Фонетика – это интересно Автор: Кондрашова Анастасия, ученица 7 а класса МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай Саратовской области Руководитель: Курова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай Саратовской област презентация

Содержание

Содержание. 1.Цели и задачи работы. 2.Основные темы, рассматриваемые в книге: а) «Для чего нужно изучать фонетику?»; б) «Звуки и слоги – две самые

Слайд 1II Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг» Номинация «Русский язык»
Фонетика – это

интересно


Автор: Кондрашова Анастасия,
ученица 7 «а» класса МБОУ СОШ № 3
с. Александров Гай Саратовской области

Руководитель: Курова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 с. Александров Гай
Саратовской области

Слайд 2Содержание.
1.Цели и задачи работы.
2.Основные темы, рассматриваемые в книге:

а) «Для чего нужно изучать фонетику?»;
б) «Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы»;
в) «Физическая характеристика звуков»;
г) «Физиологическая характеристика звуков»;
д) «Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?»;
е) «Имеет ли звук значение?»;
ж) «Что значит говорить правильно?»;
з) «Русский язык благозвучен».
3.Выводы.
4.Использованная литература.

Слайд 3 Цели и задачи работы.
1.Изучить научно-популярную книгу И. И. Постниковой

и И. М. Подгаецкой «Фонетика – это интересно»

2.Расширить познания в области фонетики.

3.Рекомендовать одноклассникам книгу для чтения.

Слайд 4Для чего нужно изучать фонетику?
1. «Без звуков речи в общении обойтись

нельзя».
2. «Фонетика нужна врачам-логопедам».
3. «И в правописании нужна фонетика!»
4. Фонетика необходима при создании письменности для бесписьменных народов.
5. Фонетика нужна в кинематографии для создания дублированного иностранных фильмов.
6. «Фонетика имеет самое непосредственное отношение к НТР».

Слайд 5Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы
Звуки речи характеризуются

с трёх позиций – отсюда три разных характеристики звуков:

1) физическая (участие в образовании звуков речи тонов и шумов);

2) физиологическая (работа речевого аппарата, выполняемая при образовании членораздельных звуков);

3) фонематическая.

Слайд 6Физическая характеристика звуков
Если бы звуки речи расположились на воображаемой лесенке в

зависимости от возрастания звучности, то на верхней ступеньке оказались бы гласные, а на нижней – глухие согласные.

Слайд 7Физиологическая характеристика гласных звуков
Кроме привычного для школьников деления на ударные и

безударные, гласные звуки характеризуются по месту образования (переднего, среднего и заднего ряда) и по способу образования (верхнего, среднего и нижнего подъёма). Усвоить эту характеристику помогает «треугольник» известного лингвиста Л. В. Щербы.

Слайд 8Физиологическая характеристика согласных звуков
Кроме деления на звонкие и глухие, твёрдые и

мягкие, парные и непарные, согласные делятся на
а) губные и язычные;
б) смычно-взрывные и щелевые;
в) смычно-проходные;
г) дрожащие.

Слайд 9Что нужно для того, чтобы речь звучала?
Ударение
Спрятанное слово (ещё одна история,

рассказанная Любознайкой)
Однажды первоклассник Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово пироги. «Интересно, - подумал он, - какие пироги пекут индейцы?» И представил их себе так:








Я посмотрела рисунок и удивилась: «Разве индейские пироги такие?» Ваня рассмеялся и говорит: «Я же думал, что это не пирОги, а пирогИ».
Почему ошибся Ваня?

Слайд 10Что нужно для того, чтобы речь звучала?

Интонация связана со смысловой структурой

нашей речи, с её грамматической структурой, а также выражает наши эмоции.

2. Интонация


Слайд 11Имеет ли звук значение? (Почему звук назвали фонемой?)
карта – парта
нос – сон

Фонема – это звук, выступающий в роли смыслоразличителя


«Дублёры» в командах фонем <о> и <а>

Звук выступает в роли смыслоразличителя:


Слайд 12Что значит говорить правильно?
Чётко произносить звуки.

Соблюдать правила литературного произношения:

а) гласные звуки: аканье, иканье








б) согласные звуки:
уподобление предшествующего согласного последующему (по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости);
частные правила произношения (ябло[чн]ый – коне[шн]о, бу[тэ]рброд – ши[н`э]ль )

Слайд 13Русский язык благозвучен
Благозвучие- - сочетание звуков, удобных для произношения и приятных

для слуха.
Для русского языка не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков.
Столкновение нескольких согласных нарушает законы русского благозвучия. Такое случается, например, на месте соединения слов: Мост строится. Конкурс старшеклассников.







Не случайно там, где нужно, мы добавляем гласный звук к предлогу, который состоит из одного согласного или оканчивается согласным: к тебе – ко мне, от него – ото всех.
«Благозвучная речь – важная черта в общем облике человека».

Слайд 14Выводы.
1.Большим достоинством книги И. И. Постникова и И. М. Подгаецкой «Фонетика

– это интересно» является то, что авторы увлекательно и доступно рассказали о трудном разделе лингвистики – фонетике русского языка.

2.Из этой книги мы узнаём о том, как характеризуются звуки в зависимости от их места и способа образования, как взаимосвязана устная и письменная речь, узнаём о закономерностях русского языка, о правилах произношения слов.

3.Внимание читателей привлекают названия глав: «Приглашаем вас в театр», «Имеет ли звук значение?» , «Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?».

4.Законы русской фонетики автор рассматривает на примере произведений Е. Измайловой, Я. Козловского, С. Есенина, И. Бунина и др.

5.Книга говорит о трудном доступно благодаря тому, что «помощница Люба, которую одноклассники зовут Любознайкой», рассказывает интересные истории, «собирает в свой портфель фонетические задачи и загадки», заставляет поломать голову над интересным вопросом.

6.Весёлые рисунки художника Е. С. Шабельника не только вызывают улыбку, но и помогают разобраться в сложных вопросах фонетики.

Слайд 15Использованная литература.
1.Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл. :

Учеб. для общеобразоват. учреждений. (П. 5 «Рецензия на книгу») – М. : Дрофа, 2010.

2.Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

3.Развивайте дар слова. Факультативный курс Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся. (Гл. «Отзыв и рецензия»). Сост.: Т. А. Ладыженская и т. С. Зепалова. М., «Просвещение», 1989.

Слайд 16
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика