Слайд 1Бизнес-планирование в проекте
Фомина Юлия Андреевна
доцент, к.э.н.,
Доцент кафедры Инновационного и проектного
управления
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2016
Слайд 2Проект – это временная деятельность, предпринятая для создания уникального продукта или
услуги.
Бизнес-план – документ, в котором представлено комплексное исследование основных сторон предпринимаемого проекта, в том числе коммерческого или некоммерческого.
Проект и бизнес-план
Слайд 3Зачем проекту нужен бизнес-план?
Чтобы убедиться самому в реализуемости проекта!
Чтобы
убедить руководство / фонд/ администрацию в жизнеспособности идеи и необходимости поддержки проекта!
Чтобы привлечь инвесторов и/или кредиторов к участию в проекте!
Чтобы привлечь ключевой менеджмент.
Разработать маркетинговые обращения и материалы.
Выявить основных стратегических партнеров и клиентов.
Слайд 4Имея лишь первую редакцию бизнес-плана, вы не должны даже задумываться о том, как получить
деньги.
Спросите себя, действительно ли вы хотите отдать этому делу пять лет жизни?
Юджин Кляйнер,
венчурный инвестор
Слайд 5Критерии успеха проекта
Основные критерии:
«в срок»
«в рамках бюджета»
«качественно» (в соответствии с
требованиями к качеству)
2. Дополнительные критерии: могут быть названы заказчиком, инвестором, клиентами
Слайд 6Критерии успешного бизнес-плана:
Что-то новое. Новый товар, услуги, возможности или технологии.
Нечто лучшее.
Усовершенствование имеющихся товаров или услуг.
Ненасыщенный или новый рынок.
Новая система поставок или канал распределения.
Интеграция (вертикальная или горизонтальная)
Слайд 7С чего начать составление бизнес-плана
1) формулирование основной концепции бизнеса;
2) сбор данных
относительно реализуемости и особенностей вашей бизнес-модели;
3) фокусирование и уточнение концепции бизнеса на основе собранных данных;
4) детальное описание бизнеса;
5) составление плана в убедительной форме.
Слайд 8Сбор данных
Сформулируйте общее утверждение о том, что является основой вашего бизнеса
Составьте
список вопросов, которые логически вытекают из этого утверждения, а также способны поставить его под сомнение.
Слайд 9Примерные вопросы для исследования
Отрасль или сектор
Товары / услуги
Целевой рынок
Конкуренция
Стратегия маркетинга
и продаж
Операции / технологии
Долгосрочные тенденции / планы
Слайд 10Концепция бизнеса
Отрасль
Товары или услуги
Потенциальные потребители
Общая стратегия маркетинга и продаж
Ваши конкуренты
(реальные и потенциальные)
Конкурентные преимущества: новые товары/ услуги; улучшенные товарные характеристики и др. (слайд 6)
Слайд 11Как написать бизнес-план, чтобы заинтересовать инвестора
Резюме должно заинтересовать инвестора
Инвестор принимает решение,
читать ли ваш бизнес-план в течение первых 5 минут.
В первую очередь просматривают резюме, финансы и организационный план.
Наличие ошибок – приводит к потере доверия инвестора.
15-35 страниц (без учета приложений и финансовых расчетов, объем приложений не должен превышать объем самого бизнес-плана)
Слайд 12Сроки
3-5 лет,
1 год – расчеты на каждый месяц,
2-3 год
поквартальные расчеты
4-5 год – расчеты на год
Слайд 13Основные разделы бизнес-плана
Резюме проекта
2. Описание компании
3. Анализ положения дел в
отрасли и тенденций её развития
4. План маркетинга
5. Организационный план
6. План производства
7. Финансовый план
8. Эффективность проекта
9. Оценка рисков
Слайд 14Титульный лист
Название проекта
Название организации, юр. адрес, руководитель организации, телефон.
Руководитель проекта: Ф.И.О., должность, телефон.
Суть проекта (3-5 строк).
Совокупная стоимость проекта.
Источники финансирования проекта: собственные и привлеченные.
Срок окупаемости проекта.
Конфиденциальность информации.
Слайд 15Раздел 1. Резюме
Если они не пойму сразу, они (инвесторы) не поймут
никогда…
Резюме пишется после написания всех разделов бизнес-плана
Цель резюме – мотивировать специалиста прочитать бизнес-план
Отражает все разделы бизнес-плана
Можно прочитать за 5 минут
Акцент на товаре и потребности в нем
Слайд 16Название проекта, его сущность.
Краткая характеристика и история организации.
Цель проекта
и его результаты
Уникальность проекта!!!
Предпосылки ожидаемого успеха проекта
Ожидаемый спрос на продукцию
Участники проекта, квалификация руководителей
Стоимость проекта
Источники финансирования проекта (собственные/ привлеченные)
Сроки реализации проекта
Основные показатели результативности
Эффективность проекта (экономическая, социальная, экологическая и др.)
Раздел 1. Резюме (1-3 стр.)
Слайд 17Раздел 2. Анализ положения дел в отрасли/на предприятии (2-4 стр.)
Сложившаяся
ситуация в отрасли (объемы производства и сбыта продукции, тенденции развития отрасли). Инструмент: PEST-анализ (факторы внешней среды: политика, экономика, социум и технологии ).
Значимость данного проекта для экономического и социального развития региона и отрасли.
Какие аналоги продукции и где появились за последние 3-5 лет.
Анализ положения предприятия (проекта) в данной отрасли, регионе. Инструмент: SWOT-анализ.
Слайд 20Раздел 3. План маркетинга (4-6 стр.)
1. Описание продукта/ услуги/ деятельности (основные
характеристики, преимущества, цена/качество).
2. Портрет потребителя / группы потребителей (пол, возраст, доход, критерии выбора продукта, как приобретает, как использует продукт, какие свойства продукта важны).
3. Описание рынка сбыта: емкость рынка, прибыльность рынка, темпы роста, тенденции, барьеры, чувствительность рынка к ценам.
Слайд 21Раздел 3. План маркетинга
4. Анализ конкурентов (кто, доля на рынке, качество
продукции, размер бизнеса, их сильные/ слабые стороны)
Инструмент: карта конкурентов
качество
Цена
Низкое Среднее Высокое
В этой зоне нет конкурентов
Слайд 22Раздел 3. План маркетинга
5. Выбор и обоснование маркетинговой стратегии.
Основные маркетинговые стратегии:
Проникновение на существующий рынок (для новых предприятий)
Расширение рынков сбыта (для действующих предприятий)
Развивающий маркетинг (для новых товаров и услуг - создание рынка, для инноваций)!
Диверсификация (вертикальная – технологическая, горизонтальная – новые сферы для действующего бизнеса).
Слайд 23Раздел 3. План маркетинга
6. Патенты, лицензии (если есть).
7. Коммуникативная политика (система
продвижения товаров/ услуг на рынке): реклама, PR, брэндинг, переговоры и др.
8. Сбытовая политика (описание каналов сбыта продукции, посредники, логистика).
9. Ценовая политика и план продаж.
Слайд 24Раздел 3. План маркетинга
10. Расходы на маркетинговые мероприятия (коммуникативную политику, патенты
и лицензии, сбытовую политику).
Слайд 25Раздел 4. Организационный план (4-5 стр.)
Организационно-правовая форма, форма собственности предприятия.
Уставный капитал,
доли участников, их оплата.
Участники общества (товарищества).
Организационная структура предприятия/ проекта.
Календарный план проекта.
Характеристика административно-управленческого персонала, в т.ч. краткие биографические справки о руководителях.
Структура персонала (по этапам календарного плана).
Оплата труда и формы стимулирования работников.
Затраты на организационно-управленческую деятельность.
Слайд 26Раздел 4. Организационный план
4. Орг. структура предприятия :
Линейная
Линейно-штабная
Функциональная
Матричная
Проектная
Процессная
Слайд 27Раздел 4. Организационный план
Орг. Структура проекта:
Руководитель проекта
Команда проекта
(роли в проекте)
Подрядчики Поставщики Клиенты (потребители)
Заказчик проекта, инвесторы и заинтересованные лица
4. Орг. Структура проекта (участники проекта)
Слайд 28Раздел 4. Организационный план
5. Календарный план проекта.
Основные этапы создания автоматических
систем (ГОСТ):
Формирование требований
Разработка концепции
Техническое задание
Эскизный проект
Разработка АС и рабочей документации
Ввод в действие
Сопровождение
Слайд 29Раздел 4. Организационный план
5. Календарный план проекта.
Слайд 30Раздел 4. Организационный план
9. Затраты на организационно-управленческую деятельность
Слайд 31Раздел 5. План производства (4-5 стр.)
Описание планируемых результатов и необходимого
перечня работ (декомпозиция работ).
Описание технологического процесса. Схема технологического процесса.
Состав основного оборудования (поставщики, условия поставок). Инвестиции в основные средства.
Форма амортизации. Норма амортизационных отчислений.
Сырье и материалы (поставщики, альтернативные источники).
Текущие производственно-технологические затраты.
Слайд 32Раздел 5. План производства
Текущие и инвестиционные производственно-технологические затраты
Слайд 33Раздел 6. Финансовый план (4-6 стр.)
Расчет общих затрат по проекту.
Источники и
порядок инвестирования.
Прогнозный отчет о финансовых результатах.
Прогнозный денежный поток.
Слайд 34Раздел 6. Финансовый план
1. Расчет общих затрат по проекту.
Без амортизации
Слайд 35Раздел 6. Финансовый план
2. Источники и порядок инвестирования
Плюс схема движения инвестиций
и доходов
Слайд 36Раздел 6. Финансовый план
3. Прогнозный отчет о финансовых результатах
Нет затрат на
ОС и НМА, но есть амортизация
Слайд 37Раздел 6. Финансовый план
3. Прогнозный отчет о финансовых результатах.
Точка безубыточности
проекта
Руб.
Время (периоды)
Выручка
Расходы плюс налог на прибыль
Слайд 38Раздел 6. Финансовый план
4. План движения денежных средств (денежных потоков), Cash
Flow (CF)
CF должен быть равен или больше нуля!
Слайд 39Раздел 6. Финансовый план
4. План движения денежных средств (денежных потоков), Cash
Flow (CF)
Дисконтированный денежный поток
Discounted Cash Flow (DCF) на конец периода (приводим к нулевому периоду)
DCFi = (CFi ) / (1+E)i
Е – ставка дисконтирования (не меньше ставки рефинансирования)
i - номер периода (года)
Слайд 40Раздел 7. Эффективность проекта
Социальная эффективность (количество созданных рабочих мест, привлечение труда
инвалидов, объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней, благополучатели – мало защищенные слои населения, построенные инфраструктурные объекты и жилые помещения и др.)
Экологическая эффективность (сокращение потребления воды и др. ресурсов, сокращение вредных выбросов, переработка отходов, озеленение или очищение территории и др.)
Экономическая эффективность
Слайд 41Раздел 7. Эффективность проекта
Экономическая эффективность
Срок окупаемости, или Pay Back (PB)
Дисконтированный срок
окупаемости, или Discounted Pay Back (DPB)
Чистый приведенный доход, или чистая приведенная стоимость, или Net Present Value (NPV)
Средняя норма рентабельности (доходности), или Average Rate of Return (ARR)
Внутренняя норма рентабельности (доходности), или Internal Rate of Return (IRR)
Индекс прибыльности, или Profitability Index (PI)
Слайд 42Раздел 7. Эффективность проекта
Срок окупаемости, или Pay Back (PB) – срок,
необходимый, чтобы все начальные инвестиции были покрыты за счет доходов (чистого денежного потока, CF)
t
V инв= ∑ CF i , где:
i=1
Vинв. – объем первоначальных инвестиций;
t – срок окупаемости;
CF i - чистый денежный поток i-го шага.
Слайд 43Раздел 7. Эффективность проекта
2. Дисконтированный срок окупаемости, или Discounted Pay Back
(DPB) – продолжительность наименьшего периода, по истечении которого чистый приведенный доход (NPV) становится и в дальнейшем остается не отрицательным.
td CF i
V инв= ∑ ------------ , где:
i=1 (1+E) i
td – дисконтированный срок окупаемости;
Е - ставка дисконтирования.
Слайд 44Раздел 7. Эффективность проекта
3. Чистый приведенный доход, или чистая приведенная стоимость,
или Net Present Value (NPV) – суммарная приведенная стоимость доходов от осуществляемых инвестиций
CFi
NPV = ∑ ------------ - V инв .
(1+E) i
Для признания проекта эффективным NPV должен быть положительным
Слайд 45Раздел 7. Эффективность проекта
4. Средняя норма рентабельности (доходности), или Average Rate
of Return (ARR) – отношение между среднегодовыми поступлениями от реализации проекта и величиной начальных инвестиций
(∑Cfi)/ n
ARR = ----------- ,
V инв
где: n – длительность проекта (период расчетов).
Слайд 46Раздел 7. Эффективность проекта
5. Внутренняя норма рентабельности (доходности), или Internal Rate
of Return (IRR) – это процентная ставка, при которой суммарный чистый приведенный доход равен нулю
CFi
∑ ------------ - V инв = 0.
(1+IRR) i
Проект эффективен, если IRR больше ставки дисконтирования E.
Слайд 47Раздел 7. Эффективность проекта
6. Индекс прибыльности, или Profitability Index (PI) -
это отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям. Индекс прибыльности характеризует отдачу от проекта на вложенные средства.
CFi
∑ ------------
( 1+E) i
PI = ______________
V инв.
Если PI меньше 1, то проект следует отвергнуть, PI=0 (нет ни прибыли не убытков)
Слайд 48Раздел 8. Оценка рисков
Выявить полный перечень рисков (производственные, коммерческие, финансовые
и др.). Источник риска – неопределенность, то есть отсутствие полной и достоверной информации, используемой для принятия решения.
Определить вероятность наступления рисков.
Оценить ожидаемый ущерб в случае наступления рисков.
Установить приемлемый уровень риска, отбросив малозначимые риски.
Определить меры по снижению рисков: гарантии органов власти; страхование; залог активов; банковские гарантии и др.
Слайд 49
Когда бизнес-план написан ...
для представления его инвесторам нужно
Доработать резюме, приложения.
Распечатать и подписать бумажный вариант бизнес-плана (общий объем с приложениями не более 100 стр.).
Подготовить презентацию бизнес-плана (краткую на 1-2 минуты и развернутую на 10-15 минут).
Подготовить копии бизнес-плана для инвесторов.
Подготовить раздаточный материал.
Слайд 50 Спасибо за внимание!
E-mail: Fomina-u-a@yandex.ru