Слайд 1Основы предпринимательской деятельности
модуль 5
Основы бизнес-планирования
Основы бизнес-планирования имеет направленность
на начинающих предпринимателей, не имеющих специального образования в области планирования и разработки бизнес проектов.
Слайд 2Общие сведения по дисциплине
Название
Основы бизнес-планирования
Читается для
начинающих предпринимателей, не имеющих специального
образования в области планирования и разработки бизнес проектов.
Важность изучения дисциплины
Данная программа позволяет ориентироваться в разработке бизнес-проектов.
Сфера профессионального использования
Основы бизнес-планирования имеет направленность на начинающих предпринимателей, не имеющих специального образования в области планирования и разработки бизнес проектов. Данная программа позволяет ориентироваться в разработке бизнес-проектов.
Слайд 3Краткое описание дисциплины
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один
из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, слушатели знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе хозяйственной деятельности руководству предприятия приходится принимать решения, касающиеся разработки стратегии развития, формирования стратегических зон хозяйствования, определения номенклатуры выпускаемых товаров, уровня конкурентоспособности предприятия на рынке, оптимальной структуры производства и капитала и т.п.
Современные хозяйствующие субъекты находятся в динамичной среде, которая характеризуется высокой степенью неопределенности, вызванной отсутствием полноты, точности и достоверности информации о множестве факторов внешней и внутренней среды, степени их влияния на хозяйствующие субъекты, его сохранении в будущем. Вследствие этого руководство каждого предприятия заинтересовано в уменьшении степени неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях, что достигается при помощи внутрифирменного планирования.
Особое место в системе внутрифирменного планирования занимает бизнес-планирование, которое, реализуясь в рамках общей стратегии развития фирмы, направлено на разработку проектов по выпуску новых видов продукции и привлечению необходимых финансовых ресурсов.
Несмотря на большое число литературных источников, посвященных вопросам разработки и реализации бизнес-планов, представляется, что последовательное рассмотрение основных этапов бизнес-планирования как с теоретической, так и практической точек зрения будет небесполезно для читателя, интересующегося вопросами составления бизнес-плана. Эти положения обусловили структуру нашего практического пособия, за основу которой была взята наиболее часто используемая на практике структура бизнес-плана. В предисловии рассмотрены общие положения, касающиеся бизнес-планирования как составной части системы внутрифирменного планирования современных предприятий. Разделы представляют собой соответствующие разделы бизнес-плана, причем каждый состоит из двух частей. В первой, теоретической, части обобщены существующие в специальной литературе разработки и рекомендации в соответствующей области, во второй, практической, показано, как эти рекомендации могут быть реализованы на практике. В качестве примера использована разработка вымышленного бизнес-плана, данные для расчета которого тем не менее учитывают современные реалии ведения бизнеса, что позволяет использовать наш пример в качестве образца при разработке реальных бизнес-планов.
Слайд 4Цели и задачи преподавания дисциплины
Основная цель данного курса – познакомить слушателей
с основами бизнес-планирования, которые имеются в деятельности каждого предприятия, сформировать теоретические знания и практические навыки по организации процесса бизнес – планирования.
Задачи курса:
изучить роль бизнес – планирования в современном предпринимательстве;
выявить необходимость и преимущества применения бизнес – планирования в деятельности предприятий;
определить цели и задачи бизнес – планирования;
познакомить со структурой бизнес-плана;
объяснить взаимосвязь основных разделов бизнес-плана;
проанализировать типичные ошибки и недостатки в бизнес – планировании;
развить навыки деловой активности с помощью организации составления бизнес-планов.
Слайд 5Место дисциплины среди смежных дисциплин
Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов Маркетинг,
менеджмент, экономическая теория, правоведение, стратегическое планирование, финансовый менеджмент, менеджмент персонала.
В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины инновационное управление, инвестиционное управление.
Слайд 6Начальные знания
Для успешного освоения курса требуется знание
Особенности развития экономики России
в условиях рыночных отношений;
Определение рынка, его сущности, виды;
Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Слайд 7Итоговые знания, умения и навыки
Оценивать экономическую ситуацию в стране и в
мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
Составлять производственный план;
Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Слайд 8Содержание лекционного курса
Тема 1. Вводная лекция. Основы внутрифирменного планирования
Тема 2. Основы
современной методологии бизнес – планирования
Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования
Тема 4. Методика составления бизнес-плана
Тема 5. Бизнес – диагностика деятельности предприятия
Слайд 9Тема 1. Вводная лекция. Основы планирования
Первая тема курса является вводной
в предмет бизнес – планирование.
Миссия организации. Роль миссии в управлении организацией. Оценка условий функционирования организации и определение ее производственно-коммерческого потенциала. Цели организации. Основные требования к формулировке целей.
Слайд 10Тема 2. Основы современной методологии бизнес – планирования
Вторая тема курса
целиком посвящена рассмотрению Понятия бизнес – планирование – как комплексный процесс. Сферы применения планирования. Необходимость и преимущества применения бизнес- планирования в деятельности предприятий в рыночных условиях.
Объективные и субъективные причины ограничений применения бизнес – планирования. Пределы планирования.
Основная цель бизнес - планирования. Главная цель бизнес-плана. Стратегические и тактические задачи. Примеры задач бизнес – планирования. Взаимосвязь задач.
Функции бизнес - планирования: внутрифирменные, внешние. Основополагающие принципы: единства, гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.
Слайд 11Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования
В данной теме Вы
познакомитесь с определение процесса бизнес – планирования. Основные стадии бизнес – планирования: подготовительная, стадия разработки бизнес-плана, стадия продвижения, стадия реализации бизнес-плана.
Формирование бизнес-идеи – ключевой момент подготовительной стадии. Определение бизнес идеи. Источники новых идей.
Презентация бизнес-плана. Области презентации. Шесть этапов процедуры аудита бизнес-плана.
Определение реализации бизнес-плана. Основные задачи реализации бизнес-проекта и составления бюджета. Стадии реализации бизнес-плана. Завершение реализации бизнес-плана.
Слайд 12Тема 4. Методика составления бизнес-плана
В данной теме рассматриваются основные этапы
разработки бизнес-плана: сбор деловой информации; определение целей разработки бизнес-плана; выявление конкретных адресатов бизнес-плана; создание структуры бизнес-плана.
Содержание основных разделов бизнес-плана.
Слайд 13Тема 4. Бизнес – диагностика деятельности предприятия. Реализация бизнес - плана
В данной теме рассматривается понятие бизнес–диагностики деятельности предприятия. Предназначение бизнес – диагностики. Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный анализ.
Разделы полномасштабной бизнес–диагностики деятельности предприятия. Бизнес-диагностика решает важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности предприятия.
Слайд 14Формы контроля
Текущий контроль
Ответы на вопросы в форуме
Итоговый контроль
Выполнение лабораторной работы
Слайд 15Глоссарий
Бизнес-план – документ, предназначенный для всестороннего обоснования целесообразности реализации проекта и
оценки желаемых результатов.
Бизнес-планирование – процесс разработки документации для обоснования и оценки идеи или проекта.
Валовая прибыль - разница между ценой, полученной от первого покупателя продукции, и переменными затратами.
Даже привлекательность продукции длительного хранения может измениться, если не предусмотрены условия длительного хранения.
Дифференциация услуг – предложение новой услуги в рамках одного типа услуг, но направленной на другую целевую аудиторию.
Дифференциация цен - в соответствии с маркетинговой стратегией, продукция будет иметь различные цены, если она продается по различным каналам распределения в различной упаковке. Для массового распределения отпускная цена производителя устанавливаются таким образом, чтобы покрыть предельные затраты с целью поддержания большого спроса на продукцию (например, основные продукты питания), в то время, как для стратегии "ниши" цена будет установлена на уровне средней себестоимости, чтобы небольшие заказы оставались прибыльными.
Добавленная стоимость - важный элемент любого процесса производства, который создает прибыльность бизнеса. Представляет собой стоимость, добавленную к цене продукции или услуги, являющуися разницей между себестоимостью и выручкой, полученной после продажи продукции (услуги).
Доля на рынке - доля в общем спросе на продукцию, которая поставляется определенным производителем или торговой фирмой.
Исследование рынка услуг – систематическое изучение рынков, их способности обеспечивать воспроизводство услуг для удовлетворения потребностей имеющихся и потенциальных потребителей.
Качество услуги – способность услуги последовательно отвечать на ожидания потребителя или превосходить их.
Каждый фактор, влияющий на бизнес, является существенным, но только некоторые из них могут определять будущее всего предприятия, поэтому они должны быть выявлены на ранних этапах и постоянно контролироваться.
Слайд 16Глоссарий
Посредник - непосредственный потребитель и в то же время продавец товара.
Посредник представляет собой промежуточный уровень для бизнеса, который не хочет напрямую работать с конечным пользователем. Доставка, запас продукции, возможности упаковать, торговые помещения, условия оплаты являются предметом заботы данных партнеров по бизнесу. Выбор посредников очень важен, поскольку они влияют на имидж продукции. Часто критикуемые, посредники, тем не менее, играют важную роль: они являются связующим звеном между производителем и потребителем. Малый бизнес, который не имеет средств вести дела непосредственно с конченым пользователем, нуждается в посредниках для продажи своей продукции.
Продвижение на рынок - любые средства, чтобы информировать рынок о продукции. Помимо рекламы, бизнес на рынке следует представить путем распространения листовок, буклетов и использования других средств коммуникации в пунктах розничной торговли.
Решающие факторы успеха - факторы, на которых основан успех вашего бизнеса. Наиболее важная и трудная задача для высшего руководства компании состоит в выявлении таких факторов, которые будут сводить на нет все усилия бизнеса, если их не учесть: они могут касаться поставок, маркетинга, ценообразования, упаковки, распределения продукции, производственного процесса (качества конечного продукта) а также общей организации бизнеса, рабочей силы или финансового обеспечения проекта.
Риск – уровень неопределенности в предсказании результата; вероятность потери ресурсов или доходов.
Рынок – это группа потенциальных потребителей со схожими нуждами и потребностями. Выделяют существующие, скрытые и зарождающиеся рынки.
Связи с общественностью - компонент стратегического подхода к рынку. Маркетинг любой продукции будет осуществляться гораздо проще, если компания уже известна потребителю. Мудрые бизнесмены стараются сохранить соответствующий имидж своего предприятия, своей торговой марки и использовать возможные средства приобретения известности. Общий имидж компании создается со временем, благодаря различным средствам, весьма отличным от рекламы: пресса, научные контакты и т.д. Группа потенциальных потребителей, которая характеризуется определенными свойствами. Маркетинг любой продукции будет осуществляться гораздо проще, если компания определила сегменты рынка, заинтересованные в производимой ею продукции. Каждый сегмент, возможно, потребует разработки определенной сети распределения, соответствующих цен и упаковки. Обычно выделение сегментов проводится на основе уровня дохода, возраста, рода деятельности, района, частоты покупок.
Слайд 17Список литературы
Основная
Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг: Учебник. / Ю. П.
Анискин, А.М. Павлова. - Москва : Омега – Л, 2003. -280 с.
Горемыкин В.А. Бизнес план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. / В.А. Горемыкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось - 89», 2007.- 592 с.
Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. / Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 160 с.
Петухова С.В. Бизнес – планирование: как обосновать и реализовать бизнес – проект / С.В. Петухова. – 2-е изд., стер. – Москва : Омега – Л, 2007. -191 с.
Слайд 18Список литературы
Дополнительная
Акуленок Д. Н. и др. Бизнес- план фирмы: Комментарий методики
составления. Реальный пример / Д. Н. Акуленок, В. П. Буров, В. А. Морошкин, О. К. Новиков; Ассоциация авторов и издателей "Тандем". - М. : Гном-Пресс, 1997. - 88с.
Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по группе спец. 0600 "Экономика и управление". - М. : ФОРУМ, 2003. - 271с.
Богомолова Л. Л. Бизнес-планирование: методика, консалтинг, практикум: Учеб. пособие для студ. экон. спец. / Тюменская гос. сельскохозяйственная академия. - Ялуторовск : ДГУП "Ялутуровская типография", 2000. - 98с.
Быстров А. Н. Развитие бизнес-плана: Учеб.-метод. пособие для слушателей Регион. учеб. центра переподготовки военнослужащих / Санкт-Петербургский гос. инженерно- экономический ун-т. - СПб. : СПбГИЭУ, 2001. - 95с.
Висящев В. А. Бизнес-планирование: теория и практика. - 2.изд., испр. и доп. - Донецк : ООО "Норд Компьютер", 2001. - 412с.
Ильин В. Н. Глоссарий бизнесмена. Термино-, фразеологический словарь: Учеб. пособие по курсам "Организация предпринимательской деятельности", "Бизнес-планирование" для студ. спец. 060800 / Саратовский гос. технический ун-т. - Саратов, 2001. - 92с.
Козырев В. А., Корсакова В. В. Бизнес-план предприятия: Учеб. пособие / Московский гос. ун-т путей сообщения (МИИТ). Кафедра менеджмента. - М. : МИИТ, 2000. - 178с.
Лихтерман С. С., Федунец Н. И. Бизнес-планирование: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по горным специальностям. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательство Московского государственного горного университета, 2001. - 208с.
Сборник бизнес- планов с комментариями и рекомендациями / Российская экономическая академия / В. М. Попов (ред.). - 3. изд., доп. и перераб. - М. : КноРус, 2000. - 359с.
Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие для студ. экон. спец. / Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова / В. М. Попов (ред.). - М. : Финансы и статистика, 2000. - 478с.
Цвиркун А. Д., Акинфиев В. К. Анализ инвестиций и бизнес-план: Методы и инструментальные средства. - М.: Ось-89, 2002. - 286с.
Шуплецов А. Ф., Чистякова О. В. Стратегическое и бизнес-планирование: Учеб. пособие / Иркутская гос. экономическая академия. - Иркутск : Издательство ИГЭА, 2001. - 104с.
Слайд 19Сведения об авторе
ФИО: Шевченко Наталья Владимировна
Место работы: Институт государственного и
муниципального управления БелГУ
Должность: старший преподаватель
социальных технологий Кафедра:
Контактная информация:
Адрес Белгород, ул. Победы, 85, кор. 14.
Рабочий телефон 8(472) 325451
E-mail Nshevchenko@bsu.edu.ru