Моделирование, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов презентация

Содержание

Управление предприятием с использованием ИТ

Слайд 1Моделирование, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов
Калянов Георгий Николаевич
доктор технических наук, профессор,
зав.

лабораторией ИПУ РАН, зав.кафедрой МФТИ
kalyanov@mail.ru, www.kalyanov.by.ru

Слайд 2Управление предприятием с использованием ИТ


Слайд 3ИТ и ИС
В современных условиях под информационной технологией (ИТ) понимается регламентированный

бизнес-процесс, поддержанный (полностью или частично) информационной (автоматизированной) системой.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-99 ИС предназначена “для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям” и состоит из следующих основных компонентов: “программного обеспечения, информационного обеспечения, технических средств, обслуживающего персонала”.

Слайд 4Схема управления


Слайд 5Особенности ИТ
относится к классу организационно-технических систем
одновременно является объектом управления и частью

управляющей системы
в процессе управления предприятием с использованием ИТ участвуют следующие системы:
производственная система (в качестве целевого объекта управления);
система управления предприятием;
ИТ как часть системы управления предприятием;
ИС как часть ИТ;
система управления ИС.

Слайд 6Определение системы (Волкова В.Н.)
S = , где
z

– совокупность целей,
str – совокупность структур, реализующих цели,
tech – совокупность технологий, реализующих систему,
cond – совокупность условий существования системы.

Слайд 7Система управления ИС
совокупность целей сводится к задачам управления созданием и сопровождением

ИС,
к реализующим цели структурам относятся ИТ-процессы и ИТ-служба как организационно-штатная структура поддержки ИТ-процессов,
в качестве реализующих систему технологий рассматриваются, прежде всего, методологии управления ИТ-проектами и соответствующими программами работ.

Слайд 8ИС
цели ИС направлены на решение задач автоматизации бизнес-функций предприятия,
в качестве

реализующих цели структур выступают процессы системной инженерии, системные требования различных категорий и коллективы разработчиков (как внешних, так и собственных – специализированных подразделений ИТ-службы),
в качестве реализующих систему технологий рассматриваются методологии ее проектирования, разработки и реализации, а также соответствующие инструментальные средства.

Слайд 9ИТ
цели ИТ (как части системы управления предприятием) направлены на решение задач

управления бизнес-процессами,
к реализующим цели структурам относятся процессные регламенты, бизнес-подразделения – пользователи ИТ, подразделения ИТ-службы, осуществляющие поддержку ИТ,
в качестве реализующих систему технологий, как правило, рекомендуются эталонные модели управления ИТ-услугами, например, ITIL/ITSM.

Слайд 10Условия существования
Условия существования каждой из рассматриваемых систем определяются бизнес-стратегией предприятия (и,

естественно, ИТ-стратегией, как ее обязательным компонентом).

Слайд 11Управление предприятием с использованием ИТ
Лаборатория ИПУ – методов автоматизации управления

организационными системами
Кафедра МФТИ “Системный анализ и управление в области ИТ”
Учебник “Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов”, ФиС, 2006.
Учебник “Управление развитием информационных систем”, Горячая линия – Телеком, 2008г.


Слайд 12Объекты профессиональной деятельности
информационные системы и технологии;
архитектуры предприятий и функциональные модели предметной

области;
функциональные и информационные системные модели;
ИТ-процессы;
ИТ-проекты.


Слайд 13Основы методов управления
формальные грамматики и языки;
параллельные процессы;
методы тестирования;
методы оптимизации;
методы поддержки

принятия решений;
методы управления знаниями.

Слайд 14Основные результаты
Методология реорганизации бизнес-процессов
модель бизнес-процесса
метод инжиниринга бизнес-процесса
метод тестирования бизнес-процесса
метод оценки качества

бизнес-процесса
Методология управления ИТ-проектами
Методология ИТ-консалтинга

Слайд 15Специализация “Системный анализ и управление информационными системами”
МФТИ – факультет информационных бизнес-систем

(ФИБС)
Направление 220100.68 “Системный анализ и управление”
Квалификация – магистр техники и технологии
Состав - Теоретические основы анализа и управления ИС. Архитектурный подход к управлению ИС и ИТ. Управление развитием ИС. Классификация ИС. Методы моделирования ИС. Проектирование ИС. CASE-технологии. Технологии управления данными и знаниями. Процессы управления ИТ-услугами. Стандартизация в ИТ-области.

Слайд 16План
Моделирование, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов
Введение - Бизнес и ИТ, ИТ-консалтинг
Моделирование

бизнес-процессов (методы, этапы проекта)
Реорганизация бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов
Концепция архитектуры предприятия
ТОП – методология реорганизации

Слайд 17Бизнес и ИТ


Слайд 18Бизнес и ИТ
Эффективное управление в настоящее время является ключевым требованием, предъявляемым

к предприятиям со стороны рынка. Постоянные перемены (прежде всего в экономической среде) ведут к непрерывному поиску и совершенствованию стратегии и тактики ведения бизнеса.
С другой стороны, в современных условиях невозможно достичь эффективности ведения бизнеса без использования ИТ, в свою очередь, бурно и интенсивно развивающихся именно под воздействием стоящих перед бизнесом стратегических и тактических задач.
Фактически, одновременно произошли две взаимно повлиявшие друг на друга революции – в бизнесе и в ИТ, следствием которых стало резкое повышение востребованности услуг в области управленческого консалтинга (куда входит в качестве составной части и ИТ-консалтинг).

Слайд 19Революция в бизнесе – переход к процессному подходу
Совокупность различных видов деятельности,

в рамках которой "на входе" используются один или более видов ресурсов, и в результате на "выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер, Чампи).
Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка (Давенпорт).
Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга (Зиндер).
Горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов (Верников).
Связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (вещественный или нематериальный результат человеческого труда: предмет, услуга, научное открытие, идея), представляющий ценность для потребителя. (Калашян, Калянов)

Слайд 20Недостатки функционального подхода
сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар

или услугу;
отсутствие целостного описания такой технологии;
отсутствие ответственного за конечный результат;
высокие затраты на бесполезную работу: согласование, взаимодействие, контроль и т.п.;
отсутствие ориентации на клиента.

Слайд 21Основные отличия процессного подхода от подхода функционального
Ориентация на клиента
Функции были четко

закреплены за конкретным подразделением, а бизнес-процессы пронизывают все подразделения.
Каждая созданная ценность поддается измерению, обеспечивающему прозрачность процесса. Критериями могут быть доход от выхода с вычетом издержек по входу, стоимость процесса, степень удовлетворенности клиента.

Слайд 22Революция в ИТ – ИТ стали частью бизнеса
Основное производство и управление

компанией уже не могут эффективно функционировать без ИТ
Влияние ИТ на основной бизнес – изменения в бизнес-процессах, повышение уровня и оперативности решения управленческих задач фактически ИТ порождают новые бизнес-модели
В ведущих компаниях ИТ оценивается, как и другие технологии бизнеса
Развитие ИТ (ИТ-стратегия) – часть бизнес-стратегии компании на среднесрочном интервале

Слайд 23Три этапа эволюции роли ИТ в развитии бизнеса
Первый

этап: 60 -70 г.г.
Средства вычислительной техники и автоматизации управления жестко отделены от развития основной деятельности компаний
Они рассматривались руководством как вспомогательные службы и представляли собой объект, связанный исключительно с затратами
Второй этап: 80 - 95 г.г.
Развитие и сближение деловых и технологических стратегий
ИТ поддерживают инициативы и программы развития компаний
Третий этап: 1996-н/вр
Решающая роль ИТ в создании конкурентного преимущества компаний.

Слайд 24Консалтинг
В самом широком смысле, под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная

задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.
Фактически, консалтингом является любая помощь в решении стоящих перед предприятием проблем, оказываемая внешними консультантами.
Основная цель консалтинга - улучшение качества руководства и управляемости предприятия, повышение эффективности его деятельности в целом и увеличение индивидуальной производительности труда каждого сотрудника.


Слайд 25Характеристики консалтинговых компаний
знания и информация - главный и единственный их продукт


опыт персонала, приобретаемый годами и десятилетиями при работе над конкретными проектами
наличие методологии выполнения консалтинговых проектов
независимость
объективность

Слайд 26Формы консалтинговых услуг
аналитическая деятельность (например, анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой

деятельности предприятия, анализ рынков сбыта, движения цен и т.д.);
прогнозирование на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик;
ревизия деятельности предприятия;
участие в деятельности предприятия (например, формирование стратегических и бизнес-планов, сопровождение информационных систем и т.д.) и аутсорсинг (outsourcing) - подход, основанный на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия консалтинговой компании с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач;
консультации по отдельным вопросам.

Слайд 27Наиболее востребованные направления
консалтинг в области налогообложения и юридические услуги
аудит, бухгалтерский

учёт, отчётность и ревизионная деятельность
консалтинг в области управления

Слайд 28Управленческий консалтинг
По классификации Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению

(ФЕАКО) - более 100 видов консалтинга
Управление - любое целенаправленное воздействие на предприятие, как на систему, приводящее к ее планомерному изменению для достижения максимальной эффективности или создания на ее базе новой системы путем заданной цепи изменений
Управленческий консалтинг “заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации” (ФЕАКО)
Многофункциональный и междисциплинарный характер


Слайд 29Виды услуг консалтингового процесса
“Решение проблем бизнеса посредством современных

информационных технологий”

Стратегия развития предприятия
Система управления предприятием
Процессная структура предприятия
Корпоративная информационно-управляющая система (КИУС)

Слайд 30Стратегия развития предприятия
ситуационный анализ (стратегическая позиция, сегменты рынка, позиционный анализ)
формирование

миссии и стратегических целей
разработка корпоративной стратегии и философии
бизнес-планирование
выявление и моделирование бизнес-процессов
разработка стратегии развития информационных технологий

Слайд 31Система управления предприятием
финансово-экономический анализ
производственно-хозяйственный анализ
анализ кадрового потенциала
формирование системы

финансово-экономических показателей
постановка управленческого учета
управление качеством
управление проектами

Слайд 32Процессная структура предприятия
инжиниринг/реинжиниринг процессов
реорганизация оргструктуры
оптимизация документооборота
формирование должностных инструкций

и положений о подразделениях
реструктуризация ИТ-службы предприятия


Слайд 33Корпоративная информационно-управляющая система (КИУС)
аудит соответствия существующей информационной системы задачам бизнеса


создание концепции КИУС
анализ требований к КИУС и разработка системного проекта ее создания
выбор наиболее подходящих для данного предприятия программных решений
разработка технического проекта и технический консалтинг внедрения выбранных программных решений
организация управленческой структуры, поддерживающей КИУС

Слайд 34Три основных этапа консалтингового проекта (оказания услуги)
диагностика или выявление проблем (сбор

данных и их обработку, определение проблемы)
выработка решения (определение диапазона допустимых решений, выбор решения, презентация и согласование решения)
внедрение решения (разработка программы внедрения, управление процессом внедрения, оценка результатов проекта)

Слайд 35Дополнительные этапы
Предпроектный этап - осознание клиентом наличия проблемы, для решения которой

должен быть привлечен консультант, и формулирование им задания на работу, на основании которого консультант должен подготовить техническое и финансовое предложение клиенту
формулировка цели работы
краткое описание опыта выполнение аналогичных проектов и подхода к решению проблемы, объемов и плана предполагаемой работы
описание результатов, затрат и механизмов оплаты
краткие резюме консультантов, планируемых для данного проекта
Послепроектный этап - анализ результатов проекта на предмет его возможного расширения в соответствии с новыми проблемами, а также самоанализ деятельности консультанта с целью совершенствования методов его работы

Слайд 36Требования к консультанту в части профессиональных знаний
владение комплексом методов, применяемых при

работе над различными аспектами консалтингового проекта, умение их подбирать под конкретную задачу, условия и ограничения;
владение методиками выполнения проекта, позволяющими жестко регламентировать фазы, этапы и шаги проведения работ, четко формулировать их результаты, и, в целом, обеспечивающими переход от консалтинга как искусства к консалтингу как к технологии.

Слайд 37Основные черты технологии
комплексность подходов к предприятию с учетом их взаимной сочетаемости,

специфики клиента и полноты покрытия его деятельности;
полнота цикла услуг – от диагностики до реализации решения на практике (или, по крайней мере, до идентификации комплекса мер по его реализации).

Слайд 38Пример технологии


Слайд 39Моделирование бизнес-процессов
“Все модели неправильны.
Некоторые модели полезны.”


Слайд 40Модели и моделирование
Модель – образ некоторой системы, аналог определенного фрагмента природной

или социальной реальности, “заместитель” оригинала в познании и практике (философский энциклопедический словарь).
В широком смысле модель – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели).
Моделирование – построение, анализ и оптимизация модели.

Слайд 41Участники процесса моделирования
Субъект –инициатор моделирования и/или пользователь его результатов
Объект-оригинал – предмет

моделирования, т.е. та система, которую хочет создать и/или использовать субъект
Модель – образ, отображение оригинала
Среда – окружение, в котором находятся и с которым взаимодействуют все участники

Слайд 42Функции моделирования
Дескриптивная функция – заключается в том, что за счет абстрагирования

модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые на практике явления и процессы (ответ на вопрос “почему так устроен мир?”)
Прогностическая функция – отражает возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем (т.е. ответ на вопрос “что будет?”)
Нормативная функция – заключается в получении ответа на вопрос “как должно быть?” за счет построения образа, желательного с точки зрения субъекта



Слайд 43Требования, предъявляемые к моделям
Ингерентность – достаточная степень согласованности создаваемой модели со

средой (при этом не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к будущей системе)
Простота – модель используется как рабочий инструмент, который должен быть обозрим и понятен, доступен каждому участнику)
Адекватность – возможность с помощью модели достичь поставленной цели в соответствии с сформулированными критериями (адекватна=полна+точна+истинна)

Слайд 44ИнфоБизнес, № 14, от 10.04.2001 г.
“Российская фирма, в которой

не описаны бизнес-процессы, теряет около 20% товарооборота”
(руководитель торгово-производственного холдинга “Руссо”)


Слайд 45Основные задачи, решению которых способствует бизнес-моделирование
задачи реорганизации бизнеса, обусловленные переходом от

функциональной индустриальной модели к процессной;
задачи применения информационных систем для управления бизнесом, обусловленные бурным ростом современных информационных технологий;
задачи сертификации бизнеса с применением комплекса стандартов серии ISO 9000, обусловленные повышением требований к качеству товаров и услуг.

Слайд 46Модель – основа для выполнения проектов следующих видов:
Разработка стратегии развития ИТ


Реорганизация бизнес-процессов
Создание системы качества
Формирование требований к КИУС
Анализ рынка и выбор тиражируемых компонент КИУС
Разработка ТЗ на создание и/или внедрение компонент КИУС
Создание единой базы знаний по функциям и должностным обязанностям специалистов

Слайд 47Требования к моделированию
Контекст процессов, а не отдельных служб и подразделений (процессный

подход)
Структура всего предприятия с целью дальнейшего развития модели
Интеграция функциональной, информационной и, возможно, поведенческой компонент
Глубина проработки – до уровня функций/операций каждого должностного лица, до отдельных полей каждого документа

Слайд 48Состав бизнес-модели
Бизнес-процессы предприятия, пронизывающие его организационно-штатную структуру в соответствии с последовательностью

выполнения их элементов
Элементы организационно-штатной структуры, ответственные за выполнение функций/операций
Прямые и обратные информационные связи
Структура информационных потоков

Слайд 49Основные определения
Операция - элементарное (неделимое) действие, выполняемое на одном рабочем месте.
Функция

– совокупность операций, сгруппированных по определенному признаку.
Бизнес-процесс – связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (вещественный или нематериальный результат человеческого труда: предмет, услуга, научное открытие, идея), представляющий ценность для потребителя.

Слайд 50Основные определения
Подпроцесс – бизнес-процесс, являющийся структурным элементом некоторого объемлющего бизнес-процесса и

представляющий ценность для внутреннего клиента.
Бизнес-модель – структурированное графическое описание сети процессов и/или функций/операций, связанных с данными, документами, организационными единицами и прочими объектами, отражающими существующую

Слайд 51Классификация
∙        основные процессы
∙        сопутствующие процессы
∙        вспомогательные процессы
∙        обеспечивающие процессы
∙        процессы управления
∙       

процессы развития

Слайд 52 “Создание программного обеспечения всегда включает в себя существенные задачи

– моделирование сложных концептуальных структур, составляющих абстрактный программный объект, и второстепенные задачи – создание представлений этих абстрактных объектов с помощью языков программирования …”

Фредерик Брукс

Слайд 53Методы и языки моделирования бизнес-процессов


Слайд 54Методы моделирования
структурные
объектно-ориентированные
специальные


Слайд 55Идеи, лежащие в основе структурных методов
“черный ящик”
иерархия
графическая нотация


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика