Слайд 1Что дают предприятию новые стандарты описания бизнес-процессов
BPMN, BPEL (WSBPEL)
Юрий Волков,
архитектор информационных
систем, http://yurivolkov.com/index_ru.html
Вторая ежегодная конференция
"УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ИНТЕГРАЦИЯ В КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ“
Москва, 20 марта 2007 года
Слайд 2План презентации
Кратко о стандартах BPMN и BPEL…
Постановка задачи – для чего
создавать новые стандарты?
Что же они дают предприятию?
Место стандартов описания бизнес-процессов в архитектуре автоматизированной системы и её жизненном цикле.
Новый взгляд на описание бизнес-процессов. Модель и терминология.
Примеры описания бизнес-процессов
Пути внедрения
Слайд 3Стандарты моделирования бизнес-процессов
BPMN
UML
…
BPDM
BPEL
Слайд 4Спецификация BPMN
(Business Process Modeling Notation) 1.0
Разработана организацией Business Process Management Initiative
(BPMI) в 2001-2004 годах с учётом множества ранее существовавших диаграмм
В 2005 году OMG (разработчик UML и пр.) взяла "под своё крыло" спецификацию BPMN, а 1 февраля 2006 года OMG опубликовала эту спецификацию уже как свою собственную
Определяет графическую нотацию, но не содержит:
формат файла обмена моделями (см. XPDL);
метамодель (семантическую) (см. BPDM);
вместо этого спецификация ссылается на BPEL
Спецификация - книга размером 300 страниц , в т.ч. 130 рисунков (далее ссылки на: http://www.omg.org/cgi-bin/apps/doc?dtc/06-02-01.pdf)
Слайд 5Спецификация BPEL
(Business Process Execution Language), WSBPEL
Май 2003 – спецификация BPEL v.1.1.
«Авторы» - BEA, IBM, Microsoft, SAP AG и Siebel Systems.
Январь 2007 – спецификация WSBPEL v.2.0. Спецификация комитета некоммерческой организации OASIS.
BPEL определяет модель и грамматику для описания поведения бизнес-процессов, основанных на Web-сервисах, в терминах длительных, обладающих состоянием взаимодействий (состоящих из обмена сообщениями) между процессом и его партнёрами.
Слайд 6Постановка задачи
Текст/графика для описания бизнес-процессов
Бизнес-процессы:
знакомы нашему Клиенту (конечным пользователям автоматизированной информационной
системы);
оперируют понятиями предметной области Клиента ("покупатель", "заказ", "оплата" и т.п.).
Диаграммы: eEPC, IDEF, UML Activity, BPMN, …
должны достаточно подробно и точно описывать логику процесса
должны быть понятны, причём одинаково, различными людьми
должны позволять клиентам и бизнес-аналитикам работать в команде на своём уровне понимания: на бизнес-уровне
Слайд 7Проблемы анализа
Неизвестно, какие слова (какие абстракции) использовать при описании бизнес-процессов.
Нет общего, достаточно строгого понимания используемых абстракций, взятых из естественного человеческого языка.
Логика управления бизнес-процессами перемешана с остальной частью приложений.
Существует разрыв между бизнес-аналитиками и разработчиками, который является препятствием для создания приложений, ориентированных на процессы. Нет эффективного взаимодействия этих групп участников проекта.
Слайд 8Новые горизонты – новые требования
Современная тенденция: исполнение бизнес-процесса с помощью “движка
исполнения бизнес-процессов”,
Изменение требований к моделям (в т.ч. диаграммам) и инструментальным средствам моделирования:
автоматическое создание отчётов о составе модели
автоматическая проверка модели по формальным признакам
возможность электронного обмена моделями и диаграммами
полнота и строгость для автоматизированного исполнения соответствующего бизнес-процесса (с оговорками…)
обратная связь (изменение модели при изменении Системы)
Слайд 9Так что же они дают предприятию?
Стандартизация и унификация, в т.ч. при
организации взаимодействия с партнёрами. Переносимость знаний.
Автоматизация процесса создания автоматизированной системы, в т.ч. автоматизация интеграции бизнесов.
Вовлечение людей бизнеса в проекты автоматизации, а также в управление автоматизированной системой. Создание как уровня самой системы, так и этапа её разработки, на котором клиенты и бизнес-аналитики могут работать в команде на своём уровне понимания: на бизнес-уровне.
Практическая реализуемость уже сегодня, выбор предложений от различных вендоров.
Но так как ничего не бывает даром, то от самих пользователей указанных стандартов требуется изменить:
свой взгляд на описание бизнес-процессов,
организацию процесса разработки и сопровождения автоматизированных систем.
Слайд 10OMG о месте BPMN в MDA, BPMN & UML
Слайд 12Позиция IDS Sheer по отношению к моделям процессов
Слайд 13Подход (взгляд), понятия
BPMN – это далеко не только другие обозначения для
знакомых нам элементов диаграмм
Сервисно-ориентированная архитектура – в практике
Обмен сообщениями
Взаимодействие участников – абстрактный процесс, сотрудничество (collaboration)
Модель, непосредственно исполняемая машиной (BPEL, XPDL)
Участники бизнес-процесса и пул (pool)
Экземпляры процессов и жетоны (Tokens)
Деятельности, выполняемые людьми
Подпроцессы
Бизнес-транзакции (длительные) и компенсации
Обработка исключений
Поток деятельностей («sequence flow») в BPMN – это не поток управления («control flow»)
Русскоязычной терминологии пока нет, см. http://yurivolkov.com/articles/BPMN_terms_ru.html
Слайд 14Структура модели. 3 типа подмоделей
Личный (Private)
Абстрактный (Abstract)
Сотрудничество (Collaboration) – глобальный процесс
Личный
процесс (рис. 7.1 стр.10 спц.)
(BPM, Workflow)
Слайд 17Сотрудничество (Collaboration)
Более детально (Stephen A. White)
Pool, Swimlanes
Sequence Flow
Message Flow
Слайд 18Структура модели 1. Поведение,
зависящее от данных. Ветвления и слияния
Join (AND-Join)
Merge (OR-Join)
Split
(OR-Split)
Fork (AND-Split)
Терминология Workflow Management Coalition
Терминология BPMN
Слайд 19Структура модели 2. Обработка исключений, цикл. Вложенные элементы работы
Слайд 20Структура модели 3.
Транзакция, компенсация, ошибка транзакции
Слайд 21Структура модели 4.
Ветвление на основе событий
Слайд 22Процесс голосования по электронной почте
Слайд 23Исполняемый процесс Турфирмы - результат
Слайд 24Пути внедрения BPMN и BPEL
Активизация использования движков исполнения бизнес-процессов
Внедрение продвинутого инструментального
средства моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN
Использование MS Visio
Использование бумаги при общении с Заказчиком (интервью…)