Слайд 1Налогообложение Малого и Среднего Бизнеса – польский опыт
Тбилиси, 6 Мая 2011
М.
Грабовский, Ph.D.
Заместитель Министра Финансов
Польша
Слайд 2Основание для специального налогового режима малого бизнеса
Высокая стоимость выполнения налоговых требований
(в связи с f.i.оборотом)
Ограниченный капитал
Непостоянный доход
Трудность определения бизнеса и частного потребления
Свидетельство транзакции и исполнения
Слайд 3Налог на прибыль – общий режим
CIT для зарегистрированных предприятий –: 19%
PIT
для нерегистрированных предприятий
(частные предприниматели и партнерства):
прогрессирующая налоговая шкала с тарифами 18% и 32% (начиная с 2009)
фиксированный налог (с 2004) – 19%
Слайд 4Налогообложение бизнеса – режим малых налогоплатещиков
Определение малого налогоплательщика: налогоплательщик с годовым
валовым доходом не превышающим 1.2 m € (1.6 m USD)
Налогообложение дохода:
специальные мероприятия в общем режиме:
более низкие требования по учетности (только PIT)
варианты для учета денежных средств
квартальная предварительная уплата налога
ускоренная амортизация
возможность отсрочки налогообложонения
презумптивное налогообложение – выборочно для нерегистрированных предприятий
НДС:
выборочное освобождение от налога ( минимум 50k USD)
учет наличности для малых предприятий
Слайд 5Презумтвиное налогообложение
Упрощенная и выборочная форма налогообложения частных предпринимателей
Создана для сокращения
стоимости выполнения налоговых обязательств (многие считают налоговым предпочтением)
Присутствует в системе с 1954 года ( упразднено и восстановлено в 90-х)
Три формы презумптивного налогообложения:
на основе индикатора (как открытая система) – «налоговая карта»
на основе оборота – «налог на регистрированный доход»
налог на основе показателя – «налог на конкретые фермерские работы»
Слайд 6Налог на основе оборота
Выборочная форма налогообложения – требуется уведомление налоговых органов
Максимум
годового дохода: 200 000 USD
Налоговая ставка зависит от типа деятельности:
3% - торговля
5,5% - производство и строительство
8,5% - услуги
17% - высокодоходные услуги (консалтинг, недвижимость, гостиница, прокат автомобиля)
20% - либеральные профессии
Некоторые виды деятельности исключены (например, аптеки, производство акцизных товаров, реклама, налоговые консультанты, адвокаты, архитекторы)
Требуется кассовый аппарат – если нет или ненадежный, применятеся пятикратный размер тарифа
Минимальные требования по подаче - только годовая декларация
Плата налога авансом – ежемесячно и ежеквартально
Слайд 7Паушальная оплата – аккордный налог (налоговая карта)
Применяется к деятельности, указанной в
налоговом законодальстве ( более 100) – в основном ремесленные, тяжелые работы и розничная торговля
Применение ограничено и зависит от числа сотрудников
Фиксированный аккордный налог – зависит от уровня рентабельности:
вид бизнеса (ca. 100),
место деятельности (малый, средний, большой город)
количество сотрудников (0-5)
Налоговый тариф, указанный в законе, может быть урегулирован налоговым ведомством
Ежемесячные платы, не требуется подача и кассовый аппарат
Слайд 8Тарифы на налоговые карты
Налоговый тариф представлен в числах
Ежегодное индексирование
Цель – отразить
рентабельность бизнеса
В некоторых случаях налог основывается на конкретные критерии, например:
[паркинг] число мест автомобилей
[услуги досуга] применяемый тип устройства, кол-во устройств
[либеральные пофессии] вид профессии, кол-во рабочих часов
Слайд 9Налог на специальную фермерскую деятельность (SFA)
Применим только в случае конкретной фермерской
деятельности, указанной в налоговом законе, например:
выращивание растений в парниках
птицеводство, пушные звери (лисы, кролики, шиншиллы, нутрии), лабораторные животные (мыши, крысы, морские свинки, и т.д.)
Налог на основе индикатора – на основе оценки дохода на акр или по числу животных и ежегодному доходу (приблизительной оценке) от данного вида деятельности
Требуется уведомление – налоговая служба устанавливает ежемесячную сумму
Малые требования по подаче – только ежегодная декларация
Нет требований по бух учету (внезависимости от обхема работ)
Проблема: НЕТ ЛИМИТА НА ТАКИЕ ВИДЫ БИЗНЕС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 10SFA: примеры норм годового дохода
Слайд 11Режим малых налогоплательщиков
Презумптивное налогообложение избрано более 890,000 налогоплательщиками (2009) - около
37% всех частных предпринимателей (доля немного сократилась после 2005):
налог на оборот: 30.5% (31% в 2005)
налоговая карта: 5% (7% в 2005)
SFA налог: 1.5% (2% в 2005)
Число налогоплательщиков:
[налог на оборот] постоянно растет, даже после снижения минимума оборота в 2008 с 330 000 USD до 200 000 USD
[налоговая карта и SFA налог] снижается
Общие налоговые поступления посредством презумптивного налога в 2009 году достиг 500 миллиона USD (8.5% - доля частного предпринимательства), немного снизился после 2007
Слайд 12Почему мы используем упрощенные формы налогообложения?
Положительные стороны для налогоплательщиков:
стоимость выполнения налоговых
требований ниже
ограниченное взаимодействие с налоговой службой
во многих случаях налоговая задолженность меньше
культура налогоплательщиков
Политические и экономические причины:
ограничивающее налогообложонение бизнеса до 1989 года и нежелание налогоплательщиков выполнять налоговые требования
высокая политическая и экономическая стоимость реформ (опыт с упразднением и восстановлением налога на оборот в начале 90-х, попытки упразднения презумптивного налогообложения в 2006)
стимулирование формализации бизнеса
Слайд 13Отрицательные стороны режима малых налогоплательщиков
Нет возможности пользоваться конкретными налоговыми привилегиями (особенно
в случае налоговой карты)
Отдельная подача декларации и оплата социальных и здравоохранительных взносов
Ограничения в области самозанятости
Сложности в отношении доступности капитала (нет свидетельства реального дохода)
Непостоянство корпоративного дохода (сезонность, цикличность)
Отсутствие стимула роста и развития бизнеса (максимум приемлемости: оборот, занятость)
Нет возможности отказаться от презумптивного налогообложения в течение налогового года
Слайд 14Практические Вопросы
Риск налогового мошенничества:
«сокрытие» за установленным минимумом, как правило, посредством:
ведения записей
оборота и занятости
разделения или начала нового вида деятельности
выдача поддельных чеков\счет-фактур (в случае налоговой карты, SFA налог) и отсутствие зинтересованности в получении счет-фактуры
Семейный бизнес – сложности в определении индивидуального и бизнес потребления, нерегистрированные работники - члены семьи
Самозанятость и оказание услуг\продаж бывшим нанимателям
Ограниченная возможность налоговой проверки
Разногласия по применению реального налогового тарифа (налог на оборот) или приемлемости данного вида деятельности
Требование увеличения минимального оборота и сокращение тарифов налога на оборот (в особенности, после снижения налоговых тарифов в общем PIT режиме)
Слайд 15Как решать эти вопросы?
[Налог на оборот]
Правильный учет оборота:
требование вести журнал и
ежедневный учет продаж
дополнительный и сверочный аудит,
штрафной тариф, если записи неточные и ненадежные,
информирование о правах клиентов и заинтересованности получения чеков,
популяризация электронной оплаты и банкинга,
Разделение бизнес деятельности – исключение супругов
Создание новой бизнес деятельности – изменение деятельности или партнера не считается изменением вида деятельности
Самозанятость – запрет оказания услуг\продаж бывшему нанимателю
Счет –фактура – требование наличия доказательства приобретения товаров
Исключение конкретных видов деятельности
Слайд 16Какие виды деятельности исключены? [Налог на оборот]
Бизнес с высоким уровнем прибыли
( например, финансовые услуги, услуги в сфере интеллектуальной собственности)
Либеральные профессии
Производство акцизных товаров
Бизнесы, склонные к операциям (даже частично) на черном рынке (например, торговля запасными частями, металлолом)
Крупномасштабный бизнес (например, оптовая торговля, телекоммуникации)
Слайд 17Аккордный налог – целевая группа
Применим к простым видам деятельности на микро
уровне:
обычно ведется лично предпринимателем на основе профессональных навыков
не требуется дополнительный персонал
используются личная площадь и на основе товаров кустарного производства,
требуется затрата труда и низкий доход
как правило с оборотом ниже минимума НДС
склонный к операциям на нелегальном уровне
… так как основной целью явялется сохранение этих бизнесов в налоговой сети (легальный сектор) путем облегчения бремени выполнения налоговых требований, так, чтобы не сократить налоговые поступления
Слайд 18Аккордный налог - индикаторы
…тем не менее, он не должен быть слишком
щедрым в смысле налогового бремени – иначе может быть стимул «скрыться» за установленным минимумом (уровень занятости)
Критический вопрос: структура индикаторов, отражающих рентабельность
Положительные стороны показателей нанимателей:
надежный показатель рентабельности бизнеса
стабильный индикатор без требования периодической отчетности
легко проверять
Отрицательные стороны показателя нанимателей:
возможность замены с контракторами
занятость членов семьи
Почему нужно учитывать число жителей? – оно отражает разницу между малыми и большими городами, и это показатель, который не нужно перепроверять
Слайд 19
СПАСИБО!
Министерство финансов
12 ул. Светокржиска
00-916 Варшава