Слайд 1Благотворительность как бизнес
Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи
нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
Слайд 2Кому, зачем и почему помогают частные корпорации?
Три миллиарда долларов — примерно в такую
сумму оценил прозрачную часть российской благотворительности за 2010 год Алексей Костин, исполнительный директор некоммерческого партнерства «КСО — Русский центр». При этом большая часть — вклады компаний, а не частных жертвователей. Много это или мало? На что идут деньги корпоративных благотворителей?
Слайд 3Лидеры корпоративной благотворительности -2012 г.
16.11.2012 г.объявлены итоги 5 ежегодного исследования «Лидеры
корпоративной благотворительности -2012 г.»
В проекте приняли участие 52 российские и международные компании, каждая из которых за 2011 год на благотворительные мероприятия потратили более 300 млн.руб. Общий объем средств - 15.4 млрд.руб.
Определили ренкинг компаний и лучшие практики
Слайд 4ТОП- 10
1.АФК «Система»
2.ЗАО НПК «Катрен»
3. ОАО «Авиационная компания Трансаэро»
4.Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.
5.ОАО «Трубная металлургическая компания»
6.Компания Русал
7.ОАО «Холсим»(Рус)»
8.ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
9.ЗАО УК«Петропавловск»
10.ОАО «Банк УралСИБ»
Слайд 5Отраслевые субренкинги
Финансовый сектор: 1.ОАО «Банк Уралсиб»
2. ООО «Группа АБСОЛЮТ»
3. ООО
«Дойче Банк»
Промышленный сектор: 1.ОАО «Трубная металлургическая компания»
2. Компания Русал
3. ЗАО УК«Петропавловск»
Сектор «Розничная торговля и производство потребительских товаров»:1.АФК «Система» 2. ОАО «Авиационная компания Трансаэро» 3. ОАО «Холсим»(Рус)»
Слайд 6Отраслевые субренкинги
Лучшая программа, способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата
в регионе присутствия компании
Победитель ОК «Русал» (Территория Русала)
Лауреаты Фонд «Петропавловск» и Банковская группа Зенит
Лучшая программа поддержки волонтерства
Победитель - Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. «Спешите делать добро»
Слайд 7Благотворительность — это стыдно?
Проблема сейчас не столько в количестве корпоративных жертвователей,
сколько в организации дела. Парадоксально, но факт: благотворительность у нас все еще дело кулуарное, почти стыдное. Считается, что, если говорить о ней вслух, это неприличный «пиар», а вот частное милосердие — это «для души».
Слайд 8Благотворительность — это стыдно?
Тем не менее многие наши бизнесмены уверены, что
рассказывать о благотворительности аморально. Есть, правда, и другие причины: расскажешь — набегут еще просители, а всем помочь невозможно, бюджет лимитирован. Начнут обвинять: этим, мол, помогаешь, а тем — нет.
Еще одна причина: даже крупный бизнес поддерживает то, что хочет его руководитель. То есть это зачастую очень личный вопрос: у кого-то близкий родственник тяжело болен, а у кого-то — занимается искусством.
Слайд 9Сколько денег?
Порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность. Так что большую часть
реальной (по крайней мере, легальной, проходящей через официальные организации и фонды) помощи у нас в стране оказывают именно фирмы, а не сердобольные граждане.
Слайд 10Сколько денег?
На Западе процентное соотношение частной и корпоративной благотворительности прямо противоположное:
примерно 90% приходится на помощь частную. В цифрах — на примере США, это выглядит так: личный вклад простых американцев составляет в сумме 270 млрд долларов (при общем обороте благотворительных средств 303 млрд).
У нас же — по примерным оценкам — из 3 млрд долларов на частную благотворительность приходится максимум 0,5 млрд.
Слайд 11Государственный рэкет
Кроме природной стыдливости и коллективной ненависти к пиару есть у
нас еще одна, может быть, ключевая причина непрозрачности и недостаточной эффективности благотворительности.
В России нет ни одной компании, которая бы ни занималась благотворительностью! И далеко не всегда добровольно.
Интересно, что вычленить из общей суммы, потраченной бизнесом на благотворительность, ту часть, которая пожертвована добровольно и по собственному разумению, невозможно.
Слияние же с государством, во-первых, загоняет благотворительность в тень, во-вторых, делает ее неповоротливой и порой абсурдной, обслуживающей амбиции конкретного чиновника, а не потребности общества.
Слайд 12Государственный рэкет
При этом никаких налоговых льгот для бизнеса, занимающегося благотворительностью, нет,
и, судя по всему, никто не собирается их вводить.
До 2002 года действительно было такое положение: от трех до пяти процентов чистой прибыли не облагалось налогом, если такую сумму компания жертвовала на благотворительность. Но в 2002 году этот закон был отменен с циничной формулировкой: «А никто не попросил оставить»
Слайд 14На что тратим?
Если набрать в Яндексе слово «благотворительность», первым по списку
оказывается «благотворительность детям». Сиротам, больным, талантливым и т. д. И это полностью соответствует ситуации на российском «рынке добрых дел» — детям хотят помогать все: и торговцы булочками, и крупные корпорации, и даже частные лица.
Не очень охотно дают пенсионерам. Зато дети занимают первые позиции — особенно детдомовские, хотя эффективнее было бы создавать систему усыновления, а не ремонтировать детдома. Почетные места занимают культура, образование и религия. Спорт — в зависимости от увлечений руководителя корпорации.
Слайд 15На что тратим?
Еще совсем недавно редко какая компания готова была взять
под опеку инвалидов. Даже если не ставить нигде свой логотип, все равно ассоциироваться предпочитали с чем-то, внушающим надежду.
Теперь наоборот: поддерживать инвалидов стало почетно. Вообще в этой сфере существует своя мода, свои течения. Кто-то сделал удачный проект — и все повторяют. Сейчас успешно раскручивается экологическая тема: зеленый офис, чистый парк, амурские тигры, подмосковные елки…
Слайд 19От подачки до технологии
Благотворительность малого и среднего бизнеса у нас мало
чем отличается от частной — граница между личным и «производственным» кошельком тут трудноразличима. И владелец бизнеса принимает спонтанные решения о том, на что пожертвовать, исходя из собственных возможностей и заявок просителей. Как правило, свободных денег у него нет, и помощь выражается в тех услугах или товарах, которые данная компания производит.
У крупного бизнеса все сложнее: вариативность ресурсов больше. Это могут быть деньги, переводимые напрямую в виде пожертвования, безвозмездное оказание услуг или финансирование через собственный корпоративный фонд — если это долгосрочный проект.
Нередко основное направление благотворительности связано со стратегией развития бизнеса и оплачивается через собственный фонд.
Слайд 20Заключение
Можно ли оценить, на каком уровне развития находится российская благотворительность? Многие
специалисты считают, что она еще в зачаточном состоянии. У нас действительно есть все технологии, что и в западном мире. Но зачастую в единственном экземпляре. И хотя многие социальные проблемы все же решаются за счет благотворительности, настоящих потребностей общества в ней мы четко не представляем. Потому что не знаем, какой объем социальных услуг нам должно гарантировать государство, а какие дыры придется латать самому обществу.
Слайд 21
Если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие – это не
наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы все время будем ждать, что все сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же…
Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено!!!