Слайд 1Бариленко В.И.
д.э.н., профессор,
зав. кафедрой «Экономический анализ»
Финуниверситета
БИЗНЕС - АНАЛИЗ
Слайд 2Бизнес-анализ:
Закономерный этап эволюции отечественного экономического анализа в условиях рыночных отношений
Слайд 3Семь источников инновационных идей по П. Друкеру
Неожиданный успех или неудача, неожиданное
внешнее событие.
Несоответствие (неконгруэнтность) между реальностью и нашими представлениями о ней.
Нововведения, основанные на выявлении существующих недостатков и "слабых мест" действующих бизнес-процессов.
Изменения в структуре рынка или отрасли.
Демографические изменения.
Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках.
Новые знания, допускающие их коммерциализацию.
Слайд 4Восьмой источник инновационных идей и побудительный мотив инновационной активности
Разрыв между признанными
требованиями ключевых заинтересованных сторон компании и фактическими параметрами ее реальной деятельности
Слайд 5Концепции бизнеса:
позитивная,
критическая,
прагматическая.
Слайд 6Международный институт бизнес - анализа
International Institute of Business Analysis
(
I I B A)
Свод знаний по бизнес - анализу
Business Analysis Body of Knowledge
(BABOK)
Слайд 7Бизнес-анализ:
совокупность задач, методов, квалификаций и возможностей, необходимых для четкого определения проблем,
стоящих перед бизнесом, и обоснования путей их решения.
Слайд 8Стейкхолдеры (stakeholders)
в узком смысле организаторы совместного дела, учредители
в широком смысле любые
заинтересованные лица, на которых влияет компания и от которых она зависит (собственники, менеджеры, персонал, деловые партнеры, поставщики, покупатели, инвесторы, кредитующие банки, государственные и муниципальные органы, местные жители, общественные группы, политические партии и т.п.)
Слайд 9Теория стейкхолдеров
Известный американский ученый Рассел Линкольн Акофф (12.02.1919 – 29.10.2009)
Роберт Эдвард Фримэн (18.12.1951)
профессор бизнес – школы Дарден в университете Вирджинии (США)
Слайд 10Требования стейкхолдеров
документально оформленные условия или характеристики, необходимые заинтересованным лицам для
решения проблем или достижения их целей, и которые должны быть удовлетворены системой.
Слайд 11Типы требований
требования бизнеса определяют цели, задачи и потребности организации, позволяют описать
причины, по которым инициируется какой-либо проект, возможности, которые этот проект должен обеспечить, и индикаторы, которыми можно измерить его успех. Эти требования характеризуют потребности организации в целом и определяются в ходе анализа ее деятельности.
требования заинтересованных сторон характеризуют потребности отдельных заинтересованных лиц или их групп, а также их способности влияния на решение проблем, связанных с удовлетворением их требований. Эти требования выявляются в ходе анализа требований стейкхолдеров компании.
Слайд 12Типы требований
требования решения описывают характеристики решений, выполнение которых необходимо для выполнения
требований бизнеса и требований заинтересованных сторон. Обычно выделяют функциональные и нефункциональные требования решения. Функциональные требования описывают характер решений и их выполнения, а также информацию, которая для этого необходима. Функциональные требования описывают операции, выполняемые системой, и возможности, которые она должна реализовать. Нефункциональные требования (требования качества обслуживания) определяют внешние условия, при которых решение должно оставаться эффективным, удовлетворяя бизнес – требования и пользовательские требования.
Слайд 13Типы требований
К нефункциональным требованиям относят также допущения
и ограничения. Они идентифицируют аспекты проблемной области, которые не относятся к функциональным требованиям, но будут влиять на компанию или конкретный проект и накладывать определенные ограничения
переходные требования или требования реализации описывают условия, которым должны отвечать решения, чтобы обеспечить реальный переход организации из текущего состояния в задуманное
Слайд 14Схема зависимости степени влияния заинтересованного лица от интереса и уровня власти.
Слайд 15Классификация заинтересованных лиц
По степени зависимости от организации
По степени влияния на организацию
По
степени участия в деятельности организации
Слайд 16Бизнес-процесс
Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которая по определенной технологии преобразует входы
в выходы, представляющие определенную ценность для потребителей
Слайд 17Владелец бизнес - процесса
Должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в
своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат этого процесса
Слайд 18Вход бизнес - процесса
Продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется
в выход (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия, документы, информация, услуги и т.п.)
Слайд 19Выход (продукт) бизнес - процесса
Материальный объект (информация или услуга), являющийся результатом
выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами
Слайд 20Ресурсы бизнес - процесса
Персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, связь, транспорт,
информация и т.п., постоянно используемые для выполнения процесса, но не являющиеся входом этого процесса
Слайд 21Анализ бизнес-процессов
Описание бизнес-процессов "как есть".
Проведение комплексного анализа модели "как есть"
и сопоставление фактических параметров этой модели с теми, которые бы соответствовали отобранным требованиям ключевых стейкхолдеров.
Формирование модели бизнес-процесса "как надо" на основе параметров, соответствующих отобранным требованиям.
Слайд 22Анализ бизнес-процессов
Внедрение рекомендуемой модели бизнес-процесса в практику деятельности компании.
Контроль функционирования
внедренной модели бизнес-процесса, выявление и анализ отклонений от заданных параметров.
Периодический анализ изменений требований ключевых стейкхолдеров и соответствия им действующей модели бизнес-процесса, корректировка модели.
Слайд 23Бизнес - единицы
Бизнес-единица - отдельное организационно и юридически оформленное активное
подразделение бизнеса, выделяемое в структуре исследуемой компании. Бизнес-единица подконтрольна руководству компании, но она полностью или частично экономически обособлена и отвечает за конкретный бизнес – процесс или конкретные виды деятельности, необходимые для осуществления определенных функций в бизнес – процессе.
Слайд 24Бизнес- модели
ориентированные на взаимоотношения бизнеса с внешним окружением, на ценности, создаваемые
для клиентов
ориентированные на процессы внутри организации
Слайд 25Компоненты
бизнес- модели
целевая клиентура компании и мотивация её привлечения;
предлагаемые компанией ценности
для клиентов в виде продукции или услуг;
система создания этих ценностей (цепочка создания ценности, ресурсы, технологии, организационные решения);
финансовая модель бизнеса (система финансирования, структура затрат и денежных потоков, формирование и распределение прибыли, способы обеспечения финансовой устойчивости.
Слайд 26Бизнес-модель коммерческой организации
Слайд 27Взаимосвязь
бизнес- модели и стратегии
как факторов создания ценности
V=f(M,S,R)
где
V - Value (ценность);
M - Model (бизнес–модель);
S - Strategy (стратегия);
R – Resources (ресурсы).
Слайд 29Выбор направлений инновационного развития на основе бизнес-анализа
Слайд 30Предмет и объекты
бизнес – анализа
Предмет бизнес – анализа это экономические
явления, происходящие в результате осуществления как отдельных бизнес – процессов, так и всей деятельности бизнес–единиц и коммерческих компаний в целом, причинно-следственные связи этих явлений и процессов, а также их соответствие требованиям стейкхолдеров компаний.
Объекты бизнес – анализа это бизнес-процессы, бизнес-единицы, бизнес-модели коммерческих компаний, показатели их деятельности, требования их стейкхолдеров и внешняя среда.
Слайд 31Метод бизнес – анализа: сравнительное изучение требований ключевых стейкхолдеров коммерческих компаний
и соответствующих фактических параметров деятельности этих компаний, выявление на этой основе проблем бизнеса и обоснование путей решения этих проблем.
Характерные особенности метода бизнес – анализа
- исследования как количественных, так и качественных характеристик бизнеса , внешней среды и требований стейкхолдеров;
- использование для изучения экономических явлений системы показателей, комплексно характеризующих деятельность компаний;
- изучение причин, вызывающих изменения тех или иных показателей, проведение факторного анализа с выявлением воздействия внутренних и внешних факторов;
- системный подход, выявление и измерение взаимосвязи и взаимообусловленности различных характеристик бизнеса и отражающих их показателей;
- сочетание приемов анализа и синтеза при изучении бизнеса.
Слайд 32Идеология бизнес – анализа дает возможность
формировать контуры будущего и прогнозировать траекторию
предстоящего развития коммерческой организации
Слайд 33Бизнес - анализ
Бизнес–анализ как инструмент обеспечения условий устойчивого развития экономических субъектов.
Бизнес–анализ
как средство формирования интегрированной отчетности организаций и интерпретации ее данных.
Слайд 34Особенности методики бизнес - анализа
Характерной особенностью методики бизнес -анализа является сочетание
традиционных способов и приемов классического анализа хозяйственной деятельности, экономико-математических методов, методов маркетингового анализа, социологических и экологических исследований, методов анализа, характерных для информационных технологий и стратегического менеджмента.
Слайд 35Особенности методики бизнес - анализа
Методологии бизнес – анализа во многом соответствует
широко известная концепция сбалансированной системы показателей (ССП)
Слайд 36Особенности методики бизнес - анализа
Моделирование бизнес – процессов
три основных метода:
- моделирование
функций;
- моделирование потоков работ;
- моделирование потоков данных.
Слайд 37Особенности методики бизнес - анализа
Наиболее популярные нотации моделирования
IDEF0 и IDEF3 –
от ICAM Definition
(ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing - программа автоматизации управления промышленными предприятиями аэрокосмической отрасли США
Слайд 38Особенности методики бизнес - анализа
Наиболее популярные нотации моделирования
Метод моделирования потоков данных
(DFD – Data Flow Diagrams);
Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language);
Нотация моделирования бизнес- процессов BPMN (Business Process Modeling Notation).
Слайд 39Особенности методики бизнес - анализа
Анализ бизнес-процессов
Описание бизнес-процессов "как есть".
Проведение комплексного
анализа модели "как есть" и сопоставление фактических параметров этой модели с теми, которые бы соответствовали отобранным требованиям ключевых стейкхолдеров.
Формирование модели бизнес-процесса "как надо" на основе параметров, соответствующих отобранным требованиям.
Слайд 40Особенности методики бизнес - анализа
Внедрение рекомендуемой модели бизнес-процесса в практику деятельности
компании.
Контроль функционирования внедренной модели бизнес-процесса, выявление и анализ отклонений от заданных параметров.
Периодический анализ изменений требований ключевых стейкхолдеров и соответствия им действующей модели бизнес-процесса, корректировка модели.
Слайд 41Особенности методики бизнес - анализа
PESTLE – анализ
Внешние факторы, воздействующие на
работу предприятия:
- Political (существующие и возможные воздействия государственной и международной политики);
- Economic (влияние региональной, национальной и мировой экономики);
- Sociological (различные формы воздействия общества на коммерческую организацию);
- Technological (влияние технического прогресса и эффекта появления новых технологий);
- Legal (воздействие национального и международного законодательно-нормативного регулирования);
- Environmental (местные, общегосударственные и мировые экологические проблемы).
Слайд 42Особенности методики бизнес - анализа
HEPTALYSIS – этот метод анализа рассматривает семь
аспектов деятельности компаний:
- рыночных возможностей;
- возможностей производства продукции;
- возможностей выполнения намеченных планов;
- финансовых средств;
- человеческого капитала;
- потенциальной прибыли;
- маржи безопасности.
Слайд 43Особенности методики бизнес - анализа
MOST
- Mission (в чем состоит миссия
компании и в каком направлении компания намеревается развиваться);
- Objectives (ключевые цели, которые должны быть достигнуты для выполнения миссии компании);
- Strategies (стратегические варианты движения компании вперед);
- Tactics (тактика компании, переводящая ее стратегию в конкретные действия)
Слайд 44Особенности методики бизнес - анализа
SWOT- анализ:
широко известный метод, используемый для
оценки характерных для конкретного предприятия сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).
Слайд 45Особенности методики бизнес - анализа
Анализ пяти сил Портера
также широко известная
методика анализа рыночного окружения и обоснования стратегии развития бизнеса, предусматривающая исследования угроз:
появления продуктов – заменителей;
появления новых игроков;
рыночной власти поставщиков;
рыночной власти потребителей;
уровня конкурентной борьбы.
Слайд 46Особенности методики бизнес - анализа
CATWOE
такой анализ должен дать ответы на шесть
вопросов:
Сlients - Клиенты - кто является потребителем услуг бизнеса, кто выигрывает или проигрывает от его деятельности?
Actors - Действующие лица или актеры - кто реализует политику фирмы, осуществляет ее основные виды деятельности?
Transformation - Трансформация - что и из чего производит фирма, какие преобразования она обеспечивает?
World view - Мировоззрение – какие идеалы оправдывают существование бизнес - системы и делают ее деятельность значимой?
Owner - Владелец – кому принадлежит бизнес, кто имеет право его закрыть или изменить?
Environmental restrictions - Экологические ограничения.
Слайд 47Особенности методики бизнес - анализа
Семь этапов CATWOE
Выявление проблемной ситуации.
Характеристика проблемной
ситуации.
Определение ключевых факторов, воздействующих на эту ситуацию.
Построение концептуальные модели исследуемой системы.
Сопоставление построенной модели с реальным миром и с требованиями различных заинтересованных сторон.
Определение изменений, которые необходимо и возможно осуществить.
Выработка и осуществление мер по улучшению ситуации в соответствии с условиями и требованиями реального мира.
Слайд 48Особенности методики бизнес - анализа
Six Thinking Hats - Шесть шляп мышления
Эдварда де Боно:
- черная шляпа ;
- белая шляпа ;
- красная шляпа ;
- желтая шляпа ;
- зеленая шляпа ;
- голубая шляпа .
Слайд 49Особенности методики бизнес - анализа
MoSCoW
Приоритеты анализируемых требований стейкхолдеров:
Must have – должно
быть или в противном случае возможен провал бизнеса;
Should have – должно быть или в противном случае придется принимать другое временное решение;
Could have – могло бы быть, чтобы повысить уровень удовлетворения требований;
Would like to have in the future – хотелось бы иметь в будущем, но не сейчас.
Слайд 50Особенности методики бизнес - анализа
VPEC-T
Values – ценности, представляющие собой цели,
убеждения и интересы различных заинтересованных сторон;
Policies – политики, то есть принципы и ограничения, которые определяют, что может быть сделано и каким образом это можно сделать;
Events – события, происходящие в реальном мире и стимулирующие соответствующую активность;
Content – содержание наиболее значимой информации, которое генерируется и используется в различных аспектах деловой активности;
Trust – доверие между пользователями системы и связанные с этим права доступа к информации и внесения в нее необходимых изменений.
Слайд 51Особенности методики бизнес - анализа
SCRS
Strategy – стратегия;
Current State –
текущее, современное состояние;
Requirements – требования;
Solution – решение.
Слайд 52Особенности методики бизнес - анализа
BLUE OCEAN STRATEGY - СТРАТЕГИЯ ГОЛУБОГО ОКЕАНА
Стратегия
отказа от конкурентной борьбы и поиска путей в голубой океан незанятых рыночных ниш, ориентируясь на:
неудовлетворенные потребности разных групп потребителей, которые могут быть объединены;
концентрацию на ключевых для потребителя критериях выбора и оценки продукта;
возможности привлечения «не клиентов» компании к потреблению ее продуктов и услуг.
Слайд 53Особенности методики бизнес - анализа
Toyota A3 Report
оперативное определение проблемы
или потребности;
- понимание текущей ситуации;
- проведение анализа причин сложившейся ситуации и возникшей проблемы при помощи диаграммы Исикавы.
Слайд 54Особенности методики бизнес - анализа
GAP-анализ – анализ разрывов
Выбор объектов анализа (конкретных
показателей деятельности, характеристик продукции и т.п.);
Определение текущего значения исследуемого параметра;
Определение желаемого, требуемого стейкхолдерами или максимально возможного значения того же параметра;
Оценка разрыва между требуемым и достигнутым значением;
Определение пути преодоления выявленного разрыва;
Разработка мер по преодолению разрыва и плана их реализации;
Анализ влияния реализации результатов GAP-анализа на основные показатели деятельности компании.
Слайд 55Особенности методики бизнес - анализа
Теория ограничений Э. Голдратта
(theory of constraints
– TOC)
Основная задача такого анализа – обнаружение ограничений, сдерживающих развитие узких мест и предложение мер для их расширения.
Слайд 56Особенности методики бизнес - анализа
CARRDs
Assumptions – допущения;
Risks – риски;
Requirements – требования;
Dependencies
– зависимости.
Constraints – ограничения;
Слайд 57Список литературы
Арустамов Э.А. Основы бизнеса. – М.: Дашков и К, 2008.
International
institute of business analysis. Url: http://www.theiiba.org
Актуальные проблемы развития бизнес-анализа в условиях ориентации на инновационный путь развития: монография. / под ред. проф. В.И. Бариленко В.И. – М.: Финансовый университет, 2012.
Введение в бизнес – анализ: учебное пособие. / под ред. проф. В.И. Бариленко В.И. – М.: Финансовый университет, 2012.
Основы бизнес – анализа: учебное пособие. / под ред. В.И. Бариленко. – М.: КНОРУС, 2014.
Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013
Остервальдер А. Построение бизнес - моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. -М.: Альпина Паблишер, 2012.
Слайд 58Список литературы
Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. –
СПб.: Питер, 2010.
Сооляттэ А.Ю. Бизнес-модели компаний: определение, эволюция, классификация. Url: www.finexpert-training.rwww.finexpert-training.ru
Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ, 2012
Шрагенхайм Э. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии. – М.: Альпина Букс, 2007.
Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / Уэйн У. Эккерсон; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
Слайд 59Список литературы
Шрагенхайм Э. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии. – М.:
Альпина Букс, 2007.
Голоктеев К, Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают. – СПб.: Питер, 2008.
A Guide to Business Analysis Body of Knowledge (BABOK 2.0). International Institute of Business Analysis, 2009.
Д.Нортон, Р.Каплан. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп – Бизнес, 2010.
Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – М.: Попурри, 2006.
Аналитические инструменты обоснования и мониторинга эффективности бизнес – моделей компаний малого и среднего бизнеса: Монография. / Под ред. проф. В.И. Бариленко. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2014.
Слайд 60Список литературы
У. Чак Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. - М.:
Гиппо, 2008.
Э. Голдратт, Д. Кокс. Цель: процесс непрерывного улучшения. - М.: Попурри, 2013.
Heptalysis – The Venture Assessment Framework. Pejman Makhfi, VentureChoice, Inc.. Retrieved 2005-10-22.
Exploring Corporate Strategy Using M.O.S.T. Analysis. Strategy Consulting Ltd. Retrieved 2009-04-09.
Business Open Learning Archive. Chris Jarvis for the BOLA Project. Retrieved 2009-04-09.
Аналитическое обеспечение инновационного развития бизнеса: Монография. Под ред. В.И. Бариленко. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013.