Слайд 1Информационные системы в бизнесе
Стешин Анатолий Иосифович,
Доктор экономических наук, профессор,
Зав. кафедрой «Менеджмент
организа-ции», факультета Международного промышленного менеджмента БГТУ (ВОЕНМЕХ)
Слайд 2Информационные системы в бизнесе
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей
среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Слайд 3Информационные системы в бизнесе
Данные - это сведения, факты, величины и их
соотношения, преоб-разования и обработка которых позволяют получить информацию. Иными словами, данные служат сырьем для создания информации, получаемой в результате обра-ботки данных.
Слайд 4Информационные системы в бизнесе
Знания – это основные законо-мерности предметной области, позволяющие
человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, а также страте-гии принятия решений (страте-гические знания)
Слайд 5Информационные системы в бизнесе
Информация - это знания, которые представляют собой совокупность
данных предметной области и связанных с ними адекватных методов и процедур применения знаний с целью достижения бизнес-результата.
Слайд 6Информационные системы в бизнесе
Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы
и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
Слайд 7Стратегическая информация
Стратегическая информация дает предприятию двоякий эффект: во-первых, прямой, заключающийся в
более полной мобилизации собственных ресурсов; во-вторых, косвенный, выражающийся в том, что предприятие получает возможность более точно оценивать свой потенциал и определять цели в сложившейся обстановке.
Слайд 8Три подхода к оценке внешней информации
.Некоторые предприятия рассматривают эти потоки в
качестве стратегического ресурса, для которого предусмотрены специальные функции. Другие предприятия отдают себе отчет в том, что во внешней информации есть определенный стратегический смысл, осуществляют ее сбор, но анализируют информацию нерегулярно и отрывочно.
Наконец, третья группа предприятий вовсе не осознает скрытых возможностей внешней информации стратегического характера.
Слайд 9Основные источники информации
Можно выделить пять групп основных источников информации.
1. Клиент (фактический
или потенциальный).
2. Конкурент (фактический или потенциальный).
3. Поставщики и субпоставщики.
4. Исследовательские центры.
5. Специальные ресурсы.
Слайд 10Три уровня информации
В информационном обслуживании руководителей предприятия целесообразно выделить три уровня:
философию (основные принципы информационного обеспечения), политику и структуру.
Под информационной философией понимаются общие цели информационного обслуживания, которые обязательны для двух остальных уровней. Информационная политика касается прав и обязанностей в данной сфере, информационных процессов, а также основных параметров информации.
Слайд 11Информационная философия и политика
Информационная философия и политика охватывают 18 тематических областей
(по 9 областей для каждого уровня).
Отношения доверия
Открытость к нововведениям
Достаточность информации
Регламентация информации
Равномерность распределения данных
Обзорность информации
Оптимизация времени потребителя на информацию
Слайд 12
Содержание информационной политики
Право на получение и использовании информации
Обязанности при использовании информации
Основные
формальные и неформальные мероприятия
Содержание информации
Форма информации
Сроки предоставления информации
Релевантность информации
Объемы информации
Прочие информационные показатели
Слайд 13Содержание информации
1) текущая хозяйственная деятельность предприятия, ее итоги;
2) кадровые и производственные
проекты и проблемы
3) перспективы деятельности предприятия, прежде всего данные, связанные с постановкой стратегических целей, средствами их достижения и контролем над их выполнением, а также данные о кратко- и среднесрочных финансовых планах;
4) некоторые второстепенные сведения о внешних и внутренних аспектах деятельности предприятия;
5) собственные дела своих подразделений и служб.
Слайд 14Информационные системы в бизнесе
Информационная система – взаимо-связанная совокупность данных, мето-дов и
процедур предметной области, средств вычислительной техники и программного обеспечения, используе-мых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели всем заинтересо-ванным группам пользователей.
Слайд 15Информационные системы в бизнесе
Пирамида уровней управления
Слайд 16Информационные системы в бизнесе
Слайд 17Информационные системы в бизнесе
Слайд 18Информационные системы в бизнесе
Классификация информационных систем по признаку структурированности
Слайд 19Информационные системы в бизнесе
Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение
и logos - знания, наука) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, осуществляемых в процессе производства продукции.
Задача технологии как науки - выявление закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производ-ственных процессов.
Слайд 20Информационные системы в бизнесе
Информационная технология - это совокупность методов, производствен-ных процессов
и программно-технических средств, объединенных в технологи-ческую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распро-странение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.
Слайд 21Информационные системы в бизнесе
Основная цель ИТ - обеспечивать эффективное использование информационных
ресурсов:
при разработке стратегических планов развития организаций;
при изучении влияния инвестиционно-иннова-ционной деятельности;
для обеспечения конкурентоспособности подраз-делений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов;
для осуществления поддержки принятия управленческих решений.
Слайд 22Информационные системы в бизнесе
Структура информационной технологии
Слайд 23Информационные системы в бизнесе
5 основных информационных тенденций:
Возрастание роли информационного продукта;
Развитие способности
к взаимодействию (совместимости);
Ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);
Глобализация;
Конвергенция.
Слайд 24Информационные системы в бизнесе
Традиционные бизнес процессы (производство)
Слайд 25Информационные системы в бизнесе
Слайд 26Информационные системы в бизнесе
Примеры бизнес-процессов
Функциональная область Бизнес-процесс
Производство Производство товара Проверка качества
Создание
перечня используемых материалов
Продажа и маркетинг Идентификация заказчиков
Распространение сведений о товаре
среди заказчиков
Продажа товара
Бухгалтерия и финансы Платежи кредиторам
Создание финансовых транзакций
Управление учетом наличных средств
Кадровый учет Оценка производительности сотрудников
Включение сотрудников в план прибылей
Слайд 27Информационные системы в бизнесе
Слайд 28Информационные системы в бизнесе
Слайд 29Информационные системы в бизнесе
Системы класса MRP (Material Requirement Planning - планирования
материальных потребностей). Эти системы могут быстро подсчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. Во главе системы класса MRP стоит блок MPS (Master Production Scheduling) составления основного плана производства.
Слайд 30Информационные системы в бизнесе
Слайд 31Информационные системы в бизнесе
Слайд 32Информационные системы в бизнесе
Слайд 33Информационные системы в бизнесе
Системы класса MRPII (планирование производственных ресурсов - Manufacturing
Resource Planning), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.
Слайд 34Информационные системы в бизнесе
Систем класса ERP (Enterprise Resource Planning) - систем
планирования ресурсов пред-приятия. Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия.
Слайд 35Информационные системы в бизнесе
. Состав ERP-системы
Слайд 37Информационные системы в бизнесе
Типология производственных процессов в ERP
Слайд 38Важнейшими особенностями ERP-систем являются:
Охват практически всех видов деятельности, всех бизнес-процессов
предприятия, управление всеми ресурсами;
Построение от "нужд производства". Т.е. первичным для ERP-систем является оптимизация производст-венных процессов, повышение эффективности производственной деятельности. Возможность управлять не только отдельным предприятием, но и корпорациями, холдингами, объединениями;
Наличие в последних версиях полноценного доступа ко всем функциям через Интернет, присутствие подсистем управления цепочками поставок (SCM), управления отношениями с клиентами (CRM) и др.
Слайд 39В процессе управления деятельностью предприятия программный продукт класса ERP решает следующие
основные задачи:
поддержка разработки плановых (норма-тивных) данных по бизнес-процессам, хране-ние этих данных в хранилище (базе) данных (БД) и предоставление исполнителям бизнес-процессов;
фиксация результатов бизнес-процессов и предоставление пользователям аналитичес-кой информации (например, сравнение плановых и фактических показателей и т.д.).
Слайд 40Информационные системы в бизнесе
Слайд 41Информационные системы в бизнесе
Слайд 42Информационные системы в бизнесе
Слайд 43Информационные системы в бизнесе
Следующий этап развития ИС будет ориентирован на интеграцию
деятельности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему. Интернет позволяет предприятию взаимодействовать со всеми его контрагентами в совершенно новой среде, позволяющей предприятию контактировать напрямую с потребителем (Business-to-Consumer, B2C) или/и партнерами по бизнесу (Business-to-Business, B2B