Слайд 1Основы бизнес-планирования и финансового моделирования.
Слайд 2Бизнес-план — программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению определенных
целей его деятельности, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.
Основные функции бизнес-плана:
Разработка стратегии развития бизнеса
Внутрифирменные оценка и планирование
Привлечение кредитных ресурсов
Привлечение институциональных инвесторов
Координация и мотивация персонала
Слайд 3Финансовое моделирование
На основе всех исходных данных строится финансовая модель, отражающая операционную,
инвестиционную и финансовую деятельность компании, а также основные характеристики внешней среды.
По финансовой модели проводят:
оценку эффективности инвестиционного проекта
анализ различных сценариев развития
подбор наилучших вариантов финансирования
количественный анализ рисков.
Слайд 4Особенности:
Планирование будущей деятельности компании
Ориентация на результат, достижение целей
Обоснованное
отражение наиболее важных для пользователя фактов
Принцип разумной детализации
По длительности проекты бывают:
Краткосрочные (до 1 года)
Среднесрочные (от 1 до 3-5 лет)
Долгосрочные (от 3-5 до 10-20 лет)
Слайд 5Типовые разделы БП по UNIDO:
Резюме
Описание товара или услуг
Маркетинговый
план
Организационный план
План производства
Финансовый план
Оценка рискованности проекта
Регламентированной структуры БП не существует, однако есть рекомендательные стандарты, например UNIDO
Слайд 6Project Expert – для финансового моделирования и …
А также - оценка
потребности в финансировании и проработка его схемы
Слайд 8Бизнес-план составляется под конкретных инвесторов, следовательно, его структура и содержание должны
отвечать их интересам.
Внутренние
учредители,
менеджмент,
персонал
Внешние
инвесторы,
кредиторы,
партнеры
Группы пользователей БП:
Слайд 9Финансирование инвестпроектов
Инвестпроект предполагает первоначальное вложение денег в основные средства, набор и
обучение персонала, получение лицензий, прочие издержки инвестиционного периода.
Источником инвестиций могут служить:
Собственный капитал (уставный капитал, нераспределенная прибыль)
Привлеченный капитал (за счет выпуска новых акций или вхождения в уставный капитал)
Заемный капитал (кредиты и займы)
Слайд 10Собственный капитал:
Относительно легкая и доступная мобилизация
Сохранение контроля за компанией
Отсутствие периодических платежей
Плюсы
Минусы
Ограниченность объемов привлечения
Теоретически высокая цена привлечения нераспределенной прибыли (инвестиции VS дивиденды)
Отвлечение средств из оборота
Слайд 11Заемный капитал:
Возможность привлечь значительный объем средств
Сохранение контроля за компанией
Относительно невысокая цена привлечения
Плюсы
Минусы
Необходимо удовлетворять большому числу требований (залог, финансовые показатели)
Отвлечение средств из оборота
Слайд 12Привлеченный капитал:
Возможность привлечь значительный объем средств
Единственный источник капитала для
стартапов и венчурного бизнеса
Независимый контроль за эффективностью
Плюсы
Минусы
Самый дорогой вид капитала
Сложность и длительность процедуры привлечения средств
Риск потери контроля над компанией
Слайд 13Оценка шансов на получение финансирования:
Основные моменты в проверке привлекательности проекта
Методы самостоятельносй оценки бизнес-плана
Форс-мажорные обстоятельства и изменения во внешней среде
Подготовка к презентации
Основные стоп-факторы бизнес-проектов:
Компетентность команды
Прозрачность структуры собственности
Соотношение собственных и заемных средств
Нереалистичные показатели
Слишком общая информация
Слайд 14
Располагает ли команда опытом реализации подобных проектов?
Хорошо ли инициаторы
проекта знают отрасль?
Насколько они заинтересованы в результате?
Предоставляют ли инициаторы проекта документы, подтверждающие предварительные договоренности с партнерами, поставщиками, подрядчиками, органами власти?
Обоснование ключевых компетенций команды проекта:
Слайд 15Стоп-факторы проектов. Что может стать ограничителем
Непроработанные структура и объем БП
– слишком много/мало данных
Недостаточность обоснований – наличие ничем не подтвержденных финансовых расчетов, слабая проработка раздела о команде
Неточности и ошибки в финансовой модели компании – не учтены особенности проекта и/или неверное использование методик расчета
Отсутствие адресности – слишком общий характер БП, не проработан раздел эффективности для инвесторов
Неучет временного фактора: несвоевременное получение разрешительной документации, задержки поставок оборудования, несвоевременный ввод в эксплуатацию, на производственной фазе – задержки платежей за продукцию
Слайд 16Переоценка доходов проекта
Возможные причины
Неправильная оценка будущих поступлений
Отсутствие или
некорректное проведения анализа рынка
Неправильные методики расчета
Следствие
Цифры сбыта необоснованны и не подтверждены
Ценообразование строится «на коленке»
Слайд 174P комплекса маркетинга:
Product – что продавать
Price – по какой
цене продавать
Place – где продавать
Promotion – как продвигать
В бизнес плане маркетинговый план отвечает на все эти вопросы и предоставляет информацию о внешней среде, рынке в целом, конкурентах, рыночных тенденция, etc.
Без маркетингового анализа невозможно построить финансовую модель и БП в целом.
Слайд 18Этапы маркетингового анализа:
Оценка конъюнктуры рынка
Оценка потенциальной емкости рынка
Прогноз продаж и сегментации рынка
Оценка конкурентов и своей конкурентоспособности
Основные методики анализа:
SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats)
PEST-анализ внешней среды (Political, Economic, Social, Technological)
Матрица BCG (Boston Consulting Group)
Слайд 19Маркетинг. Вопросы, которые стоит проработать:
Может сократиться спрос на продукцию в
течение горизонта планирования?
Есть ли проработанная стратегия маркетинга для планируемого увеличения доли рынка / нового рынка?
Существует неудовлетворенный спрос на продукцию, если предполагается существенный рост объемов выручки?
Есть ли сильные конкуренты? Выше ли планируемые цены, чем у конкурентов и чем это обосновано?
Есть ли примеры производства аналогов? Существует ли потребность в продукции? Каковы целевые потребители?
Есть ли у продукции явные конкурентные преимущества и будут ли они сохранены?
Слайд 20Для финансового моделирования анализ рынка должен дать:
Цены на продукцию, сырье,
услуги, основные средства, а также условия их оплаты (в кредит, предоплата, сложная схема)
Конкурентный уровень зарплат персонала, требуемое количество кадров
Первоначальные инвестиционные издержки
Условно-постоянные (общие) издержки
Темпы инфляции по основным категориям цен
Схемы налогообложения
Доступность заемного и привлеченного капитала
Слайд 21Отсутствие затрат на продвижение
Возможные причины
Отсутствие комплексного плана маркетинга
Руководство считает
рекламу «пустой тратой денег»
У компании отсутствуют эффективные каналы продаж
Следствие
Невозможность выполнить план сбыта
Неизвестность компании и ее продуктов на рынке
Ослабление бренда
Дополнительные (незапланированные) траты на маркетинг
Слайд 22Максимальная загрузка мощностей
Возможные причины
Неправильно спрогнозированный сбыт
Бизнес-план составлен с учетом
максимально возможной загрузки, не учитывающей повышенный износ, более дорогое обслуживание и возможные поломки оборудования
У компании отсутствуют эффективные каналы продаж
Следствие
Затраты на складские расходы
Повышенный износ оборудования
Более дорогое обслуживание и ремонт
Слайд 23Недочеты в технической и производственной проработке проекта:
Недооценка значимых факторов проекта,
в том числе сезонности сбыта и производства
Неучет условий закупок и поставок, необходимости формирования страховых запасов продукции и т.д., сроков выхода на проектную мощность
Недооценка возможных лимитирующих факторов (нехватки производственных мощностей на растущем рынке)
Отсутствие проработанной проектно-сметной документации
Использование устаревшей или не соответствующей стандартам технологии
Слайд 24Недооценка текущих затрат
Возможные причины
Упрощенный подход к подсчету затрат
Экспертный (недокументальный)
метод оценки
Отсутствие технологических карт производства
Следствие
Необоснованное завышение прибыли
Переоценка экономической эффективности проекта
Слайд 25План производства:
Сколько продукции требуется произвести?
Как произвести эту продукцию?
Какие
затраты необходимы для производства?
Условно-постоянные
Аренда площадей
Электроэнергия
З/П офисного персонала
Условно-переменные
Сырье и материалы
Сдельная З/П
Прямые
Материалы, из которых изготавливается продукт
Э/э в цеху
Косвенные
З/П офисного персонала
Транспортировка
Затраты:
Слайд 26Недооценка инвестиционных вложений
Возможные причины
Укрупненная схема вложений, отображающая слишком много информации,
непозволяющая выявить ключевые факторы и цифры
Акцент только на какой-либо одной составляющей (например, производстве)
Следствие
Недооценка потребности в финансировании в целом или на отдельных этапах проекта
Подстройка проекта под финансирование, а не наоборот
Слайд 27Отсутствие инвестиций в оборотный капитал
Возможные причины
Потребность инвестиций в ОК не
учтена вообще
Учтена только какая-то часть инвестиций (например, формирование запасов сырья или материалов), не учитывающая другие аспекты проекта (расчеты с покупателями или поставщиками и т.д.)
Следствие
Неверно рассчитана ликвидность проекта
Неверно рассчитана потребность в финансировании
Другие ошибки в расчетах (и ожиданиях)
Слайд 28Неправильный тайм-менеджмент (недооценка факторов времени при реализации проекта)
Возможные причины
Проект построенный
и рассчитанный «на энтузиазме»
Факторы давления со стороны банка, инвесторов, акционеров и других заинтересованных сторон
Следствие
Задержки на различных этапах проекта
Простои и потери денег и ресурсов
Срывы сроков отдачи долгов, вследствие неверно рассчитанных сроков окупаемости, точки безубыточности и других параметров проекта
Слайд 29Несоответствие метода расчета денежных потоков и ставки дисконтирования
Возможные причины
Путаница с
«постоянными» и «текущими» ценами
Неправильная оценка будущих темпов инфляции
Непонимание современной методологии расчетов
Следствие
Искажение показателей эффективности
Неверно рассчитанные финансовые показатели
Потеря доверия инвесторов и акционеров и, как следствие, отказ в финансировании
Слайд 30Методологические ошибки:
Игнорирование временной стоимости денег
Отсутствие обоснованного выбора ставок дисконтирования
Ошибки в сфере учета особенностей законодательства
Недооценка объемов инвестиций, в том числе инвестиций в стартовый оборотный капитал
Расчет эффективности денежных потоков для компании и для акционеров
Отражение и учет рисков инвестиционного проекта:
Прогнозный характер данных –> необходимость учета рисков
Анализ чувствительности, сценарный анализ
Учет риска в ставке дисконтирования
Слайд 31Анализ эффективности инвестпроекта:
Рассчитываются по Cash-flow
Бывают:
Дисконтированные – NPV, PI,
DPBP
Недисконтированные – NV, IRR, ARR, PBP
Дисконтирование — это приведение всех будущих денежных потоков к текущему моменту времени.
Суть теории денег во времени – доллар сегодня стоит дороже доллара завтра, так как может быть проинвестирован и принести за это время некий доход. Дисконтирование учитывает, что при инвестировании в один проект мы отказывается от альтернативных вложений, и наилучшая из альтернативных доходностей формирует наши альтернативные издержки.
Слайд 32Дисконтирование
Коэффициент дисконтирования — это фактор, приводящий будущие денежные потоки к текущему
моменту, где r – ставка дисконтирования, а n – порядковый номер периода.
Ставка дисконтирования
Для проекта – цена привлечения капитала или альтернативная доходность
Для инвесторов – средняя доходность, которую они хотят получить от инвестирования в данный проект, с присущим ему уровнем риска.
Слайд 33Расчет ставки дисконтирования
В случае, если фирма использует и собственный и заемный
капитал, ставка дисконтирования рассчитывается по модели средневзвешенной стоимости капитала WACC.
,где
объем заемного капитала
стоимость заемного капитала
ставка налога на прибыль
объем собственного капитала
стоимость собственного капитала
Слайд 34Стоимость собственного капитала
Стоимость собственного капитала рассчитывается несколькими методами, среди которых модель
дивидендной доходности, а также Модель оценки капитальных активов CAPM
,где
безрисковая ставка доходности
коэффициент, характеризующий волатильность ц.б. компании по сравнению со среднерыночной
рыночная ставка доходности
рыночная премия за риск
Слайд 35Расчет эффективности проекта на основе общих денежных потоков
Возможные причины
Проект оценивается
на основе действующего проекта (производства, процессов, поступлений и т.д.)
Финансовый план строится с учетом многочисленных предположений о будущих поступлений
Эффективность отдельного проекта базируется на поступлениях всего холдинга (т.е. эффективности и поступлений от других проектов)
Следствие
Необъективные (чаще всего завышенные) показатели эффективности и сроков окупаемости проекта
Слайд 36Плановая финансовая отчетность:
Отчет о движении денежных средств (Cash-flow)
Отражает движение
денежных средств между фирмой и внешней средой
Показывает движение операционных, инвестиционных, финансовых потоков
Основная форма для оценки эффективности инвестпроекта
Бухгалтерский баланс
Показывает финансовое состояние на определенный момент
Демонстрирует Активы компании и источники их формирования
Отчет о прибыли и убытках
Отражает операционную деятельность компании
Слайд 37Основные показатели эффективности
NPV (Net Present Value) – Чистый дисконтированный доход
Характеризует
абсолютный экономический эффект от принятия проекта с заданной ценой капитала или альтернативными издержками
IRR (Inner Rate of Return) – Внутрення норма рентабельности
Характеризует максимальную цену капитала или альтернативную доходность, при которой проект не убыточен
Слайд 38Основные показатели эффективности
PI (Profitability Index) – Индекс прибыльности.
Характеризует относительную доходность
от проекта – доход на каждый вложенный рубль
DPB (Discounted payback period) – Дисконтированный срок окупаемости
Характеризует период возмещения первоначальных инвестиций за счет чистых текущих денежных потоков – время, за которое будут «отбиты» инвестиции и далее проект будет приносить чистый доход
Слайд 39Ошибки в расчете и интерпретации показателей для разных участников
Возможные причины
Путаница
в оценке NPV, IRR, DPBP и других показателей для собственного и внешнего финансирования
Возникновение двух бизнес-планов – одного «для себя», другого – для банка
Следствие
Некорректные показатели эффективности и сроков окупаемости проекта
Путаница с построением и управлением реального проекта
Слайд 40Игнорирование рисков
Возможные причины
Сложность описания и учета в расчетах
Затруднения в
выборы определяющих факторов рисков
Следствие
Неоправданно высокие риски проекта
Отсутствие заложенных мер по их снижению
Слайд 41Качественная оценка рисков:
Риски на инвестиционной стадии – временные и стоимостные
Производственные (эксплуатационные)
риски
Сезонность производства и сбыта
Рыночные (маркетинговые) риски
Риски команды проекта
Риски недофинансирования
Макроэкономические риски
Политические риски
Качественный анализ:
Идентификация проектных рисков
Оценка проектных рисков
Выявление ключевых рисков проекта
Слайд 42Количественная оценка рисков:
Анализ чувствительности
Корректировка ставки дисконтирования
Сценарный анализ
Статистический анализ Монте-Карло
Используем данные, непосредственно
связанные с ключевыми рисками проекта или точность значений которых подвергается сомнению
Ставка дисконтирования
Цены продукции / ключевых ресурсов
Объем реализации после выхода на проектную мощность
Факторы количественной оценки риска:
Слайд 43Проектный анализ.
Анализ безубыточности
Простейший вид анализа чувствительности
Грубая оценка влияния объемов
реализации на финансовые результаты – прибыль проекта
Слайд 44Проектный анализ.
Анализ безубыточности
Проект обычно признается устойчивым, если значение точки безубыточности
в стоимостном выражении не превышает 75 % от объема сбыта
Слайд 45Чувствительность показателей эффективности проекта, а также величины и периода появления минимального
значения кэш-фло к изменению ряда его параметров, включая ставку дисконтирования
Проектный анализ.
Анализ чувствительности
Слайд 46Однофакторный анализ - влияние каждого параметра рассматривается отдельно
Предусмотрена возможность создания
собственных показателей
Проектный анализ.
Анализ чувствительности
Слайд 47Проектный анализ.
Сценарный анализ (What-if)
Используется при конечном числе сценариев – вариантов
проекта
Позволяет рассмотреть одновременное влияние ряда факторов
Слайд 48Проектный анализ.
Сценарный анализ (What-if)
Иллюстрирует выбор возможных вариантов графическая интерпретация показателей
эффективности
Слайд 49Проектный анализ.
Статистический анализ
Ряд параметров рассматриваются как неопределенные
Из рассмотрения «выбрасываются» коррелирующие
параметры
Среднее значение – мат.ожидание. Неопределенность, являясь оценкой риска, характеризует разброс показателей. Устойчивость - доля расчетов, в которых на любом из периодов значения кэш-фло положительны, при отклонении факторов в заданных пределах.
Слайд 50Проектный анализ.
Статистический анализ
Возможность проанализировать гистограмму распределения показателей, наглядно отражающих величину
неопределенности
Слайд 51Оценка проектов применительно
к практике холдинговой компании
Слайд 52Создание профиля рисков
Перечислить все риски
Присвоить риски определенным категориям
Измерить подверженность каждому
риску
Проанализировать риски
Слайд 53Примерный перечень рисков
Рост цен у поставщиков
Рост издержек на персонал, аренду и
т.п.
Увеличение процентных ставок
Риск снижения цен на продукцию
Риск невыплаты дебиторской задолженности
Слайд 54Поправка на риск при расчете
влияния на стоимость
Существует 4 способа внесения поправки
на риск при расчете инвестиционных показателей проекта (NPV, PI, PBP, IRR):
использование более высокой ставки дисконтирования для рискованных активов,
сокращение неопределенных ожидаемых денежных потоков,
применение дисконта к полученной оценке,
учет того, как рынок оценивает проекты, характеризующиеся аналогичным риском.
Слайд 55Поправка на риск при расчете инвестиционных показателей проекта
Слайд 56Корректировка ставки дисконтирования на риск по модели оценки капитальных активов CAPM
Стоимость
собственного капитала можно рассчитать через модель оценки капитальных активов (CAPM – capital asset pricing model)
CAPM = R + b х (Rm – R) + x + y + f,
где
R – безрисковая ставка доходности
b – коэффициент бета
Rm – рыночная ставка доходности
x – премия за размер компании
y – премия за закрытость компании
f – страновой риск
Слайд 57Модель оценки капитальных активов CAPM
CAPM (usd) = 4,37% + 1,55 х
(7,76% - 4,37%) + 6,34% + 3,5% +3,78% = 23,24%
CAPM (eur)= 3,62% + 1,24 х (5,98% - 3,62%) + 6,34% + 3,5% +3,78% = 20,17%
Слайд 58Расчет рублевой ставки дисконтирования
Ставка дисконтирования в долларах составляет 20,72%. Для расчета
рублевой ставки дисконтирования используют формулу:
Где
Rusd – ставка дисконтирования в долларах
Brur – доходность по рублевым гособлигациям (обычно используют 10 летние) – 14,12%
Busd - доходность по долларовым еврооблигациями (обычно используют 10 летние) – 9,46%
Тогда рублевая ставка дисконтирования равна:
Слайд 59«Эксперт Системс» — аналитические решения для развития бизнеса и роста стоимости
компании
Компания «Эксперт Системс» свыше 15 лет занимается консультированием в области финансового моделирования, финансового и инвестиционного анализа и принятия инвестиционных решений, обучением и внедрением аналитических программных продуктов. Решения «Эксперт Системс» работают более чем в 6000 компаний.
Среди них хорошо известные на рынке России и СНГ программы для подготовки бизнес-планов и оценки инвестиционных проектов Project Expert, анализа финансового состояния предприятия Audit Expert, популярные CRM-системы Sales Expert и Quick Sales, новейшая система для поддержки принятия инвестиционных решений Prime Expert
Слайд 60Свыше 6000 компаний –
клиентов в различных отраслях реального сектора, банках,
аудите и консалтинге, структурах поддержки бизнеса, администрациях регионов
Слайд 61По Казахстану некоторые компании в нефтегазовом и энергетическом секторе
НАК
"Казатомпром", Богатырь Аксес Комир, "АПК", "ГРЭС-2", "KEGOC", КАТЭК, КазНИПИИТЭС "Энергия", Техэнергопоставка, "АлЭС“, Аксайгазсервис, МунайГазГеолСервис, ANACO- Атырауская нефтяная акционерная компания, МангистауМунайГаз, "Компания Геодезические исследования скважин", Azimut Energy Services, Mobilex Energy Limited, "СНПС-Актобемунайгаз", Филиал "Каспиан Газ Корп.", Тургай-Петролеум, Казахойл-Актобе, ВМВ Мунай, Арман-Мунай, «Холдинговая корпорация «НефтеГазСтрой», Caspioilgas, AMF Group (Актобе Мунай Финанс), Каспий Нефть, Каспий Нефть ТМЕ, Казгипронефтетранс.
Слайд 62Компания ТиМ Group региональный центр Expert Systems в Казахстане
Телефон: +7
(727) 392-21-65
Web: www.invest.kz
www.expert-systems.com
E-mail: saleinvestE-mail: saleinvest@E-mail: saleinvest@intelsoftE-mail: saleinvest@intelsoft.E-mail: saleinvest@intelsoft.kz
Адрес: 050008, Алматы, пр. Абая, д.52В, оф.213
Спасибо за внимание!
Контактная информация