Слайд 1Центр бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований
BISAM Central Asia
КАЗАХСТАНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
ОСНОВНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
«БИЗНЕС-СОВЕТНИК»
Слайд 2Методология исследования
Кабинетное исследование (изучение вторичных источников информации)
Анкетный опрос предпринимателей
Фокус-группы
Глубинные
интервью с субъектами МСБ, не принимавшими участие в Экспресс-курсе
Посттренинговое исследование
Глубинные интервью с участниками «Экспресс-курса»
Телефонный опрос участников курса
Слайд 3Методология исследования
Опрос слушателей «Экспресс-курса» предпринимательства.
Выборка -10000 респондентов
Респонденты - слушатели Экспресс-курса
предпринимательства, проведенного в рамках программы «Бизнес-советник».
Методика - GANG SURVEY или групповое самозаполнение с элементами интервьюирования.
Основные преимущества методики:
анкета заполнялась под руководством опытного модератора, который объяснял суть вопроса и помогал респонденту правильно заполнить анкету;
визуальная проверка анкет непосредственно на месте опроса.
Состав респондентов по категориям предпринимателей согласно градациям выборки
(в % от всех слушателей Экспресс-курса)
Слайд 4Методология исследования
Сравнительная таблица структур генеральной и выборочной совокупности
Слайд 5Методология исследования
Фокус-группы
Фокус группы были проведены с населением с предпринимательской инициативой, имеющим
в прошлом опыт ведения собственного дела, ведущим свое дело в настоящее время, а также с главами крестьянских и фермерских хозяйств.
В Алматинской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангыстауской и Карагандинской областях было отобрано типизирующее село, в котором проводилось по 1 фокус-группе с главами фермерских/крестьянских хозяйств.
Слайд 6Методология исследования
Глубинные интервью с субъектами МСБ, не принимавшими участие в Экспресс-курсе
Глубинные
интервью проводились для детализации мнений, представлений и оценок респондентов.
В качестве ключевых информаторов выступали представители субъектов МСБ, не принимавшие участие в Экспресс-курсе. Глубинные интервью были проведены в 14 областях Казахстана, а также в гг. Алматы и Астана.
Слайд 7Методология исследования
Посттренинговое исследование
Глубинные интервью с участниками «Экспресс-курса»
Телефонный опрос участников курса
Слайд 8Ключевые результаты и выводы
Главными позитивными результатами государственной политики в области предпринимательства
стали вовлечение в предпринимательство широких слоев населения и кардинальное изменение массового общественного восприятия бизнеса. Малым и средним предпринимательством сегодня занято около четверти экономически активного населения, а в крупных городах Казахстана этот показатель приближается к 40%. О выраженной тенденции к росту массовости бизнеса свидетельствует то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре МСБ доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. Более 75% опрошенных в рамках Программы «Бизнес-советник» предпринимателей убеждены, что отношение населения к бизнесу существенно изменилось в лучшую сторону. Как показали качественные исследования, в массовом сознании перестали доминировать стереотипы «предприниматель- это спекулянт», «бизнес не бывает честным». У рядовых казахстанцев исчезла широко бытовавшая в начале рыночных реформ ненависть к предпринимателям, основанная на зависти.
Слайд 9Ключевые результаты и выводы
О достигнутой органичной вплетенности бизнеса в социальную ткань
казахстанского общества говорит то, что выявленная проведенным исследованием социально-демографическая и этническая структура МСБ в основных характеристиках воспроизводит структуру населения. Развитие предпринимательства способствует решению гендерных проблем. Более 60% слушателей Экспресс-курса предпринимательства, которые представляли активную часть «глубинки» казахстанского бизнеса, составили женщины.
Слайд 10Ключевые результаты и выводы
Распределение опрошенных предпринимателей по возрасту
(в % от
всех слушателей Экспресс-курса)
Этнический состав опрошенных
предпринимателей
(в % от различных категорий предпринимателей)
Распределение опрошенных
предпринимателей по образованию
(в % от разных категорий
предпринимателей)
Слайд 11Ключевые результаты и выводы
Исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в
научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде малого и среднего бизнеса. Несмотря на сильное, подчас болезненное ощущение трудностей и проблем, казахстанские предприниматели настроены, в большинстве, позитивно, стремясь найти возможности и перспективы для развития своего бизнеса. О ясных перспективах своего бизнеса заявили более 47% опрошенных участников Экспресс-курса предпринимательства.
Более половины респондентов намерены в той или иной мере увеличить масштабы бизнеса. Более 59% ищут пути диверсификации бизнеса. Несмотря на отсутствие средств для внедрения серьезных инноваций, в последние 3 года 54% опрошенных предпринимателей смогли приобрести и установить новое оборудование, 37% - модернизировать действующее оборудование, 39% - произвести капитальный ремонт.
Слайд 12Ключевые результаты и выводы
Если на уровне «государство-бизнес», несмотря на естественные, подчас
достаточно острые противоречия в подходах и оценках, отношения в целом характеризуются взаимопониманием и диалогом, то в отношениях контролирующих и регулирующих государственных органов, с одной стороны и бизнеса, с другой стороны, на местном уровне сложился настоящий социально-психологический антагонизм. Предприниматели, как показали фокус-группы и глубинные интервью, убеждены, что местные чиновники относятся к ним с ненавистью, основанной на зависти. Типичный образ местного чиновника, сложившийся в среде массового бизнеса, это не проводник государственных интересов, а беззастенчивый коррупционер, рассматривающий бизнес исключительно как «дойную корову».
Слайд 13Ключевые результаты и выводы
В кругах малого и среднего бизнеса, особенно в
провинции, как норма и непоколебимая данность воспринимается наличие коррупционной таксы на те или иные действия или решения местных контролирующих и регулирующих органов. Сложились градации натуральных подношений чиновникам в виде всякого рода подарков. Отмечены случаи, когда чиновники диктуют выбор таких подарков в соответствии со своими вкусами. Гоголевские ситуации «взяток борзыми щенками», т.е. подбора подношений под вкусы получателя, получают все большее распространение. То, что все это, несмотря на кампанию борьбы с коррупцией, рассматривается представителями МСБ как привычное состояние, подтверждается и тем, что обо всех подобных вещах участники фокус-групп говорили спокойно и откровенно.
Слайд 14Ключевые результаты и выводы
Исследование выявило вопиющие факты чиновничьего произвола, основанного на
использовании лазеек в законодательстве. Особенно это касается выделения земельных участков, разрешений на строительство.
Произвол, давление, вымогательство со стороны чиновников являются одной из главных причин, тормозящих вовлечение населения в предпринимательскую деятельность. Из тех предпринимателей, которые в настоящее время намерены прервать бизнес, более 17% обуславливают свое решение невыносимыми отношениями с контролирующими и регулирующими органами.
Сравнение причин прекращения предпринимательской деятельности у респондентов, прерывавших бизнес в прошлом и у респондентов, намеренных прервать бизнес в настоящее время
Слайд 15Ключевые результаты и выводы
Исследование показало, что предприниматели высоко ценят проведенную налоговую
реформу, однако, не видят значимых изменений в налоговом администрировании. Более того, широко распространено мнение, что снизившаяся налоговая нагрузка компенсируется ужесточившимися штрафами.
Слайд 16Ключевые результаты и выводы
Исследование установило, что в процессе осуществления государственной антикризисной
программы и связанных с ней мер государственной поддержки бизнеса, образовалась широкая коррупционная ниша в коммерческих банках. В среде малого и среднего бизнеса сложились стойкие стереотипы:
- средства, выделяемые государством банкам для поддержки МСБ, не доходят по назначению;
- без взятки нельзя получить льготный кредит, даже если источниками средств являются специализированные государственные и международные организации;
Банки игнорируют принципы антикризисных программ государства и правила, установленные государственными структурами поддержки предпринимательства.
Слайд 17Ключевые результаты и выводы
Широкие круги предпринимателей осведомлены о государственных программах поддержки
МСБ, в том числе в рамках специальных антикризисных мер. Однако эта осведомленность носит поверхностный характер. О конкретных проектах и возможностях предприниматели осведомлены слабо.
Особое внимание хотелось бы обратить на возникающий потенциал сознательного отказа от государственной поддержки. Это связано с тем, что в самом начале участия или даже на подступах к участию в государственных программах предприниматели становятся объектом повышенного внимания государственных контролирующих органов, непрерывных проверок с их стороны. Участники фокус-групп и респонденты глубинных интервью жаловались также на неоправданную сложность процедур оформления государственной поддержки.
Слайд 18Ключевые результаты и выводы
В стимулировании предпринимательства негативную роль играет выявившееся исследованием
стремление предпринимателей не переходить в более высокий организационно-правовой статус.
Распределение ответов на вопрос «Насколько важно для Вас – Вашего предприятия оставаться субъектом малого бизнеса, не переходя в средний бизнес, чтобы сохранить предусмотренные для малого бизнеса льготы?»
- согласились с этим суждением 49,6%,
- не согласились – 48,1%,
- затруднились ответить - 2,3%
Около 70% опрошенных считают для себя важным, в том числе около 16% - очень важным, сохранить статус субъекта малого бизнеса.
Второй вопрос предлагал выразить личное согласие или несогласие с утверждением «Я сознательно сдерживаю масштабы деятельности, обороты, чтобы не утратить статус субъекта малого бизнеса и вытекающие из него льготы».
Слайд 19Ключевые результаты и выводы
Подавляющее большинство предпринимателей высоко оценило планы Фонда ДАМУ
по организации Центров поддержки предпринимательства. Однако на фокус-группах выявилось несколько скептическое отношение к ЦПП. Главные опасения состоят в том, что данная структура воспроизведет формальные подходы, характерные для действующих организаций государственной и неправительственной поддержки бизнеса. Участники исследования убеждены, что для того, чтобы стать эффективными и полезными, ЦПП должны сосредоточиться не на просветительстве, а на оказании реальной помощи предпринимателям в решении конкретных проблем. Кроме того, рекомендации, консультации ЦПП должны иметь вес, чтобы предприниматели могли их использовать как аргументы в возможных спорах с налоговыми и иными государственными органами.
Из тестировавшихся программ Фонда ДАМУ наиболее позитивный отклик нашло создание специального банка для МСБ
Слайд 20Ключевые результаты и выводы
Экспресс-курс предпринимательства получил высокую оценку слушателей. В той
или иной мере его идею и ее реализацию одобрило более 90% опрошенных слушателей.
Оценка респондентами уровня Экспресс-курса предпринимательства (в % от всех участников Экспресс-курса)