Слайд 1Лекция 1. Введение в бизнес-планирование
Что такое планирование?
Зачем нам нужно планирование и
для чего нам нужно планировать?
Что такое стратегия, прогноз, программа, план и чем они отличаются?
Слайд 2«планировать или быть планируемым»
Концепция - (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ
понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея …; система взглядов ….; ведущий замысел, конструктивный принцип …; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.
Стратегия – не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, основанный на точных прогнозах. Способ достижения сложной цели. Стратегия формируется в умах людей, интегрируется до того, как переходит в решения и действия. Она основана на постоянном изменении окружающей среды, на её прогнозировании.
Прогнозирование – процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем.
Прогноз означает предвидение, опережающее отображение действительности. Всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели. По характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности. Прогнозирование можно считать и стадией планирования, так как оно характеризует контуры будущего, без чего нельзя разработать программу действий. Прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции при решении поставленных задач, а также может иметь несколько вариантов развития (сценариев).
Слайд 3План. Данный термин первоначально означал равнину. Постепенно, одно из значений термина
стало «проект чего-либо» - это совокупность целей, задач и способов их достижения. Это результат планирования.
Планирование – это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения.
Планирование – это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе конкретных планов с учетом имеющихся ресурсов. Это процесс практического воплощения стратегии.
Стратегическое планирование – определение целей, приоритетов развития социально-экономической системы (страны, региона, муниципального объединения, предприятия, корпорации и т.п.) на среднесрочную или долгосрочную перспективу, путей, ресурсов и сроков реализации целей и приоритетов. Включает в себя: видение развития предприятия, его миссию, стратегические цели, стратегии по разным направлениям, разработку планов и программ по достижению целей.
- это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. (Ф. Котлер).
Слайд 4ОТЛИЧИЕ прогнозирования от планирования в том, что первое – пассивное предсказание,
а второе – формулирование намерений, которое предполагает принятие решений и конкретные действия по достижению целей и задач.
Програ́мма (от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) — термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием алгоритм. Последовательность действий, реализация которых приведет к достижению целей и задач.
Методология планирования – выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей.
Организация планирования – это способ упорядочения определенных действий в соответствии с их составом, структурой и характерными особенностями.
Главная цель планирования – реализация целей предприятия, которые могут делится на частные и заключатся в: согласовании действий отделов, выявлении и предотвращении проблем, координации частных планов, принятии решений, мотивации, контроле и пр.
Слайд 5Бизнес-план – документ, представляющий собой план (программу) создания (развития) бизнеса компании.
Задачи
бизнес-планирования:
1. Определить условия развития (создания) фирмы
1.1.Определить конкретное направление деятельности фирмы.
1.2. Определить целевые рынки.
1.3. Определить место фирмы на целевом рынке.
2. Сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения.
3. Выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям, оценить издержки по их созданию и реализации.
4. Оценить кадровую политику.
5.Определить маркетинговую политику.
6. Обеспечить жизнеспособность фирмы.
7. Максимизировать прибыль.
8.Оценить финансовое положение фирмы.
9. Предусмотреть «подводные камни».
10. Получить необходимые инвестиции.
Слайд 6
Объект планирования – социально-экономические системы (корпорации, предприятия, организации, структурные звенья и
т.д.).
Предмет планирования – сама деятельность и отношения, которые охватывают отдельные элементы системы (объекта). Например, создание новой фирмы, расширение деятельности существующей за счет создания нового филиала, реорганизация действующей фирмы и расширение её деятельности на рынке и т.п.
Слайд 7Классификации бизнес-планов:
1) по целям разработки:
-инвестиционные (проекты, цель –привлечение инвестиций);
- стратегические (основа
систематизированного цикла планирования);
- бизнес-план филиала (бизнес единицы) ( составляется на разных этапах).
2) по объекту планирования:
- фирменное корпоративное заводское бизнес-планирование и прогнозирование (планирование предприятия в целом нового или действующего), относится к высшему управленческому звену и ко всей организации в целом;
- объединений (группы предприятий, цеховая система), планирование на среднем уровне управления;
- инвестиционного проекта (бизнес единицы).
3) по конечному потребителю:
- для внутреннего использования;
- для внешнего (банки, инвесторы, региональная администрация, бизнес партнеры).
Слайд 84)по продолжительности решения задач ( по срокам):
- краткосрочные (текущие, оперативные) –
на 1 квартал, год;
- среднесрочные – от 1 года до 5-6 лет;
- долгосрочные (перспективные) – от 5-6 лет до 10-12 лет;
- стратегическое планирование – более 10-12 лет.
5)по сложности проекта:
-простой;
-сложный.
6)по условиям конфиденциальности:
-официальный;
-рабочий.
7)по гибкости плана:
- директивный;
- рыночный;
- индикативный (указательный).
8)по стадии развития организации:
- зрелая фирма;
-развивающаяся фирма;
- создающаяся фирма.
Слайд 99)по объему:
- сжатые (агрегированные – укрупненные);
- развернутые.
10) по подходу к разработке
плана:
- наёмная группа специалистов;
- инициатором проекта.
11) по использованию программ финансового моделирования:
- project expert;
- alt invest;
- тэо invest;
- confar;
- ИНЭК-аналитик;
- собственные расчеты на базе excel.
12) по ориентации идей планирования (предложил Р.Акофф, 2002):
- реактивное планирование (ориентация на прошлое, историю и опыт);
- инактивное планирование (приспособление к настоящему, инертность, «лучшее – враг хорошего);
- проактивное планирование (упреждение событий будущего, полезно ситуационное планирование);
- интерактивное планирование (во взаимодействии; проектирование желаемого будущего).
Слайд 10Три типа бизнес-планов:
Бизнес-план проекта – ориентированы на конкретные цели (создание нового
оборудования, разработке новых видов товаров и услуг, проникновение на новые рынки сбыта, внедрение новых технологий, слияние с др. фирмами и т.д.).
Стратегический бизнес-план компании – основа систематического цикла.
Бизнес план филиала (бизнес-единицы) – составляются на разных этапах (зарождения новой компании, роста, зрелости, упадка (бизнес-план финансового оздоровления предприятия).
Слайд 11Методы разработки эффективных бизнес-планов
Слайд 14«План – ничто, планирование – все»
Экс президент США генерал Д.Д. Эйзенхауэр
Важность
планирования:
предприятие должно научиться заглядывать в будущее и готовить его, предвидя опасности и используя возможности. Чем больше опасностей и возможностей вы предвидите, тем выше шанс на успех.
2) необходимо учитывать изменяющуюся внешнюю среду;
3) конкуренция;
4) деловая культура ведения бизнеса.