Слайд 1«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Евгений
Греков
Якутск 24 июля 2008
Семинар ФРИП «НКО, СМИ, ВЛАСТЬ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»
Слайд 2Мы не устанавливаем истину в последней инстанции!
Мы хотим проговорить сложную тему…
Слайд 3.
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Дискуссия
от лат. discussio — рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор…
Слайд 4«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Двумя важнейшими
характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются:
публичность, наличие аудитории
аргументированность
Слайд 5«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Дискуссия —
способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения.
Слайд 6«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Сложные проблемы
нуждаются в сложных решениях.
Простые решения в большинстве своём только загоняют сложную проблему в глубь, ещё более усложняя или вообще исключая решение.
Слайд 7«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Прежде чем
браться за решение сложной проблемы очень важно её – ПРОГОВОРИТЬ и ещё раз ПРОГОВОРИТЬ на всех уровнях и по всем возможным направлениям…
Слайд 8«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
В методической
литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.
Психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я».
Полемика подразумевает столкновение с идейным противником.
Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании (парламентские дебаты, телевизионные дебаты).
Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.
Слайд 9«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
От других
видов спора дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами:
Цель плодотворной дискуссии - достижение максимальной возможной степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.
Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.
Оптимальное решение является сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии.
Слайд 10«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Дискуссия
даёт возможность обнародовать свое мнение…
Дискуссия учит как можно точнее формулировать свои мысли,
Дискуссия позволяет нам увидеть и исправить свои ошибки…
Дискуссия даёт возможность «спустить пар» недовольным и агрессивным…
Дискуссия даёт нам возможность расширить наш собственный кругозор, получить новую информацию, увидеть проблему чужими глазами и с иных позиций…
Дискуссия даёт нам возможность через обмен мнениями и идеями найти компромиссные решения острых проблем…
Дискуссия даёт нам возможность найти единомышленников и разобраться в настроениях противников…
Дискуссия даёт нам возможность достигать общественных изменений эволюционным путём…
Что даёт нам дискуссия как метод?
Слайд 11«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
В
зависимости от поставленных задач результаты дискуссии могут быть различными:
Если тема обширна, содержит большой объем информации, участие принимали представители и эксперты слишком различных групп интересов, то результатом дискуссии могут быть: обмен мнениями, сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование.
Если тема дискуссии узкая, и участники в большинстве своём разделяют общую точку зрения, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Чем же может завершиться дискуссия?
Слайд 12«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
И
взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Чем же может завершиться дискуссия?
Слайд 13Где происходят дискуссии?
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное
сообщество».
Пресса
Телевидение
Радио
Интернет
Дискуссионные клубы
Учебные заведения
Кафе и клубы
Экспертные организации и проекты – Фабрики мысли
Ресурсные центры и фонды
Центры публичной политики
Клубы Политических дискуссий
Клубы гражданского просвещения
Школы публичной политики
Общественные советы и палаты
Думы
Всевозможные советы, рабочие группы и комиссии
Во время семинаров, конференций, фестивалей и т.д.
На кухне ☺))
В поездах дальнего следования ☺))
И т.д. и т.п.
Слайд 14Виды дискуссионных площадок?
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное
сообщество».
Дискуссионные рубрики в прессе.
Дискуссионные и аналитические теле и радио передачи
Интернет форумы
Чаты
Блоги
Философские гостиные
Заседания
Круглые столы
Сессии семинаров и конференций
Дискуссионные панели
Форумы экспертов
Клубные тусовки и посиделки в кафе
Специальные события фестивалей
Кухни ☺))
Купе поездов дальнего следования ☺))
И т.д. и т.п.
Слайд 15Кто заинтересован в дискуссионных площадках?
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес
и Экспертное сообщество».
Государственные чиновники
Муниципальные служащие
Депутаты всех уровней
Уполномоченный по правам человека
Лидеры и участники политических движений
Представители неправительственных и некоммерческих организаций, гражданские активисты
Редактора и журналисты
Бизнесмены
Руководители и преподаватели учебных заведений
Исследователи
Консультанты
Студенты
Эксперты всех мастей и пород…
Активные граждане…
Слайд 16Какие личные выгоды получают участники дискуссий и региональное дискуссионное пространство в
целом?
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Приобретение публичности…
Аккумуляция экспертного потенциала региона в целом
Получение новой информации.
Возможность откорректировать свои направления деятельности для тех кто «в обойме»
Возможность спустить пар для недовольных и отвергнутых но энергичных…
Моральное, культурное и интеллектуальное удовлетворение от общения с экспертами и самореализации…
Коммуникации – получить новые связи и контакты, показать оппонентам, что Вы не «ЗВЕРЬ»…
Возможность найти работу и получить заказ
Возможность найти сотрудника или партнёра
Более точное представление о том «каким путём идёте товарищи?» ☺
Слайд 17Какими качествами обладает современная дискуссионная площадка?
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Проектность
Открытость
Дружелюбность
Независимость
Горизонтальность
Коммуникабельность
Мобильность
Ответственность
Слайд 18Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 1
– Осознание проблемы в одной или нескольких головах одновременно…
Сбор и обработка информации об опыте реализации подобных проектов
Поиск потенциальных партнёров
Зондирование настроений власти, прессы, общественных институтов и учебных заведений, известных представителей экспертного сообщества.
Ввод темы в дискуссионное пространство регионального интернета возможно через написание статьи для регионального СМИ.
Слайд 19Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 1
– Осознание проблемы в одной или нескольких головах одновременно…
Построение коммуникации с потенциальными участниками проекта:
Зачем сказать? (Определить точную цель коммуникации)
Кому сказать? (Определить целевую аудиторию коммуникации)
Что сказать? (Какое содержание мы хотим донести до целевой аудитории, чтобы достигнуть целей коммуникации)
Когда и где сказать? (Правильно выбрать время и место для донесения содержания)
Как сказать? (Выбрать метод коммуникации соответствующий целевой аудитории)
Слайд 25Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 1
– Осознание проблемы в одной или нескольких головах одновременно…
Построение коммуникации с потенциальными участниками проекта:
Основной метод коммуникации
Вовлечение…
Слайд 26Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 2
– Собрание заинтересованных лиц с целью ответа на вопрос – ЗАЧЕМ?
С каждым из участников нужно обговорить тему встречи заранее чтобы не тратить на разъяснение много времени и чтобы все пришли на встречу с заранее приготовленными идеями и набросками.
Очень важно записать все идеи прозвучавшие на первой встрече, именно они лягут потом в основу проекта.
Всегда первая встреча упирается в вопрос – Кто будет платить и где взять? Нужно сразу условиться, что это вопрос решаемый (даже если сначала это неочевидно).
Слайд 27Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 2
– Собрание заинтересованных лиц с целью ответа на вопрос – ЗАЧЕМ?
Важно уже на первой встрече представлять функциональные возможности участников и в соответствии с ними распределить роли:
Кто обеспечит взаимодействие с властью, кто с бизнесом, кто с НКО, кто с экспертным сообществом, кто со СМИ.
Кто профессионально пропишет проект – это описание же потом ляжет в основу заявки на финансирование и публичной презентации проекта
Кто займётся PR-ом проекта и его продвижением.
Кого следует позвать в экспертный совет, кого в попечительский.
И т.д. и т.п.
Слайд 28Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 4
– Описание проекта, оно же заявка на финансирование, оно же основа презентации:
Постановка проблемы -
Определение основной цели – миссии проекта
Описание измеряемых задач
Описание методов и подходов к решению задач
Создание графика работ
Подробно прописанный бюджет
Подробные комментарии к бюджету
Слайд 29Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 5
– Организация управления с описанием функциональных ролей персонала:
Руководитель, идейный вдохновитель, «моторчик» проекта – мешает всем участникам жить спокойно ☺
Бухгалтер проекта – без комментариев ☺
PR менеджер проекта – обеспечивает всеобщую любовь к проекту ☺
Грант менеджер проекта – пишет заявки, гоняется за грантодателями ☺
Менеджеры проекта – обзвон, рассылка и иные методы приглашения участников, подготовка помещения и технического сопровождения, добыча продуктов, организация кофе и фуршетов и т.п.
Слайд 30Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 6
- Определение состава и функций «Экспертного совета»
Председатель экспертного совета, он же моральный авторитет региона
Ответственные члены экспертного совета 15-18 человек:
Представитель профильного департамента регионального уровня
Представитель профильного департамента муниципального уровня
Лидеры региональных политических и общественных движений
Представители научно-исследовательского сообщества
Профессора-преподаватели ВУЗов
Представители бизнессообщества
Редактора ведущих СМИ и журналисты
Представители региональных экспертно-консалтинговых проектов (если есть)
И т.д.
Слайд 31Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 7
– Определение состава и функций попечительского совета.
Председатель попечительского совета (может ратироваться на 1 год)
Представители организаций, предприятий и частных лиц финансирующих проект и предоставляющие ему свои иные ресурсы:
Помещения
Техническое оснащение: звукоусиление, мультимедийный проектор, ноутбук и т.д.
Связь
Транспорт
Проживание для экспертов
Проезд для экспертов
Питание, кофе-брейки, фуршеты
Интернет – ресурсы
Рекламные площади и т.д.
Слайд 32Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 8
– Проведение публичной презентации проекта…
Презентация должна быть сделана на таком уровне, чтобы её в любой момент могли провести разные люди для самых различных аудиторий:
Властей
СМИ
Преподавателей и студентов ВУЗов
Представителей фондов
Бизнеса
Конференций и Семинаров
На первую публичную презентацию лучше позвать именитых гостей которые дополнительно привлекут внимание в рождению проекта Власти, общества, бизнеса, экспертного сообщества и СМИ…
Слайд 33Пошаговая стратегия рождения дискуссионной площадки
Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Шаг 8
– Проведение публичной презентации проекта…
Слайд 34Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Как информационные потоки притягивают ресурсы
Внешние ресурсы
Слайд 35Как создать эффективный региональный дискуссионный проект?
Источники ресурса для региональной просветительской инициативы
Зарубежные правительственные фонды
Зарубежные частные фонды
Российские негосударственные фонды
Российские государственные гранты
Региональные гранты
Целевые программы
Ресурсные центры
ВУЗы
Политические проекты
Бизнес
Коммерческие СМИ
Ассоциации и тематические объединения граждан
Партнёрские организации
Частные пожертвования
Взносы участников
Собственная предпринимательская деятельность
Уполномоченный по правам человека
Слайд 36«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Безусловным
условием успешного проведения дискуссии являются яркость личности основного докладчика : выступление должно быть эмоциональным, способствовать созданию атмосферы вовлеченности всех участников дискуссии;
Ведущий дискуссии должен отлично знать не только предмет дискуссии, но и возможности всех участников дискуссии, чтобы вести дискуссию в активном эмоциональном и нравственном русле и не давать участникам сбиваться с заданной темы или переходить на личности;
Тема дискуссии должна быть сформулирована точно и интересно, быть актуальной;
- Эксперты должны обладать широкой эрудицией по теме конкретной дискуссии, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении.
Факторы успеха дискуссионной площадки
Слайд 37«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
монопольное
право на истину
бесконечные монологи, затягивание времени
уход от темы
пустой зал
Вечные Враги дискуссии
Слайд 38«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Дискуссия требует
строгого регламента. К примеру:
7-10 минут открытие Ведущий представляет участников, делает небольшое вступление, даёт краткое слово официальным лицам и хозяевам места где проводится дискуссия…
30-45 минут отводится на выступление основного докладчика.
15-20 минут на вопросы к докладчику для уточнения его позиции. Здесь ведущий внимательно следит чтобы не путались жанры вопроса и комментария.
Дальше излагают своё мнение заранее определённые 2-3 региональных эксперта по 7 до 10 минут каждый. К примеру: профильный чиновник, журналист и исследователь.
Выступления региональных экспертов переходят в общую дискуссию. На каждое выступление в дискуссии обычно отводится не более 3 минут. По истечении этого времени выступающему дается шанс кратко завершить свою мысль и аргументы. Ведущему лучше иметь колокольчик ил молоточек с помощью которого он следит за соблюдением временного регламента.
Завершается все предоставлением заключительного слова основному докладчику…
Слайд 39«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и Экспертное сообщество».
Основные принципы
плодотворной дискуссии:
Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;
Не говорите «Вы не правы», а только – «Я с Вами не согласен»;
У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты;
Необходимо опираться на надежную фактическую базу;
Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить;
Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б;
Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления;
Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;
Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;
Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;
Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре;
Каждый имеет право на молчание.
Слайд 40Методы коммуникаций с участниками
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и
Экспертное сообщество».
Для приглашения участников можно использовать разные каналы распространения информации учитывая, что для разных тем может быть разная целевая аудитория:
Обзвон заранее определенных «экспертным советом» экспертов, и активных постоянных участников проекта.
Рассылка приглашений по электронной почте подписчиков проекта с просьбой пригласить к участию всех кто может быть заинтересован.
Объявление на сайте проекта и сайтах дружественных проектов. А также через Живые Журналы активных участников проекта.
Расклейка афишек напечатанных на принтере в местах посещения потенциальных участников в зависимости от темы дискуссии: ВУЗах, библиотеках, кафе, клубах, книжных магазинах, концертных залах и других культурных и присутственных местах.
Слайд 41Методы коммуникаций с участниками
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и
Экспертное сообщество».
Распространение флайеров среди представителей целевой аудитории. Если целевая аудитория – студенты, то акцию по раздаче флайеров можно сделать в вузе или на каком-нибудь культурном мероприятии. Флайера всегда можно оставить для распространения в молодёжном кафе.
Презентации дискуссии на лекциях, собраниях и других публичных событиях. Для этого можно просить знакомых преподавателей или сотрудников администраций предоставить несколько минут, либо пойти к любому организатору события, надеясь на удачу.
Распространение информации через средства массовой информации (главным образом – радио и газеты). Для этого необходимо заранее (минимум за неделю) написать пресс-релиз о предстоящем событии (дискуссии), подкрепив его рассылку по факсу и электронной почте личными звонками знакомым журналистам.
Слайд 42Методы коммуникаций с участниками
«Эффективное региональное дискуссионное пространство: Власть, СМИ, Бизнес и
Экспертное сообщество».
Очень важно чтобы по окончании дискуссии все непосредственные участники и те кто не мог присутствовать лично, могли ознакомиться с материалами дискуссии: раздаточным материалом, аудиозаписями, стенограммами, фотографиями и т.д.
Важно чтобы дискуссия продолжилась на сайте проекта или в ЖЖ одного из активных участников проекта в виде форума или обмена комментариями. Тогда по теме дискуссии смогу высказаться и те кто не смог принять участие… Там же хорошо бы разместить и материалы дискуссии…
И конечно важно собрать и опубликовать все материалы вышедшие в СМИ в связи с прошедшей дискуссией…
Слайд 43Евгений Греков
Моб. 89165302110
grekov@4cs.ru
www.4cs.ru