Слайд 1Магистерская программа
факультета Бизнес-информатики
«ИНФОРМАЦИОННАЯ
БИЗНЕС-АНАЛИТИКА»
ГУ-ВШЭ, 2004
Слайд 2Востребованность выпускника магистерской программы «Информационная бизнес-аналитика» на рынке труда
Слайд 3Глобализация,
лавинообразный рост объема информации и обострение конкуренции заставляют компании выявлять все
возможные резервы
в управлении бизнесом.
В этих целях необходимо, чтобы управление основывалось на опера-тивно получаемых и достоверных результатах комплексного анализа данных
Слайд 4Для
эффективного
управления
крупными предприятиями
разработан особый класс информационных систем — решения для управления эффективностью
бизнеса
Слайд 5Процесс превращения данных в информацию
и знания о бизнесе
для поддержки принятия управленческих
решений обеспечивает информационная
бизнес-аналитика
Слайд 6Информационная
бизнес-аналитика
требует комплексного взаимодействия математических методов, технологичес-ких и инструментальных средств, которые обеспечивают
целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности
на всех уровнях
Слайд 7В настящее время компании располагают большим числом разнообразных информационных систем (бухгалтерских,
управления ресурсами, управления персоналом и т.п.), но при этом информация и бизнес-процессы управления остаются разрозненными, а взаимодействие и координация усилий менеджеров недостаточна
Слайд 8Управленческие решения
в большинстве компаний принимаются интуитивно,
носят локальный характер
и не в полной
мере способствуют достижению генеральных стратегических целей
компании.
Именно эти проблемы преодолеваются при помощи информационной бизнес-аналитики
Слайд 9Информационная
бизнес-аналитика
дополняет возможности хорошо известных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning —
Управление ресурсами
предприятия), которые за послед-ние десятилетия приобрели большую известность во всем мире,
включая Россию
Слайд 10Практика показала,
что методология и технология ERP имеют свои границы: ERP-системы, хорошо
проявляя себя при управ-лении текущими операциями
(транзакциями), решают далеко не все задачи тактического характера
и практически не предназначены для решения стратегических задач
Слайд 11Задачи, выходящие
за границы функциональности
ERP-систем,
решаются целым комплексом методологических,
технологических
и инструментальных
средств
информационной
бизнес-аналитики
Слайд 12Взаимодействие информационной бизнес-аналитики и ERP-систем
дает синергетический эффект, способствует повышению эффективности бизнеса
предприятия и обеспечивает окупаемость инвестиций
в технологии управления
Слайд 13Комплекс состоит из трех основных блоков методологических, технологи-ческих и инструментальных средств
информационной бизнес-аналитики (рис. 1):
приложений для управления эффектив-ностью бизнеса (Business Performance Management, BPM)
технологической платформы, или платформы бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI)
информационно-аналитических систем
Слайд 14
Рисунок 1. Концептуальная схема комплекса методологических, технологических и инструмен-тальных средств информационной
бизнес-аналитики
Интеграционная платформа, хранилища данных,
витрины данных, OLAP-технологии
Аналитика, запросы
отчеты
Формирование каталога
показателей
Инструментарий
разработчика
Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)
Функционально-
стоимостной анализ и
моделирование
Планирование,
бюджетирование,
прогнозирование
Финансовая
консолидация и
отчетность
Технологическая основа:
платформа бизнес-интеллекта (BI)
Моделирование
Cистемы поддержки
принятия решений
Методы
интеллектуального
анализа
Экспертные системы
Информационная бизнес-аналитика
Информационно-
аналитические
системы
Управление эффективностью бизнеса (BPM)
Слайд 15Приложения для управления эффективности бизнеса (BPM)реализуют следующиефункции:
целевого управления, основанные на
сбалансированных системах показателей (Balanced Scorecard)
бизнес-моделирования, позволяющие формировать многовариантные сценарии деятельности, применять методы функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing) и функционально-стоимостного управления (Activity Based Management), анализировать использование ресурсов и выявлять «узкие места»
операционного и финансового планирования
и прогнозирования
формирования консолидированной финансовой и управ-ленческой отчетности (в соответствии с национальными или международными стандартами), включая анализ отчетности и моделирование стратегических финансовых решений (рис. 2)
Слайд 16
ERP’S
SCM
CRM
Прочие системы
Многомерная база данных (Hyperion Essbase)
ХД
Рисунок 2. Приложения для управления эффективностью
бизнеса
Слайд 17BI-платформа позволяет формировать самые различные надстройки, предназначенные как для решения конкретных
прикладных задач, так и обеспечивающие комплексный взгляд на предприятие и позволяющие создать систему стратегического управ-ления, обеспечивающую непрерывный мониторинг деятельности предприятия с точки зрения эффективности его деятельности и уровня достижения
его стратегических целей
Слайд 18Информационно-аналитические системы служат для преобразования данных в информацию и знания на
основе широкого использования экономико-математических методов и моделей
Слайд 19Актуальность магистерской программы «Информационная бизнес-аналитика» подтверждается следующими фактами:
ведущие мировые аналитические
агентства (IDC, Gartner, SPEX и др.) прогнозируют бурный рост рынка аналитических систем класса BPM
в 2003 году те же агентства впервые опубликовали рейтинги систем этого класса
в 2003 году был образован BPM Forum – первая международная профессиональная организация, объединяющая специалистов в области практического использования аналитических систем
Слайд 20Сегодня на российском рынке представлено большое многообразие методологических, технологических
и инструментальных средств
информа-
ционной бизнес-аналитики, потенциально востребованных широким кругом ведущих российских и международных компаний и организаций в различных отраслях
Однако широкое распространение таких решений сдерживается нехваткой квалифицированных кадров, что обуслав-ливает высокий спрос на специалистов в области информационной аналитики и их востребованность на рынке труда
Слайд 21Квалификационная характеристика выпускника магистерской программы «Информационная бизнес-аналитика»
Слайд 22ОБЪЕКТАМИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
выпускника магистерской программы ИБА являются:
технологии извлечения и хранения данных
методы
анализа и обработки данных
с использованием компьютерных технологий
информационно-аналитические системы
системы управления эффективностью бизнеса
системы поддержки принятия управленческих решений
Слайд 23КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 24Выпускник должен знать
теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики;
методы исследования
рыночных структур;
принципы формирования бизнес-стратегий;
методы принятия экономических и управленческих решений;
методы стратегического анализа и диагностики компаний;
инструментальные средства анализа бизнес-процессов;
методы и информационно-аналитические системы поддержки решений;
Слайд 25Выпускник должен знать
принципы организации интеллектуальных информационных систем;
рынки информационных ресурсов и
особенности их использования;
принципы финансового и операционного планирования с использованием информационных технологий;
технологии хранения, доступа и оперативного анализа данных;
методы интеллектуального анализа данных;
компьютерные системы статистического анализа данных;
системы имитационного моделирования
Слайд 26Выпускник должен уметь
анализировать и формировать показатели деятельности предприятий и организаций
для стратегического и оперативного управления
проектировать и настраивать хранилища
и витрины данных
использовать современные информационные технологии доступа к данным
применять методы компьютерного анализа данных
использовать информационно-аналитические системы в конкретной предметной области
использовать экспертные системы и системы поддержки принятия решений
Слайд 27о структуре и тенденциях развития мировой
и российской экономики
методах управления современными организационно-экономическими
системами
о перспективах развития инфокоммуника-ционных технологий и информационных систем в бизнесе
об этических, социальных и правовых аспектах внедрения инфокоммуникационных технологий;
о методах защиты информации
Выпускник должен
иметь представление
Слайд 28Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация магистра бизнес-информатики включает
защиту выпускной ква-
лификационной работы
(магистерской диссертации)
и государственный
экзамен