Слайд 1Бизнес-моделирования: обзор существующих подходов
Гусаковский А.М.
СМС, управляющий партнер
консультационная компания
«Ключевые решения» (Минск).
Слайд 2Идеи и тезисы
Бизнес-моделирование: откуда актуальность?
«Живое понятие» бизнес-модель
Не бизнес-процессы, не стратегия, не
финансовая модель, и в то же время…
Дизайн
Некоторые приемы работы с бизнес-моделью
Слайд 3Заголовки новостей…
McKinsey о последствиях распространения 3D-печати и необходимости смены бизнес-модели
«Самый быстрый
способ создать ценность — это перенос бизнес-модели» Читайте подробнее на Forbes.ru
Эксперт: Бизнес-модель Павла Дурова неудобна для "вертикальной" российской экономики
Холдинг «РЖД» переходит на новую бизнес-модель международной транспортно-логистической компании
Слайд 4Из ТЗ консультационного проекта
Комплексная реорганизация должна быть в большей степени нацелена
не на шлифовку управленческих процедур, а, в первую очередь, на реальное изменение составляющих бизнес-модели…
Слайд 5Живое понятие
Запрос в Business Source Premier (ведущая электронная база данных компании
EBSCO, содержащая статьи из научных журналов о бизнесе и экономике) показывает, что данный термин появился в 1960 г. в названии и реферате к статье в Accounting Review, но с каждым годом количество его упоминаний возрастало, набрав наибольшие темпы роста в начале 2000-х гг.
Слайд 6Пол Тиммерс (Paul Timmers) 1998
Под бизнес-моделью подразумевается: совокупность продуктов, услуг и
информационных потоков, включающих описание различных участников бизнес процесса, их ролей, их потенциальных выгод, а также описание источников получения прибыли.
Чтобы понять, как компания реализует свою бизнес-миссию, Тиммерс добавляет маркетинговую модель, которая является комбинацией бизнес-модели и маркетинговой стратегии рассматриваемого субъекта бизнеса.
Слайд 8Отто Петровик (Otto Petrovic) и Кристиан Киттл (Christian Kittl), 2000
бизнес-модель придает
смысл различным бизнес-процессам компании, а они в свою очередь определяют необходимые информационные и коммуникационные системы, при этом все три уровня связаны друг с другом. Это означает, что изменения на более высоком уровне всегда приводят к изменениям на более низком уровне, и что бизнес-модель сама по себе может быть успешной лишь при совпадении нижних уровней.
Слайд 10Яап Гордийн (Jaap Gordijn) и Ганс Аккерманс (Hans Akkermans)
Business Modelling
is not Process Modelling
термин «бизнес-модель» часто понимается неверно и смешивается с термином «модель бизнес-процесса».
бизнес-модель пытаются описывать с помощью языков моделирования: UML, ePC, сетей Петри.
На самом деле: бизнес-модель говорит нам не о процессах, а об обмене «ценностью» между участниками бизнес-процессов. Неспособность понять это разделение ведет к принятию неправильных бизнес-решений…
Слайд 11Линдер и Кантрелл (Linder and Cantrell) Институт стратегических изменений компании Accenture
определяют
бизнес-модель как базовую логику организации в создании ценности.
Слайд 12Патрик Стэллер (Patrick Stähler), Джоан Магретта (Joan Magretta)
Бизнес-модель — это как
рассказ, объясняющий принципы работы предприятия.
Бизнес-модель описывает то, как части бизнеса соответствуют друг другу и складываются в единую систему.
В отличие от стратегии бизнес-модель не включает в себя информацию о результативности и конкуренции…
Слайд 13Патрик Сталер «Бизнес-модель в цифровой экономике», 2001
Слайд 14Сливотски Адриан
Бизнес-модель - это то, как компания создает ценность для потребителя
и получает от этого прибыль.
Бизнес-модели представляют последний из трех важнейших циклов:
жизненный цикл продукта
жизненный цикл приоритетов потребителей
жизненный цикл бизнес-модели
Если вовремя не определить переломные моменты этих циклов и не начать управлять их фазами, возникают огромные потери ценности…
Слайд 15Остервальдер и Пинье
Бизнес-модель описывает то, как компания создает, доставляет и реализовывает
ценность.
Авторская концепция предполагает описание бизнес-модели через девять блоков, которые объединены в четыре бизнес области:
клиенты
предложение (товар или услуга)
необходимая инфраструктура
финансовая жизнеспособность.
Бизнес-модель является планом того, как стратегия компании должна реализовываться в рамках ее внутренних структур, процессов и систем.
Слайд 16Для чего нам термин?
компоненты, из которых состоит бизнес-модель, должны объяснять суть
и процесс генерирования фирмой ценности или экономических рент.
Слайд 17Бизнес-моделью является или не является?
Стратегия
Как вы станете лучше в позиционировании и
создании конкурентного преимущества?
Как сохранить «защищенное» конкурентное преимущество?
Как выйти в «голубой океан»?
Финансовая модель
Прогнозы и оценки рынка
Три формы – P&L, Balance, Cash Flow
Стоимость компании на «выходе»
Эффективности инвестиций
Бизнес-модель – про то, как мы делаем деньги
Слайд 19М. Джонсон, К. Кристенсен и Х. Кагерманн
Слайд 21Чтобы модель была прибыльной
необходимо использовать усилители прибыли. Все усилители можно сгруппировать
в 4 категории:
Увеличивающаяся отдача.
«Выключение» конкурентов.
Стратегическая экономия (на масштабе, фокусе, объёме).
Стратегическая гибкость (обеспечивается объемом портфеля, операционной резвостью и низкой точкой безубыточности).
Слайд 22Патрик Сталер «Бизнес-модель в цифровой экономике», 2001
Слайд 23Андриан Сливоцки «Миграция ценности»
Элементы бизнес-модели
Основные компоненты
Выбор потребителей
Уникальное предложение ценности
Фундаментальные
предположения (основа бизнес-модели)
Выбор
клиентов
Логистика и партнерские связи
Организация производства и продаж
Система развития продуктов;
Исследование и развитие (R&D)
Слайд 24Стратегический контроль
Модель прибыли
Масштаб деятельности
Управление капиталом инвестором
Точки стратегического финансового контроля
Организационный профиль компании
Управление
формированием прибыли
Точки стратегического контроля формирования ценности
Элементы бизнес-модели
Основные компоненты
Слайд 26оценки эффективности бизнес-модели (GEL-факторы)
Для оценки эффективности бизнес-модели (GEL-факторы используются 3 группы
факторов, которые : Great customers, Easy sales, Long life):
Great customers – наличие превосходных клиентов;
Easy sales – относительная простота совершения продажи;
Long life – гарантированное долголетие компании.
Слайд 27Некоторые приемы работы с бизнес-моделями
Заимствование модели из одной отрасли (fashion) для
другой (ювелирное дело).
ZARA
+
ZORKA
ZARKA
Слайд 28Некоторые приемы работы с бизнес-моделью (2)
Определение приоритетов для построения бизнес- системы
нового качества
Слайд 29Некоторые приемы работы с бизнес-моделью (3)
Обзор ландшефта бизнес-моделей, «работающих» в отрасли
Слайд 30Ваши мнения и вопросы?
ag@krconsult.org