Слайд 1«Моделирование и анализ бизнес-процессов»
Слайд 21.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.
Бизнес-процесс – совокупность различных взаимосвязанных
(взаимодействующих) видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате которой «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
Слайд 3Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании,
позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров, или атрибутов, отражающих опредёленные характеристики реального объекта (номер объекта, название, описание, длительность выполнения (для функций), стоимость и др.).
Слайд 4Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее
реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия. Модель, как правило, содержит следующие сведения о бизнес-процессе:
набор составляющих процесс шагов — бизнес-функций;
порядок выполнения бизнес-функций;
механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса;
исполнителей каждой бизнес-функции;
входящие документы/информацию, исходящие документы/информацию;
ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции;
документацию/условия, регламентирующие выполнение каждой бизнес-функции;
параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.
Слайд 6Бизнес-модель - это формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес-процессов. Основная
область применения бизнес-моделей - это реинжиниринг бизнес-процессов.
Цели моделирования бизнес-процессов обычно формулируются следующим образом:
обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;
обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;
убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;
создать базу для формирования требований к ПО, автоматизирующему бизнес-процессы организации (требования к ПО формируются на основе бизнес-модели).
Слайд 7Цели моделирования бизнес процессов обычно формулируются следующим образом:
• обеспечить понимание структуры
организации и динамики происходящих в ней процессов;
• обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;
• убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;
• создать базу для формирования требований к ПО, автоматизирующему бизнес-процессы организации.
Слайд 8ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия
понимается ориентация:
деятельности предприятия на бизнес-процессы,
системы управления предприятием на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами в целом,
системы качества предприятия на обеспечение качества технологий выполнения бизнес-процессов, в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.
Слайд 9В современной теории процессного подхода выделяют 6 принципов формирования сети процессов
1
привязка к действующей структуре;
2 классификация процессов на основные, поддерживающие и управления организацией;
3 назначение владельцев процесса;
4 принцип способности управлять не более 7 процессами (правило «Счастливой семерки»);
5 выделение ответственных лиц (создание матрицы ответственности);
6 определение входов, выходов и потребителей процесса.
Слайд 10Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в
80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.
Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.
Слайд 11Цель процессного подхода
Процессный подход был разработан и применяется с целью
создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.
Принципы процессного подхода
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
Слайд 12Преимущества процессного подхода
За счет того, что процессный подход создает горизонтальные
связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.
Основными преимуществами процессного подхода являются:
Координация действий различных подразделений в рамках процесса;
Ориентация на результат процесса;
Повышение результативности и эффективности работы организации;
Прозрачность действий по достижению результата;
Повышение предсказуемости результатов;
Выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;
Устранение барьеров между функциональными подразделениями;
Сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
Исключение невостребованных процессов;
Сокращение временных и материальных затрат.
Слайд 14Методы моделирования бизнес-процессов
метод функционального моделирования SADT (IDEF0);
метод моделирования процессов IDEF3;
моделирование
потоков данных DFD;
метод ARIS;
метод Ericsson_Penker;
метод моделирования, используемый в технологии Rational Unified Process.