Слайд 1Публичные закупки России
Федеральный закон о контрактной системе.
Управление государственными и
муниципальными закупками
Автор - Кичик Кузьма Валерьевич, к.ю.н., преподаватель кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Слайд 2Объемы государственных закупок (2007 – 2013 гг.)
Слайд 3
Единственный поставщик
2013 год (94-ФЗ)
2014 год (44-ФЗ)
Запрос котировок
более 1,5 млн. закупок
около 0,5
млн.
закупок
около 0,8 млн.
закупок
около 0,36 млн.
закупок
Электронный аукцион
около
1,5 млн.
закупок
около
1 млн.
закупок
Экономия бюджета
15%
891
млрд.
руб.
7%
424
млрд.
руб.
2013 год (94-ФЗ)
2014 год (44-ФЗ)
2013 год (94-ФЗ)
2014 год (44-ФЗ)
2013 год (94-ФЗ)
2014 год (44-ФЗ)
РОСТ КОНКУРЕНЦИИ и ЭКОНОМИИ
2
67%
57%
50%
50%
Слайд 4Основные нормативные акты
Конституция РФ
ГК РФ, § 4 гл. 30, § 5
гл. 37
БК РФ
КоАП РФ
ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»
ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
ФЗ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
ФЗ от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»
Слайд 5Понятие
государственного заказа
(законодательство)
Законодательное определение отсутствует
Государственный оборонный заказ – «правовой акт…» (ФЗ
об оборонном заказе)
Пункт 4 ст. 72 БК РФ (редакция утратила силу): госзаказ – «совокупность контрактов…»
Региональное законодательство (до 94-ФЗ): «контракт», «совокупность контрактов», «потребность», «поставка», «нужды», др.
Слайд 6Понятие
государственного заказа
(научная литература)
«Управленческий акт» (П.С. Тарабаев)
«Обобщенная потребность…» / «документ…» (Н.Н.
Цикорев, А.И. Колосов)
«Определение поставщика…» / «Отношения между властью и бизнесом…» (В.С. Лопатников, И.П. Соколова, С.Р. Тажетдинов)
«Совокупность приемов и способов воздействия на поведение субъектов экономической деятельности…» (В.С. Гладков)
Слайд 7Понятие
государственного заказа
(научная литература)
«Перечень товаров, работ, услуг, планируемых к закупке» (А.Н.
Асаул, В.П. Грахов и др.)
«Публично-правовой институт реализации Конституции, законов и функций Российского государства…» (В.И. Кузнецов)
Слайд 8Понятие
государственного заказа
(научная литература)
«Документ, содержащий конкретизированную по количеству, качеству, ассортименту, срокам
и другим характеристикам и сформированную в установленном порядке потребность государства в товарах…» (Л.В. Андреева)
Слайд 9Определение государственного заказа
Конкретизированный потребности
Закрепленные в правовом акте
Обязанность особых субъектов (госзаказчиков, уполномоченных
органов) по размещению заказа среди неограниченного круга лиц (общее правило)
Заключение контракта или иного гражданско-правового договора
Направленность на удовлетворение публичных нужд
Слайд 10Государственные нужды – сущностный признак государственного заказа
Государственный заказ
Слайд 12Контрактная система
«совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной
власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» (статья 3 Закона № 44-ФЗ)
Слайд 13Принципы контрактной системы
Открытость, прозрачность информации о контрактной системе
Обеспечение конкуренции
Профессионализм заказчиков (ч.6
ст. 38)
Стимулирование инноваций (ч.4 ст. 4; Приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. № 881, др.)
Единство контрактной системы
Ответственность за результативность обеспечения гос. (мун.) нужд
Эффективность осуществления закупок
Слайд 14Прокьюремент (procurement)
Совокупность методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при
проведении закупочной кампании
Система организации государственных закупок товаров, работ, услуг
Слайд 15Принципы прокьюремента
Открытость (гласность)
Равноправие (справедливость)
Экономичность
Эффективность
Ответственность
Поддержка отечественной индустрии
Защита окружающей среды
Поддержание устойчивого развития
Слайд 16Закупки
«Закупка - закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных
нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта» (ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
«Закупки - приобретение заказчиками товаров, работ, услуг и иные закупки за счет бюджетных средств, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства Стороны о государственных и муниципальных закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках» (соглашение правительств РФ, Белоруссии, Казахстана от 09.12.2010)
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (вступило в силу 1 января 1948 г.): госзакупки осуществляются «для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи»
Термин «государственные закупки» часто используют в качестве синонима термина «размещение государственного заказа»
Слайд 17Цели осуществления закупок
(ст. 13 Закона № 44-ФЗ)
достижения целей и реализации мероприятий,
предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами
исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация
выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов
Слайд 18Национальный режим
(ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
При осуществлении заказчиками закупок к товарам,
происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (МЭР размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима)
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок
Слайд 19(пример) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения
допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств…»
«Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя…»
Слайд 20Пороговые значения (ценовые пороги)
Узбекистан – 186 300 сумов (3 560 руб.;
«отбор наилучших предложений»), 100 тыс. $ (3 млн руб.; «тендерные торги»)
Белоруссия – 50 «базовых величин» (17,5 тыс. руб., «оформление конкурентного листа»), 1 тыс. «базовых величин» (350 тыс. руб., «запрос ценовых предложений»), 8 тыс. «базовых величин» (2,8 млн руб., «конкурс»)
Россия – 100 тыс. руб. (запрос котировок); 500 тыс. руб. (торги)
Украина – 100 тыс. гривен (400 тыс. руб., на товары, услуги); 300 тыс. гривен (1,2 млн руб., на работы)
США – 50 тыс. $ (1,5 млн руб., закупочные процедуры)
ЕС – 154 тыс. € (6 млн руб., поставка товаров и услуг для центральных органов власти); 236 тыс. € (9,2 млн руб., заказы для других органов власти); 5 млн 923 тыс. € (231 млн руб., работы)
Швейцария – 263 тыс. франков (7,9 млн руб., товары, услуги); 10,07 млн франков (300 млн руб., строительные работы)
Азербайджан – 10 млн манат (380 млн руб., запрос котировок), 250 млн манат (9,5 млрд руб., «тендер»)
Слайд 21Контроль в сфере закупок
1) Органы, осуществляющие непосредственный контроль:
- ФАС России
- органы
исп. власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок
- органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок
2) Финансовые органы:
- Федеральное казначейство
- финансовые органы субъектов РФ и мун.образований
- органы управления гос. внебюджетными фондами
3) Органы внутреннего гос. (мун.) контроля:
- Федеральное казначейство
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Органы гос. (мун.) фин. контроля, являющиеся органами исп. власти субъектов РФ, местных администраций
+ ведомственный контроль
+ Счетная палата РФ
Слайд 22Способы определения поставщиков (способы закупок, способы размещения заказов)
Торги: конкурс (открытый, закрытый,
двухэтапный, с ограниченным участием); аукцион (открытый электронный, закрытый)
Запрос котировок
Запрос предложений
У единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
На товарных биржах (был в Законе № 94-ФЗ)
Слайд 24Способы размещения заказов (опыт зарубежных стран и частных организаций)
Редукцион: «обратный аукцион»
(литература, практика хоз.обществ), «двухэтапный конкурс с элементами переторжки» (Украина)
Простая процедура закупки
Конкурентные переговоры
Диалог конкурентов
Торги с альтернативными предложениями
Ценовой конкурс
др. (например, конкурентный лист в Белоруссии, «лотерея»)
Слайд 25Конкурс
Вид торгов
Может быть открытым и закрытым
Критерий определения победителя - лучшие условия
исполнения контракта
Заявке участника присвоен первый номер
Достоинства: привлечение большого числа конкурентных предложений, возможность комплексной оценки предложений
Недостатки: длительная процедура (2-5 месяцев), требуется привлечение квалифицированных специалистов (подготовка конкурсной документации, оценка предложений и т.д.)
Слайд 26Аукцион
Вид торгов
Разновидность – аукцион в электронной форме
Может быть открытым и закрытым
Критерий
определения победителя - наиболее низкая цена контракта
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона
Достоинства: достижение низкой цены контракта; проводится быстрее конкурса; высокая эффективность, участники аукциона могут многократно давать предложение
Недостатки: цена - единственный критерий выбора победителя
Слайд 27Запрос котировок
«Упрощенный вид аукциона», не отнесен законодателем к торгам
Критерий определения победителя
– наиболее низкая цена контракта
По общему правилу, проводится в диапазоне от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Достоинства: быстрая и простая процедура, не требующая значительных затрат на ее организацию и проведение; высокий процент экономии (до данным ФАС России – 26,7 %)
Недостатки: из-за сжатых сроков проведения возможно неполное включение конкурентных механизмов
Слайд 28Запрос цен = запрос котировок
Ст. 72 Закона № 44-ФЗ:
«1. Под запросом
котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта
2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год»
Слайд 29Запрос цен = запрос котировок
Ст. 42 Закона № 94-ФЗ (утратил силу):
«1.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
2. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона»
Слайд 30Запрос цен и запрос предложений (отличия)
Сущностное различие: составление спецификации – часть
предмета закупки при проведении запроса предложений
Критерий определения победителей закупки (при запросе цен – цена; при запросе предложений – возможно применение совокупности критериев)
Возможность проведения переговоров с потенциальными поставщиками (при запросе цен – не предусмотрена, при запросе предложений – предусмотрена)
Необходимость публикации соответствующего уведомления в СМИ (Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1994 г.: при запросе котировок – не предусмотрена, при запросе предложений – предусмотрена)
Слайд 31Порядок проведения запроса предложений
Публикация приглашения к участию в запросе предложений
Предоставление документации
по запросу предложений участникам
Подготовка участниками запроса предложений своих предложений, разъяснение положений документации (при необходимости)
Подача предложений участников
Оценка предложений
Принятие решения о проведении следующих этапов запроса предложений или определение лучшего предложения
Подписание договора
Уведомление участников запроса предложений о результатах
Слайд 32Запрос предложений – «упрощенный вид конкурса»
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках
(Принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ)
Статья 27 – «методы закупок»:
«1. Закупающая организация может проводить закупки с помощью:
a) открытых торгов;
b) торгов с ограниченным участием;
c) запроса котировок;
d) запроса предложений без проведения переговоров;
e) двухэтапных торгов;
f) запроса предложений с проведением диалога;
g) запроса предложений с проведением последовательных переговоров;
h) конкурентных переговоров;
i) электронного реверсивного аукциона; и
j) закупок из одного источника»
Слайд 33Запрос предложений без проведения переговоров
Статья 29 Типового закона ЮНСИТРАЛ
«3. Закупающая организация
может проводить закупки с помощью запроса предложений без проведения переговоров в соответствии со статьей 47 настоящего Закона, когда закупающей организации необходимо рассмотреть финансовые аспекты предложений отдельно и только после завершения изучения и оценки качественных и технических аспектов предложений»
Слайд 34Запрос предложений с проведением диалога
Статья 30 Типового закона ЮНСИТРАЛ
«2. …закупающая организация
может проводить закупки посредством запроса предложений с проведением диалога в соответствии со статьей 49 настоящего Закона, когда:
a) закупающая организация не имеет возможности сформулировать подробное описание объекта закупок в соответствии со статьей 10 настоящего Закона и приходит к выводу, что для нахождения решения, наиболее удовлетворяющего ее потребностям в закупках, необходим диалог с поставщиками или подрядчиками;
b) закупающая организация желает заключить договор в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда договор предусматривает производство товаров в количествах, достаточных для обеспечения коммерческой рентабельности или возмещения расходов на исследования и разработки;
c) закупающая организация определяет, что выбранный метод является наиболее уместным методом закупок с точки зрения защиты существенных интересов государственной безопасности; или
d) были проведены открытые торги, но не было представлено тендерных заявок, или закупки были отменены закупающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона, и когда, по мнению закупающей организации, проведение новых процедур открытых торгов или применение одного из методов закупок согласно главе IV настоящего Закона вряд ли может привести к заключению договора о закупках»
Слайд 35Запрос предложений с проведением переговоров
Статья 30 Типового закона ЮНСИТРАЛ
«3. Закупающая организация
может проводить закупки с помощью запроса предложений с проведением последовательных переговоров в соответствии со статьей 50 настоящего Закона, когда закупающей организации необходимо рассмотреть финансовые аспекты предложений отдельно и только после завершения изучения и оценки качественных и технических аспектов предложений и когда она приходит к выводу, что для обеспечения приемлемости финансовых условий договора о закупках для закупающей организации необходимо проведение последовательных переговоров с поставщиками или подрядчиками»
Слайд 36Конкурентные переговоры
Статья 30 Типового закона ЮНСИТРАЛ
«4. Закупающая организация может проводить конкурентные
переговоры в соответствии с положениями статьи 51 настоящего Закона при следующих обстоятельствах:
a) возникает срочная потребность в объекте закупок и проведение процедур открытых торгов или использование любого другого конкурентного метода закупок было бы поэтому практически нецелесообразным с учетом того времени, которое необходимо для использования таких методов, при условии, что закупающая организация не могла предвидеть обстоятельства, обусловившие срочность, и что они не являются результатом медлительности с ее стороны;
b) вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в объекте закупок, что делает практически нецелесообразным использование процедур открытых торгов или любого другого конкурентного метода закупок с учетом того времени, которое необходимо для использования таких методов; или
c) закупающая организация определяет, что использование любого другого конкурентного метода закупок не является уместным с точки зрения защиты существенных интересов государственной безопасности»
Слайд 37Порядок проведения конкурентных переговоров
Публикация приглашения на участие в конкурентных переговорах
Предоставление закупочной
документации, разъяснение положений документации, внесение изменений в документацию
Подача и прием заявок на участие в конкурентных переговорах
Вскрытие поступивших конвертов (доступ к заявкам в электронной форме)
Отборочная стадия (допуск заявок)
Проведение переговоров
Рассмотрение и оценка заявок
Слайд 38Что такое торги?
Торги = Конкурс?
Если под торгами понимать способ заключения договора,
позволяющий определить предложившего наиболее выгодные условия исполнения договора контрагента
Торги = Аукцион?
Если под торгами понимать способ заключения договора, которая предполагает исключительно «пошаговое» выявление цены контракта»
Если Аукцион – вид Конкурса, а Запрос котировок – вид Аукциона, то редакция ГК РФ и Закона № 94-ФЗ не выдерживает критики
Слайд 39Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Заказчик предлагает заключить контракт только
одному поставщику (исполнителю, подрядчику)
Перечень закупок у ЕП – ст. 93 Закона № 44-ФЗ
Самый распространенный случай закупок у ЕП – заключение договоров на сумму до 100 тыс. руб.
Достоинства: очень быстрая процедура, не требующая привлечения особо квалифицированного персонала
Недостатки: не является «конкурентным» способом размещения заказа, низкая эффективность, нередко цена диктуется продавцом, используется при «провале рынка»
Слайд 40Субъекты отношений, связанных с реализацией
государственного (муниципального) заказа
4
Государственные (муниципальные) заказчики
Участники
закупки (по терминологии Закона № 94-ФЗ - «участники размещения заказа»)
Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение
Оператор электронной площадки
Специализированная организация
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
Контрольный орган в сфере закупок
Комиссии по осуществлению закупок (по терминологии Закона № 94-ФЗ – «комиссии по размещению заказов»)
Эксперты, экспертные организации
Слайд 41Закон № 94-ФЗ
государственные органы (в том числе органы государственной власти)
органы управления государственными внебюджетными фондами
органы местного самоуправления
казенные учреждения
бюджетные учреждения («иные» заказчики)
иные получатели средств бюджетов бюджетной системы РФ
3
Закон № 44-ФЗ
Субъекты, выступающие заказчиками
государственные органы (в том числе органы государственной власти)
органы управления государственными внебюджетными фондами
органы местного самоуправления
казенные учреждения
бюджетные учреждения (закупки за счет субсидий из бюджета; остальные закупки – по Закону № 223-ФЗ)
автономные учреждения, ГУПы и МУПы (закупки за счет средств из бюджетов на осущ.кап.вложений в объекты гос.соб-ти)
любые юр. лица (бюдж. инвестиции, реализация инвест.проектов)
Слайд 42Государственный заказчик
Пункт 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ
«Государственный заказчик - государственный
орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки»
Слайд 43Заказчик
Пункт 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ
«заказчик - государственный или муниципальный
заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки»
Слайд 44Участник закупки
«любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы
собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
«Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель» (ст. 8 Закона № 94-ФЗ, утратил силу)
Слайд 45Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение
Пункт 10 ст. 3 «уполномоченный орган, уполномоченное учреждение
- государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26…»
Статья 26 «В целях централизации закупок… могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители)»
»
.
Слайд 46Оператор электронной площадки
Часть 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ
«В целях настоящего
Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок»
Слайд 47Специализированная организация
Часть 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ «Заказчик вправе привлечь
на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона... При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком»
Слайд 48Комиссия по осуществлению закупок
Статья 39 Закона № 44-ФЗ
«3. Заказчиком могут создаваться
конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека»
«5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки»
Слайд 49Эксперт, экспертные организации
Статья 41 Закона № 44-ФЗ «1. Заказчики привлекают экспертов,
экспертные организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены: 1) физические лица: а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы».
»
Слайд 50Актуальные проблемы правового регулирования
Переход к контрактной системе
Соотношение норм ГК РФ и
законодательства о закупках
«Проблема декабря»
Расчет экономии
Определение максимальной цены контракта
Признание правосубъектности за консорциумами и др.
Слайд 51«Корпоративные закупки»
Две точки зрения:
Закупки, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ
Закупки,
осуществляемые не в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Слайд 52План закупки товаров (работ, услуг)
Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932
Заказчик
размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в ЕИС на период от пяти до семи лет)
Утверждена форма плана закупки
В план не включаются сведения о закупках:
составляющие государственную тайну;
по которым принято решение Правительства РФ;
на сумму до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.).
План должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.
Слайд 53Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме
Постановление
Правительства РФ от 21.06.2012 № 616
Закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:
Если информация о закупке не подлежит размещению на ООС (до 100 тыс. руб.; государственная тайна; закупки, по которым принято решение Правительства РФ)
Если потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения
Если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке
Слайд 54Размещение на официальном сайте информации о закупке
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012
№ 908
Закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:
Если информация о закупке не подлежит размещению на ООС (до 100 тыс. руб.; государственная тайна; закупки, по которым принято решение Правительства РФ)
Если потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения
Если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке
Слайд 55Реестр договоров
Статья 4 Закона № 223-ФЗ
19. Заказчик не позднее 10-го числа
месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Слайд 56Реестр договоров
Статья 4.1 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014
№ 1132 (вступило в силу с 1 января 2015 г.)
До ввода в эксплуатацию ЕИС реестр размещается на официальном сайте
Реестр договоров – это аналог реестра контрактов, обязательного для государственных и муниципальных заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ.
Процедура ведения реестра договоров подразумевает совместные действия заказчиков и Федерального казначейства. Заказчики формируют сведения о заключенном договоре и направляют их в Казначейство. Если по итогам проверки нарушений не выявлено, Казначейство формирует реестровую запись и присваивает договору уникальный идентификационный номер.
Реестр ведется в электронном виде.
Постановлением № 1132 определено, какая информация не включается в реестр договоров. Во-первых, это информация о заключенных договорах, не размещаемая в ЕИС (например, сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.). Во-вторых, в реестр договоров не вносятся сведения о закупках товаров, работ, услуг и о заключении договоров, составляющие государственную тайну.
Данные, которые нужно размещать в реестре договоров, можно разделить на четыре группы: сведения о заказчике, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), данные о предмете договора и описание особых условий проведения закупки.
В Постановлении № 1132 содержится указание на внесение информации в реестр договоров в различные сроки, в зависимости от совершаемых действий. Например, информация о факте заключения договора вносится в реестр в течение 3 рабочих дней после заключения договора. Сведения о внесении изменений, об исполнении или о расторжении договора включаются в реестр договоров в течение 10 дней с момента совершения соответствующего действия.
Слайд 57Участие в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП)
Часть 8 статья
3 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (применяется с 1 июля 2015 г., если объем выручки заказчиков более 10 млрд руб.; с 1 января 2016 г. – в отношении остальных)
Положение распространяется на заказчиков, суммарный объем выручки (доходов) которых за предшествующий год превышает 1 млрд руб.
Закупки у СМСП - 3 вида:
а) участниками которых являются любые лица, в т.ч. СМСП;
б) участниками которых являются только СМСП;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП.
Годовой объем закупок у СМСП – не менее 18% («а», «б», «в»).
Совокупный годовой стоимостной объем договоров – не менее 10% (пункт «б»).
Слайд 58Общие требования к составу заявки участника (из практики «корпоративных закупок»)
Письмо о
подаче оферты
Техническое предложение
График поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)
Смета расходов
График оплаты
Анкета потенциального участника
Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров
Справка о материально-технических ресурсах
Справка о кадровых ресурсах
Копии балансов, отчетов о прибылях и убытках
Документ об одобрении крупной сделки, сделки с заинтересованностью
Копии лицензий и иных обязательных документов
Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям закупочной документации (свидетельств о регистрации, о постановке на налоговый учет, из статистики, протокола о назначении ЕИО, устава, некоторых налоговых деклараций, оригинал выписки из ЕГРЮЛ) (пример из судебной практики о составе заявки: МГУ против ФАС России)
Слайд 59Общие требования к заявке участника
Объективный анализ
Квалификация
Критерии определения победителя
Требования к оформлению и
подаче заявки
Технические требования
Условия договора, оплаты, обслуживания
Субъективный анализ
Участие в закупках заказчика
Отзывы о проведенных закупках
ВАЖНО
Информирование заказчика до закупки о своей продукции и ее преимуществах
Слайд 60Примеры ограничительных требований в закупочной документации
Формирование лота – искусственное укрупнение
«Закрытые спецификации»
(требования соответствуют только продукции конкретного производителя)
Необоснованные требования к продукции
Слайд 61Типичные ошибки участников закупок
Отсутствие координации и плана работы
Незнание принципов и процедур
конкурентных закупок
Халатное отношение к составлению документов
Игнорирование требований документации
Внесение изменений в формы заказчика
Незаполнение форм заказчика
Игнорирование квалификационных требований
Неполный состав документов
Переоценка «административного ресурса»
Незаверенные документы
Слайд 62Обеспечение обязательств по Закону № 223-ФЗ
Закон № 223-ФЗ и ГК РФ
не устанавливают ограничений для организатора на выбор форм предоставления обеспечения обязательств участниками закупок
Группы обязательств участников закупок, относимых на практике организаторами закупок к категории «обеспечиваемых»:
Обязательство не изменять, не отзывать заявку после истечения срока окончания приема заявок в течение срока действия заявки;
Обязательство подписать протокол о результатах торгов в порядке и сроки, предусмотренные в документации о закупке в случае признания поставщика победителем торгов;
Обязательство до заключения договора предоставить обеспечение исполнения договора;
Обязательство заключить договор на условиях, установленных в извещении о закупке, документации о закупке и заявке участника;
Обязательство не предоставлять заведомо ложные сведения, не искажать намеренно информацию или документы, приведенные в составе заявки (реже)
Обязательство участника по запросу предоставить разъяснение сведений, содержащихся в заявке (реже)
Слайд 63Обеспечение заявки
– не задаток
Не имеет платежной функции
Не идет на погашение основного
обязательства, а возвращается всем участникам после подписания договора
Подписание договора по своему правовому содержанию не является денежным обязательством, хотя и может носить имущественные последствия для победителя. Задатком же в соответствии с п. 1 ст. 380 ГК РФ обеспечиваются только денежные обязательства
Слайд 64Обеспечение заявки
– не залог
Денежные средства в безналичной форме не являются предметом
залога, т.к. одним из существенных признаков договора о залоге является возможность реализации предмета залога, а денежные средства таким признаком не обладают (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 1996 г. № 7965/95)
Согласно ст. 350 ГК РФ, реализация (продажа) заложенного имущества производится путем продажи с публичных торгов. Продажа денежных средств с публичных торгов представляется абсурдом.
Слайд 65Обеспечение заявки
- не неустойка
Неустойка уплачивается только после того, как обеспечиваемое ею
обязательство не исполнено, в то время как денежные средства вносятся в качестве обеспечения заявки на счет организатора до возникновения факта неисполнения и не возвращаются победителю, уклонившемуся от подписания договора
Вывод: внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки не отвечает признакам, характерным для неустойки, залога, задатка, не является способами, предусмотренными законом, а является самостоятельным способом обеспечения исполнения обязательств участника и должно быть закреплено договором
Слайд 66Квалификационные требования
Явные (указаны в документации в качестве собственно «квалификационных требований»)
Скрытые (содержатся,
как правило, в техническом задании в виде требований к продукции, а не к поставщикам)
Слайд 67Варианты проверки квалификации участника закупки
Квалификация как стадия закупки (проверка квалификационных характеристик
для допуска/недопуска заявок, оценка по квалификационным критериям на стадии сопоставления заявок, постквалификационные процедуры)
Самостоятельные квалификационные процедуры, не являющиеся стадией отдельной закупки (предквалификация). Результат – список «проверенных» («надежных») поставщиков (опыт Японии).
Слайд 68Цели квалификационного отбора
Минимизация рисков заказчика от вероятности неисполнения контракта (пример из
практики об оспаривании квалификационных требований: МГУ против ФАС России)
Сокращение времени на конкретную процедуру закупки
Повышение прозрачности закупки
Слайд 69Значение понятия «квалификация»
- несколько точек зрения
Совокупность трех групп квалификационных критериев:
ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, технические и т.д.); опыт (юридического или физического лица); деловая репутация (рейтинги, благодарности, грамоты и т.д.)
Уровень профессиональной подготовки физического лица - исполнителя
Слайд 70Пример. ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к участникам закупочных процедур (приложение к Регламенту закупочной
деятельности)
Обязательные требования к участникам закупочных процедур
Участник закупочных процедур в любом случае должен быть:
правоспособным в полном объеме на участие в закупочной процедуре, заключение и исполнение договора по результатам такой закупочной процедуры;
в отношении участника не должно проводиться процедур ликвидации (для юридического лица) и должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании участника банкротом и об открытии конкурсного производства (для юридического лица и индивидуальных предпринимателей);
деятельность участника не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
у участника должна отсутствовать просроченная задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Дополнительные общие требования к участникам закупочных процедур
К участникам закупочных могут быть предъявлены следующие дополнительные специальные требования:
наличие у участника положительной деловой репутации (включая наличие у участника рейтингов, наград или дипломов выставок и т.п.);
наличие у участника опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
наличие у участника:
производственных мощностей,
технологического оборудования,
трудовых,
финансовых ресурсов;
квалификация ключевых работников участника, привлекаемых для выполнения договора.
Слайд 71Предквалификация и постквалификация
Предквалификация – открытая процедура проверки участников закупок на соответствие
квалификационным требованиям, составление списка «проверенных» участников (не следует путать с рассмотрением заявок в процессе допуска/недопуска в стадию оценки)
Постквалификация – процедура проверки квалификации участника, который предварительно признан лучшим среди других участников закупки
Слайд 72Когда целесообразно проводить предварительный квалификационный отбор?
Закупается сложная продукция
Квалификация участника имеет ключевую
роль в реализации договора
Имеется время для проведения предварительного квалификационного отбора
Слайд 73Когда нецелесообразно проводить предварительный квалификационный отбор?
Закупается простая продукция
Условия исполнения договора не
требуют от участника высокой квалификации
Заказчик ограничен во времени при проведении закупки
Слайд 74Проверка квалификационных характеристик на стадии допуска/недопуска – несколько правил
Возможность установления квалификационных
требований должна быть предусмотрена Положением о закупках
Квалификационные требования должны быть четко изложены в документации о закупке
Квалификационные требования должны быть применимы ко всем участникам закупки
Квалификационные требования должны быть измеряемыми
В документации о закупке должны быть указаны документы, которые заказчик считает приемлемыми для подтверждения квалификации (копии договоров, актов сдачи-приемки работ, справки и др.)
Несоответствие участника хотя бы одному требованию должно влечь отстранение от участия в закупке
Слайд 75Оценка квалификации на стадии оценки и сопоставления заявок
«Золотой стандарт» - усреднение
и учет баллов, проставленных каждым членом комиссии по каждому из показателей квалификационного критерия (например, до 4 баллов за аналогичные договоры, до 4 баллов за трудовые ресурсы, до 2 баллов – за финансовые ресурсы)
Слайд 76Процедура предварительной квалификации (содержится в Положении о закупках;
один из вариантов)
Заказчик определяет
направления будущих закупок (например, строительство, кейтеринг, уборка территории)
Заказчик размещает извещение о предотборе и квалификационную документацию (порядок отбора, сроки подачи заявок, критерии отбора)
Закупочная комиссия заказчика принимает заявки, осуществляет процедуру допуска к участию в отборе, а затем оценку и сопоставление заявок
По итогам оценки и сопоставления заявок формируется Перечень «проверенных» («надежных», «квалифицированных» и др.) поставщиков на определенный период (например, на 1 год), в течение которого заказчик может проводить закупку только у поставщиков, включенных в этот Перечень (формально это будут открытые закупки)
Слайд 77Постквалификация (также должна содержаться в Положении)
Участник «на бумаге» может указать любую
квалификацию и выиграть. И если его официально признать победителем в протоколе оценки и сопоставления заявок, то в судебном порядке такой участник может оспорить решение закупочной комиссии (т.к. оферта акцептована)
В связи с этим рекомендуется указать в Положении, что победитель не утверждается в этом «статусе» до тех пор, пока не будет проверена декларируемая им квалификация (Типовой закон ЮНСИТРАЛ: «Закупочная организация дисквалифицирует поставщика или подрядчика, если она в любое время обнаружит, что информация, представленная в отношении квалификационных данных этого поставщика или подрядчика, является ложной или содержит неверные данные…»)
Слайд 78Возможно ли создание собственного реестра недобросовестных контрагентов?
Несмотря на отсутствие прямого запрета
на ведение подобного реестра, вести его не рекомендуется, т.к. существование такого реестра может быть квалифицировано в качестве нарушения Закона № 223-ФЗ (норм о реестре недобросовестных поставщиков, принципов и др.).
Рекомендуется включать в документацию такое требование к участникам закупки, как «отсутствие неурегулированных разногласий по совершенным ранее сделкам».
Слайд 79Ошибки в заявке участника закупки
Статья 43 Типового закона ЮНСИТРАЛ (ч. 1)
«b)
закупающая организация может рассматривать тендерную заявку как отвечающую формальным требованиям, даже если в ней имеются незначительные отклонения, которые существенно не изменяют или не являются существенным отступлением от характеристик, условий и прочих требований, изложенных в тендерной документации, или если в ней имеются ошибки или недочеты, которые могут быть исправлены, не затрагивая существа тендерной заявки. Любые такие отклонения выражаются, по мере возможности, количественно и соответствующим образом учитываются при оценке тендерных заявок»