Лекция 8. Крупный бизнес в регионах России презентация

Содержание

Крупный бизнес –это: (критерии Я. Паппэ на 2004 г.) Экономические структуры, играющие ведущую роль на федеральном уровне Компании – лидеры в важнейших отраслях экономики России с меньшим объемом продаж

Слайд 1
Лекция 8. Крупный бизнес в регионах России
Курс «Современные проблемы регионального

развития»
Зубаревич Н.В.

Слайд 2Крупный бизнес –это: (критерии Я. Паппэ на 2004 г.)
Экономические структуры, играющие ведущую

роль на федеральном уровне
Компании – лидеры в важнейших отраслях экономики России с меньшим объемом продаж
ресурсы которых (лоббистские, финан-совые, информационные и др.) позволяют влиять на политические процессы на федеральном уровне и в регионах

Слайд 3Ведущие группы и компании на середину 2000-х (выручка в 2004 г.,

млрд. долл.)

Слайд 4Исторические этапы развития
1992-94 – раздел/приватизация и создание естественных монополий
1994-95- «Большой

передел» собственности (залоговые аукционы)
1995-98 – первая экспансия банковских бизнес-групп в регионы: рентоориентированное поведение и административное предпринимательство
1999-2003 – успешная экспансия, быстрый рост экономического и политического влияния крупного бизнеса в регионах
2004-2006 – рост давления государства на бизнес и огосударствление экономики

Слайд 5Факторы экспансии в регионы (рациональный выбор бизнеса)
Экономический рост и рост ресурсов бизнеса
Политическая

стабилизация (выход из неопределенности) + централизация (снижение «барьеров входа» в регион)
Внутренная логика развития самого бизнеса: - развитие ресурсной базы - создание вертикально интегрированной структуры «сырье-полуфабрикаты-конечная продукция» - расширение рынков сбыта - инвестирование доходов от экспорта в динамичные и прибыльные сектора экономики – диверсификация
Стратегии экспансии – разные!

Слайд 6Сложившиеся зоны влияния
Многопрофильные группы – территориальное расширение и диверсификация
Альфа-групп/Ренова - наиболее

широко представлена в регионах: 3 ядра, более 15 регионов экспансии
«Базовый элемент» – ядра в Сибири, экспансия в Европейскую часть
Интеррос/Норникель – внутриотраслевая диверсификация в металлургии (Интеррос: агросектор+ машиностроение + девелоперский бизнес)
Группа МДМ – самая молодая, три направления бизнеса, почти догнала лидеров

Слайд 7Скупка активов и капитализация: Альфа-групп/ Ренова


Слайд 8Для агрессора среда не имеет значения: «Базовый элемент»


Слайд 9Приоритеты глобальной стратегии: Лукойл



Слайд 10Приоритеты глобальной стратегии: ЮКОС


Слайд 11Вертикально-горизонтальная диверсификация и «немного лишнего»: УГМК/Трансмашхолдинг


Слайд 12Опыт потерь и отраслевая диверсификация: Интеррос/«Норильский никель»


Слайд 13Три в одном: группа МДМ


Слайд 14Северсталь: вертикальная интеграция


Слайд 15Евразхолдинг и Металлоинвест/Уральск.сталь


Слайд 16«Стальная группа Мечел» - догоняющая вертикальная интеграция


Слайд 17«Точечная» вертикальная интеграция: НЛМК и ММК


Слайд 18Приоритеты игрока, знающего «прикуп»: «стратегия Челси»


Слайд 19Типы регионов по значимости для крупного бизнеса
Базовые – основные активы компаний,

приобретенные в 1990-е годы
Экспансии – приобретения в годы роста
Полупериферия – отдельные некрупные предприятия или регионы-офшоры
Периферия – непривлекательные для крупного бизнеса регионы

Слайд 20Зона экспансии: стратегическая география
Экономически развитые, но «закрытые»: Москва, республики Татарстан, Башкортостан.

Уже потеряли «закрытость» республики Коми, Якутия, Ростовская область.
С перспективными ресурсами: прежде всего нефтегазовыми (Ненецкий АО, Эвенкийский АО, Якутия) и в меньшей степени угольными (регионы юга Восточной Сибирь и Дальнего Востока)
С экспортными отраслями, не до конца разделенными между крупнейшими бизнес-группами: регионы лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (Архангельская область, лесопромышленный комплекс Иркутской области);

Слайд 21Зоны экспансии: стратегическая география
Со смежными и перерабатывающими предприятиями, которые используют сырье

и полуфабрикаты крупнейших компаний-экспортеров (Нижегородская, Ульяновская, Челябинская области, ряд областей Центра – Тверская, Калужская и др.);
Важнейшие транзитные регионы экспорта (Ленинградская, Калининградская области, Краснодарский и Приморский края). Самая мощная экспансия - Ленинградская обл. и Краснодарский край, в Приморском крае – только морские порты.

Слайд 22Типы регионов: начало 2000-х


Слайд 23Типы регионов: 2005 г.


Слайд 24Базовые регионы: в 2000-х бизнес-среда усложнилась Бизнес-структуры в Свердловской области
Евраз-
холдинг
УГМК
Калина
Регио-
нальные
торговые
сети
ОМЗ/


Газпром-
банк

Группа
Уралмаш

Федулев

Строит.
компании

Ф

Ф

Р

М

Крупные торг.сети

СУАЛ

Проммет-
холдинг

ТМК-
МДМ

ВСМПО-
Ависма

ЧТПЗ


МАИР

Русагро

Евро-
цемент


Слайд 25Регионы экспансии: еще сложнее Бизнес-структуры в Ростовской области
Север-
сталь
УГМК-
Трансмаш
Разгуляй
УКРРОС
Регио-
нальные
торговые
сети
Юнимилк-
Продо
Строит.
компании
Ф
Ф
Р
М
Крупные

торг.сети

ВВН-
Балтика

ТМК-
МДМ

Новое
содруж.

Русский
уголь

МАИР

Юг Руси

Донинвест

Кока-
Кола

Иркут

Русагро

АПК
Черкизо-
вский

Гленкор

Каргилл

Bunge

Астон

Alcoa

Донская чаша

Бидаш

ЮгТрансСервис


Слайд 26Доля населения, проживающего в регионах разного типа, %


Слайд 27Что изменилось c 2005 г.?
Вход в регионы крупного бизнеса второго эшелона

и средне-крупного
Больше игроков – нужны более формализованные правила
Сужение зоны «худших практик» - ослабление властей «закрытых» регионов с наиболее феодальной средой
Появление регионов, улуч-шающих инвестклимат для всех (Пермский кр. – 4% льгота по налогу на прибыль)

Рост давления государства на бизнес
Поглощения частных компаний государствен-ными, для которых региональная институциональная среда безразлична
Усиление коррупции и скрытых форм лоббизма
Госкорпорации


Слайд 28Этапы: децентрализация – бизнес-экспансия (state capture) – жесткая централизация – огосударствление

бизнеса – кризис (национализация убытков) – далее ???

Центр

Регион

ИБГ

1

3

2

Б

Б

Б

возможен ли баланс интересов?


Слайд 29Сектор услуг: экспансия крупного бизнеса началась на 3-5 лет позже, движение

по иерархии городов

С.-Пб

Самара

Новосибирск

Екатеринбург

Н.Новгород

Москва

Ростов-Дону










Череповец



Ангарск
















КОЛОГРИВ

УРЮПИНСК

ТОРГОВЫЕ СЕТИ

СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Сургут

250 тыс.чел


Слайд 302005 г.


Слайд 312005 г.


Слайд 322005 г.


Слайд 33Стратегии и проблемы торговых сетей
Институциональная среда более значима, чем для сырьевого

бизнеса
Более сильные коррупционные барьеры на региональном и муниципальном уровне (разрешения на землеотвод, строительство и др.)

Диффузия вниз по системе городов зависит от базового фактора – емкости рынка: - численность населения города - уровень доходов жителей
Географические и институциональные барьеры: - плотность населения - Урал / Байкал/ Европейский Север - высокая цена "входа" (институты) – Республики юга


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика