Слайд 1Разрабатываем бизнес-модель ИТ проекта
Стартап-Школа
11 мая 2011
© Александр Патутин
Слайд 2Что такое бизнес-модель (1)
Бизнес-модель – это представление о том, как организация
делает (или намеревается сделать) деньги.
Слайд 3Что такое бизнес-модель (2)
Бизнес- модель – это способ, который компания использует для
создания ценности и получения прибыли.
Слайд 4Резюме:
Бизнес-модель проекта – это по сути схема вашего бизнеса, в которой
в одну систему увязаны три главных вопроса:
Слайд 5Три главных вопроса бизнес-модели
Что и как делаем? В чем конкретно заключается
наша основная услуга либо продукт?
Слайд 6Три главных вопроса бизнес-модели
Что и как делаем? В чем конкретно заключается
наша основная услуга либо продукт?
Для кого делаем? Кто будет нашим главным потребителем? Кто будет приносить нам не менее 60% объема предполагаемой выручки?
Слайд 7Три главных вопроса бизнес-модели
Что и как делаем? В чем конкретно заключается
наша основная услуга либо продукт?
Для кого делаем? Кто будет нашим главным потребителем? Кто будет приносить нам не менее 60% объема предполагаемой выручки?
За что и каким образом нам будут платить клиенты?
Слайд 8Важно!
Для одной и той же услуги, продукта или технологии могут быть
разработаны РАЗНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ!
Слайд 9Оптимально:
Разработать 2-3 разные бизнес-модели, в зависимости от:
разных групп потребителей
разных потребностей одной
и той же группы потребителей
разных способов удовлетворения этих потребностей
разных способов взимания денег за оказываемые услуги и др.
Слайд 10Как понять, жизнеспособна ли моя БМ?
Знаю ли я, кто (или что)
будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным?
Слайд 11Как понять, жизнеспособна ли моя БМ?
Знаю ли я, кто (или что)
будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным?
Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов?
Слайд 12Как понять, жизнеспособна ли моя БМ?
Знаю ли я, кто (или что)
будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным?
Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов?
Действительно ли НАШИ услуги/продукция уникальны на фоне конкурентов? Есть ли у нас ниша, в которой мы будем вне конкуренции?
Слайд 13Как понять, жизнеспособна ли моя БМ?
Знаю ли я, кто (или что)
будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным?
Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов?
Действительно ли НАШИ услуги/продукция уникальны на фоне конкурентов? Есть ли у нас ниша, в которой мы будем вне конкуренции?
Есть ли у нас уже сейчас ресурсы, которые обеспечат нам уникальность? (например, уникальный опыт в какой-то области, или технологии, или земельный участок с уникальным расположением).
Слайд 14Пример 1.
Мобильные попутчики
Голосовой сервис динамического поиска попутчиков как дополнительная услуга мобильной
телефонии. Реализуется на стороне сервис-провайдера. Сервис нацелен на неповторяющиеся изо дня в день поездки, в т.ч. на достаточно короткие расстояния.
Мобильный оператор получает звонки и перенаправляет голосовой трафик через Internet сервис провайдеру, который организует интерактивное меню, звукозапись сообщений попутчиков, их проигрывание для водителей и автоматическое соединение водителя с пассажиром.
Монетизация – взимание платы за звонки с пользователей, ищущих попутку.
Слайд 15Пример 2.
Geo Champs – сервис о красивых людях
Сервис знакомств на базе
геосервиса, позволяющий составлять карты «мест концентрации» красивых девушек и парней в городе и предоставляющий услуги, облегчающие знакомства.
Слайд 16Пример 3.
Браузерная детская образовательная игра «Рулимоны»
«Рулимоны» (http://rulimony.ru) - детская развивающая браузерная
онлайн-игра с элементами социальной сети, рассчитанная на детей в возрасте 5-11 лет.
Пользователь регистрирует игровой персонаж, для которого обустраивает дом, приобретет одежду и от имени которого общается в игре с другими пользователями.
Приобретение предметов осуществляется за игровую валюту, которая зарабатывается в развивающих мини-играх.
Слайд 17Пример 4.
ObedOS (obedos.ru)
Автоматизированная система заказа обедов в офис класса B2C,
предназначенная для предприятий общественного питания, специализирующихся на доставке обедов в офисы.
Слайд 18Рекламная модель
www.tut.by
www.onliner.by (афиллятная модель)
http://shop.by (афиллятная модель)
www.benefit.by
http://red.by (баннерообменная сеть)
www.Bongo.by и
др. (программа лояльности)
www.Ay.by (аукционы)
Слайд 19Продажи
www.Oz.by (электронная коммерция)
www.GoodFood.by (Производитель - Дистрибьютор)
www.bilet.by – раздел Авиабилеты (прямая модель)
http://it.tut.by/software/
(дистрибьютор электронного контента)
http://search.tut.by/ (лицензирование – передача прав пользования поисковой технологией Яндексом ТутБаю)
Слайд 20Модель подписки (freemium)
Zala.by
www.Skype.com
www.LinkedIn.com
Слайд 21Разовая плата
http://webinar.by
http://vseti.by (микроплатежи в виде sms, продажа виртуальных товаров)
Слайд 22Транзакционная модель
www.Webpay.by (платежная система)
www.Kvitki.by
http://ay.by - http://ay.rebenok.by (партнерские программы)
Слайд 23Информационное посредничество
http://mernik.by (продажа исследований аудитории и др. аналитических продуктов)
Слайд 24Монетизация приложений для социальных сетей и игр
Продажа виртуальных товаров, статуса,
сервисов и др.
Повышение места в рейтинге
Валюта – голоса, баллы и проч.
Пример - www.vseti.by
Слайд 25На самом деле…
У большинства компаний в Интернете – смешанные бизнес-модели!
Слайд 26Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://www.addventure.to/blog/ (Елена Масолова)