина
«О проведении в Российской Федерации Года культуры»:
«В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю:
Провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры.»
Слайд 3
О.Шпенглер.
«Закат Европы».
Книга Шпенглера не просто книга: не та штампованная форма,
в которую ученые последних десятилетий привыкли сносить свои мертвые знания. Она создание если и не великого художника, то все же большого артиста. Образ совершенной книги Ницше иной раз как бы проносится над ее строками. В ней все, как требовал величайший писатель Германии, “лично пережито и выстрадано”, “все ученое впитано глубиной”, “все проблемы переведены в чувства”, “термины заменены словами”, “вся она устремлена к катастрофе”. Федор Степун.
Этот философский труд, первый том которого вышел в 1918-м, а второй — в 1922-м, описывает распад и упадок европейской культуры. Все, однажды родившись, неизбежно проходит стадии взросления, а затем увядания и разрушения. Мир становится менее человечным, более техноцентричным, бессмысленным и бесплодным. Все катится в тартарары.
Слайд 4Джоржо Вазари.
«Жизнеописания».
«Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le Vite de’piu
eccelenti Pittori, Scultori e Architetti) — собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения (с описанием некоторых их произведений), подготовленное художником Джорджо Вазари с группой помощников. Напечатано в 1550 году, в расширенном виде — в 1568 году. На протяжении веков — основной (а подчас и единственный) источник информации о величайших художниках Ренессанса. Отправная точка развития истории искусств, наиболее чтимый образец для первых специалистов по искусствоведению. В силу громадного объёма перепечатывается главным образом в извлечениях.
Слайд 5Эрнст Гомбрих.
«История искусства».
Эта книга приобщила к искусству миллионы людей.
"История
искусства" Эрнста Гомбриха принадлежит к числу самых известных книг об искусстве. Переведенная на многие языки, уже почти полвека она держит первенство в жанре вводного экскурса в историю искусства - от древнейшей наскальной живописи до экспериментов наших дней, а ее тиражи за это время превысили 5000000 экземпляров. Популярность объясняется ясностью изложения материала.
Книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства.
Слайд 6Павел Муратов.
«Образы Италии».
Павел Павлович Муратов (1881-1950) - один из
самых талантливых представителей русской культуры. Он известен как писатель, историк, искусствовед и издатель. "Образы Италии" - соединение всех его талантов в единое целое, которое можно определить как талант видеть и ценить прекрасное в жизни, тонко чувствовать и наслаждаться образами искусства.
Эта книга в буквальном смысле стала настольной не для одного поколения русской интеллигенции. Первые два тома вышли в 1911-1912 гг., третий том был выпущен в Германии уже во время расставания автора с Россией. Книга «Образы Италии» снабжена большим количеством иллюстраций, содержит путевые заметки, биографии великих людей. Автор размышляет о художественном наследии и об истории. Увлеченный Италией Муратов написал настоящий шедевр, интересный в прочтении.
Слайд 7Й. Хейзинга.
«Осень средневековья».
Книга нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги, впервые вышедшая
в свет в 1919 г., выдержала на родине уже более двух десятков изданий, была переведена на многие языки и стала выдающимся культурным явлением ХХ века. В
России выходит третьим, исправленным изданием с подробным научным аппаратом.
"Осень Средневековья" рассматривает социокультурный феномен позднего Средневековья с подробной характеристикой придворного, рыцарского и церковного обихода, жизни всех слоев общества. Источниками послужили
литературные и художественные произведения бургундских авторов XIV-XV вв., религиозные трактаты, фольклор и документы эпохи.
Слайд 8Д.С. Лихачев.
«Русская культура».
«Культура — это огромное целостное явление,
которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
Д.С.Лихачев.
Слайд 9Паола Волкова.
«Мост через бездну».
"Мост через бездну" - первая из пяти
книг, диапазон которых от античности, европейского Средиземноморья до концептуализма XX века.
Шествие через века - сквозное действие книги. Прослеживаются новые связи между такими отдаленными формами, не лежащими на поверхности, как, например, античность и карнавал, древняя культура Крита и корневые традиции испанской культуры, и многое другое. Но "точка зрения" всегда имеет право на существование как предложение к размышлению.
Слайд 10Пол Стратерн. «Медичи.
Крестные отцы Ренессанса».
Семья Медичи подарила Ренессансу много ярких
личностей - покровителей наук и искусств и видных государственных деятелей.
Представители рода Медичи правили непокорной "колыбелью Возрождения" Флоренцией и занимали престол Святого Петра, а Екатерина Медичи стала самой сильной и могущественной королевой за всю историю Франции...
Но как же скромный банкирский род добился политической власти и герцогской короны?
Как строились отношения Медичи с величайшими людьми их эпохи - Галилеем и Микеланджело, Донателло и Пико дела Мирандолой, Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Боттичелли и неистовым реформатором римской католической церкви Савонаролой?
Пол Стратерн в своем блистательном исследовании раскрывает роль Медичи в становлении и развитии не только итальянского, но и европейского Возрождения - роль не всегда однозначную, но неизменно значимую.
Слайд 11М. Шагал.
«Моя жизнь».
Человек, движущийся вперед, с лицом, обращенным назад, -
ключевой образ в искусстве Марка Шагала. Не удивительно, что в расцвете молодости он обратился к мемуарному жанру и создал документально-поэтическое описание прожитой жизни, близкое тому, что можно увидеть в его живописи. Но написанная по-русски и посвященная в основном России, его книга лишь спустя много лет и в результате двух переводов смогла стать доступной русскому читателю.
Слайд 12Лотман Ю.М.
«Александр Сергеевич Пушкин:
Биография писателя».
В книге на основе богатого
исторического материала рассказывается о жизни великого русского поэта А.С.Пушкина, творчество которого составило эпоху в развитии русской литературы. Обстоятельно характеризуется личность поэта, его душевный склад. Широко показана политическая, общественная, культурная жизнь, в которую жил и творил Пушкин, его окружение - родные, друзья, соратники по литературной борьбе.
Слайд 13А. Виноградов.
«Осуждение Паганини».
Паганини... Весь мир застыл перед ним в изумлении,
как перед величайшим чудом. Его жизнь и судьба овеяны легендами, ибо чары его музыки, его необычной личности столь мощно действовали на воображение, что оно не могло ограничиться областью реального. Кое-кто готов был заподозрить, что скрипач продал свою душу дьяволу, чтобы мир был у его ног... Интереснейшая книга А.Виноградова - ученого и прекрасного писателя - дает ответ на многие вопросы, связанные с жизнью и творчеством великого музыканта.
Слайд 14Ирвинг Стоун. «Жажда жизни: Винсент Ван Гог».
Роман-биография о великом мастере
импрессионизма Винсенте Ван Гоге был написан Ирвингом Стоуном в 1934 году.
В произведении «Жажда жизни» показана трагическая судьба художника, испытавшего при жизни непонимание и презрение художников и критиков. Его не любили, над ним смеялись или цинично использовали. Ван Гог писал в новаторской манере, которая не принималась даже на Монмартре, обитатели которого были привычны к разным творческим экспериментам. Признание к «гениальному безумцу» пришло только после смерти.
Слайд 15Е.Игумнова. «Босх».
Иероним Босх, главное действующее лицо книги "Босх", создал всё, что
мог, в далеком от нас времени – 15-16-м веках, но до сих пор волнует воображение зрителей. Босх предпочитал предавать бессмертию страхи и кошмары своего времени, и до сих пор исследователи размышляют о том, на чем основана такая тяга к мрачному? Для истолкования картин Босха ученые погружались в психоанализ, алхимию и астрологию, сопоставляли запечатленное с жанром средневековых религиозных мистерий, но загадка Босха так и осталась нераскрытой во всей своей полноте. Искусство поэта кошмаров и в то же время создателя лирических пейзажей Иеронима Босха (ок. 1450 -1516) уже сколько веков не оставляет равнодушным ни зрителей, ни ученых. Несмотря на обилие текстов, истолковывающих работы художника, Босх и сегодня остается одной из самых "темных" и таинственных фигур в истории живописи.
Слайд 16Анри Перрюшо - талантливый французский писатель, автор увлекательных биографических исследований о
художниках, представителях импрессионизма и постимпрессионизма: Мане, Гогене, Ван Гоге, Тулуз-Лотреке, Сезанне и др. Книги Перрюшо, который словно вживался в мир художников, воскрешают целую эпоху в истории французской культуры, рисуют яркие картины жизни Франции XIX века.
«Жизнь Ренуара», пожалуй, самая интересная и захватывающая биография-роман о жизни и творчестве известного живописца, одного из крупнейших представителей импрессионизма. На большом документальном материале, в интересной и увлекательной форме автор рассказывает о становлении Ренуара как человека и художника.
Анри Перрюшо.
«Жизнь Ренуара».
Слайд 17Франк Вейерс. «Сальвадор Дали:
Жизнь и творчество».
Книга «Сальвадор Дали: Жизнь и
творчество», написанная Франком Вейерсом, повествует об одном из самых одиозных и неоднозначных представителей искусства прошлого столетия.
Оставаясь наиболее ярким представителем направления сюрреализма, главный герой книги никогда не останавливался на достигнутом, постоянно эпатируя и не переставая удивлять публику, которая, казалось, была уже привычна ко всему. Для многих остается загадкой, насколько серьезно Сальвадор Дали относился к тому, что делает. Не была ли его жизнь одной большой шуткой, бурлеском, фарсом?
Слайд 18Петр Вайль.
«Гений места».
Связь человека с местом его обитания загадочна, но
очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр — своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов.
Литературно-художественное эссе Петера Вайля "Гений места" - своеобразный путеводитель по Городам и Людям.
Слайд 19Инес де ла Фрессанж.
«Парижанка и ее стиль».
Инес де ла Фрессанж -
истинная парижанка. Более 20 лет она считается лицом Дома Chanel и одной из самых стильных француженок в мире... В произведении «Парижанка и ее стиль» автор решила поделиться собственными личными тайнами истинного французского стиля. Чтобы выглядеть подобно парижанке, читательнице достаточно иметь в своем гардеробе семь разных вещей, умело дополняя их аксессуарами.
Слайд 20Библиотека «Охтинская»
апрель 2014
Подготовила зав.отд. обслуживания В.А.Карпова.