Слайд 1С. 1 Региональные факторы,
оказывающие влияние в промышленности
на малый бизнес
Во- первых, существует прямое влияние экономических ограничений на деятельность всего комплекса за счет жестких ограничений на вредные выбросы и применение отдельных технологий.
Во- вторых, Байкальский фактор ведет к общему удорожанию стоимости ресурсов, потребляемых промышленностью, что оказывает влияние на конкурентоспособность продукции.
В - третьих, как следствие, Байкальский фактор оказывает влияние на номенклатуру промышленной продукции, потребную в регионе, заказы на которую размещаются на малых предприятиях хозяйственного комплекса.
Слайд 2С. 2 Влияние промышленного комплекса
на экономику и экологию региона
Во- первых,
несовершенство технологий и устаревшее оборудование ведут к большому, не рациональному энергии ресурсопотреблению, что сказывается на экологической ситуации.
Во - вторых, неконкурентоспособная и устаревшая продукция также потребляет больше ресурсов при эксплуатации и не вписивается в мировые стандарты ресурсопотребления, что также ведет к повышению экологической нагрузки на регион.
В- третьих, использование устаревшей, не инновационной продукции, технологии и оборудования, увеличивает затраты ручного (живого) труда как в промышленности, так и у потребителей, что влияет на макроэкономическую ситуацию и качество жизни в целом.
Слайд 3С. 3 Основные факторы,
которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса
в России
- Первый блок факторов - социальные :
- демографические (прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально - психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности, сложившийся уклад жизни);
- социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно - рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия для переподготовки кадров, смены профессии, повышения квалификации);
- продовольственное обеспечение (возможности местного производства. Наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);
- особенности расселения (наличие крупных, средних и малых городов, условия транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения территории, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами , размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов).
Слайд 4С 3а. Основные факторы,
которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса
в России
Второй блок - экономические факторы :
- создание условий для предпринимательской деятельности;
- региональная и государственная экономическая политика;
- политика территориального развития;
- конкурентоспособность;
- удовлетворенность рыночного спроса;
- развитие инфраструктуры;
- наличие рынков сбыта.
Слайд 5С. 3б Основные факторы,
которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса
в России
Третий блок - экологические факторы:
- воздействие экологических условий на воспроизводство природных ресурсов;
- поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства;
- сырьевая направленность разного экспорта обусловила нарушения эколого - экономического равновесия;
- в районах нефтегазодобычи и нефтеперерабатывающих комплексов наибольшему ущербу подвергаются поверхностные воды, в зоне буровых работ - значительные вырубки леса;
- при аварийных выбросах нефти - загрязнение территории, что влияет на сокращение территорий, на которых ведется хозяйственная деятельность и живут люди.
Слайд 6С.4 Бизнес - климат - основа конкурентоспособности
Бизнес - климат - основа
конкурентоспособности региона (М. Портер). Это комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп и условий:
Условия факторов производства, их качество и степени специализации: природные ресурсы, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, физическая инфраструктура, административная инфраструктура, информационная инфраструктура, научно - исследовательский потенциал.
Условия для конкуренции и стратегического развития: инвестиционный климат, и политика региональных властей, наличие конкурентов и свобода конкуренции.
Условия спроса: наличие требовательных местных потребителей; наличие уникальных потребностей клиентов; специализированный спрос на продукцию или услугу регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке.
Связанные или поддерживающие отрасли : наличие квалифицированных поставщиков; наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
Слайд 7С. 5 Новая классификация
периодов развития малого предпринимательства
1991-1994 г. г. -
этап уменьшения дифференциации регионов по развитию малых предприятий .
1995 - 2001 г. г. -этап увеличения дифференциации регионов по развитию малого предпринимательства.
2002 - 2007 г. г. - этап относительного постоянства дифференциации регионов по развитию малого предпринимательства.
2008 г. до н. в. - этап начала усиления дифференциации регионов.
Дифференциация увеличивается при неблагоприятных внешних факторах, кризисных явлениях в экономике, что указывает на необходимость усиления политики пространственного сглаживания негативных влияний в эти периоды.
Слайд 8С. 6 Основные макроэкономические факторы развития предпринимательской деятельности
- экономическая политика;
- стратегия
развития региона;
- денежно - кредитная политика;
- инфляция;
- занятость;
- фискальная политика;
- структурная перестройка экономики;
- политика приватизации .
Слайд 9С. 7 Основные факторы,
влияющие на развитие регионального туризма
Относится совокупность природно
- географических факторов, благоприятный климат и целительные источники, в т. Ч. Экологический туризм, авантюрный туризм, использующий в качестве ресурсов территории с экстремальными условиями
Слайд 10 С. 8 Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма (продолжение
7)
Слайд 11С. 9 Ранжирование факторов размещения по отраслям бизнеса
Слайд 12С. 10 Группы факторов,
необходимых для качественной характеристики и оценки динамики изменения
внутренней среды региона
Производственно - ресурсный потенциал региона;
Структура регионального рынка;
Кадровый потенциал рынка;
Региональный бюджет;
Стратегическое развитие региона.
Слайд 13С. 11 Внешние факторы прямого воздействия
для оценки динамики изменений в
регионе
- внешние поставщики товаров и услуг;
- внешние потребители;
- регионы - потребители;
- регионы - конкуренты;
- финансовые организации;
- транспортные предприятия.
Факторы косвенного воздействия на регион: общеэкономические, общеполитические, научно - технические, природно - экологические, демографические.
Слайд 14С.12 Внешние факторы прямого воздействия
для оценки динамики изменений в регионе
Рыночная инфраструктура;
Наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности;
Хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство;
Развитый региональный маркетинг;
Прямая поддержка новых институтов , составляющих основу рыночной инфраструктуры;
Наличие интенсивных международных связей;
Привлечение иностранных инвестиций.
Слайд 15С. 13 Инструменты управления экономическим развитием
на региональном уровне с привлечением
малого бизнеса
Создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура).
Регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия).
Прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Слайд 16С. 14 Независимая система поддержки и помощи
1). Государство - заинтересовано в
создании необходимых на данной территории товаров, услуг, налогов, рабочих мест.
2). Предприниматели - желают развивать свой бизнес и получить максимальную прибыль.
3). Население территории - получает рабочие места и востребованные товары и услуги.
При этом, распределение средств должно быть целевым, экономически обоснованным и инфраструктурно обеспеченным.
Слайд 17С. 15 Оценка бизнеса
Оценка бизнеса
1.Инвестиционная
2. Финансовая
3. Оценка производства
4. Оценка
ликвидности
5. Оценка
ценных
Бумаг
6. Оценка
доли
ООО
Слайд 18С.16 Система показателей оценки состояния
малого бизнеса региона
Класс показателей
осредненные
интегральные
дифференциальные
Показатели масштаба развития
МП
Показатели Эффективности Функционирования малых предприятий
Показатели вклада
Малого бизнеса в
Социально – экономическое развитие региона
Суммарная численность работников малых предприятий
Суммарный фонд заработной платы работников малых предприятий
Средняя выручка малого предприятия (в расчете на одно предприятие)
Распределение малых
Предприятий по выручке
Распределение малых предприятий по валовой прибыли на 1 руб. выручки
Слайд 19С. 17 Виды воздействия на экономическое развития региона при привлечении бизнеса
Слайд 20С.18 Влияние трех главных факторов
экономического развития регионов
1-й фактор - рыночный.
Взаимопроникновение региональных, национальных и мировых рынков. Реализация соглашения ЕЭС и вступление в ВТО.
2-й фактор - конкуренция. Усиление конкуренции на всех рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3-й фактор - производственный. Замена массового производства производства мелкосерийным; замена вертикальной организации труда - горизонтальной; низкая индивидуальная ответственность - соучастие индивида в производственном процессе.
Слайд 21С. 19 Перечень проблем информационно - аналитического обеспечения
Отсутствие внятной государственной политики
по проблемам малого бизнеса
Отсутствие первичной информации по малому предпринимательству
Отсутствие единого перечня показателей
Недостаточно адекватных утвержденных методик
Отсутствие в налоговых органах идентификации всей совокупности СМП
Нежелание государственных органов учитывать теневую составляющую деятельности малого бизнеса
Необходимость очистки первичной базы данных по малому предпринимательству
Нежелание субъектов малого предпринимательства предоставлять объективную информацию о своей деятельности
Слайд 22С 20. Матрица первичного стратегического анализа
Философия и
стратегия
Сила
(преимущества фирмы)
Слабость
(недостатки фирмы)
Возможности
(благоприятный
фактор внешней
среды)
Угрозы
(противодействия
внешней
среды)
СРЕДА
Внешняя Внутренняя
Оценка плохое - хорошее +
Слайд 23С. 21 Основные задачи анализа современного социально - экономического состояния региона*
Оценка
результатов и тенденций экономического развития.
Оценка результатов и выявление проблем социального развития.
Оценка состояния экономики и выявление причин экономических кризисов.
Оценка внешнеэкономических, внутригосударственных и межрегиональных связей.
Выявление региональных кризисных ситуаций, в т. ч . тех, которые имеют общегосударственное значение.
Оценка результатов экономических реформ и их эффективность.
Оценка выполнения целевых программ (государственных, региональных).
Оценка результатов государственной региональной политики.
Оценка финансово - бюджетного состояния региона
* Разработана на основе: Региональное развитие: Опыт России и Европейского Союза (отв. Ред. А. Г. Грандберг.- М ЗАО изд - во « Экономика», 2000.-435 с.
Слайд 24С. 22 Оценка предпосылок
и потенциальных возможностей
развития региона включает оценку:
природно - ресурсного потенциала (минимально - сырьевых, земельных, водных, лесных ресурсов);
производственного потенциала (наличие, состояние и характер восстановления основных производственных фондов);
финансового потенциала, включая финансовые ресурсы, которые остаются в регионе, и те, что направляются в государственный бюджет и внебюджетные фонды;
демографической ситуации и трудового потенциала;
инвестиционного потенциала;
экспортного потенциала, конкурентоспособности основных отраслей и больших предприятий.
Слайд 25С. 23 Значимые обстоятельства создания
научно - методического обеспечения работ
по
стратегическому анализу развития экономики региона
Во- первых, в настоящее время нет общепринятой теоретико - методологической основы стратегического развития региона в целом и его экономики.
Во- вторых, рассматриваемая проблематика стратегического анализа развития экономики региона является новой и, как следствие, слабо разработанной.
В- третьих, необходимо указать на социально - психологическую неготовность значительной части регионального российского менеджмента к преодолению сложившихся стереотипов в сфере проведения аналитических работ.
Слайд 26С. 24 Основные категории стратегического анализа
1. Экономический анализ - метод исследования
экономики как по всей совокупности протекающей в ней процессов, так и по каждому из них с целью выявления основных тенденций и закономерностей ее развития, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений (Азмирян А. Н. Большой экономический словарь. М. институт экономики, 1290 с. 2002 г.)
2.Стратегический анализ развития экономики региона представляет собой специфическую функцию стратегического управления, состоящую в проведении комплекса аналитических работ. Результатом которых выступают оценка основных результатов, тенденций и выявление проблем регионального экономического развития, решение которых призвано обеспечить эффективное функционирование экономики региона в изменяющихся условиях внешней среды.
Слайд 27С. 25 Основные задачи аналитических работ, связанных с развитием экономики региона
Анализ и оценка степени социальной ориентации развития экономики региона.
Анализ и оценка сбалансированности развития экономики региона.
Анализ и оценка безопасности развития экономики региона.
Анализ и оценка результатов инновационного развития экономики региона.
Анализ и оценка эффективности развития экономики региона.
Анализ и оценка влияния внешних факторов на развитие экономики региона.
Слайд 28С. 26 Узкие места и дефекты в системе
регионального стратегического планирования
При
разработке стратегий и программ социально - экономического развития регионы столкнулись с отсутствием четко обозначенных интересов и приоритетов государства в отношении пространственной политики страны.
Разработка региональных стратегий и долгосрочных программ имеет изолированный характер, недоучитываются интересы и конкурентные преимущества соседних регионов.
Многие региональные стратегии имеют исключительно производственную направленность в ущерб социальной.
На межрегиональном и региональном уровнях слабо используются стратегические программы развития крупных корпораций.
Межрегиональные и региональные стратегии и программы слабо связаны с региональной политикой на федеральном и региональном уровнях. .
Разработка стратегий стала видом услуг монополистов большой группы консалтинговых компаний, которые готовят их без знания и учета региональной ситуации.
Отсутствуют необходимая качественная информационная база и специальные мониторинговые системы для эффективного сопровождения системы стратегического планирования в регионе.
Слабая проработка вопросов, связанных с механизмами реализации стратегии, а также мониторингом и оценкой хода реализации и эффективности региональных стратегий и программ.
Слайд 29С. 27 Основные элементы стратегического анализа региона
Основные элементы
стратегического
анализа региона
Описание образа
(видение)
образа
региона
Определение главной
стратегической цели
Определение
отраслевых и
пространственных
приоритетов
Определение
соответствующих
задач для
реализации
целей
Определение набора
стратегических
целей
Формирование
миссии
региона
Слайд 30С. 28 Спектр проблемных областей
в региональном стратегировании
(региональные программные документы)
Формализм
в разработке стратегий долгосрочных и среднесрочных программ и планов (слабое отражение региональной специфики).
Использование схем и подходов, не отвечающих природе таких документов и существующим экономическим и политическим реалиям;
«Гигантомания» и неоправданная амбициозность , недоучет реальных возможностей территории.
Стремление вместить в рамки стратегии социально - экономического развития все возможные проекты и программы, что приводит к размытости и потере целостности программного документа.
Отсутствие в ряде стратегий четких формулировок целей и задач; отсутствие сценариев развития; выбор стратегических альтернатив, балансовых обоснований, расчетов сценариев перспективного развития и т. д.
Слайд 31С.29 Примерный план формирования
успешной бизнес- идеи
1.Определить сферу деятельности Вашей компании
(бизнеса).
2.Выбрать способ (метод) организации своего бизнеса.
3. Создать Видение своего бизнеса (компании).
4. Определить , что требуется для создания бизнеса (компании) :
- лично от Вас;
- от Ваших знакомых ( единомышленников);
- от Ваших родителей;
- другое.
Слайд 32С. 30 Использование мирового опыта
классификации мотивов при выборе бизнес- идеи
1. Распознание новой тенденции.
2.Обслуживание ненасыщенных рынков.
3.Использование технических разработок.
4.Копирование успешных концепций.
5.Внедрение новых идей в старые отрасли.
6.Отрыв от конкурентов с помощью специализации.
7.Выявление новых ниш на рынке.